В Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои под занавес 87-го сезона состоялась премьера одноактного балета П.И. Чайковского «Франческа да Римини»





В зрительном зале 30 июня 2017 года свободных мест не было: ажиотаж вызвало неординарное событие - закрытие 87-го театрального сезона, в честь чего была подготовлена необычная программа. В первом отделении успешно состоялся вечер классической хореографии и узбекского национального танца в исполнении солистов балета и ансамбля «Тумор». Ансамбль национального танца «Тумор» был образован в 2011 году под руководством Чарос Джурабаевой. С 2017 года ансамбль вошел в состав коллектива ГАБТ им А.Навои как национальный молодой балет, участвующий в танцевальных сценах национального репертуара театра. В репертуаре ансамбля - узбекские национальные танцы и танцы народов мира, постановщиками которых являются Чарос Джурабаева и заслуженная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Нгархан Назарова. Об этом танцевальном коллективе в театре сложилось прочное мнение, что это самый дружный ансамбль: «Один за всех – все за одного».


Успеху выступления ансамбля «Тумор» на сцене ГАБТ имени А. Навои в день закрытия сезона способствовали не только высокая техника исполнения артистов, но и праздничная сценография, и яркие национальные костюмы танцоров. Во всю сцену растянулось красочное панно, на котором был воспроизведён весенний горный пейзаж Урала Тансыкбаева. На его фоне чередовались танцы, оживившие горы и цветущие фруктовые деревья на первом плане. У публики, горячо аплодировавшей солистам после каждого выхода на сцену, сложилось полное впечатление присутствия не в зале, а у подножия гор Тянь-Шаня, - на лоне богатой природы края, породившего таких красивых гибких девушек-наяд, волшебством танца сумевшитх увлечь зрителей в страну грёз и несбыточных мечтаний. Зрители долго аплодировали солистам ансамбля «Тумор» за исполнение зажигательного хорезмского танца «Хоразм лагаси» и узбекского народного танца «Шух кизлар».


         Концерт в первом отделении был обогащён популярными европейскими танцами. С особым воодушевлением зрители принимали страстный дуэт из балета «Кармен-сюита» (Ж. Бизе-Р. Щедрин) в исполнении заслуженной артистки Узбекистана Тамиллы Мухамедовой и Замира Фазлутова и полный волшебства и романтики «Адажио» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского с главными исполнителями – Ольгой Сабировой и Тимуром Шангариевым.
         Первое отделение было только прелюдией к сюрпризу, который подготовил театральный коллектив во втором отделении после антракта. Поклонники классического балета пришли целыми семьями посмотреть балет П.И. Чайковского в одном действии «Франческа да Римини» и ждали с нетерпением открытия занавеса. Одноактный балет «Франческа да Римини» П.И.Чайковского повествует выразительным языком музыки и пластическими средствами танца о трагической любви Франчески и Паоло. С первых аккордов зрители услышали вихри ада и стоны грешников, выразительный и страстный рассказ Франчески, светлый и лирический эпизод признания в любви. Балет «Франческа да Римини» стал поэтическим гимном вечной любви. В нём звучат вечные вопросы о жизни и смерти, любви, грехопадении и возмездии, а также затронуты неписаные законы кармы и судьбы. В основу балета положено всемирно известное произведение – симфоническая фантазия «Франческа да Римини» П.И.Чайковского, основанная на сюжете из «Божественной комедии» Данте Алигьери эпохи итальянского Возрождения.


         Реальная история знатной итальянской дамы Франчески да Римини была популярна в эпоху Возрождения, а после изложения её Данте стала одним из вечных сюжетов литературы и искусства. Впервые произведение было исполнено симфоническим оркестром под управлением Н.Г. Рубинштейна 25 февраля 1877 года. Позднее 11 марта 1878 года его представили в Петербурге, где это произведение имело огромный успех.
         Главную женскую роль в премьерном спектакле (Франческа) исполнила заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева. Образ отрицательного персонажа Джотто воплотилил молодой талантливый солист театральной труппы Бекзод Акимбаев. Партия возлюбленного Паоло исполнил Улугбек Олимов, блестяще передавший взлёт и падение своего героя, которого постигло возмездие за его страстное чувство к Франческе, насильно обманным путём отданной замуж за нелюбимого и уродливого Джотто (старшего брата Паоло).


По признанию главного хореографа, заслуженного артиста Узбекистана Шавката Турсунова, восстановившего балет, труппа ГАБТ имени А. Навои работала над этим спектаклем с большой ответственностью и вдохновением. С первых репетиций артистов захватила божественная музыка великого композитора П.И Чайковского, о которой он в своё время писал: «Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы и модуляции. Симфония моя, разумеется, программа, но программа эта такова, что формулировать её словами нет никакой возможности… Но не этим ли и должна быть симфония, то есть самая лирическая из музыкальных форм, не должна ли она выражать всё то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?».
         Оркестр под управлением народной артистки Узбекистана Дильбар Абдурахмановой вполне справился с высокой задачей, которую поставил перед собой русский композитор. Музыка помогала зрителям пережить вместе с героями высокий трагизм кульминационного момента – гибели главных героев от руки Джотто и неизбежное просветление в финале спектакля, когда души влюблённых слились в посмертном танце в ином мире.
          Ш. Турсунов отметил, что партии в новой редакции балета довольно непростые в техническом плане. Каждая партия имеет свои мини-вариации, изобилующие прыжками, пируэтами, сложными комбинациями поддержек и прочими выразительными средствами. Выступления каждого солиста были пропитаны противоречивыми сложными эмоциями, а отточенные движения артистов, их пластическая выразительность возвышали их танцы до небес, хотя всё действие происходило в аду, колоритно переданном сумрачными театральными декорациями.
После завершения «вечера классической хореографии и узбекского национального танца» и одноактного балета «Франческа да Римини» восторженная публика еще долго не отпускала артистов, вознаграждая их продолжительными аплодисментами за праздник, который они подарили жителям узбекской столицы в преддверии «летних каникул». Затем на сцене появился главный балетмейстер Шавкат Турсунов, которого благодарные зрители одарили шквалом оваций. Солисты классического балета и ансамбля «Тумор» сообща сделали вечер закрытия 87-го театрального сезона в ГАБТе имени А. Навои незабываемым. Все гости в этот последний июньский вечер получили большое удовольствие от увиденного на сцене.

Завершившийся сезон оставил много ярких и неповторимых впечатлений. Значительным событием в культурной жизни Узбекистана стало воплощение оперы-балета В. Бафоева «Хамса» (по мотивам знаменитого цикла поэм великого Алишера Навои) в динамичном решении постановщика, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима и дирижера Бобомурода Худойкулова. В нём блеснуло мастерство солистов разных творческих поколений. Многие работы театра в этом сезоне были связаны  с яркими дебютами молодых исполнителей – солистов и стажеров, таких как Азиза Мухамедова, Ангелина Ахмедова, Бекзод Давронов, Абдулла Ширинов, Султан Абдурахимов, Ришат Решитов и другие. Было проведено немало ярких театрализованных концертов, в которых современная форма оттеняла мастерство исполнителей. Можно с удовлетворением сказать, что этот прекрасный и запоминающийся сезон ведущего оперно-балетного театра нашей страны надолго останется в сознании многочисленных зрителей, неизменно заполнявших зал и одаривавших исполнителей горячими аплодисментами.

Гуарик Багдасарова


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова

Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина