Столетний юбилей Октябрьской революции отметили в ахматовском музее при РЦНК в Ташкенте
«В момент совершения революции о ней
мало говорят — ее делают, зато потом о ней только и говорят, особенно по
праздничным датам…
Но пока власть держит паузу — общество
бурлит. На всех исторических порталах, в исторических обществах и
университетских центрах ведется крайне интересная дискуссия. Ассоциация
внимательно отслеживает отношение различных социальных групп к юбилею, и не
только в России — в Германии, Италии, США, Китае, Японии, Латинской Америке. В
мире появилось даже понятие "революциомания", проходят конференции,
выставки, фестивали, необычные акции. А вот того, чего некоторые политики
боялись — использование столетия для очередной демонизации России — не происходит»
(Геннадий Бордюгов).
Девятого ноября
2017 г .
в «Мангалочьем дворике А.Ахматовой» при
РЦНК отметили 100-летие со Дня Октябрьской революции «музыкально-поэтической
композицией «Отечество славлю, которое есть, но трижды которое будет» (В.
Маяковский). Программа включала в себя стихи поэтов советской эпохи, отразившие
время крутых поворотов в истории России,
— от Александра Блока до Евгения Евтушенко. Участники сами выбрали для
декламации любимых поэтов и их произведения и дополнили свои выступления личным
отношением к тому времени с высоты сегодняшнего дня, когда раскрыты неизвестные
ранее архивные документы, отсняты новые документальные и художественные фильмы,
написаны серьёзные историко-культурологические исследования без идеализации политических кумиров прошлого. В эпоху
перестройки в конце 1980-х — начале 90-х
гласность осветила всё, что ранее было недоступно, закрыто для историков. Но
эта правда нисколько не умалила значения Революции 1917 года.
В дебатах приняли участие:
директор ахматовского музея А.В. Маркевич, Александр Ступак, Олег
Бордовский, Галина Козлова, Тамара Ворошилова, Мунира Бабаярова, Марина
Касымбарова и другие активисты-ахматовцы. Они рассматривали Октябрьскую
революцию с позиции пафоса революционной романтики, искренней убеждённости, веры в могучий
неодолимый порыв народа к свободе в
стихах Александра Блока («Двенадцать»), Сергея Есенина («Небесный барабанщик»,
«О, Русь, взмахни крылами», «Русь советская»), «Левом марше», «Юбилейном», «Лениниане» Владимира Маяковского, «Братской
ГЭС» Евгения Евтушенко.
Докладчики
отмечали непреходящее высокое идейное содержание и в наши дни исторических
романов М. Горького («Мать»); Бориса Пастернака («Доктор Живаго»); «Тихий
Дон» М. Шолохова; «Хождение по мукам» А. Н. Толстого; «Царь-рыба» В. Астафьева; «Разгром» и «Молодая гвардия» А.Фадеева; повестей «Один день Ивана Денисовича»,
рассказа «Матрёнин двор» А. Солженицына и многие другие выдающиеся произведения советских авторов.
Олег
Бордовский познакомил аудиторию с малоизвестными сонетами революционного и
партийного деятеля Глеба Кржижановского
(1872-1959), во многих из которых создан
образ В. И. Ленина. В Бутырской тюрьме и сибирской ссылке он создал известные
песни революционного подполья (автор русского текста — переработка польских
революционных песен): «Красное знамя», «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над
нами»), «Слезами залит мир безбрежный», «Беснуйтесь, тираны». В ахматовском
музее собравшиеся активисты вспомнили революционные песни
минувшей молодости: «Шёл отряд по
берегу, шёл издалека…» о Щорсе и «Наш паровоз вперёд летит …»
Выступавшие
в заключение вечера, посвящённого 100-летнему юбилею Октябрьской
революции, пришли к единодушному выводу:
— на первом этапе своего
существования русская советская поэзия
сыграла своеобразную роль
трубача революции, возвестившего миру о рождении нового общества;
— в трудные годы I мировой
войны и гражданской войны она помогала народу сплотиться в единую силу, чтобы
противостоять белогвардейцам и интервентам;
— в дни Великой Отечественной
войны поэзия была агитатором и трибуном,
сердечным собеседником и близким другом;
— постсоветская поэзия в наши
дни позволяет нам ощутить горечь утрат и поражений, радость преодолений и побед, формирует
активную жизненную позицию и не ставит точку в перелистывании исторического
календаря, чтобы увидеть, с чем сопрягалось каждое десятилетие Революции 1917
года.
В
конце XX в. в 1991 году Россия и с ней другие 14 советских республик
добровольно отказались от завоеваний Великого Октября, от того, что
позволило им вместе стать одной из двух сверхдержав мира, одного из мировых
лидеров. Несмотря на это, выходцы из СССР продолжают радоваться тому, что 7 ноября (25
октября) 1917 года в городе на Неве
началось самое уникальное и величайшее в истории человечества построение
общества, где человек человеку друг, товарищ и брат. Революция 1917 года
изменила мир: исчезли империи, распалась колониальная система, коренным образом
изменилась социальная политика, женщинам были предоставлены равные права с
мужчинами.
Советская власть, рожденная в октябре 1917-го, подарила
много всего — от нормированной рабочей недели и рабочего дня до нового
календаря и новой орфографии. Но главным подарком стала практически всеобщая
грамотность. До революции максимум, на что могли рассчитывать сыновья и дочери
рабочих и крестьян, — это несколько классов церковно-приходской школы, где
могли научить, помимо Закона Божьего, кое-как читать, писать, ну, и простейшему
счету. Больше эксплуататорам и не требовалось — наоборот, они опасались слишком
грамотных, поскольку они могли нести марксистские идеи в массы.
Придя
к власти, Ленин и его сподвижники учли ошибки и царского, и Временного
правительства. Поэтому, помимо всех известных лозунгов о даровании мира,
власти, земли трудовому народу, они провозгласили курс на ликвидацию
безграмотности. Причем, повышать свой образовательный уровень трудящиеся могли
без отрыва от производства. В советские годы появились рабфаки, ФЗУ и вечерние
школы, благодаря которым можно было не только учиться, но и работать, кормя
свои семьи. Во всём мире был признан высокий уровень советской науки,
опиравшийся на лучшую в мире образовательную систему. Об утрате этих завоеваний
Великого Октября многие сожалеют даже больше, чем о потере уверенности в завтрашнем
дне, практически гарантированной в советскую эпоху.
Многое изменилось за это время, но сохранилось
общество, в котором преданно любят своё Отечество, историю, культуру, куда
входят искусство и литература, открывающие нам глаза на мир, где люди собираются
вместе по интересам, чтобы просто почитать друг другу
стихи, помечтать вслух и спеть песни,
запавшие в душу с детства.
Гуарик Багдасарова
Комментарии
Отправить комментарий