Три женских имени в русской поэзии…



         Клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» после летней побывки в литературном музее С. Бородина снова вернулся «на круги своя» —  в РЦНК в Ташкенте. Здесь на открытом воздухе 14 09 17 состоялся музыкально-поэтический вечер, заново открывший нам имена трёх женских имён в истории русской литературы: Татьяны Князевой (1966-2015), Нины Королёвой (1933 г.р.), Юнны Мориц (1937 г.р.).
         В отличие от многих литобъединений в узбекской столице, ставящих перед собой целью, прежде всего, помочь пишущим людям выйти на страницы периодической печати, «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» успешно совмещает с этой функцией главную свою цель. Клуб-музей, рождённый 12 ноября 1999 года,  неполных двадцать лет успешно приобщает любителей словесности к классической  литературе Серебряного века и отчасти современной, в которой мы можем найти её благородные отголоски, а также  формирует литературный вкус у  ахматовцев и их многочисленных гостей.  Здесь каждый участник клуба, согласовав с его директором А.В. Маркевич,  вправе выбрать  и разработать свою волнующую тему: доклад или просто сообщение с изложением собственного отношения к прочитанному. Таким образом, всякий раз на заседаниях формируется не пассивная, а заинтересованная аудитория, порождающая особую атмосферу духовности, открытости для восприятия новых или  полузабытых старых имён. Часто завязываются литературные дискуссии, в которых рождается непротокольная истина, заставляющая задуматься не только о вопросах творчества, но и самой жизни. Ни для кого не секрет, что «творчество – это редукция жизни (восстановление к тексту), в то время как истолкование творчества – это дедукция (выведение) жизни к тексту» (И.Т. Касавин)[1].


         Заседание, как обычно, открыла А.В. Маркевич, поэт, искусствовед, один из создателей музея С. Есенина в Ташкенте,  организатор и общественный директор клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», обладатель Чеховской и Пушкинской медалей за свой вклад в сохранение и продвижение русского языка и литературы в Узбекистане.
В первую очередь, она отдала дань памяти  ташкентскому поэту, прозаику и  художнику Татьяне Владимировне Князевой, рано ушедшей из жизни из-за смертельной болезни  — саркомы лёгких — в свои неполных пятьдесят лет.
     Татьяна Владимировна Князева родилась 9 декабря 1966 года в  нашем городе. Окончила Республиканскую студию эстрадно-циркового искусства по специальности артист эстрады (разговорные жанры). Победительница Республиканского эстрадного конкурса им. Ходжи Насреддина. По профессии дизайнер, много лет занималась литературным творчеством – поэзией, драматургией, прозой. С 1998 года ее произведения регулярно публикуются в республиканских газетах и в литературно-художественном журнале «Звезда Востока». Они вошли в сборники: «Поэтический венок Узбекистана Есенину», «Мир Есенина», в сборник стихов поэтов Узбекистана «Голос сердца» издательства литературы и искусства им. Гафура Гуляма, выпущенный в 2001 году, и в поэтический сборник «Истоки», выпущенный издательством «Фан» Академии наук Республики Узбекистан в 2002 году. Автором изданы мини-книги стихов с собственными иллюстрациями – «Поговорим о пустяках», «Запоздалые слова», «Визави», а  в  2000 году вышла в свет ее повесть «Обнажение» издательства народного наследия  им. А. Кадыри. Татьяна Князева была  активистом Русского культурного центра Узбекистана и ахматовского клуба-музея, часто публиковалась в альманахах «Мир Есенина» и  «Мангалочий дворик», а главное, была талантливым поэтом, оставившим  потомкам свои искренние и романтичные стихи, полные любви к родному краю и всему тому, что было с ним связано в русской культуре. Об этом свидетельствуют её стихи, прочитанные на вечере А.В. Маркевич:

Край тополей

К родной земле любовь
С чем может быть сравнима?
Она - как утра новь,
Простор необозримый,

Как хлеба дивный вкус,
Тепло любимых глаз...
Вершина всех искусств -
Любить не напоказ.

Мой тополиный край,
Он с детства мне знаком...
Предпраздничный карнай...
Мальчишка с ишачком...

Гор-великанов стать,
Свирель ночных цикад.
Как сладко засыпать
В горах под звездопад,

А утром к ручейку
По тропочке бежать
И по пути тоску
Беспечно забывать.

Край тополей и грёз,
Восточного тепла.
Ты с давних лет пронёс
Непониманье зла.

Улыбчивость дехкан,
Их говор озорной,
Как щедрый дастархан,
Как летний зной зимой.

* * *
Древнего города улицы,
В асфальтном наряде, живые,
Вспомните, улицы-умницы,
Далекие сороковые:

Домики, крыши покатые,
Таких теперь мало осталось,
Легкую поступь Ахматовой,
Как ей в Ташкенте писалось…

Дынная, знойная, пыльная,
Рысьи глаза восточные,
Азия гостеприимная
Дружила с российской дочерью.

17 августа 1999

Мне запомнился совместный творческий вечер в  2001 году, когда Татьяна Князева презентовала свой сборник «Скиталица-любовь», а Альбина Маркевич —  мини-сборник «Жива Я?!». На литературном вечере А. Маркевич прочитала несколько стихотворений  из её сборника «Визави» (2009) и справедливо заключила: «Творчество Татьяны Князевой, разнообразное по жанрам и тематике, отличается наблюдательностью, богатым воображением и свежестью взгляда». Эти качества вполне смог выявить в её стихах композитор-исполнитель Геннадий Арефьев, исполнивший на вечере свои песни под гитару на стихи Татьяны Князевой, с которой он был лично знаком и записал их совместный первый альбом ещё при её жизни. Особенно трогательно прозвучала тема вокзала и связанные с ней мотивы разлуки и прощания с прошлым:
           
   Забытой мелодии звуки доносятся…
   Холодный, угрюмый, усталый вокзал,
   Возможно, еще не забыл прошлой осени
   И нашей любви заключительный бал.

   Все помнит вокзал: быстротечные  
                                                    праздники,
   Что только для нас, для двоих на земле,
   Галопом стремительным, словно
                                                       проказники,
   Летели и прятались в ранней заре;

   Короткие встречи и снова прощания;
   Как хмурилось небо,
                                          как дождь моросил.
   Все помнит вокзал, это серое здание, -
   Он нашим надежным сообщником был.

   А годы летят, уносясь, словно птицы,
   Снуют поезда, на север, на юг…
   Усталый вокзал, что теперь тебе снится,
   Безмолвный свидетель и преданный друг?

   Забытой мелодии звуки печальные…
   Нахмурилось небо, дождь моросит…
   Вокзал, одинокое серое здание,
   О празднике ярком порою грустит.

   1997


О Нине Валериановне Королёвой рассказала активист музея, правая рука Альбины Витольдовны Маркевич —  поэт и блогер Раиса Крапаней. Выбор этого имени в современном литературном мире был вовсе не случаен. Из печати вышла новая большая монография об Анне Андреевне Ахматовой. Написала её один из крупнейших ахматововедов страны, поэт и литературовед, ведущий научный сотрудник Института Мировой литературы РАН – Нина Валериановна Королёва. Книга называется «Анна Ахматова. «Души высокая свобода...». Творческий путь поэта».
В 2000 году, узнав об открытии клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», Н.В. Королёва подарила  музею только что вышедший в свет ахматовский восьмитомник, а также сборник стихотворений «Окно в ночь» и воспоминания о встречах  с Анной Андреевной.  В 2017 году  в Москве в Библиотеке имени Анны Ахматовой состоялась презентация  её новой книги «Анна Ахматова. «Души высокая свобода...». Творческий путь поэта».  Два экземпляра  этой  драгоценной новинки с автографом автора были присланы в дар музею и Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои.
Главное достоинство книги, — по мнению  её автора,  – удалось восстановить справедливость в оценке дворянского периода русской культуры, объяснить смысл и причины гонений на Ахматову в 1920–30 и в 1940–50-е годы. В последнее время появилась тенденция иначе оценивать роль Сталина и Жданова в истории страны и нашей культуры, изданы книги типа «Антиахматова» Тамары Катаевой или дневники С.К. Островской, писавшей доносы на Ахматову. «Думаю, — признаётся автор в одном из интервью журналистам, — мне удалось спокойно рассказать об истинной Ахматовой, её гражданской позиции, патриотизме, духовном мире. И конечно – мне удалось опубликовать некоторые списки и варианты произведений Ахматовой, до сих пор не известные или недооцененные ахматоведами…  А вообще история жизни поэта,  –  заключает Нина Королёва, — это текст его произведений. То, что не вошло в этот текст – его тайна и обнародовать это – только воля самого поэта».
Своим творчеством Нина Королёва  воскресила не одно литературное имя наших современников. Ленинградская поэтесса (в Москву она переехала значительно позже) в 1976 году опубликовала в журнале «Аврора»  стихотворение «Оттаяла или очнулась?...»  о трагических смертях,  которыми в разные века была отмечена история Тобольска. Поэтесса-шестидесятница, автор более десяти  книг стихов, нескольких литературоведческих работ, книги воспоминаний «Встречи в пути» в настоящее время готовит совместно с другими научными сотрудниками РАН новое полное собрание произведений Вл. Маяковского.
На вечере Альбина Маркевич прочитала стихи Нины Королёвой из сборника «Окно в ночь», среди которых было много посвящений Анне Ахматовой, как это, покаянное:

Иду по следу по чужому.
Прости, Ахматова, прости
За эти примечанья к тому
Твоих раздумий на пути!

Великие всегда судимы
Потомками, - судом земным, -
Чтоб суд решил: «Непогрешимы!»
И  право дал  молиться им…

             Третья часть  литературного вечера была посвящена, на первый взгляд, знакомому с детства поэту ХХ века —  Юнне Мориц, но на поверку оказалось, что мы её почти не знаем, потому что её ранние публикации в журнале «Юность» и детские стихи – это только крохотная доля её огромного  многомерного творчества. С  творческой биографией Ю. Мориц и её стихами  познакомили ахматовцев преподаватель английского языка из Москвы Ирина Кипанова, актриса Елена Бурова, филолог Елена Васильева-Чеботарёва.
Юнна Петровна Мориц  — известная русская поэтесса, переводчица, публицист. Ее лирическая поэзия стала воплощением остроты и чуткости авторского взгляда на окружающие проблемы. Автору одинаково хорошо удается писать как стихи о любви, так и произведения на злобу дня. Произведения Мориц переведены на множество иностранных языков. На детских стихах поэтессы — «Пони», «Ежик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании» воспитано не одно поколение соотечественников. Песню «Когда мы были молодые» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных знают во всех уголках бывшего Союза и поют на всех фестивалях авторской песни и в узком кругу друзей, что дало повод вспомнить её на вечере в ахматовском музее.


         Ирина Кипанова рассказала о своей личной встрече с поэтом и прозаиком, лауреатом премий «Золотая роза» (Италия), «Триумф» (Россия), Международной книжной ярмарки,  премии А.Д. Сахарова в апреле этого года у неё дома в Москве. Она показала ахматовцам подаренную ей детскую книгу «Рассказы о чудесном» Ю. Мориц с автографом  и рисунками автора в книге. Во время учебы в Московском Литературном институте, куда Юнна была зачислена на отделение поэзии в 1957 году, она приняла участие в плавании в Арктику на борту ледокола «Седов».  В сборнике короткой прозы Юнна  Мориц изложила свои впечатления о Крайнем Севере, за которые она в своё время дорого заплатила. Девушка была отчислена из института  «за нарастание нездоровых настроений в творчестве». В итоге ей все же дали доучиться в институте, стены которого она покинула в 1961 году.
Большой интерес у ахматовцев вызвала автобиография Ю. Мориц, название которой говорит само за себя: «И в чёрных списках было мне светло». В автобиографии  Юнна Петровна отмечает, что на ее поэзию сильно повлияли многие замечательные авторы, жившие и творившие в разные времена — Гомер, В. Хлебников, А. Блок, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Цветаева и, конечно, А. Пушкин. Своими непосредственными учителям она считает А. Платонова и Т. Манна. Она называет себя «чистым поэтом» и не относит себя ни к диссидентам, ни к разоблачителям. «Именно поэтому мне нельзя ничего навязать, никакую туфту, ни в какой упаковке», — говорит поэтесса. Своей главной ценностью она считает человеческое достоинство, которое не может потерять ни при каких обстоятельствах. Поэтому в любой ситуации готова называть вещи такими, какие они есть, и не привыкла ни перед кем раболепствовать.
Себя Юнна Мориц называет противоядием «русофобской отравы», из-за чего уже более 10 лет не бывала в родном Киеве и не верит в возможность скорейшего возвращения туда. По этому поводу были написаны стихи «Другая Украина», в которых она вспоминает ту родину, которая ей по-настоящему близка. Об этом же стихи, обращённые к современным нацистам, в которых она перефразирует хрестоматийное произведение  А.С. Пушкина «Я вас любил…», поэтому  они  звучат с двойной силой как набат:

Я вас люблю, как любят всё, что мимо 
Промчалось, не убив, когда могло. 
Я вас люблю и вами я любима 
За то, что не убили, а могли,

Когда была я в поезде бомбима, 
Лицом упав на битое стекло, 
И чудом вышла из огня и дыма 
В пространство, где горели корабли,

Горели танки, самолёты, люди, 
Земля и небо, кровь лилась из глаз. 
Я вас люблю всей памятью о чуде, 
Которое спасло меня от вас.

Мой ангел в той войне был красным, красным, 
И пять мне было лет, а нынче сто. 
Я вас люблю так пламенно, так страстно, 
Как дай вам Бог не забывать – за что. 



         Живой рассказ гостьи из Москвы дополнили стихи Юнны Мориц в талантливой декламации Елены Буровой и Елены Васильевой-Чеботарёвой, завершившей своё выступление посвящением Юнны Мориц — Юрию Визбору «Уеду, уеду, уеду…». Ташкентский библиофил Александр Ступак, только что приехавший из Москвы, поделился своими впечатлениями о Всероссийской книжной ярмарке в Первопрестольной и красотах природы  Подмосковья на  берегу реки Оки.


Двухчасовое  насыщенное поэзией и музыкой заседание в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» ещё раз подтвердило, что  тематика литературных вечеров и сам народ в ахматовском клубе-музее неоднородны и интересны, и «исчерпать» друг друга в ближайший десяток лет им не грозит.

Гуарик Багдасарова
        



[1] Касавин И. «Пространство и время: в поисках «естественной онтологии» знания» —  /Сидорова М., Савельева В. Культура речи. – М.: Айрис Пресс, 2007. С. 7

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова

Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина