Встреча «Алин Кун» с бухарской группой «Манзур» в Ташкенте
С целью установления культурного диалога и демонстрации
современной немецкой музыки в Узбекистане Гете-институт в Ташкенте пригласил из
Германии группу «Алин Кун». Проект под названием «Встреча Алин Кун с Maнзур»
подразумевал встречу и сотрудничество двух музыкальных коллективов из разных
стран. Перед встречей с узбекской группой Алин Кун выступила со своей сольной
программой на концерте в театре «Ильхом» в рамках «Ilkhom Jazz Club».
14 октября 2017 года Большой зал Государственной консерватории Узбекистана был заполнен до
отказа любителями джаза, преимущественно молодёжью. Концерт начался и
закончился с поразительной немецкой пунктуальностью: он начался в 18-30 и шёл
ровно полтора часа под неумолкаемые овации зала, так как всё в программе оказалось
новым, свежим, необычным и гармоничным на слух.
Перед началом
концерта выступила представительница Института Гёте в Ташкенте Gabriele
Becker, рассказавшая об истории альтернативной группы из Германии
Alin Coen («Алин Кун») и их гастролях в узбекской столице. Группа была основана в
мае 2007 года солисткой Алин Кун и тремя другими музыкантами из Веймара и
Гамбурга. Для своей авторской музыки джазмены используют разные жанры: фанк,
поп и фолк. Тексты их песен посвящены вечной теме любви. Их дебютный альбом
вышел в 2010 году под названием «Кто ты?». Альбом был записан в собственной
студии «Pflanz einen Baum». В 2011 году Алин Кун получила престижную
немецкую премии GEMA для авторов музыки в категории «Поощрение молодых
кадров».
Девятого октября Alin Coen побывала в гостях у
джазового клуба театра «Ильхом». Между двумя выступлениями музыкантов в
«Ильхоме» и ГКУз состоялись три дня напряжённой работы. Целью данного проекта
является установление диалога и в тоже время демонстрация современной немецкой
музыки в Узбекистане. Проект подразумевает встречу и дальнейшее сотрудничество талантливых
музыкальных коллективов из двух разных стран.
14 октября 2017 г . в
Государственной консерватории Узбекистана "Alin Coen" и «Maнзур» с блеском
показали совместную программу, в которой они продемонстрировали не только слияние
немецкого и узбекского фольклора, а также его современную интерпретацию, но и
слияние сердец разных народов в искусстве джаза. Примечательно, что в начале
концерта певица Алин Кун выступила перед зрителями в сопровождении немецкой
музыкальной группы со своей сольной
программой. Публика по достоинству оценила
вокальные данные солистки и, в целом, высокий европейский уровень джазовой культуры
немецкой группы.
Группа «Манзур" из молодых
профессиональных музыкантов из Бухары
вышла на сцену в бухарских халатах и с национальными узбекскими инструментами. Они играли знакомые для слуха наших земляков
традиционные мелодии и ритмы. В их музыке нашли свое отражение атмосфера и
архитектура города Бухары на Великом шёлковом пути.
В
чётких ритмических ударах дойры, напоминающих шелест ветра или громкий барабанный бой,
как весенний гром; нежной мелодии ная, похожей на тихий звук флейты; минорном соло рубаба; завораживающих колокольных звуках
чанга; тончайшей мелодии, извлекаемой бухарским музыкантом из старинного струнного щипкового инструмента Уд
(или барбет), предшественника европейской лютни, похожего на гитару — многим
напомнили стихи из поэмы «Хосров и Ширин»
классика персидской поэзии Низами Гянджеви. Поэт часто упоминает музыкальные инструменты и, в
частности, пишет:
Взял Некиса свой ченг, барбет свой взял Барбед.
И звуки понеслись в согласии крылатом:
Так в розе цвет её согласен с ароматом.
Барбет и ченг пьянят… нет дальше сил.
Классика
узбекской музыки – это макомы – особый музыкальный жанр, которому свойственно
протяжное трогательное исполнение. Их поют лирические певцы на стихи поэтов
Востока (Джами, Навои, Фузули, Хафиза, Увайси, Надира, Мукими, Огахи и др.).
ЮНЕСКО включила «шашмаком» —традиционную музыку Узбекистана — в список шедевров
устного и нематериального культурного наследия человечества. Своим творчеством
музыкальная группа "Манзур" вносит свой вклад в развитие культурного
наследия и сохранения музыкальных традиций. Музыканты использовали и
интерпретировали на встрече с группой «Алина Кун» древние макомы, где сливаются различные
религиозные и философские течения и сосуществуют различные этнические группы.
Поразительно, что на джем-сейшене с немецкими
музыкантами бухарцы смогли сохранить национальный колорит звучания каждого
инструмента и неповторимость макома. Солист бухарской группы под аккомпанемент
своей певучей скрипки выразил в своём сольном пении на восточный манер
искренний восторг и чувство любви к
Алине Кун, отвечавшей ему взаимным признанием на джазовой волне на английском и
немецком языках.
Таким образом, немецкие
музыканты и их солистка Алина Кун не просто встретились с узбекской группой
"Maнзур". Они обменялись друг с другом знаниями и опытом в области
музыки и душевного общения. Благодаря встрече с узбекской группой
"Манзур" музыканты немецкой группы "Алин Кун" получили уникальную возможность познакомиться с
культурой и традициями Узбекистана.
Алина Кун выразила в конце программы благодарность
Институту Гёте в Ташкенте за приглашение впервые посетить с гастролями Узбекистан. Здесь, — призналась она, — молодые
немецкие музыканты получили не только новые духовные знания и новый музыкальный
опыт, но ещё приобрели хороших порядочных
друзей и надеются, что это будет не последнее их знакомство с узбекскими
музыкантами и отзывчивыми ташкентскими зрителями.
Преподаватель и руководитель джаз-ансамбля
Республиканского эстрадно-циркового колледжа Виктор Серафимович Курницкий, один
из инициаторов создания знаменитого эстрадно-симфонического оркестра им. Батыра
Закирова, ныне руководимого Мансуром Ташматовым, поделился своим впечатлением
от концерта:
— Мне и моим воспитанникам очень понравился концерт. С
первых дней моего служения джазу и моей многолетней работы в колледже я пропагандирую это уникальное направление –
этноджаз. Известный легендарный ансамбль «Братья Сафаровы и друзья» (Ташкент) под
руководством Владимира Сафарова;
«Шёлковый путь» из Бухары под руководством Обида Джумаева, ансамбль
РСМАЛ им. Успенского «Дорога к джазу» под руководством Алины Алибековой,
ансамбль РЭЦК под моим руководством неоднократно выступали на международных
фестивалях с классическими произведениями Баха, Генделя, Грига и композиторов ХХ века — Джоржа Гершвина, Дюка Эллингтона, Чарли
Паркера и других в новейшей современной джазовой аранжировке.
Сегодня в музыкальных учебных заведениях Ташкента воспитываются будущие джазовые музыканты-исполнители и
певцы — новое поколение артистов, которые будут нести в массы нравственно-духовную
культуру музыкального искусства, перешагнувшего столетний рубеж. Джаз, как
подтвердил сегодняшний концерт, судя по горячей
реакции преимущественно молодёжной публики, — будет актуален и востребован
всегда.
Встреча музыкальных групп из двух разных континентов
должна способствовать творческому обмену и развитию культурного диалога. Их
совместное выступление открыло новые грани музыкальных традиций разных стран,
обогащая и развивая наше понимание о фольклоре и его современной джазовой интерпретации.
Гуарик
Багдасарова
Фото: Раиса Крапаней






Комментарии
Отправить комментарий