Выставка «Антология портрета: ХХ век» в ГМИ Узбекистана продлится до конца апреля
Мы с приятельницей Евгенией Абалян попали в
Государственный музей искусств Узбекистана в обычный весенний солнечный будний день (среда) — четвёртое
апреля 2018 г .
В храме искусств было сравнительно
немного народа. По вторникам и пятницам, когда вход свободный для учащихся до
18 лет, молодых посетителей, — нам
объяснило руководство музея, — бывает значительно больше. В залах постоянной
экспозиции музея: «Античное искусство»,
«Искусство стран Зарубежного Востока», «Искусство России и стран
Западной Европы», «Изобразительное и народно-прикладное искусство Узбекистана»
в это полуденное время проходила
плановая экскурсия со школьниками.
Выставка «Антология узбекского портрета: XX век»,
открытая второго марта 2018 года, успешно действует в Государственном музее искусств Узбекистана на втором этаже,
привлекая к себе всё больше новых ценителей искусства, преимущественно молодых
людей. Здесь представлены живописные картины ведущих
узбекских художников первой половины — 1980
годов XX столетия. В экспозиции находятся избранные произведения художников, работавших в жанре портрета. Среди них такие
известные имена: А.В. Исупов, Л. Насретдинов, О.К. Татевосьян, А.А. Абдуллаев, А.Е. Винер, П.П. Беньков, З.М.
Ковалевская, Р.А Ахмедов, Р.Ч. Чориев и другие. Очень важно, что экспозиция знакомит рядовых молодых зрителей
с интересными жизненными портретами выдающихся и малоизвестных художников.
Среди них выделяются: «Портрет Ч. Ахмарова» и «Автопортрет» А. Абдуллаева; эмоциональная жанровая композиция «Слушает
радио» И. Кочетова; «Портрет дочери» М. Аринина; "Зайка" В. Фадеева и многие другие: «Лучше один
раз увидеть, чем сто раз услышать» о них.
Экспозиция
позволяет просмотреть эволюцию узбекского портрета на протяжении нескольких
десятилетий. В творчестве художников запечатлены образы людей разного рода
деятельности — творческой и научной
интеллигенции, рабочих и тружеников полей и других современников Узбекистана
прошлого столетия. В своих портретах художники
раскрывают внутренний мир человека, передают характер и эмоции портретируемого.
Некоторые из них задумчивы, иногда забавны, иногда загадочно напряжены, но
все они мастерами портрета выражены подчёркнуто
по-своему,
неповторимо. В каждом портретном образе-биографии художник
поймал то редкое состояние, в котором находился портретируемый,
увековечив момент истины.
Так, например, важную сторону
живописного дарования 3.М. Ковалевской
составляет портрет. Крупнейший
советский живописец Б.В. Иогансон писал как-то: «Портрет справедливо считается вершиной искусства. Об
этом свидетельствуют выполненные ею портреты художников П. П. Бенькова и М. В.Теплова. Особенно интересен портрет старейшего
художника М. В.Теплова, в котором проникновенно раскрыт внутренний мир». Отрадно, что в эти дни в ГМИ Узбекистана эти два портрета дополняют
натюрморты Зинаиды Ковалевской на смежной выставке на первом этаже музея: «Цветы
и образы», о которой я расскажу отдельно
в другой статье. Её натюрморты — это сама жизнь, природа. Иногда натюрморт и
пейзаж, портрет и натюрморт неразрывно
слиты в одной картине. Такими предстают перед зрителями созданные З.
Ковалевской портретные образы художников: мастера света Павла Петровича
Бенькова (1872-1949) и убеждённого
реалиста Михаила Васильевича Теплова (1862-1958), живших в Узбекистане.
Их автор З. Ковалевская
совершенно по-разному подходит к решению художественных задач, стоявших перед
ней в каждом конкретном случае. Портрет
художника пленэрной живописи П. П. Бенькова, выполненный в 1945 году, отличается
импрессионистической манерой письма: он полон солнечного света, окружающего
прозрачного воздуха, радости жизни и чувства удовлетворённости зрелого мастера
итогом своего новаторского служения искусству. Портрет, написанный в мастерской
П. Бенькова в Самарканде, словно создан на открытом воздухе, как большинство полотен самого учителя З.
Ковалевской. Следуя заветам Мастера
света, художница в портрете сумела передать богатство световоздушной среды,
изменчивую игру солнечных бликов и рефлексов, глубину теней и при этом
подчинила их одной цели: правдивому изображению натуры.
Портрет художника М.В. Теплова,
выполненный самаркандской художницей З.
Ковалевской в 1955 году, выполнен в богато разработанной гамме серых, чёрных, охристо-багряных тонов. На нём
изображён не молодой, полный сил,
белокурый человек, какого мы помним по портрету кисти Н.Н. Ге (1885), а
дряхлый, убелённый сединами старик,
сидящий в глубоком кресле, задумавшийся
над открытой книгой на столике, с отложенными в сторону поблёскивающими
стёклами очками в правой руке. Светлые надежды молодости сменились
воспоминаниями о прожитых годах, куда устремлён потухший взгляд старика. Но
несмотря на это, портретный образ не утратил
своей доброжелательности и мягкости: в этом проявился гуманизм
портретиста, рассказавшего нам о человеке-художнике, его мыслях и чувствах.
Детали картины в интерьере кабинета с
очертаниями картин на заднем плане обогащают портретную характеристику и делают
её жизненно убедительной. Ощущению жизни способствует также широкая манера
живописи, мягкая и вместе с тем
энергичная лепка формы цветом и
светом.
Выставка,
в целом, интересна своей разноплановостью:
она охватывает широкий творческий диапазон живописцев Узбекистана. В ней представлены портреты художников, обладающих
индивидуальным почерком и стилем работы. Никого не оставляют
равнодушными яркие образы,
насыщенные контрастными цветовыми сочетаниями, — портреты
А.Е. Винера простых людей («Булакбашинская Мадонна», «Девушка с книгой») и деятелей литературы и культуры. Наше воображение снова
и снова пленяют импрессионистические
портреты П.П. Бенькова («Эмирский чиновник»,
«Колхозник» и др.), тем более, что на выставке их дополняют его
азиатские солнечные дворики («Лабихавуз»), красочные шумные базары
(«Базар в Бухаре»), беглые зарисовки старинной архитектуры («Бухара» и др.).
Никто не сможет мимо пройти жизнерадостных,
сочных в цветовом отношении портретов тонкого
рисовальщика и возвышенного живописца Р.
Ахмедова («Портрет М. Умирзака»);
реалистических характерных портретов О.К. Татевосьяна («Портрет Хамида
Олимджана»), дополненных его живыми натюрмортами («Флоксы») и импрессионистическими нежными пейзажами
(«Весна»). Зрители, как заворожённые, подолгу созерцают на выставке совершенно
фантастические, на темы исчезнувшего времени и живописи, в стиле романтического
символизма, поэтические образы людей
и природы художника Александра Николаева
(Усто Мумина): «Весна», «Дутарист», «Натюрморт с гранатами», «Чайханщик»,
«Старик с внуком» и другие его элегии в красках.
Выставка
«Антология узбекского портрета: XX век» позволяет провести линию духовной
преемственности с нынешним поколением. Разглядывая произведения
искусства, зрители получают эстетическое удовольствие, внутренне обогащаются.
Некоторые вторично, многократно возвращаются к полюбившимся картинам. По
просьбе посетителей музея, выставка «Антология
узбекского портрета: XX век» продлит свою работу до конца апреля.
Гуарик Багдасарова



Комментарии
Отправить комментарий