«Роза Мира» расцвела в «Русской гостиной» библиотеки Льва Толстого в Ташкенте
В минувшую субботу — 30
сентября 2017 года — в «Русской гостиной» информационно-ресурсного центра имени
Льва Толстого было не так многолюдно, но зато необычно торжественно. Любители
русской философии и литературы пришли послушать доклад профессионального
педагога-филолога Тамары Ильиничны
Васильевой о «Розе Мира» Даниила Андреева.
Даниил
Леонидович Андреев (2 ноября 1906, Берлин – 30 марта 1959, Москва), великий
русский мистик-духовидец, религиозный философ, писатель, поэт. Сын известного
писателя Леонида Андреева. Детство провёл в Москве, в семье Добровых,
родственников своей матери, умершей вскоре после его рождения. Даниил Андреев
описывает грядущую эпоху Розы Мира или «золотой век человечества», основой
которого станет сообщество Розы Мира, всечеловеческая церковь-братство.
"Роза Мира" —
религиозно-философское произведение Д. Л. Андреева, основанное на мистических
озарениях во Владимирской тюрьме и написанное в октябре 1958 года. Книга
длительное время распространялась в «самиздате», официально впервые была
опубликована в 1991 году. Отношение к книге неоднозначно. Многие её считают
одним из самых фантастических и неожиданных произведений в русской философии и
литературе.
"Роза Мира" очень интересная и значительная книга в
истории русской литературы прошлого века. Её издали в Библиотеке всемирной
литературы (БВЛ). Кстати, о "Розе Мира"
написано много хорошего, интересного – этот материал можно найти в интернете. Читая эту загадочную книгу в первый раз, можно мало что понять, но получить
большое удовольствие от чтения глав о метакультуре, охватывающей всё и вся. В
книге затронуты вопросы истории, теологии, христологии, демонологии, эсхатологии,
космологии, мистики, литературы,
философии и других аспектов мироустройства. О Пушкине, Достоевском, Блоке, Лермонтове, Лескове,
А.К. Толстом, Врубеле, например, написано совершенно потрясающе, с точки зрения
нетрадиционного литературоведения и искусствоведения. Демон поверженный» М. А. Врубеля — по словам Андреева
— «поразительнейший, уникальный случай демонического инфрапортрета».
Д. Андреев — поэт, прекрасно
пишет и очень тонко понимает поэтику
русской литературы. Об этом свидетельствуют следующие её главы: Книга 10. К метаистории русской
культуры. Книга 12. Возможности. Гл. 1. Воспитание человека облагороженного
образа.
Вот что об этой книге и её авторе
рассказала докладчик Т.И. Васильева в
своём сорокаминутном выступлении в «Русской гостиной»:
— Книга, о которой пойдёт речь,
одновременно и безвестна, и знаменита: эзотерически образованная публика хорошо
знакома с ней. Читатели же, далёкие от мистики и других тонких материй, могли
даже и не слышать об этом произведении — книге "Роза Мира". Даниил
Андреев краткое содержание, квинтэссенцию своих убеждений изложил именно в ней.
У некоторых читателей возникает вопрос: «Даниил Андреев: сумасшедший или
пророк?» Сын известного писателя-эмигранта Леонида Андреева был не менее
талантлив, чем его отец. Уже с юности Даниил обнаруживает в себе способность
видеть иноматериальные планы бытия, трансфизическую реальность и тонкие миры.
Родился будущий поэт, писатель и провидец в 1906 году. С
ранних лет он начал писать стихи, а позднее — и прозу. Уже к 35 годам наследие
Даниила Андреева составляло несколько стихотворных циклов и роман
"Странники ночи". Однако его творчество было истолковано сталинистами
как антисоветское. По законам того времени, были арестованы не только автор
романа и его супруга Алла Андреева, но и 19 человек из их близкого круга,
которым Даниил вечерами читал свои произведения. Блюстители тоталитарного
режима растоптали судьбы безвинно осуждённых и уничтожили практически все
рукописи Андреева, сочтя их опасными для господствующей доктрины сталинизма.
Писатель
провёл в тюрьме 10 лет, которые посвятил восстановлению своих произведений, а
главное, созданию самой известной из своих книг — "Розы Мира". Легенда
о чудесном рождении книги почитатели таланта писателя уверены в неземном происхождении
произведения "Роза Мира". Даниил Андреев рассказывал в предисловии,
как ему удавалось непостижимым образом прятать рукописи от тюремщиков и
обысков. Он не сомневался, что ему помогали не только люди, но и "не
люди" — светлые сущности Высшего Мира. Книга год за годом рождалась на
обрывках бумаги, которые удавалось достать в тюрьме.
Когда
в 1957 году писатель вышел из застенков, его главный труд оказался практически
готов. Андреев был уже безнадёжно болен и знал это. Оставшиеся два года он
приводил в порядок своё духовное наследие, стихи и рукопись "Розы
Мира". Его жена и соратница Алла Андреева хранила записи в тайне вплоть до
1991 года, когда книга увидела свет. Мечта писателя сбылась: он смог поделиться
своими прозрениями со всем миром.
Картина
мира Даниила Андреева отличается от нашего привычного видения. Каждый человек
имеет свою точку зрения на происходящее в мире. За рамки привычного и
общепринятого выходила картина, которую видел Даниил Андреев — "Роза Мира". Весь текст пронизан
духовными прозрениями и догадками, словно принял в себя часть души автора. Он
свято верил в вечное противостояние Добра и Зла, но не исключал возможности
эволюции для тёмных миров и сущностей. Его внутреннему взору представало
многомирье, некая вертикальная иерархия разноплановых пространств. Каждая
вечная душа, переходя пределы земной жизни, по его убеждению, попадала в мир,
соответствующий прижизненным деяниям человека. Миропонимание автора не
ограничивалось духовными постулатами: он был убеждён в пагубности любой
диктатуры и в насильственной природе любого государства.
Всё
это ожило на страницах книги "Роза Мира": Даниил Андреев краткое
содержание своих взглядов изложил в главном своём детище. Розой Мира он называл
эпоху Золотого Века — неизбежно наступающего (по некоторым предсказаниям
индийских брахманов, уже начавшегося) периода свободы и расцвета личности.
"Роза Мира" включает в себя 12 книг, которые в совокупности можно
оценить как завершённый литературный, философский и эзотерический труд. Это
своего рода учебник альтернативного миропонимания, включающий и теоретические,
и практические главы.
Тамара
Васильева кратко ознакомила собравшихся любителей словесности со структурой и содержанием книги Даниила Андреева. Первые две
книги — это, по сути, введение и методы познания бытия. Следующие четыре книги
описывают структуру земного плана бытия, а также миров светлых и тёмных со
сказочно звучащими названиями, их иерархию и законы существования. Книги с пятой
по одиннадцатой — попытка переосмыслить основные вехи нашей истории. Тексты,
скорее, субъективные духовные воззрения автора, не относящиеся к альтернативной
истории. Двенадцатая книга отличается от предыдущих, так как носит предсказательный характер. Здесь автор
оставляет человечеству альтернативу выбора, недвусмысленно показывая наиболее
благоприятный вариант — духовное перерождение.
В
«Русской гостиной» собравшиеся
высказывали отзывы о книге "Роза Мира" Даниила Андреева далеко не
однозначные. Больше всех возмущался сатирик Леонард Баюков: ему пришлись не по
душе ни книга, ни рассказ Тамары Васильевой о ней. Он убеждённый материалист:
да и каковы в наш материалистический век могут быть мнения о
религиозно-мистическом, невиданном доселе произведении? Часть людей на собрании
— в недавнем прошлом школьный учитель
истории, ныне пенсионер, убеждённый атеист
Сергей Константинович Алёхин; геолог с многолетним стажем Нина Александровна
Иванова — посчитали книгу антинаучным сочинением фантазёра или же откровенно
опасным для психики суррогатом. К счастью, такие мнения оказались в
меньшинстве, а преобладали уважительные
и позитивные отзывы.
Выступившие
участники дискуссии — руководитель
клуба «Творчество», лауреат международного конкурса композиторов, пианист Салих
Абсалямов; библиофил Александр Ступак; поэты Галина Козлова и Евгения Абалян; бард Роман Мусин; автор этих строк — пришли к
заключению, что "Роза Мира" Даниила Андреева — это величайшее произведение, которое своим
содержанием представляет собой веру в лучшее будущее для всей Земли, в эволюцию
и неизбежный подъём каждой воплощённой души. Всякому человеку, которому не безразличны
вопросы сохранения мировой гармонии, духовной эволюции и самосовершенствования,
имеет смысл прочитать этот уникальный труд.
В современном
обществе одни оценивают книгу как высококачественную философскую сказку; другие
воспринимают её как глубокий эзотерический трактат; есть и такие, кто разделяет
взгляды писателя и относит себя к его последователям. Образы иных миров и
сверхъестественных существ, описанных в "Розе Мира", используются в
основном писателями-фантастами или авторами, тяготеющими к данному жанру. Для
композиторов и музыкантов, в свою очередь, оказались интересными
национально-исторические мотивы творчества Даниила Андреева.
Вот
что писал автор – садовник «Розы Мира» о её
ближайших задачах: «Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если
рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить ее не успею. Но если она
дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит
их прочитать ее до конца, преодолевая все ее трудности, — идеи, заложенные в
ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах.
И
произойдет ли это еще до третьей мировой войны или после нее, или третья война
не будет развязана в ближайшие годы вовсе — книга не умрет все равно, если хоть одни
дружественные глаза пройдут, глава за главой, по ее страницам. Потому что
вопросы, на которые она пытается дать ответ, будут волновать людей еще и в
далеком будущем».
Простые и искренние, как крик ребёнка, стихи Даниила Андреева открывают
нам чистую и многострадальную душу их автора:
Вовсе не шутя
И в том уже
горе немаленькое,
Что
заставляет зима
Всовывать
ноги в валенки
И замыкать
дома.
Но стыдно и
непригоже нам
Прятать стопу
весной
Душным
футляром кожаным
От ласки
земли родной.
Не наказала
копытами
Благая
природа нас,
Чтоб можно
было испытывать
Землю - во
всякий час;
Чтоб силу ее
безбрежную
Впивали мы на
ходу,
Ступая в
лужицы нежные,
На камни иль
в борозду.
Швырните ж
обувь! Отриньте!.. Я
Напомню, что
этот завет
Блюдет
премудрая Индия
Четыре тысячи
лет;
Хранит народ
Индонезии
В обыкновении
том
Чарующую
поэзию
Бесед с
травой и песком;
Смеются
потоки синие,
Любовно неся
струю
К босым ногам
Абиссинии
И в
Полинезийском раю.
И миллионы
вмяточек
Свидетельствуют
на селе
О радости
шустрых пяточек
На мягкой
русской земле.
Ты — не на
чванном Западе.
Свободу — не
нам давить.
Моя беспечная
заповедь:
Обувь —
возненавидь!
Без
заслуг
Если
назначено встретить конец
Скоро, — теперь,—- здесь —
Ради чего же
этот прибой
Всё возрастающих сил?
И почему —- в
своевольных снах
Золото дум кипит,
Будто в жерло
вулкана гляжу,
Блеском лавы слепим?
Кто и зачем
громоздит во мне
Глыбами, как циклоп,
Замыслы, для
которых тесна
Узкая жизнь певца?
Или тому, кто
не довершит
Дело призванья — здесь,
Смерть — как
распахнутые врата
К осуществленью там?
Ни
одно художественное произведение Андреева не было издано при жизни (в 1946 году
была опубликована созданная в соавторстве с С. Н. Матвеевым книга
«Замечательные исследователи горной Средней Азии»). Умер Даниил Андреев 30
марта 1959 года и похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой матери. В
2003 году по заказу вдовы писателя Аллы Андреевой композитор Алексей Курбатов
написал музыку к поэме Даниила Андреева «Ленинградский Апокалипсис». В октябре
2014 года в деревне Чухраи Суземского района Брянской области открылся музей
Даниила Андреева.
Как
бы там ни было, Даниил Андреев продолжает жить в своём выдающемся произведении,
как и полагается великому мыслителю и светлому духовному человеку. Вот только
одна выдержка из его книги «Роза Мира», способная заставить нас переосмыслить наше
прошлое, настоящее и будущее:
«В
прошлом столетии, под впечатлением стремительного прогресса в науке и технике,
пророчили гибель искусства. Прошло сто лет, и соцветие искусств не только не
погибло, но обогатилось еще одним: искусством кино. Сорок или тридцать лет
назад многим в России казалась неизбежной гибель религии вследствие прогресса
научного и социального. И однако же соцветие религий не только не погибло,
несмотря на все средства, ради этого мобилизованные, но именно под влиянием
научного и социального прогресса обогащается тем, что сделает мировую
религиозность, вместо сочетания разрозненных лепестков, целокупным и единым духовным цветком – Розою
Мира».
На
миг всем участникам литературной дискуссии показалось, что в «Русской гостиной»
посреди рыжей осени в их сердцах распустилась пышным цветом «Роза Мира» —
предвестник Золотого века! В честь этого события по просьбе соклубовцев Салих Абдусалямов сел за фортепиано и сыграл
несколько изумительных вещей: народную песню «Священный Байкал» и несколько
собственных произведений, любимых ташкентской публикой, — «Песня про маму»,
«Розовые сны», «Звёздная река».
Гуарик Багдасарова






Комментарии
Отправить комментарий