День народного единства отметили в РКЦ Узбекистана большим концертом хора «Мелодия»
Четвёртого ноября 2017 года в актовом зале Русского культурного
центра был аншлаг: яблоку негде было упасть. Здесь собрались представители
разных национальных культурных центров; любители народного русского искусства, пришедшие вместе с детьми и
внуками; творческая интеллигенция; теле- радиожурналисты и работники печатных
СМИ; интернет-блогеры.
Перед началом концерта, взволнованный массовым наплывом людей,
тесно стоявших в проходе, для которых не хватило стульев, председатель РКЦ А.В.
Аристов поздравил всех собравшихся с Днём
народного единства в России и дал короткую историческую
справку об этой знаменательной дате. Сам праздник — День народного единства —
часто вызывает недопонимание. Кто-то недоумённо пожимает плечами и путает этот
день с Днём независимости России, кто-то признаёт только седьмое ноября и считает четвёртое ноября своеобразным «переносом» памятной даты,
а для кого-то четвёртое ноября — это
день Казанской иконы Божьей Матери.
А.В. Аристов напомнил, что День народного единства – это память о
событиях давно минувших дней, а именно об освобождении народным ополчением, во
главе которого были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Москвы от польских
интервентов. Было это в 1612 году. Эта дата — поворотный момент в истории
России, именно она знаменует собой окончание Смутного времени. Первая
скульптурная композиция Москвы, первый памятник, посвящённый народным героям, —
это памятник Минину и Пожарскому в Москве. Он был построен не на
государственные деньги, а на пожертвования, которые собирали по всей России
инициаторы – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. И это
тоже было впервые. Собранных пожертвований хватило не только на создание знаменитой
скульптурной композиции, которую отливали из бронзы в Петербурге, а в
Москву отправляли водным путём через Нижний Новгород, но и на обелиск в Нижнем
Новгороде, где, собственно, и родилось второе ополчение.
День народного единства в Российской Федерации и их
соотечественников во всём СНГ отмечается
уже двенадцатый раз. За эти годы у нас в
Республике Узбекистан он приобрёл дополнительное значение — дружбы
народов, взаимного понимания и толерантного отношения к культурным традициям и
обычаям более 130 наций и народностей, издревле населяющих наш край и вносящих
свой вклад в его процветание. В этом году к этому празднику были приурочены два
больших события. В РКЦ в эти часы проходил ежегодный научно-методический
семинар для педагогов русского языка и литературы из самых дальних уголков
нашего региона, организованный Центром русского языка и литературы при РКЦ Уз.
Вторым значительным мероприятием стало выступление лауреата республиканских
и городских смотров и конкурсов, обладателя Гран При фестиваля «Русская песня»,
одного из лучших в Республике Узбекистан, по словам А.В. Аристова, народного
камерного хора «Мелодия», которому в будущем году исполняется двадцать лет. «Он
почти ровесник Русскому культурному
центру. У него много регалий, — подчеркнул Александр Валентинович, — но главная
из них — это всенародная любовь к этому многонациональному творческому коллективу. Он
всегда выступает выше наших ожиданий, и сегодня ещё раз, надеюсь, продемонстрирует свои новые достижения хорового искусства».
Ведущая концерта Любовь Разумкова объявила первый номер — «Карнавальный вальс» Сулеймана Юдакова на
слова Тураба Тулы и пригласила на сцену
художественного руководителя и дирижёра хора «Мелодия» Александра Геннадьевича Скрипина.
«Карнавальный вальс» прозвучал на узбекском языке. Он был всем понятен без
перевода, так как давно уже стал символом Ташкента, родного Узбекистана,
цветущего солнечного края и исполняется в торжественные часы как выражение
национального пафоса и ликования. Песня с её лирически-распевной парящей
мелодией охватила всех исполнителей и
зрителей единодушным восторгом и вызвала в зале шквал аплодисментов.
Зрители награждали овацией каждое последующее выступление
камерного хора, исполнившего дорогие
сердцу незабываемые «старые песни о главном» в современной обработке А.
Скрипина: «Листья жёлтые» на музыку Р. Паулса и стихи Я. Петерса (русский
вариант И. Шаферана): «Мелодия Бимбо» К. Моргана на слова М. Подберёзовского;
перуанская народная песня «Полёт кондора» на испанском языке («Орёл летит»)
Даниэля Аломиа Роблеса на стихи Хулио де ла Пас; попурри на темы: «Вот и свела
судьба» из репертуара В. Ободзинского и «Вальса звук прелестный». Программу
украсил смелый, но пока ещё
недоработанный творческий эксперимент: впервые хор исполнил романс «Сомнение»
М. Глинки на стихи Нестора Кукольника. Зал дружно аплодировал за дерзость
творческого замысла и коллективное старание придать камерному романсу
полифоническое хоровое звучание.
В концертной программе на том же высоком художественном уровне
прозвучали хиты советской эпохи в сольном исполнении: «Соловьи» С. Левина в
исполнении солиста Вл. Кузнецова под раскатистый аккомпанемент гармони; «Уголок
России» Шевелёва на слова Шаинского в исполнении Любови Тарасовой; ария Лауретты
из оперы Дж. Пуччини «Джанни Скики» (солистка Тамара Мадаминова) и авторская
песня Н. Старченковой «Повозочка» в
задушевном исполнении под гитару солистки Лилии Кабачёвой, лауреата
международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд-2017». Концерт завершился торжественным исполнением гимна
«Слава народу» С. Рахманинова на слова Н. Некрасова. Весь вечер на фортепиано
играла ведущий концертмейстер ГКУз Нина Николаевна Топерверх.
Праздник
в РКЦ Уз на волне слова и музыки продемонстрировал сохранность традиций в нашем народе взаимного уважения,
доверия, родства, доброты и милосердия. Он ещё раз языком народного искусства призвал
жителей и гостей узбекской столицы ценить главное в нашей
современной жизни — народное
единство, завещанное нам от наших предков:
сколько же тебя
затаптывали в грязь,
Одолевая подлецов,
ты потерял им счёт.
Но очищаясь до конца,
сметал их всякий раз.
Я вновь склоняюсь пред тобой,
Великий
мой народ
(Абдулла Арипов в переводе И. Бяльского).
.
Гуарик Багдасарова
Комментарии
Отправить комментарий