Международный день музеев и День славянской письменности и культуры отметили в ахматовском музее при РЦНК Узбекистана
18 мая - в этот день по всему
миру отмечается Международный день музеев. Музейные работники советуют гостям
города, а также всем свободным от работы горожанам провести четверг
в музейных путешествиях. Возможность насладиться творчеством великих
художников и скульпторов бесплатно получается не часто. В
Ташкенте насчитывается 37 музеев. Двери общественного клуба-музея «Мангалочий дворик
Анны Ахматовой» бесплатно открыты для посещения гостей каждый четверг.
Здесь можно не только познакомиться с уникальной экспозицией,
связанной с Анной Ахматовой и её литературным окружением. Посетители,
независимо от возраста, студенческая и
учащаяся молодёжь из колледжей и лицеев, а также пенсионеры в стенах музея могут вдоволь насладиться поэзией Серебряного века и
общением с друзьями по интересам. Они охотно выносят на суд публики свои стихотворные опыты; знакомятся с произведениями авторов литературно-художественного
журнала «Звезда Востока», завсегдатаев этого музея; обсуждают публикации
авторов ахматовских альманахов «Мангалочий дворик» и «Под крылом
Пегаса» издательства РЦНК в Ташкенте и с радостью открывают для себя новые
имена в современной литературе и культуре.
Таким ненавязчивым образом осуществляется Всемирная декларация
об образовании для всех и государственная стратегическая программа «Образование
для всех» (ОДВ) с 1990 года с её важнейшей концепцией «Образование на
протяжении всей жизни» (LLL – life long leaning), принятой в 1996 году и давшей стимул развитию музейного дела
в Узбекистане. Благодаря активной общественной работе, проводимой в музеях, они
стали очагами культурно-воспитательной работы для сотен людей. Различные
кружки, литературно-творческие объединения при музеях способствуют раскрытию талантов,
потенциала каждого человека, стимулируют развитие личности и, в конечном итоге,
улучшают его собственную жизнь и, в целом, преобразуют наше общество.
Как всегда, директор ахматовского музея А.В. Маркевич приветливо встречает гостей. В этот раз она
рассказала о всемирно известном Каракалпакском музее искусств в Нукусе,
созданном в 1966 году, и о своём
знакомстве с его первым директором, собирателем
уникальной художественной коллекции картин в стиле «модерн» местных
непризнанных мастеров – Игорем Витальевичем Савицким, чьё имя сейчас носит
музей. Автору этих строк довелось познакомиться
в 2015 году в Подмосковье у моих родных
Григорьянцев с верным последователем и достойным продолжателем дела Игоря
Савицкого - Мариникой Маратовной Бабаназаровой. Она с восторгом рассказывала о
своей службе в этом музее более тридцати
лет и не предполагала тогда, что она вынуждена будет уйти на заслуженный отпуск
в канун 100-летнего юбилея И.В. Савицкого, который широко отмечался четвёртого
сентября 2016 года в Узбекистане и далеко за его пределами.
При
своей гениальности собирателя, человека исключительно порядочного, порой
наивного и доброго, - рассказывала М. Бабаназарова, у Игоря Витальевича характер был не из
легких. Он «спасал» для потомков произведения искусства, которые, как в норку,
надежно складывал в Нукусском музее, отдаленном от мест угрозы им, но не
заботился о документации. В этих делах Савицкий был человеком разбросанным и
неаккуратным. Главной задачей после смерти И.В. Савицкого было сохранить коллекцию,
которую сформировал ее основатель, и
обеспечить ее выживание в сложных условиях быстро меняющегося мира. Новый
директор всегда думала об обязательстве выплатить долги художникам, авторам
уникальной коллекции, и сохранить музей для Каракалпакстана в первозданном виде.
«Нет
пророков в своём отечестве!»: кроме того, пришлось побороться за сохранение
имени и наследия И.В. Савицкого, когда в 2002 году была предпринята попытка
убрать его имя из названия музея, убрать табличку с внешней стороны нового
здания и присвоить ему статус «национального музея». Конец всем этим неприятным
событиям положил первый Президент Узбекистана И.А. Каримов, который посмертно
наградил И.В. Савицкого Орденом Республики Узбекистан за выдающиеся заслуги
«Буюк хизматлар учун».
И.В.
Савицкий спасал образцы прикладного искусства каракалпаков и мечтал возродить
традиционные каракалпакские ремесла, говорил о возрождении народно-прикладного
искусства: «У маленького народа, в недавнем прошлом затерянного среди песков и
протоков Амударьи, оказалось великолепное искусство, потрясающее мастерство,
безупречный вкус, удивительный такт в распределении орнамента и цвета»[1].
Мариника
Бабаназарова претворила в жизнь его мечты и в разные годы была главным координатором проекта по
возрождению пяти каракалпакских ремесел – вышивки, ковроткачества, производства
юрт, изготовления музыкальных инструментов и резьбы по дереву. Нукусский музей
один из первых в Узбекистане положил
начало реализации проекта по возрождению
традиционных ремесел.
В свое время Савицкий мечтал поставить в
музее пять юрт разных народностей Центральной Азии. По своему внутреннему
убранству каракалпакская юрта относится к числу наиболее самобытных и нарядных
в Центральной Азии. Сегодня в одном из
залов музея она экспонируется. С горечью приходилось констатировать об уходящих традиционных видах ремесел каракалпаков, чему
способствовала и трагедия Аральского моря.
Мариника Бабаназарова убеждала
начать работу по реализации давних замыслов Игоря Витальевича. И проект успешно заработал. Сейчас это стало
обычным делом. К сожалению, не все знают, как сложно было начать этот проект.
Иностранные гости музей теперь называют «Лувром в пустыне», или «чудом в пустыне».
Теперь
уже стало хорошей традицией, когда музейные сотрудники дают подрастающему
поколению эстетическое образование, знакомят детей и подростков с помощью
лекций и репродукций с основами мирового искусства, рассказами о национальной
культуре, рассказами об уникальной коллекции музея в Нукусе. Обязательной частью проекта программы
является поездка детей в Нукус, которая
становится для них настоящим праздником.
В
Международный день музеев в 2012 году он был удостоен специального приза
Министерства по делам культуры и спорта - диплома и специального приза за
огромный вклад в развитие музейного дела. Совсем недавно музей вошел в ряд
престижных рейтингов туристической экстраординарности. Много сделано для
популяризации музея в разных странах мира. Это презентации, различные семинары,
форумы, международные конгрессы, выступления с лекциями о культуре каракалпаков,
коллекции Каракалпакского государственного музея искусств им. И.В. Савицкого
внутри страны, а также в Швеции, в Австрии, в США, в Италии, России и в других странах мира. Совсем недавно, в
апреле 2017 года, 250 картин из
Нукусского музея экспонировались в Музее изобразительного искусства имени А.С.
Пушкина в Москве, предваряя встречу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с
президентом РФ Владимиром Путиным в российской столице.
А.В.
Маркевич познакомила гостей с новым альбомом цветных иллюстраций уникальных
работ из коллекции музея И. Савицкого из библиотеки РЦНК Узбекистана и
проанализировала каждую из них. Среди них были портреты, жанровые картины
и живописные пейзажи Александра Волкова,
Урала Тансыкбаева, Павла Бенькова и малоизвестных художников.
Ташкентский
поэт Николай Ильин прочитал свои
стихотворные посвящения - дому Павла Бенькова
в Самарканде, музею Сергея Есенина в Ташкенте ("Монолог Прохлопуши") и перевод шуточного стихотворения
узбекского поэта Икбола Мирзо под названием «В музее ХХХ века»:
Вот посмотрите – это телевизор.
Пред ним все наши прадеды пра-пра
Просиживали чуть не беспрерывно
От вечера до самого утра.
А тут уже – компьютеры. Смотрите,
Наш предок лет уж с тысячу назад
Прекраснейшим таким изобретеньем
Единой сетью мир умел связать.
Вот здесь летательные аппараты:
В них первобытный предок наш взлетал
И через неба синие просторы
В космические дали проникал.
Все экспонаты, господа, бесценны,
Мы здесь наследье наше сохраняем.
Пожалуйста, не трогайте руками
И просьба: не плевать насваем!
А.В. Маркевич в преддверии Дня славянской письменности и культуры -
24 мая 2017 г .
– показала подаренную ей в 2013 году икону основоположников
церковно-славянского языка - Мефодия и
Кирилла. Она напомнила всем
присутствующим, как тогда впервые, с благословения Ташкентского и
Среднеазиатского митрополита Викентия, в День святых равноапостольных учителей
славянских, во дворе
Представительства Россотрудничества в Узбекистане состоялась выставка икон конца XYIII-начала XX вв.,
приуроченная к 1150-летию славянской письменности. Альбина Витольдовна
подчеркнула, что праздник славянской письменности и культуры и сопутствующие
ему мероприятия – тематические выставки, литературные вечера привлекают общественность
узбекской столицы к проблемам сохранения,
чистоты и развития русского языка и русской культуры в нашем регионе.
Русский язык и русская культура наряду с
государственным узбекским языком и
национальной культурой являются
неотъемлемой частью мировой культуры.
Библиофил Александр
Ступак, по своей природе, «книжный червь» в благородном понимании этого
слова, подчеркнул значение книги в этом
культурно-образовательном процессе и привёл высказывания писателя Михаила
Пришвина и академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва на эту тему. «Любите читать! - призывал Д.С. Лихачёв, обращаясь,
прежде всего, к молодой аудитории. -
Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.
Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты,
но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в
другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним
словом, делает вас мудрыми»[2].
Встреча
в ахматовском музее при РЦНК Узбекистана
в честь предстоящего Дня славянской письменности и культуры завершилась забавной игрой в слова. По заданию А.В. Маркевич, на предложенное слово «кровать» надо было придумать существительные в именительном падеже из букв, использованных в слове. Автор этих строк придумала тринадцать слов, а вот сама А.В. Маркевич – больше сорока!
в честь предстоящего Дня славянской письменности и культуры завершилась забавной игрой в слова. По заданию А.В. Маркевич, на предложенное слово «кровать» надо было придумать существительные в именительном падеже из букв, использованных в слове. Автор этих строк придумала тринадцать слов, а вот сама А.В. Маркевич – больше сорока!
Искусство
слова – самое сложное. Оно требует от человека внутренней культуры,
филологических знаний и филологического опыта. Ближайшая встреча в ахматовском
музее в очередной четверг будет
посвящена чтению стихов и их обсуждению в кругу друзей. Возможно, новая встреча
откроет для нас новые горизонты жизни, расширит сферу того жизненного простора, в которой мы
пребываем сегодня. «До скорой встречи! – именно так прощались друзья «Мангалочьего
дворика Анны Ахматовой».
Выходя
из музея с группой ахматовцев – Мунирой Бабаяровой, Александром Татаринцевым,
Евгенией Абалян, Александром Ступаком - на шумные весенние улицы, где полным
ходом идёт строительство, преобразующее наш город, и почти в каждом дворе
слышны стук молотка и звук пилы, мы
рассуждали вот о чём. Ведь после таких вечеров кто-то обязательно встретится с чем-то, чего не замечал раньше и
поразится новой красоте города и неожиданной мудрости жизни, не сводимой только к бытовым
впечатлениям. Тогда перед ним возникнет новая цель, достойная интеллигентного человека,
и он обязательно её достигнет, тогда и посмотрим, кто к чему способен на этой
благодатной земле...
Гуарик Багдасарова
Комментарии
Отправить комментарий