Открытие YIII биеннале современного искусства в Ташкенте: «Искусство и технологии. За и против»




         Этот долгожданный праздник в ВЗ АХУз состоялся, как и полагается, торжественно, многолюдно и  жизнерадостно. Он открылся парадом государственных флагов 160 гостей-участников из  27 стран нашей планеты.








Художественную программу открыл ансамбль дойристов Республиканского эстрадно-циркового колледжа. Хорезмский танец исполнила юная учащаяся Академии национального танца и хореографии. Арию Каварадосси из оперы "Тоска" спел солист ГАБТ, лауреат международного конкурса Хужаназар Жумаев. Всех гостей покорило попурри "Танцы народов мира". Его великолепно исполнила ведущая балерина ГАБТ, заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова, воплотив в чётких  ритмических  движениях всё пластическое многообразие  Евразии.


Выступивший на презентации биеннале председатель Академии художеств, народный художник Узбекистана Акмаль Нуридинов, отметил важные аспекты нынешней выставки и её значение в  мировом современном художественном процессе:
— В Ташкенте и Бухаре несколько дней будет проходить VIII Ташкентская международная биеннале современного искусства. Примечательно, что среди участников — современные художники и кураторы из стран Европы, России, США и Латинской Америки, Юго-Восточной и Центральной Азии. Они  представляют свои творческие работы и проекты. В лучших выставочных залах и музеях Ташкента и Бухары  представлены: видеоарт, инсталляции, фотоарт, концептуальная живопись, скульптура, графика и другие виды современного искусства.  Несмотря на технический бум, приоритет высокого искусства никто не отменял, — подчеркнул председатель Академии художеств Акмаль Нуридинов. — Обогатились и видоизменились современные средства художественного выражения и приёмы, объекты эстетического освоения, но задачи искусства остались те же — передать мысли и переживания, ценность чувств, восприятие уникальности окружающего мира. Можно сказать, реальные бесценные артефакты для будущих поколений: кто и какие мы были, наши взлёты и падения. В этом контексте роль художников, как и всех творческих людей, невероятно значима.
Главной целью YIII Международного  биеннале современного искусства  являются повышение престижа Узбекистана на международной художественной арене, взаимодействие и обмен художественным опытом среди мастеров современного изобразительного,  декоративно-прикладного, кино- фотоискусства многих стран мира. Одна из главных задач биеннале — повышение  культурного и интеллектуального уровня общества, молодёжи, а также укрепление культурных связей между народами.


В своём выступлении заместитель министра культуры  Узбекистана Камола Акилова напомнила, что народы Средней Азии и, в частности Узбекистана,  на протяжении тысячелетий  созидали высокую цивилизацию, ставшую неотделимой частью истории человечества. Этносы среднеазиатских народов складывались на базе общего древнего субстрата. Близость и даже общность  исторических судеб среднеазиатских народов в полной мере сохраняется и в наше время. Со времён Великого шёлкового пути народы Средней Азии внесли  огромный вклад в духовную и материальную культуру человечества,  и сегодня мы в этом поступательном развитии  среднеазиатской цивилизации открыты для тесных экономических и культурных  взаимосвязей с нациями и народностями других стран во имя мира и дружбы на земле согласно миролюбивой политике  Узбекистана.
Главная тема биеннале — «Искусство и технологии. За и против» — о месте художника в современном глобальном и технологическом мире как уникальной творческой единицы со своим художественным продуктом. Необходимо отметить, что VIII Ташкентская международная биеннале современного искусства  будет проходить  в нынешнем  году, объявленным в Узбекистане «Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». Биеннале современного искусства — это, прежде всего, диалог культур, — ответственно заявила искусствовед К. Акилова.






Автор художественной программы презентации, режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои, заслуженный деятель искусств А.Е. Слоним поделился своими размышлениями о знаменательном культурном событии в узбекской столице:
—  Сегодня особенно важны такие мощные и разнообразные акции объединений в искусстве, согласии и дружбе. Двадцать семь стран продемонстрировали своё видение мира в этой новой "системе отсчёта" эстетики. Впечатляет разнообразие и фантазия авторов. Поскольку темой этого биеннале стало объединение творчества и технологий — здесь превалирует "геометрия" и "техничность" большинства работ. Стремление по-разному показать наш мир в таком парадоксальном повороте помогает каждому из нас ещё глубже и пристальнее всмотреться в окружающий нас мир и найти своё место в нём.
Мне было очень приятно принять приглашение стать постановщиком презентации-пролога этой поистине гигантской акции, и к счастью, можно сказать, что замысел воплотился и встретил тёплый приём посетителями выставки.
Уже в начале и середине прошлого века о решающей, поворотной роли  техники говорили идеологи технократических утопий и их оппоненты, футуристы и пролеткультовцы, художники революционного авангарда и молодые федорианцы. Вспомним О. Шпенглера «Закат Европы»;  Е. Замятина «Мы»;  Н.  Бердяева «Человек и машина»,  В.Н. Муравьёва, участника бердяевской «Вольной  академии духовной культуры», автора  книги  «Овладение временем»! В начале 20-х годов прошлого века русский мыслитель Николай Бердяев (1874-1948) в работе «Человек и машина» наряду с другими философами, писателями, художниками рассматривает технику как освобождающее «дух человека» начало: «Секуляризация, как и машина, убивает не дух, а материю», — писал он и при этом предупреждал, что может произойти «страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий»[1]. Этот прорыв в овладении человека силами природы Н. Бердяев воспринимал  как духовное движение в мире, которое есть дело свободы. Свобода для Бердяева означала то, что мы  уже плывём, барахтаемся, и ещё не поздно — вопреки всем сцеплениям!  —  изменить свою и общую судьбу. Он призывал потомков подчинить автономию техники духу и духовным ценностям жизни.







Техника в наше время производит необыкновенные чудеса, влекущие за собой  новую веру человека  в её возрастающую мощь над жизнью и даже страх перед ней. Нынешняя экспозиция, неоднородная, спорная, захватывающая воображение, всё время наводит на мысль, судьбоносный вопрос: «За» или «Против», равноценный дилемме: «Быть или не быть?». Авторов экспонатов  «BEING and TIME» («Бытие и время») и «Голоса мира»,  при всём их различии творческого подхода к  волнующей теме,  видимо, одинаково остро заботит проблема дегуманизации человека — в этом вся острота вопроса, перед которым ставит нас  чудовищная власть техники.   Авторы коллективного  экспоната в виде графических рисунков на  белых полосках бумаги отправляют наше воображение к петроглифам первобытной эпохи, когда человек впервые заявил о себе и своём художественном отношении к миру, возвысив себя до абстрактного мышления.



На выставке в кино- и фотокадрах зафиксировано много лиц разного цвета кожи, национальности, возраста с тревожным выражением глаз, обращённых прямо на зрителя. Видимо, в наш скоростной век кризиса гуманизма и  нагнетания  великими державами ядерной напряжённости в современном мире авторов этих произведений  волнует та же проблема, что и каждого из нас: мир так стремительно  сползает к неразумию, что художники с разных концов света поднимают голоса  в защиту доброго разума и общечеловеческого  благоразумия. Выставка внушает  мысль, что мы не одиноки в этом мире.


На выставке многих посетителей наряду с другими привлекла внешне непримечательная инсталляция «Горькая полынь», состоящая из трёх предметов:  холщовый мешок с натуральной сухой полынью, настой из неё и маленькая брошюра, автор которой художник-живописец Б. Курбанов из Ташкента посвятил её своей дочери, умершей от сахарного диабета. Он хотел своей инсталляцией привлечь внимание  зрителей к целебным свойствам полыни, произрастающей в Центральной Азии в большом количестве.











Внимание посетителей выставки привлекли  также инсталляции японских художников с видеоматериалом, в котором увиденные мгновения  осенней жизни увядающей природы  контрастировали  с крушением почвы разрушительной силой подземных толчков в Стране восходящего солнца. Эта скомбинированная инсталляция заставляла задуматься над  драматизмом реальной жизни и иллюзорности  благополучия, трагической обречённой зависимости человека от  стихийных природных бедствий и о многом другом.


Известный ташкентский поэт и публицист Раим Фархади выразил мысль, что на выставке, однако, в некоторых  экспонатах слишком много символики и мало смысла – главного элемента концептуального искусства. Это новое искусство в некоторых своих образцах, вступая в борьбу с художественным реализмом, по своей сути антихудожественно, по мнению Р. Фархади. В целом, биеннале напоминает мировой театр с характерным  для него  синтезом разных видов искусства, — заключил  поэт и самодеятельный художник. Он пригласил  своих собратьев по  творческому цеху в  Ташкентский дом фотографии 12  октября, где продолжится биеннале и где зрители смогут увидеть его собственные графические опыты и другие работы современных художников, связанные с экологическими проблемами  исчезающего в песках Арала.






Среди посетителей вернисажа было много как учащейся молодёжи, так  и зрелых мастеров изобразительного искусства: они обменивались мнениями, порой противоречивыми, но те и другие приветствовали поиск художников новых путей и  средств самовыражения в эпоху скоростных компьютерных технологий. Среди них мастер, прошедший великолепную реалистическую школу, большого и масштабного дарования, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, академик Владимир Бурмакин. За свою большую творческую жизнь он исколесил многие страны мира, бывал во Франции и Англии, в Германии и США, на Кубе и в Марокко, в Индии и Австрии, в Швейцарии и Турции. В последние годы  выполнял монументальные художественные работы при оформлении зданий Международного аэропорта и Сената в Ташкенте, а также Национальной библиотеки Узбекистана имени А. Навои. Именно за эти монументальные работы он был удостоен звания лауреата Государственной премии в канун 20-й годовщины Независимости нашей страны. 

На выставке восьмидесятилетний мастер представил 18 работ нового направления, названного им «Компьюфо». В интервью Владимир  Бурмакин  выразил восторг оттого, что на выставке представлена огромная армия художников со всех уголков мира, близких ему по духу в поисках символического выражения нашей Вселенной.


На вопрос, что послужило или помогло убеждённому реалисту, автору  непревзойдённой «Байсунской Мадонны», так далеко  продвинуться вперёд в новом «научном» искусстве, передающем скрытую истину, тогда как известно, что формы искусство и наука — антиподы и что «научность для искусства смерть», как утверждал в недавнем прошлом советский философ Я.Э. Голосовкер. Владимир Бурмакин рассказал,  что его увлечение  фотоискусством в симбиозе с компьютерной графикой и творческие поиски в авангардном направлении послужили зарождению нового направления в художественной культуре XXI века. Он предлагает объединить виртуальный мир с реальностью, используя энергию воображения для реализации своих идей. — Направление «Компьюфо», — говорит Владимир Иванович, — это шанс приобщить к прекрасному миру искусства широкие народные массы. Владея компьютером, который сегодня прочно вошёл в обиход людей,  и имея художественное образование, любой эстетически подготовленный человек  может творить новую природу, извлекать из глубины подсознания неудержимую фантазию, вплавлять её в безудержном вареве красок на упругий, сдерживающий натиск и агрессию холст, — в этом и проявляется суть художника. Однако, — признался художник, — мне иногда из космоса хочется вернуться на землю и снова творить в моём любимом реалистическом стиле, тем более, что именно эти  мои работы находят массовый отклик у зрителей. Абстрактные работы большого мастера с их загадочной изощрённой символикой вызывают неоднозначное впечатление, но бесспорно одно: его духовность выросла из природы, взяв из неё самое ценное, — это  неутолённое осознание необъятной жизни.


Об этом мы говорили на вернисаже с его старейшим другом —  узбекистанским художником родом из Абхазии, преподавателем  Ташкентского педагогического университета имени Низами, профессором Янисом Салпинкиди, в 2004 году награждённым золотой медалью Академии художеств Узбекистана и орденом "Дустлик". Многие годы он давал уроки живописи в изостудии "Поиск" при Дворце авиастроителей. Его  ученики стали профессиональными художниками.  


Он рассказал о том, что Владимир Бурмакин был одним из первых, если не сказать первым, художником в Узбекистане, которому удалось всколыхнуть устоявшееся  представление и стереотип мышления. Большая персональная выставка в 1969 году в зале "Дома знаний", расположенного в центре Ташкента, позволила совершенно иначе взглянуть на сам процесс творчества. Выставка ожесточила и озлобила одних и дала надежду и веру в безграничные возможности творчества другим. Почти полвека  после той выставки не ослабили внимания к творчеству этого художника, всегда оригинально мыслящего, неожиданного как для своих коллег художников, так и для поклонников его таланта. Работы Владимира Бурмакина на выставке несут в себе, — утверждает Я. Салпинкиди, — энергию здоровой, нравственной и духовной силы. Рождённые природой подсознания, проверенные затем логикой и разумом, они утверждают радость бытия и силу творческого духа, данную человеку Богом и природой. В этом художник видит своё предназначение.
За эти, далеко не безмятежные творческие десятилетия, — дополнил Янис, — художником созданы сотни живописных и графических работ. Он участвовал во многих выставках у себя на родине в Узбекистане, в России, Англии, Франции, Америке, Германии, Болгарии, Турции, Польше. Его работы находятся во многих музеях, галереях и частных собраниях мира. Так, в Германии, под Кёльном, в галерее ЭКЮ-Отеля города Гуммерсбаха собрано около 200 работ художника, куда он выезжает для творческой работы.
Сам Янис Салпинкиди, поощряя поиски своего коллеги в направлении «искусства антиформы»,  продолжает упорно работать в реалистическом направлении. В настоящее время его захватила библейская тема «Симон и гости», повествующая о том, как Иисус за день до своих спасительных страданий навестил в Вифании дом им самим исцелённого от проказы Симона.  Янис Салпинкиди планирует в ближайшем будущем  открыть выставку одной своей работы  и многочисленных эскизов к ней, как  в XIX веке это сделал его русский предшественник Александр Иванов (1837-1857 гг.), автор знаменитой сорокаметровой картины «Явление Христа народу», ныне находящейся в  Третьяковской галерее.


На официальной церемонии открытия  VIII Ташкентской международной биеннале современного искусства председатель авторитетного международного жюри, российский художник и теоретик  искусства, организатор выставочных и издательских проектов в области «Science art» (или   «Art and scienсe») и новых  медиа — Дмитрий Булатов обратился к собравшимся с приветственным словом. Произведения относительно молодого художника из Калининграда были представлены на различных выставках и фестивалях, в том числе на 49-й и 50-й Венецианских биеннале (2001, 2003), Ars Electronica (ORF, 2002) и многих других. Он организовал и курировал более двадцати международных выставок, в т.ч. “SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное” в рамках программы “Марибор – Культурная столица Европы 2012”. Член редакционных советов журналов по современному искусству “DOC(K)S” (Франция) и “NOEMA” (Италия) в 2014 году был номинирован на «Золотую Нику» фестиваля Prix Ars.
— Дорогие друзья и коллеги! Я очень рад поздравить Вас с этим событием! Приверженность новым идеям концептуального искусства говорит о здоровой ситуации в обществе, стремлении к свободно конвертируемым идеям, открытости миру. Я хотел бы поздравить организаторов выставки, приложивших массу усилий для того, чтобы нам, участникам международного жюри, появилось больше работы. Нам предстоит  довольно тяжёлое испытание оценить большое количество произведений современного искусства, и мы должны сделать свой выбор, и конечно, мы его сделаем.


 В рамках биеннале будут проходить международная  научно-практическая конференция «Жизнь искусства с технологиями в контексте настоящего», дискуссионные панели и лекции с участием ведущих теоретиков и кураторов на тему современного искусства. Мероприятия биеннале продолжают проходить  в Ташкенте в Центральном выставочном зале АХ Узбекистана, Ташкентском доме фотографии, Международном караван-сарае культуры  Икуо Хираяма, Галерее изобразительного искусства Узбекистана, Государственном музее искусств Узбекистана, Дворце творчества молодежи, Галерее Bonum Factum.
Выставки также пройдут в Бухаре в краеведческом музее в крепости Арк, музее  Ситораи Мохи Хосса.


         В эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз» куратор  Государственного центра современного искусства Дмитрий Булатов (Россия) смог поделиться своими первыми впечатлениями от вернисажа:
—  Восьмое  международное биеннале в  Ташкенте заслуживает всяческого внимания любителей современного искусства хотя бы потому,  что объединяет множество художников различных жанров, стилей и направлений. Она интересна тем, что демонстрирует,  как новые технологические и научные идеи увязываются с вековыми художественными традициями в изобразительном и прикладном искусстве Узбекистана, возможно ли сосуществование нового и традиционного в современном искусстве этой страны, открытой новым веяниям и вызовам культуры. На мой взгляд, безусловно, возможно.
В жюри входят отечественные и зарубежные эксперты в области искусства. Я думаю, мы найдём консенсус со всеми уважаемыми членами международного жюри и почтим  вниманием самых достойных авторов и их  произведения искусства на этом биеннале. Для победителей биеннале установлены награды: Гран-при, медали и призы в номинациях. Все участники биеннале получат «Сертификат участия». Официальное закрытие биеннале и награждение участников состоится 14 октября  в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана.
— Так Вы, я полагаю, исходя из ваших ответов, «За» современное новое концептуальное искусство, несмотря на все его противоречия: притязания абстракционистов на так называемую «новую этику научной истины», отвергающую старую этику чувств, если выражаться словами Я.Э. Голоскера, притязания обезьяны на красоту?
— Я — однозначно — «За!», потому что я и работаю в области искусства и науки: это моя специализация. Мне интересны это направление и те актуальные вопросы, которые поднимает странное смешение не похожих друг на друга таких областей, как искусство и наука или искусство и техника.
Можно сказать, что нынешняя экспозиция  — это только начало роста новых саженцев, а цветочки мы увидим потом?
— Да, конечно! В этом странном гибриде, на мой взгляд, заложена чрезвычайно позитивная энергия развития. Любое новое явление всегда появлялось на границе междисциплинарных и  межжанровых областей и давало толчок появлению  новых ростков, которые, как известно, не отрицают никакие предыдущие направления, но только расширяют их в художественном познании мира.
Когда Вы прилетели?
Два дня назад.
Каковы ваши впечатления от посещения Ташкента, ведь Вы здесь впервые?
Я первый раз в Узбекистане, и у меня сложились очень тёплые впечатления не только от  южного климата, но ещё  невероятного гостеприимства людей, очень открытых и радушных. В процессе работы мне ещё предстоит для себя открыть Бухару со всеми её историческими достопримечательностями. Для меня это только первые, но думаю,  не последние шаги на пути знакомства, в целом, с  вашей замечательной страной и узбекской культурой.


Всех участников выставки, и особенно молодых художников, впереди ожидают очень интересные встречи с зарубежными коллегами, углублённый обмен мнениями для того, чтобы понять пути дальнейшего развития современного искусства и что нужно нам делать для того, чтобы  впредь и всегда:  «Все флаги в гости будут к нам...».

 Гуарик Багдасарова, искусствовед





[1] //ВФ, №2, 1989. С. 147

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова

Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина