Выставка «Антология портрета: ХХ век» в ГМИ Узбекистана продлится до конца апреля




          Мы с приятельницей Евгенией Абалян попали в Государственный музей искусств Узбекистана в обычный весенний  солнечный будний день (среда) — четвёртое апреля 2018 г.  В храме искусств было сравнительно немного народа. По вторникам и пятницам, когда вход свободный для учащихся до 18 лет,  молодых посетителей, — нам объяснило руководство музея, — бывает значительно больше. В залах постоянной экспозиции музея: «Античное искусство»,  «Искусство стран Зарубежного Востока», «Искусство России и стран Западной Европы», «Изобразительное и народно-прикладное искусство Узбекистана» в это полуденное время  проходила плановая экскурсия со школьниками.


         Выставка «Антология узбекского портрета: XX век», открытая второго марта 2018 года, успешно действует в Государственном музее искусств Узбекистана на втором этаже, привлекая к себе всё больше новых ценителей искусства, преимущественно молодых людей. Здесь  представлены живописные картины ведущих узбекских художников первой половины — 1980 годов XX столетия. В экспозиции находятся избранные произведения художников, работавших в жанре портрета. Среди них такие известные имена: А.В. Исупов, Л.  Насретдинов, О.К. Татевосьян, А.А. Абдуллаев, А.Е. Винер,  П.П.  Беньков,  З.М. Ковалевская, Р.А Ахмедов, Р.Ч. Чориев и другие. Очень важно, что  экспозиция знакомит рядовых молодых зрителей с интересными жизненными портретами выдающихся и малоизвестных художников. Среди них выделяются: «Портрет Ч. Ахмарова»  и «Автопортрет» А. Абдуллаева;  эмоциональная жанровая композиция «Слушает радио» И. Кочетова; «Портрет дочери» М. Аринина; "Зайка" В. Фадеева и многие другие: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» о них.


Экспозиция позволяет просмотреть эволюцию узбекского портрета на протяжении нескольких десятилетий. В творчестве художников запечатлены образы людей разного рода деятельноститворческой и научной интеллигенции, рабочих и тружеников полей и других современников Узбекистана прошлого столетия. В своих портретах художники раскрывают внутренний мир человека, передают характер и эмоции портретируемого. Некоторые из них задумчивы, иногда забавны, иногда загадочно напряжены, но все они мастерами портрета выражены подчёркнуто по-своему, неповторимо. В каждом портретном образе-биографии  художник поймал то редкое состояние, в котором находился портретируемый, увековечив момент истины.

   Так, например, важную сторону живописного дарования 3.М. Ковалевской составляет портрет. Крупнейший советский живописец Б.В. Иогансон писал как-то: «Портрет справедливо считается вершиной искусства. Об этом свидетельствуют выполненные ею портреты художников П. П. Бенькова и МВ.Теплова. Особенно интересен портрет старейшего художника МВ.Теплова, в котором проникновенно раскрыт внутренний мир».  Отрадно, что в эти дни в  ГМИ Узбекистана эти два портрета дополняют натюрморты Зинаиды Ковалевской на смежной выставке на первом этаже музея: «Цветы и образы», о которой  я расскажу отдельно в другой статье. Её натюрморты — это сама жизнь, природа. Иногда натюрморт и пейзаж, портрет и натюрморт  неразрывно слиты в одной картине. Такими предстают перед зрителями созданные З. Ковалевской портретные образы художников: мастера света Павла Петровича Бенькова (1872-1949) и  убеждённого реалиста Михаила Васильевича Теплова (1862-1958), живших в Узбекистане.


Их автор З. Ковалевская совершенно по-разному подходит к решению художественных задач, стоявших перед ней в каждом конкретном случае. Портрет  художника пленэрной живописи П. П. Бенькова, выполненный в 1945 году, отличается импрессионистической манерой письма: он полон солнечного света, окружающего прозрачного воздуха, радости жизни и чувства удовлетворённости зрелого мастера итогом своего новаторского служения искусству. Портрет, написанный в мастерской П. Бенькова в Самарканде, словно создан на открытом воздухе, как  большинство полотен самого учителя З. Ковалевской. Следуя заветам  Мастера света, художница в портрете сумела передать богатство световоздушной среды, изменчивую игру солнечных бликов и рефлексов, глубину теней и при этом подчинила их одной цели: правдивому изображению натуры.



Портрет художника М.В. Теплова, выполненный самаркандской художницей  З. Ковалевской в 1955 году, выполнен в богато разработанной гамме  серых, чёрных, охристо-багряных тонов. На нём изображён не молодой, полный сил,  белокурый человек, какого мы помним по портрету кисти Н.Н. Ге (1885), а дряхлый, убелённый сединами  старик, сидящий  в глубоком кресле, задумавшийся над открытой книгой на столике, с отложенными в сторону поблёскивающими стёклами очками в правой руке. Светлые надежды молодости сменились воспоминаниями о прожитых годах, куда устремлён потухший взгляд старика. Но несмотря на это, портретный образ не утратил  своей доброжелательности и мягкости: в этом проявился гуманизм портретиста, рассказавшего нам о человеке-художнике, его мыслях и чувствах. Детали картины в интерьере  кабинета с очертаниями картин на заднем плане обогащают портретную характеристику и делают её жизненно убедительной. Ощущению жизни способствует также широкая манера живописи, мягкая и вместе с тем  энергичная лепка формы цветом и  светом.






Выставка, в целом, интересна своей разноплановостью: она охватывает широкий творческий диапазон живописцев Узбекистана. В ней представлены портреты художников, обладающих индивидуальным почерком и стилем работы. Никого не оставляют равнодушными яркие образы, насыщенные контрастными цветовыми сочетаниями, — портреты А.Е. Винера простых людей («Булакбашинская  Мадонна», «Девушка с книгой») и деятелей  литературы и культуры. Наше воображение снова и снова пленяют импрессионистические портреты  П.П. Бенькова («Эмирский чиновник», «Колхозник» и др.), тем более, что на выставке их дополняют  его  азиатские солнечные дворики («Лабихавуз»), красочные шумные базары («Базар в Бухаре»), беглые зарисовки старинной архитектуры («Бухара» и др.). Никто не сможет мимо пройти жизнерадостных, сочных в цветовом отношении портретов  тонкого рисовальщика и возвышенного живописца Р. Ахмедова («Портрет М. Умирзака»);  реалистических характерных портретов О.К. Татевосьяна («Портрет Хамида Олимджана»), дополненных его живыми натюрмортами («Флоксы»)  и импрессионистическими нежными пейзажами («Весна»). Зрители, как заворожённые, подолгу созерцают на выставке совершенно фантастические, на темы исчезнувшего времени и живописи, в стиле романтического символизма, поэтические образы  людей и  природы художника Александра Николаева (Усто Мумина): «Весна», «Дутарист», «Натюрморт с гранатами», «Чайханщик», «Старик с внуком» и другие его элегии в красках.


Выставка «Антология узбекского портрета: XX век» позволяет провести линию духовной преемственности с нынешним поколением. Разглядывая произведения искусства, зрители получают эстетическое удовольствие, внутренне обогащаются. Некоторые вторично, многократно возвращаются к полюбившимся картинам. По просьбе посетителей музея, выставка «Антология узбекского портрета: XX век» продлит свою работу до конца апреля.

Гуарик Багдасарова



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова

Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина