Фотовыставка Российского этнографического музея в Ташкенте. Послесловие.




Прошла почти неделя после закрытия фотовыставки Российского этнографического музея в Ташкенте, но мысленно всё время возвращаешься к ней: она не даёт покоя и заставляет снова и снова задуматься  о невыдуманных уроках истории, написанных не живописной кистью и созданных не художественным воображением, а скрупулёзной фотокамерой, оставившей потомкам исторические документы: «Ни пером описать, ни красным словом сказать». Четверть века назад этот  очерк я бы назвала однозначно словами известной песни: «Широка страна моя родная», но сегодня я этого сделать не могу, так как бывший Союз распался на множество независимых республик – осколков некогда великой империи, частично, в зародыше,  отражённых на фотовыставке Российского этнографического музея в Ташкенте.


В Ташкентском Доме фотографии  с 26 октября по второе ноября 2017 года работала фотовыставка «Семья в культуре народов Евразии. ХХ век», организованная Российским этнографическим музеем при поддержке и в сотрудничестве с Российским центром науки и культуры в Ташкенте.
Выступая на церемонии открытия, руководитель РЦНК в Ташкенте Виктор Шулика передал слова приветствия и пожелания плодотворной работы выставке от Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Узбекистан Владимира Тюрденева. Он также обратил внимание на то, что экспозиция представленных фотографий является ярким доказательством тесного переплетения истории России и Узбекистана, общих человеческих ценностей, главная из которых — семья, стремления двух стран сохранить вековые традиции. Это является прочной основой для укрепления и дальнейшего развития дружественных, построенных на глубоком уважении,  отношений двух стран.
Это заявление  В.Н. Шулика полномерно подтвердил последовавший за открытием выставки визит  второго ноября 2017 года председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева в Узбекистан. Российский премьер в ходе своего визита отметил не только хорошую погоду в столице Узбекистана,  отражающую дух и характер взаимоотношений, которые складываются сейчас между двумя нашими государствами. Дмитрий Медведев также констатировал прогресс в развитии торгово-экономических связей России и Узбекистана, особенно в сфере сельского хозяйства, поставках продуктов питания, промышленной кооперации и ВТС.
О важности сотрудничества между двумя странами на открытии выставки говорил начальник управления международных связей Академии художеств Узбекистана Тухтасин Гайбуллаев.
Ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Ольга Старостина искренне поблагодарила за возможность организации выставки министерства культуры Российской Федерации и Республики Узбекистан, а также Представительство Россотрудничества в Узбекистане, отметив большой вклад, который эти структуры вносят в сближение народов России и Узбекистана. Она также выразила благодарность директору Ташкентского дома фотографии Жарилкагану Изентаеву за предоставление площадки, где узбекистанцы могут ознакомиться через фотографии с повседневной и праздничной жизнью традиционной семьи начала ХХ века славянских и финно-угорских народов, жителей Поволжья, Сибири, Закавказья и Средней Азии.



         Мир семейной жизни у каждого народа самобытен и имеет свои традиции. Мгновения, запечатленные на представленных фотографиях, дают возможность увидеть общее и особенное в семейных традициях народов, исторически связанных между собой социальными, культурными, политическими контактами и общими границами в рамках сначала Российской империи, а затем Союза Советских Социалистических республик.
Своеобразная летопись семейной жизни начала ХХ в. дает возможность расширить наши знания о традиционных культурах народов различных регионов постсоветского евразийского пространства, почувствовать уникальность и неповторимость своих корней через общее и особенное в семейных традициях. Только открыв для себя новые страницы из прошлого, мы, современники, сможем не только соотнести с ним свои представления о происходящем в настоящее время, но стать более открытыми и готовыми к диалогу даже при наличии разногласий. Это те незыблемые правила, на которых всегда держались семейные традиции и устои.
Фотовыставка состояла из двух частей: факсимильные фотографии, оформленные в паспарту, и фильм, в котором были представлены работы известных фотографов ТАСС. На этнографической экспозиции были представлены работы выдающихся фотомастеров, которых будет трудно забыть до конца жизни: так живо они в чёрно-белых фотографиях передали время и судьбы людей разных сословий и этносов — с любовью к ним:



— С. Дудин. «Семья богатого еврея», «Тип женщины», «Продажа моркови» (Самарканд, 1902); 




— Д. Ермаков. Портрет совсем юной «Матери, кормящей грудью ребёнка», с печальным взглядом в объектив, выражающий нелёгкую женскую судьбу; «Бабушка с внучкой» (в будничном национальном платье и с пряжей в руках). Эриван, конец XIX в.;


— А. Пиралов. «Сапожная мастерская». Закавказье. Армяне. 1904;


— М. Круковский. Улыбающаяся на фотокамеру «Мать с тремя детьми в лёгких праздничных одеждах». Уфимская губерния. Татары. 1911;



— А. Павлович. «Женщина, качающая колыбель» —  в интерьере  убранной чистой хаты со скромными пожитками на деревянных настенных полках. Архангельская губерния.  Русские, 1910;


— Н. Шавров. «Вышивальщик шёлком». Елизаветпольская губерния, город Нух, начало ХХ в.;

— Н. Красников. «Дед-нянька» (Орловская губерния. Русские. 1908). Фотогерой  в обмотках, с длинной  лохматой бородой и нечёсаной шевелюрой,  больше похож на казацкого атамана  Емельяна Пугачёва, но только с сияющей доброй улыбкой;

— А. Высоцкий. «Отец с сыном на пахоте плугом и бороной». Воронежская область. Русские. 1908;


— В. Машечкин. «Отец с детьми». На фото четверо пацанов в русских национальных косоворотках, с открытыми улыбчивыми лицами,  держатся  все за руки рядом с отцом-богатырём, о котором можно сказать: «Сажень в плечах и доброта в глазах». Рязанская губерния, Касимовский уезд, 1910.;


— А. Сержпутовский. «Вдовец с ребёнком». Герой композиции крестьянин средних лет сидит на крылечке своего дома, опрятно одет, в белой сорочке, но в драных лаптях. Трудно, должно быть, ему пришлось в жизни с осиротевшими детьми, если самый малый из них, которого он бережно держит на руках,  — запелёнатый малыш грудного возраста с открытой головкой и голыми ножками. Псковская губерния, Невельский уезд, Беларусь, 1927;




— Н. Могилянский. «Семья на уборке ржи». Орловская губ. Русские. 1904. Семеро человек в праздничной одежде с помощницей — вороной лошадкой пришли на уборку зерна в поле. Этот снимок напоминает лучшие картины Васнецова;


— И. Зеленов. Зимний снимок, сделанный на морозе, когда все окрестности покрыты белым снегом, и на этом  фоне: «Семья с возами дров (коряг)». Вятская губерния. 1905;



— М. Круковский. «Женщины с детьми в поле во время отдыха». Хотя снимок чёрно-белый, но по тональности можно предположить, что девицы все в красочных цветастых платках и в хорошем настроении. Уфимская губерния. Татары, 1911;
— В. Васильев. «Доение оленей». Сахалин. Залив Науту. Ороки, 1911 г.





С. Руденко. "Муж с женой в праздничных костюмах». Пермская губерния. Осинский уезд. Башкиры. 1906.






Не менее впечатляют современных зрителей своей исторической достоверностью фотографии неизвестных мастеров: сколько в них неподдельной правды и жизненности  увековеченного текущего мгновения, как, например, «Семья дехканина» (Бухара, узбеки, конец XIX в.) и многие другие. Их безымянные авторы смогли соединить документальность чёрно-белой фотографии с художественной и идейной ценностью снимка.
В целом, фотовыставка оставила впечатление необозримых великих просторов нашей бывшей страны: как многообразен и этнически многолик её образ. На каждом её участке издревле по сей день трудится человек, так или иначе соприкасаясь  с миром окружающей природы и людей. Как и встарь, эта бескрайняя земля, населённая людьми разных национальностей,   рождает разнообразные чувства. Как и в далёкие времена, человек ощущает красоту земли, Отчизны и самой жизни. Низкий поклон тем фотомастерам, кто смог донести до нас, живущих в XXI веке, атмосферу мирной трудовой жизни, дух времени рубежа XIX-ХХ веков, когда всё только было в зачатии и свершилось в далёкой перспективе:  Великая октябрьская революция 1917 года, чьё столетие мы отмечаем 7 ноября 2017 года; Вторая мировая война и  победа над фашизмом; вторая революция 1991 года и нынешнее переходное время от кондового социализма к дикому капитализму, которое ещё только предстоит осмыслить потомкам, в том числе, через  художественное освоение действительность новыми цифровыми технологиями. Что нас сегодня объединяет с героями чёрно-белых фотографий, которым уже больше ста лет? Наверное, та же мечта о  свободе и простом человеческом счастье?



Как отмечали посетители выставки, только открыв для себя новые страницы из прошлого, мы, современники, сможем не только лучше понять происходящее в настоящее время, но стать более открытыми и готовыми к диалогу, поэтому стремительно прошедшая фотовыставка, несомненно, позволила ещё более упрочить культурное и гуманитарное сотрудничество между Россией и Узбекистаном. Посетители выставки выразили только сожаление по поводу  краткосрочности работы уникальной фотовыставки, которая продлилась до второго ноября 2017 года.


Гуарик Багдасарова

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова

Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина