Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

Новый сезон музыкально-поэтических вечеров после летних каникул в отделе  по культуре «Сретенье» Ташкентской и Узбекистанской  епархии Православной церкви, по благословению митрополита Викентия,  09 09 18 открыла премьера  вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге, посвящённой 100-летию мученического подвига царской семьи. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа Викентий, открывая поминальный вечер, подчеркнул  в своей речи, что трагический исход всех членов царской семьи в 1918 году, позднее РПЦ причисленных к лику святых, на весь XXI век отложил отпечаток покаяния в обществе.

Будучи в Екатеринбурге в «Царские дни» в середине июля этого года, Высокопреосвященнейший Викентий поделился своими впечатлениями от этого незабываемого события.  Как известно, ежегодный Международный фестиваль «Царские дни» в Екатеринбурге посвящён скорбной дате гибели всей семьи последнего российского императора Николая II. Поскольку в этом году отмечается 100-летие этого горестного события — то становится понятным тот факт, что эта трагедия отмечалась в Екатеринбурге с особой масштабностью.
Митрополит Викентий рассказал о грандиозном богослужении на площади перед Храмом на крови, выстроенном на месте печально известного Ипатьевского дома, где был произведён расстрел всей семьи императора. Праздничное богослужение и последовавший за ним многотысячный крестный ход возглавил сам Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В четвёртый раз группа солистов ГАБТ им. А. Навои под руководством ведущего режиссёра театра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима — по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла — снова с большим успехом выступила в концертном зале Духовно-просветительского центра «Царский». Концерт воплощал весомость культурных творческих связей Ташкента и Екатеринбурга, Узбекистана и России и глубокое уважение узбекистанцев к истокам и основам русской истории и культуры. Наряду с артистами из узбекской столицы гостями фестиваля были звезда мировой оперы Любовь Петрова, выпускники вокальной школы, основанной в Италии великим Лучано Паваротти, и множество певцов из других стран.
            Андрей Слоним во вступительном слове сказал о том, что Узбекистан и Россию издревле роднит устремлённость к высокому гуманизму, утончённости человеческого духа:
— Рады, что Волей Господней миссия Царских дней и наше выступление в этом престижном Международном фестивале нами выполнены внятно и достойною. В переговорах с коллегами и друзьями из Екатеринбурга до сих пор благодарят за новизну идеи и воплощения, за разнообразие и свежесть номеров и за высокий уровень и культуру исполнения. Одна поэтесса и кинокритик особо отметила высокий уровень не только музыкального смысла — но и поэтического — в композиции представлены: А. Блок,  А.К. Толстой,  А.Фет; из наших современников — Р. Рождественский и Е. Евтушенко, и...и...и... Особо отмечали любовь к основам русской культуры и искусства и достойное несение их высоты в Узбекистане. "В России редко ТАК исполняют!" —  говорили нам. В который раз отмечали и мои стихи, их особенности и авторскую индивидуальность. Приём был необыкновенно горячим.
Митрополит Викентий пожелал этому плодотворному сотрудничеству успешного продолжения и добрых новых достижений во имя мира, дружбы и сближения культур Узбекистана и России.
Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Пошли нам, Господи, терпенья…» не просто воссоздала духовную атмосферу «Царских дней» в Екатеринбурге: она подарила зрителям, пришедшим в конференц-зал Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ многомерное чувство: «и жизнь, и слёзы, и любовь» (А. Пушкин). На благотворительной основе подобные концерты приобщают самые широкие слои слушателей к высшим достижениям музыкальной и поэтической культуры. Вся концертная программа, от начала до конца, призывала людей помнить, преодолевать и продолжать любить жизнь во всём её противоречивом многообразии и вечном противостоянии добра и зла.
Всю глубину этой нравственной ответственности за историческое прошлое и настоящее донесли до зрителей участники проекта: автор композиции, режиссёр и ведущий  Андрей Слоним, концертмейстер Людмила Слоним (партия фортепиано), ведущие солистки ГАБТ имени А. Навои, лауреаты международных конкурсов  — Анастасия Юдина (меццо-сопрано) и Рада Смирных (контральто). Участие в композиции двух разных, но близких по звучанию тембров голосов — в исполнительской практике встречается довольно редко. Музыкально-поэтическая композиция для ташкентских зрителей предстала совершенно новой, необычной по содержанию и форме и, как всегда, просветительской.


Совсем не случайно проект был символически назван: «Пошли нам, Господи, терпенья…»,  и его открывал одноимённый романс на стихи С. Бехтеева неизвестного композитора в одухотворённом исполнении А. Юдиной.  Это пронзительное стихотворение русского поэта Сергея Бехтеева было адресовано царской семье в период её заточения в Сибири — это стихотворение было найдено в бумагах царских дочерей. Но ещё неожиданнее факт нахождения в бумагах дочерей Николая II нот романса, написанных неизвестным композитором на эти стихи. Во время прошлогоднего выступления артистов из Узбекистана в Екатеринбурге им была подарена копия нот этого романса, который нигде не исполнялся. И они усмотрели в этом яркий и важный номер открытия вечера, и напоминание многим народам и странам о горестных перипетиях неумолимого ХХ столетия. Трагический смысл этого романса, с необыкновенной экспрессией переданный Анастасией Юдиной, — стал не только прологом вечера, но и своеобразным музыкальным «эпиграфом» к нему.
            Далее в программе прозвучали светские произведения, несущие высокую духовность. Рада Смирных светло и доверительно донесла до замершего в тишине зала утончённый смысл великой миниатюры П. Чайковского «Мой гений, мой ангел, мой друг…» (на стихи А. Фета). В многообразии песенных сочинений нашего современника Евгения Крылатова отыскался его духовный романс поразительной очищающей силы — «Спаси и сохрани…». Его преподнесла зрительскому сознанию Анастасия Юдина с особой доверительностью и открытостью устремленной ввысь души. Рада Смирных исполнила известную «Легенду» П. И. Чайковского на стихи А. Плещеева как дань всем жертвам «железного» ХХ века – и глубина её исполнения вновь покорила слушателей. Затем, в смене настроений, в законе контраста — трепетно и порывисто прозвучал романс «Колокольчики мои…» в исполнении Анастасии Юдиной — и опять он связался и с судьбами, и с грёзами, и с неудержимым бегом дней жизни…
Старинная французская песня менестрелей в композиторской обработке Людмилы Слоним известна нам  по версии из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Она звучала в его опере «Орлеанская дева». Эта песня в новой транскрипции в тексте неизвестного автора получила в исполнении Анастасии Юдиной почти притчевую окраску. Образы трёх братьев, отправившихся в разные стороны света в поисках счастья; облик их одинокой сестры; их возвращение в поздние годы жизни на Родину с осознанием, что Отчизна и есть величайшее счастье! – на редкость внятно соединились с идейным звучанием всего вечера.
Романс композитора Людмилы Слоним на стихи Евгения Евтушенко «Идут белые снеги…», впервые прозвучавший в  Екатеринбурге и в Москве в этом году и  уже неоднократно ранее звучавший в Ташкенте,– это трепетное произведение в чутком и утончённом исполнении Рады Смирных был понят и принят по-новому тепло. Музыкальный руководитель, концертмейстер и композитор Людмила Слоним, тщательно отработав с солистками каждый нюанс непростой и разнообразной программы, с удивительной точностью и тонкостью выносила музыкальную драматургию каждого романса. Её исполнение было контрастным, драматичным, высоко ансамблевым — в каждый момент нюанс солиста и дыхание эмоций было единым, трепетным и многообразным. Её авторский романс «Идут белые снеги…», как и все другие номера композиции, — был исполнен «на высоте полёта» чувства, с полнейшей самоотдачей. Единение ансамбля было мощным и тонким, и каждый душевный нюанс улавливался залом.


         Ни один авторский творческий проект А. Слонима не обходится без контрастов. Вспомнив о любви царственных сестёр к домашним спектаклям, об особой утончённости их юмора, постановщик и участники вечера внесли в программу изящно-задорный, обаятельный «Черный веер» П. Сарасате в блистательном воплощении Рады Смирных и шуточный романс-представление «Да!» или – «Нет!» на музыку А. Чернявского. Этот романс-действо озорно и остро разыграли Рада Смирных и сам постановщик и ведущий вечера Андрей Слоним, вызвав восторженную оценку зала.
Новый пласт обаяния, жизнелюбия, озорства внесла в канву вечера Анастасия Юдина, вдохновенно, обаятельно и задорно исполнив замечательную русскую песню «Чернобровый, черноокий…», вызвав большой взрыв эмоций у зрителей. Стоит сказать, что минувшей весной в далёком Калининграде прошёл Международный конкурс имени Людмилы Зыкиной. Анастасия Юдина, поехав на этот конкурс с яркой программой, выступила там весьма достойно и была удостоена первой премии!


Нераздельно связанным с образами царских дочерей предстал и специально подготовленный романс-дуэт «Сирень». Композитор Вадим Биберган стилистически точно связал этот свой романс с эпохой, с полётом грёз, со стихами А. Блока — в известном фильме «Романовы. Венценосная семья» этот романс прозвучал за кадром. В памятном концерте в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ этот романс и — неожиданно для всех —  в финале  прозвучавшая любимая лирическая песня  Е. Птичкина «Эхо любви» из репертуара Анны Герман на стихи Р. Рождественского озарённо и лучезарно воплотили в звуке Анастасия Юдина в ансамбле с Радой Смирных. В них  снова сплелись воедино безвременные порывы  человеческой души и получили высокую оценку зала. Финальное произведение «Эхо любви» прозвучало как реквием всем жертвам мятежного ХХ века. После окончания концерта многие из зрителей признались, что во время исполнения номеров они ощущали «мурашки по коже», и горло сжималось от сопереживания…
Краткие преамбулы Андрея Слонима к каждому номеру вводили в мир действия, обращали внимание на главное. Как и ранее — в его экспрессивном исполнении прозвучали стихотворения первого поэта Серебряного века. Большое впечатление оставил «диптих» Александра Блока: «Всё ли спокойно в народе?» и «В голубой далёкой спаленке…» — они были  тесно связаны и с обликом «железного века», и с темой вечера. Прозвучали  авторские стихи Андрея Слонима, написанные специально к 100-летию мученического подвига царской семьи и исполненные впервые как в Екатеринбурге, так и у нас в Ташкенте: «Век скорби», «Ветер», «Храм на крови», «Царский рояль»  и даже родившееся во время прохождения «Царских дней»  в день концерта в Екатеринбурге, 18 июля 2018 г, стихотворение «Их голоса…», посвящённое светлой памяти детей  императора. Стихотворение "Их голоса...", — признался А.Слоним, — какое-то особенное получилось. Оно написалось в 11 утра в отеле при подготовке к вечеру в день его проведения:

— Как осознать, волненья не тая,
Суть всех понятий жизни многотрудной?
По статусу мы — царская семья,
По существу — любви мы остров чудный!..
— В стенах дворцов пытались мы познать,
Что за стенами было — и что будет,
И смутно ощущая нашу стать,
Свершали дни свои — как просто люди…
— Коснувшись граней высших всех красот,
Мы думали как все — что бесконечным
Предстанет вид сияющих высот,
А счастье и единство – будет вечным…
—  Любви и грёзы таинство для нас
Дарили душам мир и безмятежность.
В них — мудрость и добро отцовских глаз,
В них — нашей мамы трепетная нежность…
—  Надежды свет — и в солнце, и в ночи,
Стихи с восторгом, юности присущим.
И — трепет огонька живой свечи,
Как будто что-то знавшей о грядущем…
— Вдруг в краски жизни вкрался новый цвет!
Вот —  белый ландыш… Он обрызган красным…
Ведь это — цвет войны и крови… Нет
Надежды в рока голосе бесстрастном…
— Вот новый жребий наш, что небом дан.
Здесь — госпиталь… В нём — все, кто тяжко ранен…
—  Пусть стихнет крик души и боль от ран
Пред нашим нежным, кротким состраданьем…
—  Пожар жестокий над страной горит,
Собратья в рукопашный бой вступили.
— Нам сказано — вы больше не цари!..
— Но Вера и Любовь остались в силе»…
— Жива Любовь… И трепетна она,
Светла её небесная одежда…
— И вера нерушима и сильна,
Как над землёй парящая Надежда!
— «Она зовёт… Но рядом — стон тоски,
Как странный сон, что той последней ночью
Был прерван… Раскололся на куски…
— А дальше – только тьма…

— И – многоточье…

После этого замечательного вечера зрители ещё долго не хотели расходиться. Души их были устремлены к возвышенному смыслу бытия. Они от всей души благодарили участников концерта-спектакля. Многие зрители уходили с концерта с мокрыми лицами:  на их глазах  были слёзы не только покаяния, но высокого духовного очищения.

Гуарик Багдасрова

Фото: Михаил Левкович

Комментарии

  1. Спасибо, Гуарик! Как чудесно ты умеешь описывать лучшие события, делая нас, читателей твоих рассказов, свидетелями и почти участниками этих событий!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма