Художник Андрей Есионов «дважды вошёл в реку» и вышел сухим из воды
Мы с моей приятельницей Евгенией Абалян смогли посетить
выставку акварельных и живописных работ российского художника, уроженца Ташкента, Андрея Есионова
«Войти в реку дважды» пару недель спустя после её открытия в октябре, когда уже
весь творческий бомонд говорил об этом знаменательном событии 2017 года. В день нашего посещения выставки в залах Государственного
музея искусств Узбекистана среди
зрителей преобладали профессиональные художники, внимательно, молча подолгу рассматривающие необычные картины, и
школьники, то и дело украдкой делающие «селфи» на фоне работ живописца. В Государственном музее искусств
Узбекистана выставку известного художника Андрея Есионова «Войти в реку дважды»
за два месяца посмотрели более 20 тысяч поклонников изобразительного искусства,
среди которых были и гости узбекской столицы.
Андрей
Есионов родился и вырос в Ташкенте. Выпускник живописного отделения Театрально-художественного
института им. А.Н. Островского в перестроечные годы переехал в Москву и 20 лет
не давал о себе знать. Спустя два десятилетия, совершив крутой вираж, в 1990 году он вернулся в профессию с приобретённым новым жизненным и
творческим опытом. Этот судьбоносный переломный шаг подсказал ему философское
название персональной выставки его работ, ведь диалектическое изречение
античного философа Гераклита о том, что нельзя
дважды войти в одну и ту же реку как раз подразумевает бесконечные
границы познания жизни, свободу воли, изменчивость и единство мира. Об
этом хорошо сказал в стихах ташкентский поэт Баходыр Ахмедов: «Разверни полный список своих поражений, / и увидишь,
как прячутся старые тени. / В каждом сне зашифровано то, что когда-то / проступало
в походке твоей виноватой. / Все условно, и проигрыш – эхо победы. / Смысл,
рожденный во вторник, изменится в среду. / Гераклиту привет, и реке его вечной,
/ что течет в каждой жизни бессмертью навстречу».
В
настоящее время Андрей Есионов живет и работает в Москве. Он член-корреспондент
Академии художеств РФ и лауреат золотой медали АХ РФ. Организовав свои
персональные выставки в Париже, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, художник
получил мировое признание. Его картины хранятся в престижных музеях Российской
Федерации и Европы.
Герои
живописных историй Есионова — наши современники, и в то же время
конкретные типажи, актёры на социальной арене: прохожие, туристы, бродяги, уличные музыканты, паломники, рыночные
торговцы, туристы в повозках, запряжённых лошадьми, манекены в витринах
магазинов, мигранты современного мегаполиса. В длинной череде этих моментально
врезающихся в память динамичных
композиций есть колоритные ташкентские мизансцены. Художник наделяет свои образы «говорящими» атрибутами, назидательно
сопоставляет их с животными и фантастическими существами. Мужчины и женщины,
дети и старики в его картинах приобретают дополнительную вербальную выразительность. Они не просто идут
по жизни со своим багажом добродетелей и пороков, но ещё откровенно панибратски
делятся со зрителями своими знаниями.
Акварельные
работы Есионова с их афористичными названиями (например, «Не шали с кистью!»
или «Трагедия Арала») уподобляются басням в первом случае или философским притчам
во втором с их неизбежной моралью. В каждой из них закодировано этическое
послание зрителю. «Потенциал акварели равен вселенной», — утверждает художник, мастерски раскрывая живописную
природу этой сложной, требовательной к мастеру, техники. Тщательно выписанные
фигуры людей и предметы, детали архитектурного окружения в его акварелях
сочетаются с пустотами белого цвета и абстрактными участками переливчатой
красочной стихии. Они наполняют
прозрачным воздухом изобразительные сюжеты, и тогда метаморфозы
живописной поверхности воспринимаются зрителями как живые, правдоподобные
сценки, выхваченные метким глазом художника из потока повседневной жизни.
В
отдельном зале зрители могли наблюдать документальный фильм, своего рода видео-
мастер-класс, который художник давал зрителям, раскрывая секреты своего
мастерства. Один за другим кинокадры отражали
весь процесс работы художника над картиной. …Фиксируя мимолётные
впечатления в натурных набросках, художник затем изобретательно монтирует,
комбинирует и расцвечивает их в своей мастерской. Его сюжетные акварели
оказываются своеобразными бесшовными коллажами, взятыми из жизни, но доработанными интуицией и мастерством
художника.
Творческий
метод Андрея Есионова, во многом,
парадоксален. В нём академическая выучка сочетается со страстью к
эксперименту; укоренённость в традиции — с острым чувством современности; живая
наблюдательность — со склонностью к аналитическим концептуальным обобщениям;
самоограничение — со свободой в использовании специфических для акварельной
техники пластических приёмов, в выборе тем и сюжетов.
Первое
впечатление от его акварельных портретов, включая автопортрет художника, — это их жизнерадостное мироощущение и любовь к людям всей земли их творца. Его
герои — с разных уголков планеты, представители различных народов, цвета кожи,
культурных традиций и национальных обычаев, но они все земляне, и этой
принадлежностью к человеческой расе похожи друг на друга. Над ними чистое небо, их лица озаряет улыбка, а в глазах
отражается свет солнца и радость бытия.
Сердце художника открыто для них: он принимает их во всей их житейской простоте
и мимолётной красоте, которую может не только мгновенно уловить, но и
зафиксировать в своих акварельных
рисунках и живописных полотнах. Отсюда столько живой жизни, лёгкости и прозрачности в его сюжетных акварелях и
портретных образах: однажды они вошли в нашу память и остались там навсегда.
Почти месяц прошёл со дня закрытия выставки 15 декабря 2017 года, а светлые
художественные образы витают над нами, как лёгкие прозрачные облака на чистом
южном небе. Художественную выставку обогатили фотографии из семейного архива
Андрея Есионова – деда, его двоих детей, ташкентские фотографии детства
художника.
Всем
посетителям выставки запомнился особый
экспонат — картина, написанная маслом на холсте «Трагедия Арала». Она
представляет собой новую авторскую версию одноимённого полотна, созданную художником во время учёбы в Ташкенте в 1988
году. Ясностью и простотой своей композиции, острой драматической
выразительностью картина «Трагедия Арала» напоминает плакат. Однако это
произведение отличает не характерная для плакатного жанра прямолинейная
декларативность, а совершенно новая аллегорическая наполненность и современное
болевое звучание эпической картины. Художник вслед за известным в Узбекистане
«Певцом Арала» Рафаэлем Матевосяном размышляет в ней о глубинных причинах
произошедшей социальной и экологической катастрофы. Он показывает и сравнивает
детей и взрослых в этой чрезвычайной ситуации и говорит о том, что каждому
поколению неизбежно предстоит сделать свой моральный выбор относительно
этой трагедии. После завершения персональной живописной выставки в Ташкенте Андрей Есионов подарил Государственному музею искусств Узбекистана
свою картину "Трагедия Арала", душевно связавшую его навсегда с
родным краем.
Гуарик Багдасарова











Комментарии
Отправить комментарий