«Роза Мира» расцвела в «Русской гостиной» библиотеки Льва Толстого в Ташкенте



В минувшую субботу — 30 сентября 2017 года — в «Русской гостиной» информационно-ресурсного центра имени Льва Толстого было не так многолюдно, но зато необычно торжественно. Любители русской философии и литературы пришли послушать доклад профессионального педагога-филолога Тамары Ильиничны  Васильевой о «Розе Мира» Даниила Андреева.
         Даниил Леонидович Андреев (2 ноября 1906, Берлин – 30 марта 1959, Москва), великий русский мистик-духовидец, религиозный философ, писатель, поэт. Сын известного писателя Леонида Андреева. Детство провёл в Москве, в семье Добровых, родственников своей матери, умершей вскоре после его рождения. Даниил Андреев описывает грядущую эпоху Розы Мира или «золотой век человечества», основой которого станет сообщество Розы Мира, всечеловеческая церковь-братство.
"Роза Мира" — религиозно-философское произведение Д. Л. Андреева, основанное на мистических озарениях во Владимирской тюрьме и написанное в октябре 1958 года. Книга длительное время распространялась в «самиздате», официально впервые была опубликована в 1991 году. Отношение к книге неоднозначно. Многие её считают одним из самых фантастических и неожиданных произведений в русской философии и литературе.


"Роза Мира" очень интересная и значительная книга в истории русской литературы прошлого века. Её издали в Библиотеке всемирной литературы (БВЛ). Кстати,  о "Розе Мира" написано много хорошего, интересного – этот материал можно найти в интернете. Читая эту загадочную книгу в первый раз, можно мало что понять, но получить большое удовольствие от чтения глав о метакультуре, охватывающей всё и вся. В книге затронуты вопросы истории, теологии, христологии, демонологии, эсхатологии,  космологии, мистики, литературы, философии и других аспектов мироустройства. О  Пушкине, Достоевском, Блоке, Лермонтове, Лескове, А.К. Толстом, Врубеле, например, написано совершенно потрясающе, с точки зрения нетрадиционного литературоведения и искусствоведения. Демон поверженный» М. А. Врубеля — по словам Андреева — «поразительнейший, уникальный случай демонического инфрапортрета».
Д. Андреев — поэт, прекрасно пишет и очень тонко понимает  поэтику русской литературы. Об этом свидетельствуют следующие  её главы: Книга 10. К метаистории русской культуры. Книга 12. Возможности. Гл. 1. Воспитание человека облагороженного образа.
         Вот что об этой книге и её авторе рассказала докладчик Т.И.  Васильева в своём сорокаминутном выступлении в «Русской гостиной»:
         — Книга, о которой пойдёт речь, одновременно и безвестна, и знаменита: эзотерически образованная публика хорошо знакома с ней. Читатели же, далёкие от мистики и других тонких материй, могли даже и не слышать об этом произведении — книге "Роза Мира". Даниил Андреев краткое содержание, квинтэссенцию своих убеждений изложил именно в ней. У некоторых читателей возникает вопрос: «Даниил Андреев: сумасшедший или пророк?» Сын известного писателя-эмигранта Леонида Андреева был не менее талантлив, чем его отец. Уже с юности Даниил обнаруживает в себе способность видеть иноматериальные планы бытия, трансфизическую реальность и тонкие миры.
         Родился будущий поэт, писатель и провидец в 1906 году. С ранних лет он начал писать стихи, а позднее — и прозу. Уже к 35 годам наследие Даниила Андреева составляло несколько стихотворных циклов и роман "Странники ночи". Однако его творчество было истолковано сталинистами как антисоветское. По законам того времени, были арестованы не только автор романа и его супруга Алла Андреева, но и 19 человек из их близкого круга, которым Даниил вечерами читал свои произведения. Блюстители тоталитарного режима растоптали судьбы безвинно осуждённых и уничтожили практически все рукописи Андреева, сочтя их опасными для господствующей доктрины сталинизма.
Писатель провёл в тюрьме 10 лет, которые посвятил восстановлению своих произведений, а главное, созданию самой известной из своих книг — "Розы Мира". Легенда о чудесном рождении книги почитатели таланта писателя уверены в неземном происхождении произведения "Роза Мира". Даниил Андреев рассказывал в предисловии, как ему удавалось непостижимым образом прятать рукописи от тюремщиков и обысков. Он не сомневался, что ему помогали не только люди, но и "не люди" — светлые сущности Высшего Мира. Книга год за годом рождалась на обрывках бумаги, которые удавалось достать в тюрьме.
Когда в 1957 году писатель вышел из застенков, его главный труд оказался практически готов. Андреев был уже безнадёжно болен и знал это. Оставшиеся два года он приводил в порядок своё духовное наследие, стихи и рукопись "Розы Мира". Его жена и соратница Алла Андреева хранила записи в тайне вплоть до 1991 года, когда книга увидела свет. Мечта писателя сбылась: он смог поделиться своими прозрениями со всем миром.
Картина мира Даниила Андреева отличается от нашего привычного видения. Каждый человек имеет свою точку зрения на происходящее в мире. За рамки привычного и общепринятого выходила картина, которую видел Даниил Андреев  — "Роза Мира". Весь текст пронизан духовными прозрениями и догадками, словно принял в себя часть души автора. Он свято верил в вечное противостояние Добра и Зла, но не исключал возможности эволюции для тёмных миров и сущностей. Его внутреннему взору представало многомирье, некая вертикальная иерархия разноплановых пространств. Каждая вечная душа, переходя пределы земной жизни, по его убеждению, попадала в мир, соответствующий прижизненным деяниям человека. Миропонимание автора не ограничивалось духовными постулатами: он был убеждён в пагубности любой диктатуры и в насильственной природе любого государства.
Всё это ожило на страницах книги "Роза Мира": Даниил Андреев краткое содержание своих взглядов изложил в главном своём детище. Розой Мира он называл эпоху Золотого Века — неизбежно наступающего (по некоторым предсказаниям индийских брахманов, уже начавшегося) периода свободы и расцвета личности. "Роза Мира" включает в себя 12 книг, которые в совокупности можно оценить как завершённый литературный, философский и эзотерический труд. Это своего рода учебник альтернативного миропонимания, включающий и теоретические, и практические главы.


Тамара Васильева кратко ознакомила собравшихся любителей словесности  со структурой и  содержанием книги Даниила Андреева. Первые две книги — это, по сути, введение и методы познания бытия. Следующие четыре книги описывают структуру земного плана бытия, а также миров светлых и тёмных со сказочно звучащими названиями, их иерархию и законы существования. Книги с пятой по одиннадцатой — попытка переосмыслить основные вехи нашей истории. Тексты, скорее, субъективные духовные воззрения автора, не относящиеся к альтернативной истории. Двенадцатая книга отличается от предыдущих, так как  носит предсказательный характер. Здесь автор оставляет человечеству альтернативу выбора, недвусмысленно показывая наиболее благоприятный вариант — духовное перерождение.


В «Русской гостиной»  собравшиеся высказывали отзывы о книге "Роза Мира" Даниила Андреева  далеко  не однозначные. Больше всех возмущался сатирик Леонард Баюков: ему пришлись не по душе ни книга, ни рассказ Тамары Васильевой о ней. Он убеждённый материалист: да и каковы в наш материалистический век могут быть мнения о религиозно-мистическом, невиданном доселе произведении? Часть людей на собрании —  в недавнем прошлом школьный учитель истории, ныне пенсионер, убеждённый  атеист Сергей Константинович Алёхин; геолог с многолетним стажем Нина Александровна Иванова — посчитали книгу антинаучным сочинением фантазёра или же откровенно опасным для психики суррогатом. К счастью, такие мнения оказались в меньшинстве, а преобладали  уважительные и позитивные отзывы.


Выступившие участники дискуссии —   руководитель клуба «Творчество», лауреат международного конкурса композиторов, пианист Салих Абсалямов;  библиофил Александр Ступак;  поэты Галина Козлова и Евгения Абалян;  бард Роман Мусин; автор этих строк — пришли к заключению, что "Роза Мира" Даниила Андреева —  это величайшее произведение, которое своим содержанием представляет собой веру в лучшее будущее для всей Земли, в эволюцию и неизбежный подъём каждой воплощённой души. Всякому человеку, которому не безразличны вопросы сохранения мировой гармонии, духовной эволюции и самосовершенствования, имеет смысл прочитать этот уникальный труд.
В современном обществе одни оценивают книгу как высококачественную философскую сказку; другие воспринимают её как глубокий эзотерический трактат; есть и такие, кто разделяет взгляды писателя и относит себя к его последователям. Образы иных миров и сверхъестественных существ, описанных в "Розе Мира", используются в основном писателями-фантастами или авторами, тяготеющими к данному жанру. Для композиторов и музыкантов, в свою очередь, оказались интересными национально-исторические мотивы творчества Даниила Андреева.
Вот что писал автор – садовник «Розы Мира» о её  ближайших задачах: «Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить ее не успею. Но если она дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать ее до конца, преодолевая все ее трудности, — идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах.
И произойдет ли это еще до третьей мировой войны или после нее, или третья война не будет развязана в ближайшие годы вовсе —  книга не умрет все равно, если хоть одни дружественные глаза пройдут, глава за главой, по ее страницам. Потому что вопросы, на которые она пытается дать ответ, будут волновать людей еще и в далеком будущем».
Простые и искренние, как крик ребёнка, стихи Даниила Андреева открывают нам чистую и многострадальную душу их автора:

Вовсе не шутя

И в том уже горе немаленькое,
Что заставляет зима
Всовывать ноги в валенки
И замыкать дома.

Но стыдно и непригоже нам
Прятать стопу весной
Душным футляром кожаным
От ласки земли родной.

Не наказала копытами
Благая природа нас,
Чтоб можно было испытывать
Землю - во всякий час;

Чтоб силу ее безбрежную
Впивали мы на ходу,
Ступая в лужицы нежные,
На камни иль в борозду.

Швырните ж обувь! Отриньте!.. Я
Напомню, что этот завет
Блюдет премудрая Индия
Четыре тысячи лет;

Хранит народ Индонезии
В обыкновении том
Чарующую поэзию
Бесед с травой и песком;

Смеются потоки синие,
Любовно неся струю
К босым ногам Абиссинии
И в Полинезийском раю.

И миллионы вмяточек
Свидетельствуют на селе
О радости шустрых пяточек
На мягкой русской земле.

Ты — не на чванном Западе.
Свободу — не нам давить.
Моя беспечная заповедь:
Обувь — возненавидь!

Без заслуг

Если назначено встретить конец
     Скоро, — теперь,—- здесь —
Ради чего же этот прибой
     Всё возрастающих сил?

И почему —- в своевольных снах
     Золото дум кипит,
Будто в жерло вулкана гляжу,
     Блеском лавы слепим?

Кто и зачем громоздит во мне
     Глыбами, как циклоп,
Замыслы, для которых тесна
     Узкая жизнь певца?

Или тому, кто не довершит
     Дело призванья — здесь,
Смерть — как распахнутые врата
     К осуществленью там?

Ни одно художественное произведение Андреева не было издано при жизни (в 1946 году была опубликована созданная в соавторстве с С. Н. Матвеевым книга «Замечательные исследователи горной Средней Азии»). Умер Даниил Андреев 30 марта 1959 года и похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой матери. В 2003 году по заказу вдовы писателя Аллы Андреевой композитор Алексей Курбатов написал музыку к поэме Даниила Андреева «Ленинградский Апокалипсис». В октябре 2014 года в деревне Чухраи Суземского района Брянской области открылся музей Даниила Андреева.
Как бы там ни было, Даниил Андреев продолжает жить в своём выдающемся произведении, как и полагается великому мыслителю и светлому духовному человеку. Вот только одна выдержка из его книги «Роза Мира», способная заставить нас переосмыслить наше прошлое, настоящее и будущее:
«В прошлом столетии, под впечатлением стремительного прогресса в науке и технике, пророчили гибель искусства. Прошло сто лет, и соцветие искусств не только не погибло, но обогатилось еще одним: искусством кино. Сорок или тридцать лет назад многим в России казалась неизбежной гибель религии вследствие прогресса научного и социального. И однако же соцветие религий не только не погибло, несмотря на все средства, ради этого мобилизованные, но именно под влиянием научного и социального прогресса обогащается тем, что сделает мировую религиозность, вместо сочетания разрозненных лепестков,  целокупным и единым духовным цветком – Розою Мира».


На миг всем участникам литературной дискуссии показалось, что в «Русской гостиной» посреди рыжей осени в их сердцах распустилась пышным цветом «Роза Мира» — предвестник Золотого века! В честь этого события по просьбе соклубовцев  Салих Абдусалямов сел за фортепиано и сыграл несколько изумительных вещей: народную песню «Священный Байкал» и несколько собственных произведений, любимых ташкентской публикой, — «Песня про маму», «Розовые сны», «Звёздная река».

Гуарик Багдасарова

















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова

Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина