Архиепископ Лука: «Я полюбил страдание…»
Восемнадцатого
марта 2018 года в конференц-зале Ташкентской и
Узбекистанской епархии Православной церкви состоялся вечер-концерт светлой
памяти архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) — великого святителя, великого медика,
великого человека (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 27 апреля [9
мая] 1877, Керчь, Таврическая губерния — 11 июня 1961, Симферополь). Автор
проекта и композиции, ведущий — режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним
вместе с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним, а также
ведущими солистами ГАБТ имени А. Навои: заслуженной артисткой Узбекистана
Ольгой Александровой, лауреатами международных и республиканских конкурсов:
Рахимом Мирзакамаловым, Лятифе Абиевой, Анастасией Юдиной, Радой Смирных —
подготовили захватывающую комплексную программу. В ней прозвучали: рассказ о
жизни и деятельности архиепископа Луки, а также русские романсы, авторские
стихи Андрея Слонима. Понятна сложность
замысла такого вечера, весь комплекс непростых задач его подготовки и
воплощения — и отрадно отметить, что эти непростые проблемы были успешно решены
построением своеобразного спектакля-концерта.
В таком органичном
музыкально-поэтическом синтезе для многих зрителей заново открылся путь
страдальца и героя, прошедшего через ХХ век с его бурями и потрясениями с
необыкновенным чувством сострадания ко всем людям и желанием им помочь: «Я
полюбил страдание…». Пройдя через все круги ада походных госпиталей
Русско-Японской войны 1904 года и Второй мировой войны, трёхкратного ареста и
пребывания в сталинских лагерях, получив позднее признание властей за Божий дар
духовного и физического исцеления людей, архиепископ Лука ушёл из жизни в
высоком сознании, что судьба исполнилась, потому что он знал, для чего был
рождён, гоним, востребован простыми людьми. Он верил, что как при жизни, так и
после неё, его Слово будет по-прежнему необходимо всем страждущим на этой
грешной земле. В 1955 году Войно-Ясенецкий ослеп полностью, что вынудило его
оставить хирургию. С 1957 года он диктует мемуары. Он завещал потомкам 55
научных трудов по хирургии и анатомии, а также 12 толстых томов проповедей. В
постсоветское время вышла его автобиографическая книга «Я полюбил страдание…».
Вечер, подготовленный и проведенный по благословению
митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, был традиционно открыт его
ёмким и содержательным вступлением. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа рассказал о
жизни Войно-Ясенецкого, и в частности, о его архиепископской и научной
деятельности, а также медицинской практике в Ташкенте (1917-1923); (1926-1929);
(1934-1937); с вынужденными перерывами из-за сфабрикованных арестов по
идеологическим воззрениям святителя. Так, 24 июля 1937 года архиепископ Лука
был арестован в третий раз. В вину Войно-Ясенецкому вменялось создание
«контрреволюционной церковно-монашеской организации», а также вредительская
деятельность — убийство пациентов на операционном столе и шпионаж в пользу
иностранных государств и т.д. и т.п.
В начале Великой Отечественной
войны святитель отправил телеграмму председателю Президиума Верховного совета
СССР Михаилу Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь
специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта
или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в
госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». С
октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей
Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он работал по 8—9 часов,
делая 3—4 операции в день, что в его возрасте приводило к неврастении. Тем не
менее, каждое утро он молился в пригородном лесу (в Красноярске в это время не
осталось ни одной церкви).
В декабре 1945
года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный
труд в Великой Отечественной войне». В начале 1946 года профессору
Войно-Ясенецкому за фундаментальный труд
«Очерки гнойной хирургии» (который по сей день является одним из «настольных»
трудов практически каждого хирурга!) была присуждена Сталинская премия первой
степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на
помощь детским домам. Лука Войно-Ясенецкий был единственным священнослужителем,
удостоенным этой премии.
Епископ Русской
православной церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и
Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по
анестезиологии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор
богословия (1959), лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Архиепископ
Лука в течение своей жизни не раз
подвергался жестоким репрессиям и провёл в ссылке, в общей
сложности, 11 лет.
Постановлением
Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2000 года, в соответствии с законом РФ
«О реабилитации жертв политических репрессий», Валентин Феликсович
Войно-Ясенецкий полностью реабилитирован. Украинская православная церковь
причислила архиепископа Луку к лику святых 22 ноября 1995 года. В августе 2000 года
он канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и
исповедников Российских для общецерковного почитания. Дни памяти: 29 мая (11
июня) и 5 (18) марта — день обретения его мощей в 1996 году.
Оси времен
поистине пересекались в повествовании о личности и судьбе архиепископа Луки.
Андрей Слоним вспомнил удивительные подробности периода послереволюционного
периода, когда выдающийся врач и священник архиепископ Лука оставил о себе
негасимую славу великого хирурга, диагноста, знатока человеческой души. А когда
пресловутое давление НКВД на его деятельность становилось особо тягостным — дед
Андрея Евсеевича, другой выдающийся врач края, профессор Моисей Ильич Слоним,
находившийся в добрых отношениях с В.Ф. Войно-Ясенецким — дважды, невероятными
усилиями, способствовал его хотя бы временному освобождению и возвращению к
целительской деятельности. Эти две ипостаси — святителя и целителя — были
неразрывно связаны всю долгую и полную испытаний жизненный путь архиепископа Луки.
Музыкально-поэтическая
программа вечера памяти архиепископа Луки полностью соответствовала обширной и
глубокой теме вечера и была созвучна его чаяниям. Этот смысл самоотверженного
служения Богу через готовность помогать людям даже тогда, когда сам молящийся
больше всего нуждается в поддержке Господа — был заложен в избранных и нечасто
звучащих произведениях русской музыки, прозвучавших в концерте. Торжественно и трепетно прозвучали
произведения по характеру как бы светские, но по духу наполненные высочайшей
духовностью и глубоким погружением в мир души человека, ищущей правды и исхода.
Взаимопроникновением высшего и земного начал особо
отличались романсы: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…» Д.
Кабалевского на стихи В.Шекспира в переводе С. Маршака (Рахим Мирзакамалов);
«Колокола» В. Калинникова (стихи «К.Р.» — Великого князя Константина Романова)
и «Ангел» А. Варламова на стихи М. Лермонтова (Ольга Александрова).
Пронзительно задушевно из уст Анастасии Юдиной прозвучало обращение к Богу в
малоизвестном романсе А. Алябьева на стихи А. Бистрома — из И.В. Гёте «Я вижу
образ Твой…». Картину тихого молитвенного озарения тонко передала Лятифе Абиева
в романсе П.Чайковского на стихи А.К. Толстого «Горними тихо летела душа
небесами…». Она же тонко и трагично раскрыла крушение мечты о счастье юной
Марфы в арии из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста».
Фактически,
впервые в мире был исполнен в этот вечер на сцене романс «Пошли нам, Господи,
терпенья…» неизвестного композитора на стихи С. Бехтеева в проникновенном
исполнении Анастасия Юдиной. Стоит
сказать о том, что минувшим летом уникальные ноты этого романса были подарены в
Екатеринбурге представителям любимой нами ташкентской «команды» исполнителей и
режиссера-ведущего. Они с успехом уже в третий раз участвовали в Международном
фестивале «Царские дни». Эти ноты были найдены в архиве великих княгинь вскоре
после расстрела царской семьи, и по-видимому, до сих пор не были «озвучены».
Трагический накал этого романса живо напомнил проповеди и
письма архиепископа Луки своим близким, которые дошли до наших дней. В письмах сыну Михаилу Валентин Феликсович
Войно-Ясенецкий сообщал о своих религиозных взглядах: «… в служении Богу вся
моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера… Однако и врачебной, и научной работы я не
намерен оставлять… «… если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и
реально общение с Богом любящих Его».
Эта вера в высшее
начало и божественную защиту наполнила особым смыслом и светский романс «Мы
вышли в сад…» М. Толстого на стихи А. Толстой, который вдохновенно исполнила
Рада Смирных. Романс этот неразрывно связан и со светлой и трепетной
«усадебной» романтикой духа, устои которой были безжалостно сметены
октябрьскими событиями. И вновь прозвучал авторский романс Людмилы Слоним на
стихи Е. Евтушенко "Идут белые снеги" в удивительно искреннем
исполнении Рады Смирных. На этот раз все собравшиеся уловили неразрушимую связь
его музыки и слов с беззаветным служением архиепископа Луки своей великой
Родине и народу — и с осознанием его ответственности за каждый миг его земной
жизни. А романс-молитва Г. Свиридова на стихи А. Исаакяна в переводе А. Блока
«Изгнанник» был исполнен в просветлённом экстазе Анастасией Юдиной. И это была
отнюдь не только сердечная молитва матери о сыне. Именно так, возможно, во
время своих скитаний по тюрьмам и лагерям молился новомученик и исповедник отец
Лука за всех праведников и грешников, «не ведающих, что творят».
Узнав о прошедшем
75-летнем юбилее великого физиолога, академика Ивана Петровича Павлова,
ссыльный профессор посылает ему 28 августа 1925 года поздравительную
телеграмму. Сохранился полный текст ответной телеграммы Павлова
Войно-Ясенецкому: «Ваше преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим
теплым приветствием и приношу за него сердечную благодарность. В тяжёлое время,
полное неотступной скорби для думающих и чувствующих по-человечески, остаётся
одна опора — исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой
сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов».
В этот вечер прозвучало ещё много светских
романсов и духовных песен под чуткий аккомпанемент на рояле музыкального
руководителя и концертмейстера Людмилы Слоним, заставлявшей зрителей
прислушаться к каждому проникновенному аккорду, западавшему в душу. Болью за вековые
испытания России звучала ария Шакловитого из оперы «Хованщина» в страстном
исполнении Рахима Мирзакамалова. Этот яркий исполнитель подарил зрителю и
евангельскую «Легенду» П.И.Чайковского, и полный затаённой боли романс
Г.Свиридова «Богоматерь в городе», и экспрессивно-драматичный романс того же
автора на стихи С. Есенина «Есть одна хорошая песня у соловушки…». Импрессионистические
рахманиновская «Сирень» и «Растворил я окно…» П.Чайковского в утончённом
исполнении Ольги Александровой вселили в души слушателей образ гармонии души и
светлой надежды…
Андрей Слоним
дополнил возвышенную исповедальную атмосферу концерта своими тематическими
стихотворными произведениями. В каждом из них бился нерв внутренней
встревоженности автора за судьбы мира и за собственную судьбу как естественный
поиск ответа на те вопросы, которые ставит жизнь перед творческой личностью и
во времена Войно-Ясенецкого, и в нашем современном, всё более усложняющемся
мире.
Зрители долго не
расходились после концерта, обмениваясь друг с другом своими впечатлениями и
невольно приходили к следующему выводу. В судьбе архиепископа Луки не только
наши современники, но и далёкие потомки будут находить ответы на главные
вопросы о высших ценностях жизни, которые мучают человечество испокон веков. В
канун Навруза концерт в епархии внушил всем присутствующим — на сцене и в зале
—надежду и радость, так как вечер был наполнен теплом души и глубиной сердца. А
отзывы зрителей и их рукоплескания выражали благодарность всем участникам
концерта за их талант ума, души и духовности, а также благоговейную светлую
память великого святителя, великого медика и великого человека, архиепископа
Луки.
Гуарик Багдасарова
Фото: Михаил Левкович
Фото: Михаил Левкович












Комментарии
Отправить комментарий