Творческая встреча с Э. Ахмедовой и Э. Тухватуллиной в музее Сулеймана Юдакова





В этот раз  здесь  собрались активисты трёх литературно-творческих объединений, действующих  при музее –  «Данко», «Майсара», «Семинар молодых поэтов и писателей», а гостями  и очень интересными  собеседницами  стали две очаровательные женщины, подвижницы современной культуры, да ещё тёзки и подруги  –  искусствовед Эльмира Ахмедова и  тележурналист Эльмира Тухватуллина, имена которых хорошо известны в кругу ташкентской интеллигенции.



Открывая  эту встречу друзей,  директор мемориального музея великого узбекского композитора  Сулеймана Юдакова  Борис Бабаев  напомнил страницы жизни и творчества автора ставшей поистине бессмертной  первой узбекской комической оперы «Проделки Майсары» и  комического балета «Юность Насреддина». Немеркнущую славу узбекскому классику приумножили  оратории «Мирзачуль», «Алъер», мелодии песни «Жон Узбекистон» и лирического романса «Не пой, красавица, при мне…», «Карнавальный вальс»  и многие другие сочинения, получившие самую широкую известность не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами.  Большую роль в формировании  творческой личности композитора сыграли  поэт Хамза, рассмотревший его большой талант и устроивший его в Кокандский детдом для одаренных детей, а  в его дальнейшей музыкальной карьере великие композиторы и педагоги  Глиэр, Шостакович,  Хачатурян, с которыми С. Юдаков на протяжении своей сознательной жизни поддерживал  тесные дружеские творческие связи.



Искусствовед Эльмира Ахмедова, дочь  известного узбекского художника Рахима Ахмедова,  рассказала о многолетней дружбе своих родителей с Сулейманом Юдаковым и вспоминала о том, как она, обучаясь в  музыкальной школе  имени В. Успенского, частенько бывала в доме композитора вместе с отцом, познакомила  участников встречи с книгой своей мамы Каримы Алимбаевой-Ахмедовой «Музыка в жизни узбекской женщины».  Ее будущих родителей познакомил   общий друг и наставник, народный художник  Узбекистана , выдающийся миниатюрист Чингиз Ахмаров, создатель живописных образов Алишера Навои. Главным в её рассказе было вхождение музыкальной темы в творчество  отца с появлением рядом  любимой жены-красавицы, музыковеда , послужившей прообразом  для многих его женских портретов. 

 Эльмира Ахмедова посетовала, что её отца, в основном, знают по двум картинам, находящимся в постоянной экспозиции Государственного музея искусств Узбекистана: «Материнское раздумье» и «Песня», - а таких шедевров у Рахима Ахмедова значительно больше. 
 Эти картины  моего школьного детства,  первой экскурсии в музей изобразительного искусства стоят у меня перед глазами и  заряжают  звонкой радостью бытия. Помимо этих работ, светлым чувством любви к родине, родному краю и его людям пронизаны картина «Утро. Материнство»; портреты  сурхандарьинской девушки; певца узбекистанской природы У. Тансыкбаева и многие другие. 
Эльмира Ахмедова как искусствовед объективно заметила, что живописные и порой декоративные образы отца вместе с их творцом  «поют» в звонких мажорных аккордах и раздумывают о жизни в гармоничном  согласии с окружающей знойной азиатской природой.  В этом их жизненность и современность.



Эльмира Ахмедова  книгу своей матери преподнесла в дар музею. Директор мемориального музея Борис Рахимович Бабаев поблагодарив гостью за книгу и её интересный рассказ о жизни и творчестве отца и за светлую память  Сулеймана (Соломона) Юдакова и сказал следующее:

- Эльмира-хон! Вы прекрасная женщина, отличный искусствовед и добрый друг нашего музея. Спасибо вам за все хорошее, что вы делаете. Желаю вам всего самого лучшего в жизни и творческой деятельности. У великого нашего художника Рахима Ахмедова - достойные дочери. Он мог бы вами гордиться!


Много вопросов было адресовано известной тележурналистке  Эльмире Тухватуллиной. Телезрители ее хорошо знают по  ярким репортажам на канале Dunyo Bo'lab («Вокруг света») и авторским программам «Всё о туризме». Вот что она рассказывала  о своих приоритетах в   профессиональной деятельности:

    - Сегодня наших телезрителей особенно волнует проект «Узбекистан на Великом шёлковом пути» во всех его культурных и духовных взаимосвязях. В этом направлении мы работаем постоянно и много. Границы культуры и нашего менталитета неизбежно расширяются в  XXI веке скоростных технологий.
     Для меня Италия - это приятные, трепетные воспоминания. Мне нравятся язык, культура, архитектура, музыка, песни. Мне по духу близок итальянский темперамент. Обожаю аутентичную итальянскую кухню. А какой особой атмосферой таинства, волшебства и романтики пронизаны малые города этой страны! Например, на юге - в Апулии.
     В своих репортажах я приглашаю телезрителей побывать вместе со мной в Арагонском замке Отранто, спуститься в иподжео Пресичче, заглянуть в уникальный Музей крестьянского быта,узнать  тайны Замка Герцога, прогуляться по улочкам, населенным  удивительно интересными людьми, остановиться в обдуваемом всеми  ветрами Санта-Мария де Леука, где соединяются два моря Адриатическое и Ионическое.
    В эти дни мы активно готовимся к съёмкам события года – Фестивалю изобразительного  и прикладного искусства в Ташкенте. В течение пяти дней (18-22. 04. 17.) в узбекской столице продлится этот праздник  живописи, скульптуры, графики, дизайна, прикладного искусства и фотографии, организованный Академией художеств Узбекистана совместно с Министерством культуры нашей страны. Тематика выставок охватит  творчество величайших и малоизвестных отечественных и зарубежных художников ХХ-XXI веков. И это для нас тоже важное направление работы.






         Эльмира Тухватуллина, пользуясь случаем,  не забыла поздравить православный и католический мир в лице  присутствующих ,  со светлым праздником Пасхи и пожелать  весны в сердцах:
   - Пусть дарит светлый праздник, дорогие братья и сёстры, добро и уют вашим домам, пусть мир и гармония пребудут с вами не только сегодня. Хочу Вам пожелать: беречь помыслы в чистоте, души в святости, сердца в вере. Дарите любовь близким людям, заботу и тепло - незнакомым, нуждающимся в этом! Будьте ближе друг к другу духовно, добрее, искреннее. Нас сближает не расстояние, а душевное тепло и понимание. Пусть они царят в ваших семьях и в нашем общем доме - Узбекистане!
          Активный член творческого клуба «Майсара», поэт и переводчик Аъзам Обидов познакомил гостей  с уникальной Антологией  интернациональной поэзии «Язык птиц». Он является ее составителем, переводчиком и редактором. Перед Аъзамом стояла сложная задача: перевести на английский язык поэтов  пяти континентов, носителей шести мировых языков, среди которых заглавное место занимает творчество родоначальника узбекской литературы и  литературного языка Алишер Навои (1441-1501). Поэма «Язык птиц» А. Навои дала название современной антологии поэзии («Куш тили»), изданной в Ташкенте в 2011 году и посвященной   570-летию со дня рождения великого  узбекского поэта и мыслителя. С тех пор прошло шесть лет. В книжном мире появились новые антологии: сборник-билингва «Буквы на камнях»  на русском и армянском языках, куда  вошли наряду с поэтами-переводчиками СНГ и ташкентские авторы (М., 2013); юбилейное издание А. Навои «Сокровищница мыслей» (Т., 2016) и многие другие. Но даже на этом фоне труд  Аъзама  Обидова никогда не устареет, потому что, как он  справедливо написал во вступительной статье к антологии: «Человечество никогда не перестанет читать, потому что книга – это наше здоровье, но не та книга, которую ты купил, а та, которая тобой уже прочитана».
    Аъзам прочитал несколько газелей А. Навои из этого сборника и подарил бесценные издания в твёрдой бирюзовой обложке с красочными иллюстрациями Нодиры Иброхимовой с автографом каждому участнику дружеской встречи.  Её составитель пожелал всем приятного и необычного полёта в нашей отмеренной и неосознанно вечной жизни. Это великое наследие, став общенародной, общенациональной и интернациональной культурной традицией, будет теперь сопровождать нас всюду.
   Ташкентские поэты внесли свою скромную лепту в стихийную непротокольную программу творческой встречи друзей. Вика Осадченко, Николай Ильин, Бах Ахмедов, Муазам Ибрагимова, Адель Чилякова прочитали свои стихи о весне, дружбе, любви, детях и родном городе. Нигора Умарова декламировала рубаи Алишера Навои на староузбекском языке и  поэтессы Зебуннисо (1638-1702) на фарси – «благоуханном» языке поэзии. Автор этих строк завершила литературную часть вечера стихотворным посвящением памяти Сулеймана Юдакова «Насреддин из Коканда», обобщившем воспоминания о нём разных людей, кому он дорог.
   Эльмира Тухватуллина сказала самые добрые слова  о выступивших на этой встрече ташкентских поэтах, прочитавших на  узбекском, русском и языке фарси стихи классиков и собственные сочинения о весне, о любви, о смысле жизни и подаривших ей свои авторские сборники. Будучи одним из ведущих журналистов страны,  она выразила надежду, что на Национальном ТВ Узбекистана может открыться поэтическая страница , которая бы могла знакомить  телезрителей с современной поэзией нашего региона и демонстрировать  всё лучшее, что происходит  сейчас в современной многонациональной узбекской литературе.

     Председатель секции графиков СХ Узбекистана Шафкат Музаффар и главный художник  периодического издания «Муштум»  Хусан Садыков представили на суд литераторов и искусствоведов несколько свежих экземпляров сатирического журнала и тотчас получили   позитивные оценки доброжелательных критиков их актуальных карикатур на злобу дня.  Художники вместе с искусствоведом Эльмирой Ахмедовой обсудили  недавнее  знаменательное событие в культурной жизни  – показ 13-14 апреля 2017 года самой большой картины в мире в выставочном комплексе Узэкспоцентр на V юбилейной Международной Узбекской Туристической выставка (МУТВ) -2017  в Ташкенте.

 

     Это был Арт-проект народного художника Узбекистана, академика Академии художеств Узбекистана  Лекима Ибрагимова «Тысяча ангелов и одна картина». Узбекский художник нашего времени, подобно знаменитому русскому художнику Александру Иванову (1806-1858), писавшему в Риме 20 лет  картину «Явление Христа народу», в итоге прославившую его, создавал свой оригинальный шедевр десять лет. Картина нашего современника и соотечественника занесена в книгу рекордов  Гиннеса.



    В завершение двухчасовой встречи  за традиционным в стенах музея чаепитием все присутствующие дружным, хоть и нестройным, хором  вдохновенно исполнили песню С. Юдакова «Жон Узбекистон» под  аккомпанемент на фортепиано Аъзама  Обидова.



Гуарик Багдасарова
Фото автора и Евгения Скляревского


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова

Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина