Мариника Бабаназарова проездом в Ташкенте: «Беседа обо всём!»


        В уютном тенистом дворике — многофункциональном арт- пространстве Культурного центра Human House на улице Маломирабадской, (бывшей Ивлина, 43) 30 июля 2018 г.  к семи часам вечера  стеклось много народа — любителей изобразительного искусства — друзей музея им. И.В. Савицкого в Нукусе. Среди них было отрадно много молодых музейных работников, студенческой молодёжи и, конечно, нашего пытливого брата – работников СМИ.  Всем хотелось пообщаться с советским и  узбекским музейным работником, искусствоведом, бывшим директором Государственного музея искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе (1984—2015)  М. М. Бабаназаровой в неофициальной обстановке, когда она проездом из Нукуса в Москву остановилась всего на один день в узбекской столице и согласилась побеседовать обо всём  со всеми.


На входе во двор с камышовым навесом, журчащим арыком,  цветастыми топчанами всех встречала  Мариника Бабаназарова и организаторы презентации музея И. Савицкого в Ташкенте. Опального директора  сразу окружили близкие друзья, знакомые журналисты и искусствоведы, музейные работники. Мариника  Маратовна, прежде всего, рассказала непростую историю создания музея и своего руководства им.



Художественный музей в столице узбекской автономной республики Каракалпакии Нукусе был создан в 1966 году стараниями художника Игоря Савицкого, который приехал в Узбекистан в 1950 году и увлекся местной археологией, этнографией и культурой. С 1984 года после смерти Савицкого музей, ныне носящий его имя, возглавляла Мариника Бабаназарова. С ней связывается широкая мировая известность, которую музей получил в конце 1980-х годов. Так, в 1989 году вышел альбом «Авангард, остановленный на бегу», авторами которого были Бабаназарова и один из пионеров изучения русского авангарда Евгений Ковтун из Русского музея. Основную часть музейной коллекции, собранной Игорем Савицким, составляют произведения мастеров авангарда. Выдающаяся и малоизученная коллекция живописи включает в себя работы таких звезд первой величины, как Роберт Фальк, Любовь Попова, Александр Шевченко, Александр Осмеркин, Василий Чекрыгин, Климент Редько, Николай Ульянов, Алиса Порет, а также  интереснейших художников, работавших в Узбекистане в 1920-х — 1930-х годах, — Александра Волкова, Александра Николаева (Усто-Мумин), Михаила Курзина, Виктора Уфимцева и многих других.


И.В. Савицкий, по воспоминаниям М. Бабаназаровой, был не просто тонким ценителем и собирателем живописи, но и хорошим авангардистом, учившимся у Роберта Фалька (самое полное собрание которого, разумеется, тоже в Нукусе). Собственные работы Савицкого сейчас выставлены в одном из залов музея. Как у многих других художников, переехавших в Узбекскую ССР, его стиль и краски со временем меняются, становятся ярче и насыщеннее, на них появляется бездонное синее небо, характерное для Средней Азии. На презентации тому подтверждением были иллюстрации его солнечных азиатских пейзажей. Но в самом расцвете живописной карьеры, по словам Мариники, он сделал свой выбор в сторону коллекционирования, так как не мог больше разрываться на две ипостаси своей напряжённой творческой деятельности.


М. Бабаназарова вспомнила замечательный фильм о Савицком:  The Desert of Forbidden Art («Пустыня запрещённого искусства»). Фильм снимали американцы и не-американцы Amanda Pope , Tchavdar Georgiev и другие. В общих словах, этот фильм  можно описать так, как это сделал GRANART на фейсбуке: «Это рассказ об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами... о коллекции живописи русского и раннего советского авангарда, подобной которой нет ни в одном музее мира. Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий совершил настоящее чудо — он вывез из Москвы и других городов Союза свыше 30 тысяч работ забытых, заклеймённых в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда. Его расчет оказался верным — вдали от столицы запрещенные и неугодные советской власти полотна обрели шанс на жизнь..».


         Подробный биографический рассказ о «сумасшедшем» фанатичном  собирателе авангардной живописи и предметов  национального прикладного искусства  — И. Савицком, влюблённом в  каракалпаков и их декоративное искусство, подкреплённый слайд-панорамой,  — был продолжен о  личной судьбе бывшего директора  музея. Народ волновала затянувшаяся конфликтная ситуация в жизни музея им. И. Савицкого, разделившая современное общество на «своих» и «чужих».
В 1983—1984 годах —  М. Бабаназарова была учёным секретарём и главным хранителем Каракалпакского государственного музея искусств в Нукусе (в настоящее время — Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого). С 1984 г. по сентябрь 2015 г. —  директор Каракалпакского государственного музея искусств. Она возглавила музей после смерти его основателя, друга её отца, Игоря Савицкого. Во время более чем тридцатилетнего директорства Мариники Бабаназаровой музей получил мировую известность и метафорическое название «Лувр в пустыне» — за уникальную (вторую в мире) коллекцию русского авангарда в неожиданном для иностранцев месте, окаймлённом со всех сторон тремя пустынями. М.М. Бабаназарова  — заслуженный работник культуры Республики Каракалпакстан, Кавалер ордена «Дустлик» (Узбекистан) и Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 2013). В этом почётном списке среди кавалеров ордена значатся руководители известных музеев, включая директора Музея изящных искусств Бостона — Малкольма Роджера и бывшего президента-директора Лувра  — Анри Луаретта.
Вынужденный уход на пенсию М.М. Бабаназаровой «по собственному желанию» в канун столетнего юбилея музея И.В. Савицкого 24 августа 2015 года вызвал большой резонанс, в том числе среди жителей узбекской столицы. Тогда спешно созванная инвентаризационная комиссия огульно заявила, что «Женщины, собирающие тюльпаны» Карахана, «На отдыхе» Гана, «В ауле» Кашиной, «Виноградник» Трусова, «Портрет женщины в шляпе» Сафронова — подделки. В тот же день на странице музея появилось открытое коллективное письмо о происходящих событиях и несогласии работников с фактом увольнения директора.
За три последующих года, — рассказала М.М.  Бабаназарова, —  штатный коллектив музея сменил трёх директоров, потерял  многих профессиональных реставраторов высокого класса и даже пережил в июле этого года наводнение, повредившее несколько бесценных экспонатов, среди которых была картина А. Шевченко «Баба с вёдрами» стоимостью в полтора миллиона долларов.  Активист Мурат Сарсенов  в интернете написал, что за последний год это уже третий случай утраты экспонатов из экспозиции музея. До этого, по его данным, была порвана картина Николая Карахана «Ночной намаз», которая уже не подлежит восстановлению, а также подверглась разрушению в результате гниения деревянная скульптура «Аму-Дарья» Жулдазбека Куттымуратова. По мнению активиста, причина этих инцидентов в некомпетентной работе нынешнего руководства музея.


В Министерстве культуры об инциденте узнали не от руководства музея, а из соцсетей. Виноват, как всегда, оказался стрелочник. Именно строительная компания, установившая систему, — сообщила М. Бабаназарова, — будет компенсировать стоимость реставрации работы. Готовность помочь и выслать специалиста уже выразил московский Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ). В этой ситуации, — подчеркнула Мариника Маратовна, —  было бы разумно использовать собственные кадры, которые были вслед за мной уволены, в их числе такие опытные реставраторы как Альвина Андреевна Шпады.
Её увольнение вызвал также резонанс в социальных сетях. Одна из старейших работников музея имени Савицкого, заведующая реставрационной мастерской по живописи, Альвина Андреевна Шпады, вынужденно ушедшая на заслуженный отпуск,  также прокомментировала внутреннюю ситуацию и рассказала в соцсетях  о том, что происходит в музее прямо сейчас: «Для нашего коллектива это был большой удар. Никто этого не ожидал, потому что она одна из лучших. Я считаю, что Мариника Бабаназарова — человек государственного масштаба, всё,  что она делает, она делает в интересах музея. Она защищает интересы самого музея, соответственно, она защищает интересы республики. Благодаря музею наш район развивается — около нас построили гостиницу, рестораны, таксисты получили работу, приезжают туристы. Но кому-то наш музей не даёт покоя. Мы до сих пор хотим понять, за что снимают человека, который сделал столько для музея и страны. Она вела очень масштабную пропаганду культуры Узбекистана — её вызывали читать лекции, это значит, человек достойный, которого не стыдно посылать за границу.
Наш музей всегда был яблоком раздора. До Савицкого все эти работы узбекских художников находились в Узбекистане, они были никому не нужны. В нашей коллекции их привели в божеский вид, собрали экспозицию и, естественно, у всех открылись глаза. И то же самое у нас происходит с некоторыми русскими художниками.
Относительно экспертизы — какая-то фальшивая ревизия. Они приехали с лампой, которая якобы выявляет подлинник перед вами или нет. Но это невозможно выявить так. Тем более, мы все доподлинно знаем, что все наши картины на месте — мы, даже когда переезжали из старого здания в новое, ни одной работы не потеряли, ничего никуда не пропало. Мариника кристально честный человек, как и вся её семья. Это одна из причин, почему И.В. Савицкий выбрал именно её. Она никогда не берёт взятки, не поддаётся на уговоры и, безусловно, заслужила репутацию честнейшего человека».


Мариника Бабаназарова не скрывает, что работая с Игорем Савицким, она сама стала подвижницей. Она, Альвина Андреевна Шпады с 1967 года, а затем и Айгуль Пирназарова, которая пришла в музей в 1969 году, под руководством Игоря Савицкого  создавали тот музей, который стал гордостью Узбекистана и визитной карточкой культурного облика Каракалпакстана. Они создавали и систему охраны бесценного наследия художников: чтобы вынести картину из одной комнаты музея, например из хранилища в другую комнату в том же коридоре, предположим для реставрации или подготовки ее к выставке, составляется акт, который подписывает хранитель фонда, затем реставратор и потом утверждает руководитель. Эти картины, ковры, образцы ткачества они сами собирали вместе с Савицким, сами, вручную, бережно стирали ткани, реставрировали картины и изделия мастеров.


История с повреждением картины, с тем, как закрыто и медлительно проявила себя администрация музея, вызвали вопросы у экспертов и активистов. Многие из них заговорили о том, что в музей необходимо вернуть его прежнюю руководительницу Маринику Бабаназарову. Она возглавляла музей 32 года и сделала многое для его развития и поднятия международного престижа — организовывала зарубежные выставки экспонатов коллекции музея, учебные стажировки сотрудников музея, наладила сотрудничество с зарубежными партнёрами и спонсорами. Но главная её заслуга, по мнению экспертного сообщества, в том, что она смогла сохранить коллекцию музея в сложные для него годы. Известны случаи, когда она, буквально, вставала в дверях, чтобы помешать забрать предметы из коллекции. Тем не менее, несмотря на все её заслуги, в 2015 году Бабаназарову уволили из музея без объяснения причин. В защиту «наследницы Савицкого», как её называют многие, даже началась общественная кампания, которая, до сих пор не сходит на нет. Многолюдную публику на презентации музея И. Савицкого в Ташкенте  волновало, прежде всего,  сложившееся противостояние чиновников от культуры и заинтересованной неравнодушной общественности к дальнейшей судьбе  музея.
М. Бабаназарова разделила со всеми собравшимися свою тревогу за сохранность уникальной музейной коллекции. Большая удача, — в ходе беседы отметила рассказчик, — что достроено начатое еще при Камалове новое здание музея, но его площадь ограничена и позволяет экспонировать не более 3000 работ при общем фонде хранения живописи и графики почти в 90 000 единиц (не будем забывать, что в музее выставлены археологическая и этнографическая коллекции). Специалисты считают, что обширная коллекция музея находится под угрозой.
В своё время Мариника давала присягу этому музею. Если в музее не будет Мариники и её команды — общественность волнует — в чьи руки попадёт музей, кто будет диктовать правила и кто будет его охранять. Уход с поста директора навёл шум среди культурологов, искусствоведов и простых жителей столицы. Он смог разбудить гражданскую позицию и мало кого оставил равнодушным. Одна из заинтересованных в дальнейшей жизни музея, сочувствующая и активная участница событий Наиля Гарифулина на встрече с бывшим директором М. Бабаназаровой в Ташкенте  заявила:
— Другой страны ни у нас, ни у музея нет, это наша страна, которую мы любим и ценим, поэтому мы будем искать справедливости здесь, в этой стране. На Министре культуры Каракалпакстана свет клином, действительно, не сошёлся и мы должны с этой минуты объединиться в защиту Мариники. Иначе с Музеем будет то же самое, что и с Аральским морем: на карте останется, а фактически не будет ничего.


Наиля Шайхулаевна Гарифулина, профессиональный юрист и экономист, призвала людей продолжать писать открытые письма, заваливать сайты министерств, GOV.UZ письмами в поддержку Мариники в знак  общественного протеста против чиновничьего произвола.
На днях активистка Наиля Гарифулина, по её признанию,  опубликовала на свой странице в Facebook пост о том, что собирается записаться на приём к министру культуры, у которого потребует навести в музее порядок. Наиля Гарифулина написала министру культуры открытое письмо, в котором раскритиковала работу нынешнего директора музея Гульбахор Изентаевой и призвала обратно назначить на её место Маринику Бабаназарову: «Печальный опыт недолгого руководства Изентаевой известен. Проблемы с картиной Карахана, скульптурой «Амударья», на которые сейчас обратила внимание прокуратура после катастрофы с картиной Шевченко «Баба с ведрами» — это ведь не просто недоразумение и случайное совпадение, а конкретное снижение уровня компетентности сотрудников и отсутствие должного контроля администрации, которая, наоборот, делает всё от себя зависящее, чтобы избавиться от профессиональных кадров», — говорится в письме.
Среди причин увольнения Бабаназаровой назывались ее независимость и самостоятельность, активность в контактах с иностранцами, но главное — её строгий контроль над фондами музея. Высказывались предположения, что без нее заинтересованным лицам будет легче совершать хищения из коллекции музея. Риск такого сценария обосновывался тем, что большая часть этой коллекции не введена в международный научный оборот, не участвовала в выставках и не публиковалась в каталогах. Тем самым зафиксировать пропажу будет довольно сложно. К тому же, ранее в Узбекистане уже не раз были зафиксированы случаи кражи работ в государственных музеях.


На встрече с  М. Бабаназаровой и откровенной беседе обо всём был затронут вопрос о том, что ожидает Государственный музей искусств имени Савицкого в дальнейшем — он, к сожалению, остался открытым. Коллекция музея Савицкого считается лучшим художественным собранием азиатского региона и второй в мире по значимости и численности коллекцией произведений русского авангарда. Приблизительная стоимость коллекции на сегодня составляет около двух миллиардов долларов. На данный момент бывший директор музея М. Бабаназарова отстранена от своих прямых  обязанностей и имеет право переступать порог родного, выстраданного многолетним служением, храма искусств только по особому  разрешению Минкультуры  РУ.  В то же время культурная общественность Узбекистана возмущена происходящим и пытается изменить ситуацию с помощью общественного мнения. Уходят подвижники, люди, которые создавали фундамент современной культуры Узбекистана, а их место занимают менеджеры.



По мнению автора книги «Неужели кто-то вспомнит, что мы были» Ольги Ройтенберг, «Ни в одном музее поставангард 1920-х — 1930-х годов не собран так внимательно, так плотно и полно. Здесь немало прекрасных художников, о которых мы ничего или почти ничего не знали бы, не будь нукусской коллекции. Важно, что это всегда была работающая коллекция — даже в советское время большинство произведений находились не в фондах, а в постоянной экспозиции. Музей в Нукусе хранит не только первоклассные произведения, но и память — об Игоре Витальевиче Савицком, его создателе, о времени, в котором настоящие музейщики спасали не просто отдельные работы, но нашу историю».












      По мнению сторонников Бабаназаровой, достаточно обоснованному, в случае ухода директора сохранность музейной коллекции будет под угрозой, вероятна даже подмена музейных ценностей с целью контрабанды оригиналов. Никто из представителей профессионального сообщества не сомневается в подлинности нукусской коллекции и абсолютной преданности музею его бывшего директора.


На днях в СМИ было опубликовано утешительное известие («Газета.uz»). Мариника Бабаназарова может снова возглавить Государственный музей искусств Каракалпакстана имени Савицкого, — информировал министр культуры Узбекистана Бахтиёр Сайфуллаев. Как заверил глава ведомства, по окончании следственной проверки и инвентаризации в музее Минкультуры рассмотрит вопрос о возвращении Мариники Бабаназаровой на  свой пост, который она приняла от основателя и первого руководителя музея — Игоря Савицкого. Причиной её ухода послужила серия откровенно клеветнических статей в отечественных и зарубежных СМИ.
На встрече с М. Бабаназаровой в Ташкенте под коллективным письмом были собраны подписи неравнодушных,  чтобы  донести  прошение до высших инстанций. По этому поводу известный журналист Рахимжон Султанов оптимистично заявил: «Памятник дружбы» вернули на старое место в Ташкенте —  народ возвратит  Маринику Бабаназарову в музей И. Савицкого на её директорский пост.


Сама М. Бабаназарова в эксклюзивном интервью сайту «Культура.Уз» сообщила:
—  Я говорила не раз об этом: Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе – это национальное достояние, оно принадлежит  всем жителям нашей страны. Общественный контроль и общественное участие в жизни музея необходимы для его полноценного существования и развития. Всю свою сознательную деятельность я направляла на развитие искусства и культуры Республики Каракалпакстан и Республики Узбекистан. Я гордо стояла под флагом Независимого Узбекистана с 1993 года в зарубежных странах, когда там иногда не могли найти даже его атрибуты. Я отдала все силы, чтобы о нашей стране говорили с уважением, почтением и любовью.
Я прекрасно осознавала и осознаю, что музей — не моя собственность, а достояние народа и страны. Ради этого я лоббировала на протяжении многих лет известный пункт в Постановлении Правительства о передаче в собственность музея, а таким образом страны и народа, более 10 тысяч произведений, находившихся в музее на временном хранении после смерти И.В. Савицкого. И когда это случилось, мы отняли последний шанс у тех, кто профессионально охотился за этим куском», — заявила бывший руководитель музея.
Несмотря на все трудности, персонал ГМИ РК им И. В. Савицкого является самым квалифицированным в области музейного дела в стране, — заявила М. Бабаназарова и в заключение нашей беседы обо всём добавила:
— Как бы ни сложилась моя дальнейшая карьера искусствоведа с большим опытом и стажем, для меня музей им. И. Савицкого остался  родным любимым детищем. Я искренне благодарна судьбе за многолетнее подвижническое служение узбекскому народу, ибо нукусские музейные сокровища — это не частная собственность высокопоставленных чиновников. Они по праву принадлежат всему узбекскому народу и мировой общественности.


В конце презентации М.М. Бабаназарова искренне поблагодарила всех тех, кто поддержал её в трудный час и вступился за неё и за судьбу музея, считая это их моральным гражданским долгом.  Она призналась, что мнение коллектива, который её выбирал в 1984 году, а также мнение общественности, чрезвычайно важны, ибо музей является народным достоянием.
Презентация М.М. Бабаназаровой в Ташкенте вызвала в слушателях искреннее восхищение женщиной-подвижницей, которая вела себя достойно, спокойно и уверенно в своей правоте. Присутствующие любители  изобразительного искусства выразили надежду, что нынешние события не навредят безупречному имиджу музея и бесценной художественной коллекции, собранной в сокровищнице Средней Азии. Узбекистан оценит заслуги М. Бабаназаровой достойным образом.


Насколько, действительно, возможно возвращение Мариники Бабаназаровой в музей — сказать трудно. Однако в нынешнем Узбекистане поменялась духовная атмосфера, и общественные инициативы становятся решительнее, а действия властей рациональнее. В ситуации с Нукусским музеем вероятен почти любой сценарий. Важно, что к нему привлечено внимание общества и государства, а значит, есть шанс на сохранение наследия Игоря Савицкого и его имени в потомках благодаря таким стойким подвижникам как  «наследница Савицкого» Мариника Бабаназарова.


Гуарик Багдасарова

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма