Новости с III международного джаз-фестиваля: приключения швейцарских музыкантов в Ташкенте


         Джаз-фестиваль -2017 близится к финалу, а интерес к нему растёт в геометрической прогрессии. Минувший вторник – 25 04 17 -  Большой зал Государственной консерватории был заполнен любителями лёгкой музыки. На концерт пришли не только меломаны-одиночки, группы консерваторских студентов и учащихся музыкальных училищ и колледжей, но даже  целые семьи с детьми – как на всенародный праздник музыки.


Перед переполненным залом с приветственной речью выступил Чрезвычайный и Полномочный посол Швейцарии в Узбекистане Штефан Клёцли. Он обратился с приветственным словом к музыкальной общественности и словами благодарности к представительству ЮНЕСКО, руководству ГКУз, а также спонсорам за хорошую организацию III Международного джазового фестиваля и оказанную честь швейцарским музыкантам выступать в узбекской столице с её давними джазовыми традициями. Посол напомнил зрителям об успешном прошлогоднем сольном концерте швейцарского джаз-трио «Нойзи Майнорити». Руководитель группы Омри Цигель так полюбил  узбекскую столицу и ташкентскую публику, что приехал вновь на джаз-фестиваль в этом году только уже с новой программой «Where is Afriсa?» («Где Африка?) и в новом составе: Омри Цигель (саксофон); Ив Тайлер – клавишные; Дарио Сисера – ударные. Швейцарский посол выразил надежду, что наша публика получит удовольствие от их концерта и заключил свою речь словами: «Welcome! Have a good time!» («Добро пожаловать! Желаю хорошо провести время!»).


         Новый ансамбль  был  создан год назад, а все композиции были написаны лидером группы Омри Цигеле. Репертуар трио основан на импровизации, уходящей корнями в традиции джаза. Выступления проходят на высоком эмоциональном подъёме и интенсивном взаимодействии артистов. Трио много участвует в европейских турах и фестивалях, а также сотрудничает с известными мировыми музыкантами. 


Трио под руководством Омри Цигеле – лучшие послы швейцарского джаза. Они покорили своим искусством  многие народы из разных стран. Музыканты пять дней знакомились с Узбекистаном и его гостеприимными  жителями, слушали  традиционные национальные напевы и современный джаз и старались всё лучшее интерпретировать в своей музыке.
Великолепное трио швейцарских музыкантов в первой части концерта  представило на суд взыскательной ташкентской публики   джазовую композицию, которую подготовили специально для фестиваля и сыграли впервые для  массовой аудитории. В отличие от прошлогодней «тяжёлой»  скорбной композиции, посвящённой памяти ушедших друзей, в новой программе  швейцарцев прозвучали совершенно другие ритмы, мотивы, наполненные светом и позитивными эмоциями открытия и познания Африки – прародины джаза.



Корни джаза уходят в музыкальный фольклор привезённых в Америку негров. Начиная с  XYII века, они жили, работали и развлекались в ином этническом окружении. Их исконная музыкальная культура постепенно смешивалась с европейской, также завезённой в Америку. В результате  к середине XVIII века сложился особый род музыки, преимущественно увеселительного, танцевального характера. Именно такую музыку продемонстрировали гости из Швейцарии в оригинальной импровизации африканских фольклорных мотивов, передающих богатый мир нетронутой природы и добрый мир простых наивных людей, близких ей. В музыке присутствовали отголоски свинга, би-бопа,  блюза, классического рока, африканского этноджаза, восточных мотивов.
Гости-виртуозы  продемонстрировали высочайшую технику игры на  своих инструментах, благодаря неутомимому руководителю джаз-группы, работающему на сцене, как остроумно заметили зрители, «до седьмого пота».
Омри Цигеле (альтовый саксофон, вокал, руководитель, композитор)  родился в 1959 г. в Израиле. Он учился в Колледже музыки Беркли в Бостоне (США). Омри принимал участие в различных проектах и фестивалях в Швейцарии, Германии, Австрии, Голландии, Сербии, Болгарии и Румынии. Он является обладателем нескольких наград в области культуры в Швейцарии. Также он является лидером группы Billiger Bauer. Омри выступал вместе с такими музыкантами как Ирене Швейцер, Дэвид Либман, Рей Андерсон и Хан Беннинк. В настоящее время он преподаёт игру на саксофоне и импровизацию в экспериментальной лаборатории Werkstatt für Improvisierte Musik и Музыкальной академии в Цюрихе.


В этот приезд в Ташкент, знакомясь с его достопримечательностями,  Омри Цигеле проявил особый интерес  к узбекскому фольклору и национальным инструментам. За два дня до концерта он съездил в старый город на восточный базар  на Чор-Су и там приобрёл флейту (най) и продемонстрировал великолепную игру на нём, вызвав бурю эмоций в зале. Рядом слева от меня в первом ряду партера сидел  средних лет местный житель, представитель титульной нации, который уверял нас, что этот  декоративно оформленный национальный инструмент швейцарец купил у него в магазине национальных инструментов на базаре. Я сразу поверила взволнованному рассказу очевидца этой знаменательной сделки. Мои соседи и приятели, сидящие справа от меня в партере, убедились в правоте его слов чуть позднее, когда незнакомец молниеносно выбежал на сцену, взял в руки дойру  и стал на ней великолепно играть узбекские и европейские мелодии вместе со швейцарскими джазменами.


Позднее, по окончании концерта, мы узнали, что национального виртуоза зовут Шоалим Закиров и что он вышел из стен консерватории.  В джем сейшн (импровизации) органично включился  сын Ш. Закирова, выпускник ГКУз  Шалим Закиров по классу национальных инструментов (гиджак): он великолепно играл на дарбуке (ударный народный инструмент).
Два дня тому назад, познакомившись на восточном базаре с узбекскими музыкантами, руководитель шведской джаз-группы Омри Цигеле пригласил  их выступить на джаз-фестивале. Это был приятный неожиданный сюрприз для ташкентской публики, отозвавшейся на совместное выступление музыкантов (джемсейшн) бурными аплодисментами. В финале концерта Омри Цигеле (най) и Шоалим Закиров (дойра) играли дуэтом джазовые импровизации на восточную тему, заставив в унисон с ними учащённо биться сердца затаивших дыхание улыбающихся навстречу понятной, волнующей, зажигательной музыке  чутких зрителей.

Век джаза, рождённого в ХХ столетии, успешно продолжается в XXI веке. Апрельский III Международный джаз-фестиваль в Ташкенте сблизил не только музыкантов разных народов и континентов, но истинных поклонников этой молодой музыкальной культуры. Вслед за Джеймсом Линкольном Коллиером хочется повторить его пророческие слова: «Нет никаких сомнений, что и век спустя – и даже через век – творения Армстронга, Паркера, Рейнхардта, Эллингтона будут вызывать восторг в сердцах людей».
В послании Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой  по случаю Международного дня джаза говорится: «Джаз объединяет людей, культуры и мир». К Вашингтону 30 апреля 2017 года присоединятся, помимо нашей узбекской столицы,  города и сёла из 190 стран на семи континентах, чтобы тысячами джазовых представлений и программ отметить Международный день джаза.

Гуарик Багдасарова

Фото автора

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма