В Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои под занавес 87-го сезона состоялась премьера одноактного балета П.И. Чайковского «Франческа да Римини»
В
зрительном зале 30 июня 2017 года свободных мест не было: ажиотаж вызвало
неординарное событие - закрытие 87-го театрального сезона, в честь чего была
подготовлена необычная программа. В первом отделении успешно состоялся вечер
классической хореографии и узбекского национального танца в исполнении солистов
балета и ансамбля «Тумор». Ансамбль национального танца «Тумор» был образован в
2011 году под руководством Чарос Джурабаевой. С 2017 года ансамбль вошел в
состав коллектива ГАБТ им А.Навои как национальный молодой балет, участвующий в
танцевальных сценах национального репертуара театра. В репертуаре ансамбля -
узбекские национальные танцы и танцы народов мира, постановщиками которых
являются Чарос Джурабаева и заслуженная артистка Узбекистана и Каракалпакстана
Нгархан Назарова. Об этом танцевальном коллективе в театре сложилось прочное мнение,
что это самый дружный ансамбль: «Один за всех – все за одного».
Успеху
выступления ансамбля «Тумор» на сцене ГАБТ имени А. Навои в день закрытия
сезона способствовали не только высокая техника исполнения артистов, но и
праздничная сценография, и яркие национальные костюмы танцоров. Во всю сцену
растянулось красочное панно, на котором был воспроизведён весенний горный
пейзаж Урала Тансыкбаева. На его фоне чередовались танцы, оживившие горы и
цветущие фруктовые деревья на первом плане. У публики, горячо аплодировавшей
солистам после каждого выхода на сцену, сложилось полное впечатление
присутствия не в зале, а у подножия гор Тянь-Шаня, - на лоне богатой природы
края, породившего таких красивых гибких девушек-наяд, волшебством танца сумевшитх
увлечь зрителей в страну грёз и несбыточных мечтаний. Зрители долго
аплодировали солистам ансамбля «Тумор» за исполнение зажигательного хорезмского
танца «Хоразм лагаси» и узбекского народного танца «Шух кизлар».
Концерт в первом отделении был обогащён популярными европейскими
танцами. С особым воодушевлением зрители принимали страстный дуэт из балета
«Кармен-сюита» (Ж. Бизе-Р. Щедрин) в исполнении заслуженной артистки
Узбекистана Тамиллы Мухамедовой и Замира Фазлутова и полный волшебства и
романтики «Адажио» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского с главными
исполнителями – Ольгой Сабировой и Тимуром Шангариевым.
Первое отделение было только прелюдией к сюрпризу, который
подготовил театральный коллектив во втором отделении после антракта. Поклонники
классического балета пришли целыми семьями посмотреть балет П.И. Чайковского в
одном действии «Франческа да Римини» и ждали с нетерпением открытия занавеса.
Одноактный балет «Франческа да Римини» П.И.Чайковского повествует выразительным
языком музыки и пластическими средствами танца о трагической любви Франчески и
Паоло. С первых аккордов зрители услышали вихри ада и стоны грешников,
выразительный и страстный рассказ Франчески, светлый и лирический эпизод
признания в любви. Балет «Франческа да Римини» стал поэтическим гимном вечной
любви. В нём звучат вечные вопросы о жизни и смерти, любви, грехопадении и возмездии,
а также затронуты неписаные законы кармы и судьбы. В основу балета положено
всемирно известное произведение – симфоническая фантазия «Франческа да Римини»
П.И.Чайковского, основанная на сюжете из «Божественной комедии» Данте Алигьери
эпохи итальянского Возрождения.
Реальная история знатной итальянской дамы Франчески да
Римини была популярна в эпоху Возрождения, а после изложения её Данте стала
одним из вечных сюжетов литературы и искусства. Впервые произведение было
исполнено симфоническим оркестром под управлением Н.Г. Рубинштейна 25 февраля
1877 года. Позднее 11 марта 1878 года его представили в Петербурге, где это
произведение имело огромный успех.
Главную женскую роль в премьерном спектакле (Франческа)
исполнила заслуженная артистка Узбекистана Надира
Хамраева. Образ отрицательного персонажа Джотто воплотилил молодой
талантливый солист театральной труппы Бекзод
Акимбаев. Партия возлюбленного Паоло исполнил Улугбек Олимов, блестяще передавший взлёт и падение своего
героя, которого постигло возмездие за его страстное чувство к Франческе,
насильно обманным путём отданной замуж за нелюбимого и уродливого Джотто
(старшего брата Паоло).
По
признанию главного хореографа, заслуженного артиста Узбекистана Шавката Турсунова, восстановившего
балет, труппа ГАБТ имени А. Навои работала над этим спектаклем с большой
ответственностью и вдохновением. С первых репетиций артистов захватила
божественная музыка великого композитора П.И Чайковского, о которой он в своё
время писал: «Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические
произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы
и модуляции. Симфония моя, разумеется, программа, но программа эта такова, что
формулировать её словами нет никакой возможности… Но не этим ли и должна быть
симфония, то есть самая лирическая из музыкальных форм, не должна ли она
выражать всё то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть
высказано?».
Оркестр под управлением народной артистки Узбекистана Дильбар Абдурахмановой вполне справился
с высокой задачей, которую поставил перед собой русский композитор. Музыка
помогала зрителям пережить вместе с героями высокий трагизм кульминационного момента
– гибели главных героев от руки Джотто и неизбежное просветление в финале
спектакля, когда души влюблённых слились в посмертном танце в ином мире.
Ш.
Турсунов отметил, что партии в новой редакции балета довольно непростые в
техническом плане. Каждая партия имеет свои мини-вариации, изобилующие
прыжками, пируэтами, сложными комбинациями поддержек и прочими выразительными
средствами. Выступления каждого солиста были пропитаны противоречивыми сложными
эмоциями, а отточенные движения артистов, их пластическая выразительность
возвышали их танцы до небес, хотя всё действие происходило в аду, колоритно
переданном сумрачными театральными декорациями.
После
завершения «вечера классической хореографии и узбекского национального танца» и
одноактного балета «Франческа да Римини» восторженная публика еще долго не
отпускала артистов, вознаграждая их продолжительными аплодисментами за
праздник, который они подарили жителям узбекской столицы в преддверии «летних
каникул». Затем на сцене появился главный балетмейстер Шавкат Турсунов,
которого благодарные зрители одарили шквалом оваций. Солисты классического
балета и ансамбля «Тумор» сообща сделали вечер закрытия 87-го театрального
сезона в ГАБТе имени А. Навои незабываемым. Все гости в этот последний июньский
вечер получили большое удовольствие от увиденного на сцене.
Завершившийся
сезон оставил много ярких и неповторимых впечатлений. Значительным событием в
культурной жизни Узбекистана стало воплощение оперы-балета В. Бафоева «Хамса» (по
мотивам знаменитого цикла поэм великого Алишера Навои) в динамичном решении
постановщика, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима и
дирижера Бобомурода Худойкулова. В нём блеснуло мастерство солистов разных
творческих поколений. Многие работы театра в этом сезоне были связаны с яркими дебютами молодых исполнителей –
солистов и стажеров, таких как Азиза Мухамедова, Ангелина Ахмедова, Бекзод Давронов, Абдулла Ширинов, Султан Абдурахимов, Ришат Решитов и другие. Было
проведено немало ярких театрализованных концертов, в которых современная форма
оттеняла мастерство исполнителей. Можно с удовлетворением сказать, что этот
прекрасный и запоминающийся сезон ведущего оперно-балетного театра нашей страны
надолго останется в сознании многочисленных зрителей, неизменно заполнявших зал
и одаривавших исполнителей горячими аплодисментами.
Гуарик Багдасарова



Комментарии
Отправить комментарий