Новости с III международного джаз-фестиваля: приключения швейцарских музыкантов в Ташкенте
Джаз-фестиваль -2017 близится к финалу, а интерес к нему растёт в
геометрической прогрессии. Минувший вторник – 25 04 17 - Большой зал Государственной консерватории был
заполнен любителями лёгкой музыки. На концерт пришли не только
меломаны-одиночки, группы консерваторских студентов и учащихся музыкальных
училищ и колледжей, но даже целые семьи
с детьми – как на всенародный праздник музыки.
Перед
переполненным залом с приветственной речью выступил Чрезвычайный и Полномочный
посол Швейцарии в Узбекистане Штефан
Клёцли. Он обратился с приветственным словом к музыкальной общественности и
словами благодарности к представительству ЮНЕСКО, руководству ГКУз, а также
спонсорам за хорошую организацию III Международного
джазового фестиваля и оказанную честь швейцарским музыкантам выступать в
узбекской столице с её давними джазовыми традициями. Посол напомнил зрителям об
успешном прошлогоднем сольном концерте швейцарского джаз-трио «Нойзи Майнорити».
Руководитель группы Омри Цигель так
полюбил узбекскую столицу и ташкентскую
публику, что приехал вновь на джаз-фестиваль в этом году только уже с новой
программой «Where is Afriсa?»
(«Где Африка?) и в новом составе: Омри
Цигель (саксофон); Ив Тайлер –
клавишные; Дарио Сисера – ударные.
Швейцарский посол выразил надежду, что наша публика получит удовольствие от их
концерта и заключил свою речь словами: «Welcome! Have a good time!» («Добро пожаловать! Желаю хорошо провести время!»).
Новый ансамбль был
создан год назад, а все композиции были написаны лидером группы Омри
Цигеле. Репертуар трио основан на импровизации, уходящей корнями в традиции
джаза. Выступления проходят на высоком эмоциональном подъёме и интенсивном
взаимодействии артистов. Трио много участвует в европейских турах и фестивалях,
а также сотрудничает с известными мировыми музыкантами.
Трио
под руководством Омри Цигеле – лучшие послы швейцарского джаза. Они покорили
своим искусством многие народы из разных
стран. Музыканты пять дней знакомились с Узбекистаном и его гостеприимными жителями, слушали традиционные национальные напевы и
современный джаз и старались всё лучшее интерпретировать в своей музыке.
Великолепное
трио швейцарских музыкантов в первой части концерта представило на суд взыскательной ташкентской
публики джазовую композицию, которую
подготовили специально для фестиваля и сыграли впервые для массовой аудитории. В отличие от прошлогодней
«тяжёлой» скорбной композиции,
посвящённой памяти ушедших друзей, в новой программе швейцарцев прозвучали совершенно другие
ритмы, мотивы, наполненные светом и позитивными эмоциями открытия и познания
Африки – прародины джаза.
Корни
джаза уходят в музыкальный фольклор привезённых в Америку негров. Начиная
с XYII века, они жили,
работали и развлекались в ином этническом окружении. Их исконная музыкальная
культура постепенно смешивалась с европейской, также завезённой в Америку. В результате
к середине XVIII века сложился особый
род музыки, преимущественно увеселительного, танцевального характера. Именно
такую музыку продемонстрировали гости из Швейцарии в оригинальной импровизации
африканских фольклорных мотивов, передающих богатый мир нетронутой природы и
добрый мир простых наивных людей, близких ей. В музыке присутствовали отголоски
свинга, би-бопа, блюза, классического
рока, африканского этноджаза, восточных мотивов.
Гости-виртуозы продемонстрировали высочайшую технику игры
на своих инструментах, благодаря
неутомимому руководителю джаз-группы, работающему на сцене, как остроумно
заметили зрители, «до седьмого пота».
Омри Цигеле (альтовый саксофон,
вокал, руководитель, композитор) родился
в 1959 г .
в Израиле. Он учился в Колледже музыки Беркли в Бостоне (США). Омри принимал
участие в различных проектах и фестивалях в Швейцарии, Германии, Австрии,
Голландии, Сербии, Болгарии и Румынии. Он является обладателем нескольких
наград в области культуры в Швейцарии. Также он является лидером группы
Billiger Bauer. Омри выступал вместе с такими музыкантами как Ирене Швейцер,
Дэвид Либман, Рей Андерсон и Хан Беннинк. В настоящее время он преподаёт игру
на саксофоне и импровизацию в экспериментальной лаборатории Werkstatt für
Improvisierte Musik и Музыкальной академии в Цюрихе.
В
этот приезд в Ташкент, знакомясь с его достопримечательностями, Омри Цигеле проявил особый интерес к узбекскому фольклору и национальным
инструментам. За два дня до концерта он съездил в старый город на восточный
базар на Чор-Су и там приобрёл флейту
(най) и продемонстрировал великолепную игру на нём, вызвав бурю эмоций в зале.
Рядом слева от меня в первом ряду партера сидел средних лет местный житель, представитель
титульной нации, который уверял нас, что этот
декоративно оформленный национальный инструмент швейцарец купил у него в
магазине национальных инструментов на базаре. Я сразу поверила взволнованному
рассказу очевидца этой знаменательной сделки. Мои соседи и приятели, сидящие
справа от меня в партере, убедились в правоте его слов чуть позднее, когда
незнакомец молниеносно выбежал на сцену, взял в руки дойру и стал на ней великолепно играть узбекские и
европейские мелодии вместе со швейцарскими джазменами.
Позднее,
по окончании концерта, мы узнали, что национального виртуоза зовут Шоалим
Закиров и что он вышел из стен консерватории.
В джем сейшн (импровизации) органично включился сын Ш. Закирова, выпускник ГКУз Шалим
Закиров по классу национальных инструментов (гиджак): он великолепно играл
на дарбуке (ударный народный инструмент).
Два
дня тому назад, познакомившись на восточном базаре с узбекскими музыкантами,
руководитель шведской джаз-группы Омри Цигеле пригласил их выступить на джаз-фестивале. Это был
приятный неожиданный сюрприз для ташкентской публики, отозвавшейся на
совместное выступление музыкантов (джемсейшн) бурными аплодисментами. В финале
концерта Омри Цигеле (най) и Шоалим Закиров (дойра) играли дуэтом джазовые
импровизации на восточную тему, заставив в унисон с ними учащённо биться сердца
затаивших дыхание улыбающихся навстречу понятной, волнующей, зажигательной музыке
чутких зрителей.
Век
джаза, рождённого в ХХ столетии, успешно продолжается в XXI
веке.
Апрельский III Международный джаз-фестиваль в Ташкенте сблизил не только
музыкантов разных народов и континентов, но истинных поклонников этой молодой
музыкальной культуры. Вслед за Джеймсом Линкольном Коллиером хочется повторить
его пророческие слова: «Нет никаких сомнений, что и век спустя – и даже через
век – творения Армстронга, Паркера, Рейнхардта, Эллингтона будут вызывать
восторг в сердцах людей».
В
послании Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Международного дня джаза говорится:
«Джаз объединяет людей, культуры и мир». К Вашингтону 30 апреля 2017 года присоединятся, помимо нашей узбекской
столицы, города и сёла из 190 стран на
семи континентах, чтобы тысячами джазовых представлений и программ отметить
Международный день джаза.
Гуарик Багдасарова
Фото
автора
Комментарии
Отправить комментарий