Встреча «Алин Кун» с бухарской группой «Манзур» в Ташкенте





С целью установления культурного диалога и демонстрации современной немецкой музыки в Узбекистане Гете-институт в Ташкенте пригласил из Германии группу «Алин Кун». Проект под названием «Встреча Алин Кун с Maнзур» подразумевал встречу и сотрудничество двух музыкальных коллективов из разных стран. Перед встречей с узбекской группой Алин Кун выступила со своей сольной программой на концерте в театре «Ильхом» в рамках «Ilkhom Jazz Club».
14 октября 2017 года Большой зал Государственной  консерватории Узбекистана был заполнен до отказа любителями джаза, преимущественно молодёжью. Концерт начался и закончился с поразительной немецкой пунктуальностью: он начался в 18-30 и шёл ровно полтора часа под неумолкаемые овации зала, так как всё в программе оказалось новым, свежим, необычным и гармоничным на слух.  



Перед началом концерта выступила представительница Института Гёте в Ташкенте Gabriele Becker, рассказавшая об истории альтернативной группы из Германии Alin Coen («Алин Кун») и их гастролях в узбекской столице. Группа  была основана в мае 2007 года солисткой Алин Кун и тремя другими музыкантами из Веймара и Гамбурга. Для своей авторской музыки джазмены используют разные жанры: фанк, поп и фолк. Тексты их песен посвящены вечной теме любви. Их дебютный альбом вышел в 2010 году под названием «Кто ты?». Альбом был записан в собственной студии «Pflanz einen Baum». В 2011 году Алин Кун получила престижную немецкую  премии GEMA для авторов музыки в категории «Поощрение молодых кадров».



Девятого октября Alin Coen побывала в гостях у джазового клуба театра «Ильхом». Между двумя выступлениями музыкантов в «Ильхоме» и ГКУз состоялись три дня напряжённой работы. Целью данного проекта является установление диалога и в тоже время демонстрация современной немецкой музыки в Узбекистане. Проект подразумевает встречу и дальнейшее сотрудничество талантливых музыкальных коллективов из двух разных стран.
14 октября 2017 г. в  Государственной консерватории Узбекистана "Alin Coen" и «Maнзур» с блеском показали совместную программу, в которой они продемонстрировали не только слияние немецкого и узбекского фольклора, а также его современную интерпретацию, но и слияние сердец разных народов в искусстве джаза. Примечательно, что в начале концерта певица Алин Кун выступила перед зрителями в сопровождении немецкой музыкальной  группы со своей сольной программой. Публика по достоинству оценила  вокальные данные солистки и, в целом,  высокий европейский уровень джазовой культуры немецкой группы.
Группа «Манзур" из молодых профессиональных музыкантов из Бухары  вышла на сцену в бухарских халатах и с национальными узбекскими инструментами.  Они играли знакомые для слуха наших земляков традиционные мелодии и ритмы. В их музыке нашли свое отражение атмосфера и архитектура города Бухары на Великом шёлковом пути. 


В чётких ритмических ударах дойры,  напоминающих шелест ветра или громкий барабанный бой, как весенний гром; нежной мелодии ная, похожей на  тихий звук флейты; минорном соло  рубаба; завораживающих колокольных звуках чанга; тончайшей мелодии, извлекаемой бухарским музыкантом из  старинного струнного щипкового инструмента Уд (или барбет), предшественника европейской лютни, похожего на гитару — многим напомнили стихи  из поэмы «Хосров и Ширин» классика персидской поэзии Низами Гянджеви. Поэт  часто упоминает музыкальные инструменты и, в частности, пишет:

Взял Некиса свой ченг, барбет свой взял Барбед.
И звуки понеслись в согласии крылатом:
Так в розе цвет её согласен с ароматом.
Барбет и ченг пьянят… нет дальше сил.

            Классика узбекской музыки – это макомы – особый музыкальный жанр, которому свойственно протяжное трогательное исполнение. Их поют лирические певцы на стихи поэтов Востока (Джами, Навои, Фузули, Хафиза, Увайси, Надира, Мукими, Огахи и др.). ЮНЕСКО включила «шашмаком» —традиционную музыку Узбекистана — в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества. Своим творчеством музыкальная группа "Манзур" вносит свой вклад в развитие культурного наследия и сохранения музыкальных традиций. Музыканты использовали и интерпретировали на встрече с группой «Алина Кун»  древние макомы, где сливаются различные религиозные и философские течения и сосуществуют различные этнические группы.
Поразительно, что на джем-сейшене с немецкими музыкантами бухарцы смогли сохранить национальный колорит звучания каждого инструмента и неповторимость макома. Солист бухарской группы под аккомпанемент своей певучей скрипки выразил в своём сольном пении на восточный манер искренний восторг и  чувство любви к Алине Кун, отвечавшей ему взаимным признанием на джазовой волне на английском и немецком языках.
Таким образом,  немецкие музыканты и их солистка Алина Кун не просто встретились с узбекской группой "Maнзур". Они обменялись друг с другом знаниями и опытом в области музыки и душевного общения. Благодаря встрече с узбекской группой "Манзур" музыканты немецкой группы "Алин Кун" получили  уникальную возможность познакомиться с культурой и традициями Узбекистана.
Алина Кун выразила в конце программы благодарность Институту Гёте в Ташкенте за приглашение впервые посетить с гастролями  Узбекистан. Здесь, — призналась она, — молодые немецкие музыканты получили не только новые духовные знания и новый музыкальный опыт, но ещё  приобрели хороших порядочных друзей и надеются, что это будет не последнее их знакомство с узбекскими музыкантами и отзывчивыми ташкентскими зрителями.
Преподаватель и руководитель джаз-ансамбля Республиканского эстрадно-циркового колледжа Виктор Серафимович Курницкий, один из инициаторов создания знаменитого эстрадно-симфонического оркестра им. Батыра Закирова, ныне руководимого Мансуром Ташматовым, поделился своим впечатлением от концерта:
— Мне и моим воспитанникам очень понравился концерт. С первых дней моего служения джазу и моей многолетней работы в колледже я  пропагандирую это уникальное направление – этноджаз.  Известный легендарный ансамбль  «Братья Сафаровы и друзья» (Ташкент) под руководством Владимира Сафарова;  «Шёлковый путь» из Бухары под руководством Обида Джумаева, ансамбль РСМАЛ им. Успенского «Дорога к джазу» под руководством Алины Алибековой, ансамбль РЭЦК под моим руководством неоднократно выступали на международных фестивалях с классическими произведениями  Баха, Генделя, Грига и композиторов ХХ века —  Джоржа Гершвина, Дюка Эллингтона, Чарли Паркера и других  в новейшей современной джазовой аранжировке. Сегодня в музыкальных учебных заведениях Ташкента воспитываются  будущие джазовые музыканты-исполнители и певцы — новое поколение артистов, которые будут нести в массы нравственно-духовную культуру музыкального искусства, перешагнувшего столетний рубеж. Джаз, как подтвердил  сегодняшний концерт, судя по горячей реакции преимущественно молодёжной публики, — будет актуален и востребован всегда.  


Встреча музыкальных групп из двух разных континентов должна способствовать творческому обмену и развитию культурного диалога. Их совместное выступление открыло новые грани музыкальных традиций разных стран, обогащая и развивая наше понимание о фольклоре и его современной джазовой интерпретации.

Гуарик Багдасарова
 Фото: Раиса Крапаней




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова

Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина