Творческая встреча с Э. Ахмедовой и Э. Тухватуллиной в музее Сулеймана Юдакова
В этот раз здесь
собрались активисты трёх литературно-творческих объединений,
действующих при музее – «Данко», «Майсара», «Семинар молодых поэтов и
писателей», а гостями и очень
интересными собеседницами стали две очаровательные женщины, подвижницы современной
культуры, да ещё тёзки и подруги – искусствовед Эльмира Ахмедова и тележурналист Эльмира Тухватуллина, имена
которых хорошо известны в кругу ташкентской интеллигенции.
Открывая эту встречу друзей, директор мемориального музея великого
узбекского композитора Сулеймана Юдакова Борис Бабаев
напомнил страницы жизни и творчества автора ставшей поистине бессмертной первой узбекской комической оперы «Проделки
Майсары» и комического балета «Юность
Насреддина». Немеркнущую славу узбекскому классику приумножили оратории «Мирзачуль», «Алъер», мелодии песни «Жон
Узбекистон» и лирического романса «Не пой, красавица, при мне…», «Карнавальный
вальс» и многие другие сочинения,
получившие самую широкую известность не только в Узбекистане, но и далеко за
его пределами. Большую роль в
формировании творческой личности
композитора сыграли поэт Хамза,
рассмотревший его большой талант и устроивший его в Кокандский детдом для
одаренных детей, а в его дальнейшей
музыкальной карьере великие композиторы и педагоги Глиэр, Шостакович, Хачатурян, с которыми С. Юдаков на протяжении
своей сознательной жизни поддерживал
тесные дружеские творческие связи.
Искусствовед Эльмира
Ахмедова, дочь известного узбекского
художника Рахима Ахмедова, рассказала о
многолетней дружбе своих родителей с Сулейманом Юдаковым и вспоминала о том, как
она, обучаясь в музыкальной школе имени В. Успенского, частенько бывала в доме
композитора вместе с отцом, познакомила
участников встречи с книгой своей мамы Каримы Алимбаевой-Ахмедовой
«Музыка в жизни узбекской женщины». Ее будущих
родителей познакомил общий друг и
наставник, народный художник Узбекистана
, выдающийся миниатюрист Чингиз Ахмаров, создатель живописных образов Алишера
Навои. Главным в её рассказе было вхождение музыкальной темы в творчество отца с появлением рядом любимой жены-красавицы, музыковеда ,
послужившей прообразом для многих его
женских портретов.
Эльмира Ахмедова посетовала,
что её отца, в основном, знают по двум картинам, находящимся в постоянной
экспозиции Государственного музея искусств Узбекистана: «Материнское раздумье»
и «Песня», - а таких шедевров у Рахима Ахмедова значительно больше.
Эти картины моего школьного детства, первой экскурсии в музей изобразительного искусства стоят у меня перед глазами и заряжают звонкой радостью бытия. Помимо этих работ, светлым чувством любви к родине, родному краю и его людям пронизаны картина «Утро. Материнство»; портреты сурхандарьинской девушки; певца узбекистанской природы У. Тансыкбаева и многие другие.
Эльмира Ахмедова как искусствовед объективно заметила, что живописные и порой декоративные образы отца вместе с их творцом «поют» в звонких мажорных аккордах и раздумывают о жизни в гармоничном согласии с окружающей знойной азиатской природой. В этом их жизненность и современность.
Эти картины моего школьного детства, первой экскурсии в музей изобразительного искусства стоят у меня перед глазами и заряжают звонкой радостью бытия. Помимо этих работ, светлым чувством любви к родине, родному краю и его людям пронизаны картина «Утро. Материнство»; портреты сурхандарьинской девушки; певца узбекистанской природы У. Тансыкбаева и многие другие.
Эльмира Ахмедова как искусствовед объективно заметила, что живописные и порой декоративные образы отца вместе с их творцом «поют» в звонких мажорных аккордах и раздумывают о жизни в гармоничном согласии с окружающей знойной азиатской природой. В этом их жизненность и современность.
Эльмира Ахмедова книгу своей матери преподнесла в дар музею.
Директор мемориального музея Борис Рахимович Бабаев поблагодарив гостью за
книгу и её интересный рассказ о жизни и творчестве отца и за светлую
память Сулеймана (Соломона) Юдакова и сказал следующее:
- Эльмира-хон! Вы прекрасная
женщина, отличный искусствовед и добрый друг нашего музея. Спасибо вам за все
хорошее, что вы делаете. Желаю вам всего самого лучшего в жизни и творческой
деятельности. У великого нашего художника Рахима Ахмедова - достойные дочери.
Он мог бы вами гордиться!
Много вопросов было
адресовано известной тележурналистке
Эльмире Тухватуллиной. Телезрители ее хорошо знают по ярким репортажам на канале Dunyo Bo'lab
(«Вокруг света») и авторским программам «Всё о туризме». Вот что она
рассказывала о своих приоритетах в профессиональной деятельности:
- Сегодня наших телезрителей
особенно волнует проект «Узбекистан на Великом шёлковом пути» во всех его
культурных и духовных взаимосвязях. В этом направлении мы работаем постоянно и
много. Границы культуры и нашего менталитета неизбежно расширяются в XXI веке скоростных технологий.
Для меня Италия - это
приятные, трепетные воспоминания. Мне нравятся язык, культура,
архитектура, музыка, песни. Мне по духу близок итальянский темперамент. Обожаю
аутентичную итальянскую кухню. А какой особой атмосферой таинства, волшебства и
романтики пронизаны малые города этой страны! Например, на юге - в Апулии.
В своих репортажах я
приглашаю телезрителей побывать вместе со мной в Арагонском замке Отранто,
спуститься в иподжео Пресичче, заглянуть в уникальный Музей крестьянского
быта,узнать тайны Замка Герцога,
прогуляться по улочкам, населенным
удивительно интересными людьми, остановиться в обдуваемом всеми ветрами Санта-Мария де Леука, где соединяются
два моря Адриатическое и Ионическое.
В эти дни мы активно
готовимся к съёмкам события года – Фестивалю изобразительного и прикладного искусства в Ташкенте. В течение
пяти дней (18-22. 04. 17.) в узбекской столице продлится этот праздник живописи, скульптуры, графики, дизайна,
прикладного искусства и фотографии, организованный Академией художеств
Узбекистана совместно с Министерством культуры нашей страны. Тематика выставок
охватит творчество величайших и
малоизвестных отечественных и зарубежных художников ХХ-XXI веков. И это для нас
тоже важное направление работы.
Эльмира Тухватуллина,
пользуясь случаем, не забыла поздравить
православный и католический мир в лице
присутствующих , со светлым
праздником Пасхи и пожелать весны в
сердцах:
- Пусть дарит светлый
праздник, дорогие братья и сёстры, добро и уют вашим домам, пусть мир и
гармония пребудут с вами не только сегодня. Хочу Вам пожелать: беречь помыслы в
чистоте, души в святости, сердца в вере. Дарите любовь близким людям, заботу и
тепло - незнакомым, нуждающимся в этом! Будьте ближе друг к другу духовно,
добрее, искреннее. Нас сближает не расстояние, а душевное тепло и понимание.
Пусть они царят в ваших семьях и в нашем общем доме - Узбекистане!
Активный член творческого клуба «Майсара», поэт и переводчик Аъзам Обидов
познакомил гостей с уникальной Антологией интернациональной поэзии «Язык
птиц». Он является ее составителем, переводчиком и редактором. Перед Аъзамом
стояла сложная задача: перевести на английский язык поэтов пяти континентов, носителей шести мировых
языков, среди которых заглавное место занимает творчество родоначальника
узбекской литературы и литературного
языка Алишер Навои (1441-1501). Поэма «Язык птиц» А. Навои дала название
современной антологии поэзии («Куш тили»), изданной в Ташкенте в 2011 году и
посвященной 570-летию со дня рождения
великого узбекского поэта и мыслителя. С
тех пор прошло шесть лет. В книжном мире появились новые антологии:
сборник-билингва «Буквы на камнях» на
русском и армянском языках, куда вошли
наряду с поэтами-переводчиками СНГ и ташкентские авторы (М., 2013); юбилейное
издание А. Навои «Сокровищница мыслей» (Т., 2016) и многие другие. Но даже на
этом фоне труд Аъзама Обидова никогда не устареет, потому что, как
он справедливо написал во вступительной
статье к антологии: «Человечество никогда не перестанет читать, потому что
книга – это наше здоровье, но не та книга, которую ты купил, а та, которая
тобой уже прочитана».
Аъзам прочитал несколько
газелей А. Навои из этого сборника и подарил бесценные издания в твёрдой
бирюзовой обложке с красочными иллюстрациями Нодиры Иброхимовой с автографом
каждому участнику дружеской встречи. Её
составитель пожелал всем приятного и необычного полёта в нашей отмеренной и
неосознанно вечной жизни. Это великое наследие, став общенародной,
общенациональной и интернациональной культурной традицией, будет теперь
сопровождать нас всюду.
Ташкентские поэты внесли свою
скромную лепту в стихийную непротокольную программу творческой встречи друзей.
Вика Осадченко, Николай Ильин, Бах Ахмедов, Муазам Ибрагимова, Адель Чилякова
прочитали свои стихи о весне, дружбе, любви, детях и родном городе. Нигора
Умарова декламировала рубаи Алишера Навои на староузбекском языке и поэтессы Зебуннисо (1638-1702) на фарси –
«благоуханном» языке поэзии. Автор этих строк завершила литературную часть
вечера стихотворным посвящением памяти Сулеймана Юдакова «Насреддин из
Коканда», обобщившем воспоминания о нём разных людей, кому он дорог.
Эльмира Тухватуллина сказала
самые добрые слова о выступивших на этой
встрече ташкентских поэтах, прочитавших на
узбекском, русском и языке фарси стихи классиков и собственные сочинения
о весне, о любви, о смысле жизни и подаривших ей свои авторские сборники.
Будучи одним из ведущих журналистов страны, она выразила надежду, что на Национальном ТВ Узбекистана может открыться
поэтическая страница , которая бы могла знакомить телезрителей с современной поэзией нашего
региона и демонстрировать всё лучшее,
что происходит сейчас в современной
многонациональной узбекской литературе.
Председатель секции графиков
СХ Узбекистана Шафкат Музаффар и главный художник периодического издания «Муштум» Хусан Садыков представили на суд литераторов
и искусствоведов несколько свежих экземпляров сатирического журнала и тотчас
получили позитивные оценки
доброжелательных критиков их актуальных карикатур на злобу дня. Художники вместе с искусствоведом Эльмирой
Ахмедовой обсудили недавнее знаменательное событие в культурной
жизни – показ 13-14 апреля 2017 года
самой большой картины в мире в выставочном комплексе Узэкспоцентр на V
юбилейной Международной Узбекской Туристической выставка (МУТВ) -2017 в Ташкенте.
Это был Арт-проект народного
художника Узбекистана, академика Академии художеств Узбекистана Лекима Ибрагимова «Тысяча ангелов и одна
картина». Узбекский художник нашего времени, подобно знаменитому русскому
художнику Александру Иванову (1806-1858), писавшему в Риме 20 лет картину «Явление Христа народу», в итоге
прославившую его, создавал свой оригинальный шедевр десять лет. Картина нашего
современника и соотечественника занесена в книгу рекордов Гиннеса.
В завершение двухчасовой встречи за традиционным в стенах музея чаепитием все
присутствующие дружным, хоть и нестройным, хором вдохновенно исполнили песню С. Юдакова «Жон
Узбекистон» под аккомпанемент на
фортепиано Аъзама Обидова.
Гуарик Багдасарова
Фото автора и Евгения Скляревского





Комментарии
Отправить комментарий