Художник Андрей Есионов «дважды вошёл в реку» и вышел сухим из воды




         Мы с моей приятельницей Евгенией Абалян смогли посетить выставку акварельных и живописных работ российского  художника, уроженца Ташкента, Андрея Есионова «Войти в реку дважды» пару недель спустя после её открытия в октябре, когда уже весь творческий бомонд говорил об этом знаменательном событии 2017 года.  В день нашего посещения выставки в залах Государственного музея искусств Узбекистана  среди зрителей преобладали профессиональные художники, внимательно, молча  подолгу рассматривающие необычные картины, и школьники, то и дело украдкой делающие «селфи» на фоне работ  живописца. В Государственном музее искусств Узбекистана выставку известного художника Андрея Есионова «Войти в реку дважды» за два месяца посмотрели более 20 тысяч поклонников изобразительного искусства, среди которых были и гости узбекской столицы.


Андрей Есионов родился и вырос в Ташкенте. Выпускник живописного отделения Театрально-художественного института им. А.Н. Островского в перестроечные годы переехал в Москву и 20 лет не давал о себе знать. Спустя два десятилетия, совершив крутой вираж,  в 1990 году он вернулся  в профессию с приобретённым новым жизненным и творческим опытом. Этот судьбоносный переломный шаг подсказал ему философское название персональной выставки его работ, ведь диалектическое изречение античного философа Гераклита о том, что нельзя  дважды войти в одну и ту же реку как раз подразумевает бесконечные границы познания жизни, свободу воли, изменчивость и единство мира. Об этом хорошо сказал в стихах ташкентский поэт Баходыр  Ахмедов: «Разверни полный список своих поражений, / и увидишь, как прячутся старые тени. / В каждом сне зашифровано то, что когда-то / проступало в походке твоей виноватой. / Все условно, и проигрыш – эхо победы. / Смысл, рожденный во вторник, изменится в среду. / Гераклиту привет, и реке его вечной, / что течет в каждой жизни бессмертью навстречу».


В настоящее время Андрей Есионов живет и работает в Москве. Он член-корреспондент Академии художеств РФ и лауреат золотой медали АХ РФ. Организовав свои персональные выставки в Париже, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, художник получил мировое признание. Его картины хранятся в престижных музеях Российской Федерации и  Европы.


Герои живописных  историй Есионова  — наши современники, и в то же время конкретные типажи, актёры на социальной арене: прохожие, туристы, бродяги,  уличные музыканты, паломники, рыночные торговцы, туристы в  повозках, запряжённых лошадьми, манекены в витринах магазинов, мигранты современного мегаполиса. В длинной череде этих моментально врезающихся в память динамичных  композиций есть колоритные ташкентские мизансцены. Художник наделяет свои  образы  «говорящими» атрибутами, назидательно сопоставляет их с животными и фантастическими существами. Мужчины и женщины, дети и старики в его картинах приобретают дополнительную  вербальную выразительность. Они не просто идут по жизни со своим багажом добродетелей и пороков, но ещё откровенно панибратски делятся со зрителями своими знаниями.

Акварельные работы Есионова с их афористичными названиями (например, «Не шали с кистью!» или «Трагедия Арала») уподобляются басням в первом случае или философским притчам во втором с их неизбежной моралью. В каждой из них закодировано этическое послание зрителю. «Потенциал акварели равен вселенной», — утверждает  художник, мастерски раскрывая живописную природу этой сложной, требовательной к мастеру, техники. Тщательно выписанные фигуры людей и предметы, детали архитектурного окружения в его акварелях сочетаются с пустотами белого цвета и абстрактными участками переливчатой красочной стихии. Они наполняют  прозрачным воздухом изобразительные сюжеты, и тогда метаморфозы живописной поверхности воспринимаются зрителями как живые, правдоподобные сценки, выхваченные метким глазом художника из потока  повседневной жизни.


В отдельном зале зрители могли наблюдать документальный фильм, своего рода видео- мастер-класс, который художник давал зрителям, раскрывая секреты своего мастерства. Один за другим кинокадры отражали  весь процесс работы художника над картиной. …Фиксируя мимолётные впечатления в натурных набросках, художник затем изобретательно монтирует, комбинирует и расцвечивает их в своей мастерской. Его сюжетные акварели оказываются своеобразными бесшовными коллажами, взятыми из жизни, но  доработанными интуицией и мастерством художника.


Творческий метод Андрея Есионова, во многом,  парадоксален. В нём академическая выучка сочетается со страстью к эксперименту; укоренённость в традиции — с острым чувством современности; живая наблюдательность — со склонностью к аналитическим концептуальным обобщениям; самоограничение — со свободой в использовании специфических для акварельной техники пластических приёмов, в выборе тем и сюжетов. 




Первое впечатление от его акварельных портретов, включая  автопортрет художника,  — это их жизнерадостное мироощущение  и любовь к людям всей земли их творца. Его герои — с разных уголков планеты, представители различных народов, цвета кожи, культурных традиций и национальных обычаев, но они все земляне, и этой принадлежностью к человеческой расе похожи друг на друга. Над ними чистое  небо, их лица озаряет улыбка, а в глазах отражается свет солнца и радость  бытия. Сердце художника открыто для них: он принимает их во всей их житейской простоте и мимолётной красоте, которую может не только мгновенно уловить, но и зафиксировать в своих  акварельных рисунках и живописных полотнах. Отсюда столько живой жизни, лёгкости и  прозрачности в его сюжетных акварелях и портретных образах: однажды они вошли в нашу память и остались там навсегда. Почти месяц прошёл со дня закрытия выставки 15 декабря 2017 года, а светлые художественные образы витают над нами, как лёгкие прозрачные облака на чистом южном небе. Художественную выставку обогатили фотографии из семейного архива Андрея Есионова – деда, его двоих детей, ташкентские фотографии детства художника.




Всем посетителям выставки запомнился особый  экспонат — картина, написанная маслом на холсте «Трагедия Арала». Она представляет собой новую авторскую версию одноимённого полотна, созданную  художником во время учёбы в Ташкенте в 1988 году. Ясностью и простотой своей композиции, острой драматической выразительностью картина «Трагедия Арала» напоминает плакат. Однако это произведение отличает не характерная для плакатного жанра прямолинейная декларативность, а совершенно новая аллегорическая наполненность и современное болевое звучание эпической картины. Художник вслед за известным в Узбекистане «Певцом Арала» Рафаэлем Матевосяном размышляет в ней о глубинных причинах произошедшей социальной и экологической катастрофы. Он показывает и сравнивает детей и взрослых в этой чрезвычайной ситуации и говорит о том, что каждому поколению неизбежно предстоит сделать свой моральный выбор относительно этой  трагедии. После завершения персональной живописной выставки в Ташкенте Андрей Есионов  подарил Государственному музею искусств Узбекистана свою картину "Трагедия Арала", душевно связавшую его навсегда с родным краем.

Гуарик Багдасарова



















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова

Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина