Три выставки к празднованию «Недели музеев» и «Независимости РУ» в ГМИИ Узбекистана
В рамках программы мероприятий, посвящённых ежегодно
проводимой (2 — 8 сентября) «Недели
музеев» и празднованию «Независимости Республики Узбекистан» в Государственном музее искусств Узбекистана
открылись три художественные выставки: «Жизнь
и творчество Александра Николаевича Волкова»; «Выставка скульптуры «История и
легенды» из фондов отдела «Искусство России и Западной Европы»; персональная
выставка живописи Яна Луйлина на тему: «Истиклол ижодкорлари» («Творцы Независимости»).
Приглашаю
вас, любители искусства, пройтись по выставочным залам музея и вместе
порадоваться новым открытиям неизбывного Прекрасного. Нашим гидом будет старший
научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Тамара Садридиновна Нуридинова.
Она занимается археологическими раскопками и изучением старинных монет и,
разумеется, обладает глубокими знаниями о сокровищах Государственного музея искусств Узбекистана, насчитывающего в своём
фонде около 70 тысяч экспонатов. В будущем году музей, известный в Республике Узбекистан и за рубежом своими
богатыми и разнообразными коллекциями, достойно
отметит свой столетний юбилей.
Александр
Николаевич Волков (1886–1957), уроженец Ферганы, русский художник, один из
основоположников современного искусства Средней Азии, в душе и в творчестве был Поэтом. С детства через
всю свою жизнь он пронёс любовь к родному краю, о котором писал:
За подъемом всегда вьется дым очага,
И всегда открывается новая даль.
Сколько верст я кругом отшагал,
Чтоб сравнить глаза и миндаль.
Ему
было свойственно обострённое поэтическое ощущение времени и обобщённое
философское понимание окружающей природы и людей, которых он так хорошо
чувствовал, любил и мог передать эти чувства не только в стихах, горячих
красках живописных полотен, но даже набросках, бегло выполненных им цветным
карандашом и кусочком угля на простой
бумаге. Эти беглые портретные зарисовки и множество эскизов к
эпохальным произведениям как, например, «Гранатовая чайхана», занимают большую часть музейной экспозиции из 40
уникальных произведений живописи и
графики Александра Волкова.
Академик
АХ Уз, лауреат государственной премии Узбекистана Шахалид Шоякубов вспоминал о
нём на открытии выставки:
— Он не знал узбекского языка, но хорошо знал и
любил природу, обычаи и характер
узбекского народа. Назым Хикмет в 1959 г . писал о художнике: «Говорят, он не знал
узбекского языка, но зато он очень хорошо умел рисовать по-узбекски!..» Феномен
русско-азиатского художника А. Н. Волкова заключается именно в том, что его
творчество и его лучшие произведения важны для истории искусства России и для
истории формирования национальной туркестано-узбекской школы живописи.
Ташкентский
поэт Рустам Мусурман читал свои стихи и Александра Волкова в переводе на
узбекский язык о музыкальных инструментах дойре, карнае, которые часто
встречаются и по-своему гортанно и ритмично «звучат» в красочных композициях
художника, представленных на выставке. Серьезно изучая национальные особенности
узбекской музыки и прикладного искусства, художник стремился перенести их
традиционные мотивы на свои полотна. Актриса узбекского музыкального театра имени
Мукими — Гульнора Джумуназарова — исполнила
несколько народных песен на национальном и русском языках, органично дополнившие яркое эмоциональное впечатление от выставки.
А.
Н. Волков родился в 1886 году в
Скобелеве — нынешней Фергане в
семье гарнизонного врача. Детство его прошло в Туркестане. В 1905 г . после окончания
Оренбургского кадетского корпуса, он поступил на естественный факультет
Петербургского университета, но, проучившись два года, оставил его для занятий
живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств, в классе В.
Е. Маковского (1908-1910). Решающее влияние на судьбу будущего художника
оказали занятия в мастерской М. Д. Бернштейна, где преподавали Н. К. Рерих, И.
Я. Билибин, скульптор Л. В. Шервуд (1910-1911). Свое обучение А. Волков
продолжил в Киевском художественном училище (1912-1916), у крупнейшего
мастера-монументалиста Ф. Г. Кричевского, где он познакомился с А.А. Экстер и
А. Г. Тышлером. Он восторгался мозаиками Софии Киевской и заворожившими его
росписями М. Врубеля в Кирилловской церкви. Под влиянием творчества М. Врубеля
и древнерусской живописи художник создаёт свои первые самостоятельные работы.
О
его азиатском периоде жизни и творчества подробно рассказывает Тамара Садридиновна Нуридинова:
—
С 1916 года Александр Волков начинает свою творческую деятельность в
Узбекистане. В 1919 году художник был директором Ташкентского музея искусств. В
1919 —1921 годах преподавал в
художественных мастерских Туркестана, в 1929 — 1946 годах в Ташкентском художественном училище. В
Узбекистане начала в это время формироваться
новая технология живописи, получившая широкое распространение в Европе.
Выставки живописи В. Кандинского и К.Малевича, основателей русского авангардного искусства, были
основными событиями того времени. В это
время Волков создаёт произведения в духе европейского импрессионизма,
постимпрессионизма, примитивизма, кубизма, футуризма, впоследствии обобщённо
названном «туркестанским модернизмом».
Вернувшись в 1916 г . на родину, в Среднюю
Азию (Ташкент), Волков, опираясь на близкие с детства реальные впечатления,
нашел только ему присущий живописный язык. Шумный, пронзительно яркий мир
Востока, опаленный жгучим солнцем, оживает в его серии «Горный кишлак»
(1926-27). Своим лаконизмом, чистым цветом, монотонным ритмом произведения
Волкова напоминают восточные ковры. В изображениях панорамы старого города он
использовал законы условной перспективы восточной миниатюры. Живя в Ташкенте, в
1927–1930 был членом местного объединения «Мастера нового Востока».
А.
Волков, творчески переработав свои
увлечения различными направлениями в
искусстве того времени, создал свой собственный усложнённый художественный
язык, который он использовал для изображения горячо любимого родного края.
Его жанровые композиции, представленные на выставке, отличаются
максимальной заполненностью человеческими фигурами и глубиной живописной техники,
оригинальным колористическим решением. В них он отразил экзотику местного
быта: своеобразие старых городов с их тесными улочками, караваны верблюдов,
шумные базары, чайханы, сцены национальных плясок, образы музыкантов и реже
сцены труда, написанных по программе соцреализма.
Сцены
колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок. На выставке
представлены несколько таких работ, как, например, «Девушки с хлопком, 1932».
Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность
рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого,
веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся
героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и
на тракторе хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость.
На
выставке представлены несколько произведений из
серии 1917 — 1922 годов: «Караваны», «Восточные примитивы», «Плач на
кладбище», «На сандале», «Телега», «Танец», «Грантовая чайхана» (1924) —
апогей его творческих поисков того
времени.
Волшебную
по цвету, как будто горящую и горячую «Гранатовую чайхану» Александр Волков
написал в 1924 г .,
в середине жизни, когда был уже сформировавшимся художником. В этой картине
была соблюдена идеальная и органичная для него мера условности изображения.
Фигуры трех склонившихся над белым чайником героев сложены из треугольников,
которые не расчленяют пространство, как у кубистов, а собирают его в четком
ритме. Живописная условность представляет традиционное восточное чаепитие как
таинство, влекущее зрителя, но непостижимое для его понимания. И чалмы у героев
как нимбы, и лица как лики, и слишком уж таинственно сгущена атмосфера вокруг
них. И эта тайна вместе со светоносным цветом превращают «Гранатовую чайхану» в
одну из лучших картин, отразившей гармонию преломления лучших традиций русской и
восточной живописи. Здесь патриархальный быт преображен пламенем
багрово-красных тонов, прекрасных и трагических одновременно.
Не
раз ошельмованный за «формализм» и в 1946 отстраненный от преподавания в
Ташкентском художественном училище (где он работал с 1929), мастер, однако, и в
поздний период создал немало примечательных вещей – в частности, по-своему
уникальный, «неофициально»-экспрессионистский образ войны, картину «Пиета»
(1944, собственность семьи художника, Москва). Он был сильным и во многом
талантливым человеком — всю жизнь писал стихи, пел, любил долгие пешие походы,
а потому и сохранил свою личную и профессиональную свободу, он был истинным
провозвестником и творцом Независимости.
На
выставке представлен живописный автопортрет А. Волкова, по сути, это его автобиография в красках. Сосредоточенное
лицо пожилого мужчины. Под глазами отечные мешки. Глубокие морщины залегли по
обеим сторонам упрямо сжатого рта. Напряглись мускулы жилистой шеи. Несколько
вперёд подалась крепкая фигура в простой рабочей куртке. Человек показан в
момент напряжённого творческого раздумья. В руках он держит кисти. Это
художник, который живёт только своим искусством и идёт в будущее непроторенным
путём.
На
открытии выставки седьмого сентября 2017 г . наряду с художниками, журналистами было
много представителей студенческой
молодёжи и учащихся школ и колледжей. Завершая экскурсию, наш гид Тамара Садридиновна подчёркивает, что своим
творчеством и педагогической работой Александр Волков оказал значительное
влияние на становление современного национального узбекского искусства. Александр
Волков умер в Ташкенте 17 декабря 1957 года. Мы помним и высоко ценим его. В
процессе современной глобализации произведения художника занимают особое место
в воспитании молодёжи в национальном патриотическом духе.
После знакомства с
уникальными произведениями А.Н. Волкова на втором этаже мы спустились на
первый этаж, где в античном зале ГМИИ
расположилась персональная выставка живописи нашего современника и земляка с
интересной творческой судьбой. Художник
Ян Луйлин родился в 1951 году в
Китае. В 1962 году его семья переезжает в Семипалатинск, где мальчик увлёкся
рисованием. После окончания школы Ян Луйлин
поступает в Педагогический институт на художественно-графический факультет, в
котором впоследствии он долгие годы преподавал на кафедре живописи. Долгие годы
он жил и работал в Самарканде, где создал живописные серии городских и
архитектурных пейзажей.
Чувство ностальгии заставило его побывать в Поднебесной,
откуда он привёз серию картин, посвящённых китайским эмигрантам, часть из
которых представлена на выставке: «Возвращение», «Китайцы в Америке»,
«Ташкентские китайцы», «Дома эмигрантов».
В 2000 году художник окончательно переезжает в пригород
Ташкента, где он находит новые образы для своих картин: осенние пейзажи,
живописная пойма реки Чирчик, пригородные посёлки со всеми бытовыми подробностями. Художник признаётся,
что он всегда старается передать конкретное географическое место и своё
отношение к нему, чтобы зрители могли не только узнать его в картине, но и
проникнуться красотой изображённого художественного образа.
В портретной серии выделяются достаточно суровый
биографический автопортрет художника, прекрасные образы современной китаянки и
юной красавицы-узбечки в атласном платье, в которой угадан национальный тип
лица с точёным носом, улыбчивым ртом, характерным изгибом тонких бровей и
открытым взглядом чёрных миндалевидных глаз, устремлённым в счастливое будущее.
На открытии первой персональной выставки живописи Яна Луйлина
пятого сентября 2017 года руководство ГМИИ и профессорско-преподавательского
состава высших учебных заведений и студенты поблагодарили художника и пожелали
ему дальнейших творческих успехов и исполнения его заветных мечтаний на поприще
искусства.
Коллекция русского и западноевропейского искусства в собрании
Государственного музея искусств Узбекистана собиралась и пополнялась с первых
дней образования музея. Коллекция бронзовой скульптуры, которая представлена на
выставке «История и легенды», открытой шестого сентября 2017 г . , знакомит посетителей с
лучшими традициями итальянского,
французского и русского искусства XVIII — XIX веков. Представители этих школ
западноевропейской и русской скульптуры
объединены в едином экспозиционном пространстве исторической темой и образами,
сошедшими со страниц древних мифов и легенд.
Французский романтик
Антуан Луи Бари (1795 — 1875) представлен полными драматизма и пластической
энергии изображениями животных: «Лев и львица». Среди жанровых статуэток
русского скульптора Евгения Лансере (1848 —1886) неизбежно поразят наших зрителей реалистическое изображение юного
всадника–узбека. Их дополняют трогательные скульптуры малой формы П. Ковальчевского
и Напса на народную тему, раскрывающие глубину и загадочность русской души.
В экспозиции выделяются образы муз-покровительниц наук,
поэзии и искусства в серии работ итальянского скульптора Ф. Ригетти. Они
воссоздают героинь древнегреческой мифологии, но с вполне живыми человеческими
чертами. Таковы и «Плутон», «Ганимед»,
«Прозерпина», «Флора» в работах неизвестного мастера, передающие силу и мощь
олимпийских богов античной эпохи.
Наравне с мифическими образами представлены исторические
герои. Репродукции колонны римского императора Марка Аврелия и колонны Траяна
иллюстрируют знатные битвы римлян с парфянами и даками. Образ Уэльского правителя в скульптуре «Принц Валлийский» показывает
мужество и героизм народа Северной Европы. Образ русского императора-реформатора
Петра I в
уменьшённой копии знаменитой скульптуры Этьена Фальконе «Медный всадник», как
образно назвал его А.С. Пушкин, воспетый поэтами нескольких поколений, сочетает
изящество литой бронзы и монолитность малахитового постамента. В натуре
пьедесталом конной статуи служит огромных размеров гранитный монолит,
обработанный в виде набегающей волны.
Взрослые посетители часто приходят на выставку с детьми. Любознательных
малышей особенно привлекают русские былинные и сказочные герои «Медведь» и «Добрыня Никитич», олицетворяющие собой силу, непобедимость духа
и сказочную доброту. Их также увлекают своей непринуждённой простотой и живостью
детские образы разных мастеров, в их числе трогательный «Мальчик-скрипач» Гарнье. В целом, выставка скульптуры малых форм «История и легенды» даёт возможность
посетителям совершить путешествие в древнюю историю мира и на короткое время
стать её очевидцем.
Три художественных выставки в ГМИИ Узбекистана будут работать в течение месяца со дня их
открытия. Организаторы выставок надеются заставить посетителей остановиться, на
время оглянуться назад и задуматься о быстротечности времени и с новыми благими
устремлениями продолжить свой жизненный путь в гармонии с Прекрасным, который
уже завтра может стать историей.
Гуарик Багдасарова




Комментарии
Отправить комментарий