Музыкально-поэтическая программа «Под сенью липовых аллей» успешно завершила цикл просветительских вечеров в Епархии
В конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской
епархии Православной церкви 25
июня 2017 г .
по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского, Главы
Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия, состоялся вечер русского
романса, дуэтов Серебряного века и лирической поэзии. Программу подготовил
автор композиции, режиссёр и ведущий – режиссёр-постановщик ГАБТ имени А.
Навои, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Слоним (отдел
«Сретенье» РПЦ). В вечере приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои:
Надежда Банделет, Анастасия Юдина, Людмила Слоним (партия фортепиано).
А.Е. Слоним во
вступительном слове обозначил основные задачи своего музыкально-поэтического
проекта:
-
Тематика вокально-поэтического вечера "Под сенью липовых аллей..."
выбрана не случайно. Вокальные произведения, звучащие в нем. собраны мною в
единую композицию, которая поведает нам о сложности душевных исканий на рубеже
двух веков. Несмотря на смены эпох, душа человеческая остается неизменной в
вечном поиске путей к свету через испытания. Таинственный мир усадеб с его
особой жизнью устремлял душу к раздумьям и поискам выхода из многих непростых
ситуаций - не сложившейся судьбы, драматичного несходства характеров в любви,
разочарований в неосуществленных грёзах и мечтаниях. Таинственный шелест
вековых лип как бы хранит эти тайны. приоткрывая их тем, кто очень стремится к
поискам ответов на извечные вопросы бытия.
Ведущие
солистки ГАБТ имени А.Навои Надежда Банделет и Анастасия Юдина в ансамбле с
музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним в многоцветной
палитре русского романса, песен и дуэтов раскроют богатство духовного мира своих
героинь, воплотят поиск душой исхода в своей устремлённости.
В
программе главный "архипелаг" - это многоплановые романсы и дуэты
П.И.Чайковского на стихи разнообразных русских поэтов. Среди них особое место
занимает поэзия Великого Князя Константина Романова (подписывавшего свои
произведения под известным псевдонимом "К.Р.") - и два романса
Чайковского на стихи "К.Р." представят эту особую область творчества.
Среди
обилия романсовой драматургии выделяются своеобразные романсы-песни: "Я ли
в поле да не травушка была..." и "Кабы знала я, кабы ведала...",
повествующие о драматизме женской доли во все времена. Каждый русский романс -
это не просто вокальное произведение, а своеобразный моноспектакль о судьбе и
жизни. Проживая эти судьбы и в сольных произведениях, и в дуэтах, Н.Банделет и
А.Юдина предстали не только певицами, но и актрисами, воплотившими эти черты
своих героинь. В классическую "ткань" программы органично вплетаются
и два авторских приношения - это авторские романсы композитора Л.Слоним на
стихи А. Блока и Б. Пастернака (которые уже неоднократно звучали и в Ташкенте,
и в Москве на памятных вечерах великого тенора И.С. Козловского).
Поэтический
ряд вечера - это мои авторские стихи, впрямую или косвенно связанные с
тематикой вечера. Этот цикл пополнился еще одним - оно называется "Царский
рояль" – написано, буквально, в день концерта
- 25 июня и посвящено историческому роялю, до сих пор находящемуся в
Центре "Царский" Екатеринбурга,
на сцене которого проходит традиционный фестиваль "Царские дни", посвященный
дате убийства семьи последнего российского императора Николая II в 1918 году.
Программу открыл А. Слоним
авторским стихотворением «Под сенью липовых аллей…». Оно сразу же ввело
зрителей в особую поэтическую атмосферу Серебряного века:
Под сенью липовых аллей
Лишь лёгкий ветерок с
полей
Задумчиво листвой
играет.
Вот засыпает старый
пруд,
А души всё чего-то ждут
И о несбыточном мечтают.
Под сенью липовых аллей
Есть комната. Но кто-то
в ней
Забыться до зари не
может.
Перо, чернильница – и
свет
Свечи неяркой… Но в
ответ –
Одно сомненье душу
гложет…
Под сенью липовых аллей
Слова, тягучие как клей,
Бесстрастным «нет!»
сковали душу.
И что ж ответить ей,
когда
Порыв слепящий навсегда
Угаснет, грёзы все
разруша?
Под сенью липовых аллей
В игре и бликов, и теней
Причудлив вид сплетённых
веток.
Всему, что грёзой
рождено, –
Свершиться в жизни не
дано!
И чёток след тех горьких
меток.
Под сенью липовых аллей
Бегут мгновенья жизни
всей.
Миг счастья… Рядом -
горе плачет.
В них дар любви, – и
боль войны,
Луч правоты, печать
вины,
И всё, что слишком много
значит…
Под сенью липовых аллей
Все судьбы чередой своей
Пройдут, и свет, и тени
сея.
Един и сумрак – и огни,
Что озаряли душам дни
Под сенью липовой аллеи…
Вслед за блестящим
расцветом в 1870-е годы творчества композиторов «Могучей кучки» и П.И.
Чайковского русская музыка в конце XIX в. вступает в новый период своего
развития. В ней, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной
композиторской школы, заметно начинают проявляться особенности, вызванные новыми
условиями общественной жизни России на рубеже веков. В музыкальное искусство входят новые темы и
образы. Становится характерным перемещение главного интереса с широкой
социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой
личности. Наряду с извечными проблемами добра и зла, жизни и смерти, любви и
ненависти, актуальной становится тематика, объединяемая под названием «русский
космизм», с ее устремленностью к вершинам творческого отражения, к
трансцендентальным мирам (А. Н. Скрябин), религиозно-мистическими мотивами (С.
В. Рахманинов).
В творчестве композиторов этого периода «встречаются»
фольклор и современность (С.В. Рахманинов), лиричность и героический пафос,
реалистичность и сказочность (А. Н. Скрябин) и всё вместе - в музыке П.И. Чайковского, наиболее исполнимого в наше
время, а значит, современного. Музыкальная культура Серебряного века сложилась
в общем художественном контексте конца XIX - начала XX века, сформировавшемся
под влиянием многих факторов. Решающую роль в ее появлении имели весьма
непростые события, определившие социальную и политическую жизнь в России этого
периода, достижения западноевропейской и отечественной культуры. Образы народного быта, эпоса, истории,
родной природы принимают лирическую окраску. Многое соприкасается здесь с
общими процессами развития русской художественной культуры той поры.
Утверждение прекрасного, неприязнь ко всему грубому, обывательскому, тонкое и
глубокое погружение в жизнь человеческого духа пронизывают собой творчество
многих русских писателей, художников, например А.Чехова, И. Левитана,
впоследствии их продолжателей – В. Серова, П. Кончаловского, К.
Петрова-Водкина.
Красота природы,
человеческого сердца, право человека на счастье – ведущие темы и в русской
музыке этого периода. В ней, как и в смежных искусствах, усиливается интерес к
воплощению философских проблем, философских размышлений о жизни, возрастает
роль интеллектуального начала, проявляются тенденции к синтезу с другими
искусствами. С особой силой в искусстве
Серебряного века преломилось и импрессионистическое устремление творцов
воссоздавать неповторимую атмосферу момента, сиюминутность впечатлений разных
мгновений человеческой жизни.
Эти характерные
черты разнообразной вокально-музыкальной программы ярким чувственным
исполнением смогли донести две ведущих солистки ГАБТ имени А.Навои – Надежда
Банделет (сопрано) и Анастасия Юдина (меццо-сопрано) и талантливый
концертмейстер Людмила Слоним (партия фортепиано). В концерте прозвучали редко
исполняемые романсы П.И. Чайковского на стихи Великого Князя Константина
Романова («К. Р.»): «Растворил я окно…», «Первое свидание» (Надежда Банделет);
А. Алябьева
(стихи А. Бистрома – из И.-В. Гёте) «Я
вижу образ твой…»; Ф. Мендельсона
(стихи Эм. Гейбеля в переводе С.
Северцева) «Если должны расстаться…» (Анастасия Юдина) и многие другие
классические произведения Серебряного века. И в сольном исполнении этих
произведений этими двумя замечательными вокалистками, и в их дуэтных ансамблях
они произвели особое впечатление на публику: поразили нас своими особыми
неповторимыми тембрами и индивидуальной манерой исполнения – обострённо
драматичной у Н. Банделет и более мягкой, оптимистичной – у А. Юдиной.
В концерте были
представлены также известные русские народные песни «Травушка-Муравушка»,
«Чернобровый-черноокий» (Анастасия Юдина), «Калинка моя» (Надежда Банделет) и
другие, вызвавшие бурный восторг и овацию в зале.
Нежно и задушевно
прозвучали дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и дуэт
Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского; и два разных по
настроению дуэта П. Чайковского: «Слёзы» на стихи Ф. Тютчева и «Рассвет» на
стихи И. Сурикова (Надежда Банделет и Анастасия Юдина).
Впервые в
конференц-зале епархии Надежда Банделет исполнила «Пейзаж» М. Минкова на стихи
Ф.-Г. Лорки в переводе М. Цветаевой – вокально-музыкальное произведение, хотя и
созданное в 70-е годы ХХ века, но органично вплетающееся в художественную ткань
периода рубежа веков, в котором русские народные черты органично сплетались с
западноевропейскими мотивами.
Музыка и поэзия –
это всегда переплетающиеся явления, которые имеют своё развитие. В современной
музыке много направлений: поп-музыка, рок, реп и др. В наш бурный век, когда
стремительно развивается наука, увеличивается ритм жизни, вопрос о влиянии
искусства на человека остается актуальным. Одним из видов искусства является
музыка. Следует отметить, что в современной музыке развивается тенденция к
использованию поэзии Серебряного века в связи с тем, что темы, затрагиваемые
поэтами, актуальны и сейчас. Поэзия Серебряного века оказала ощутимое влияние на развитие
современной музыки.
Серебряный век в
литературе и музыке, несмотря на
различие индивидуальных стилей и манер авторов, развивался в одном
направлении. Основной темой был человек, его жизнь, внутренний мир, порывы
дущи, поиски путей, мысли и деяния. В литературе и музыке появились различные
течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Новое
привнесли в эстетику современные поэты, писатели и композиторы, которые
привнесли в культуру Серебряного века много нового и интересного, для будущего
и настоящего.
Два авторских
романса Людмилы Слоним: «Когда в листве, сырой и ржавой…» на стихи А. Блока и
«Свеча горела…» на стихи Б. Пастернака (Надежда Банделет, партия ф-но – автор
Людмила Слоним) органично сочетали в себе душевные порывы Серебряного века – и
одновременно современное их прочтение и воспроизведение. Л. Слоним серьезное
внимание уделяет вопросам раскрытия
музыкальной драматургии, используя для этого все средства
совершенствования профессиональной техники, мастерства; разработке средств
музыкальной выразительности. Её сочинения неизменно обогащены яркими
достижениями в области мелодики, гармонии, полифонии, фортепианного колорита. И
надо сказать, что оба этих авторских романса композитора Людмилы Слоним
оказались очень близкими исполнительской манере Надежды Банделет – и прозвучали
экспрессивно и горячо.
Авторские
стихотворения Андрея Слонима «Под сенью липовых аллей», «Пушкину», «Сосна»,
«Красным мерцает тлеющий уголь…», «Час дождя», «Следы», «Царский рояль» и
другие поэтические произведения органично вписались в программу. Сам эпитет «серебряный»
звучит как колокольчик. Серебряный век - это целое созвездие поэтов,
музыкантов, художников. Стихи Серебряного века - это музыка слов. В этих стихах
не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту
поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально. Этим традициям следует
А. Слоним в своей поэзии.
Музыкально-поэтическая
программа «Под сенью липовых аллей» завершила цикл просветительских вечеров в
Ташкентской и Узбекистанской епархии, который возобновится большим концертом в
сентябре этого года в честь праздника государственной Независимости -
«Мустакилик».
Невозможно не
сказать и о том, что творческая группа артистов ГАБТ имени А. Навои в третий
раз приглашена в Екатеринбург на ежегодный Международный фестиваль
"Царские дни", который уже в шестнадцатый раз проводится в дату
трагической гибели царской семьи. Эта новая программа является третьей из тех,
которые наши соотечественники представят на этом фестивале. Она тесно связана с
утонченной духовностью царской семьи и рубежа XIX-XX вв. - переломной эпохи, в
которую они жили.
Эта программа, по
мнению А.Е. Слонима, совершенно отличается от двух прежних – 2015 и 2016 гг.
Исполнив ее предварительно здесь в Ташкенте, ведущие солисты вместе с
режиссёром-постановщиком ГАБТ имени А. Навои скоро представят эти произведения екатеринбуржцам
в концертном зале Центра "Царский" 14 июля 2017 года. На 15 июля в
рамках фестиваля назначена поэтическая творческая встреча А.Е. Слонима с
россиянами. Будем надеяться, что наши отечественные артисты, представляя лучшие
произведения русского музыкального искусства Серебряного века россиянам, ещё раз
подтвердят высокий уровень исполнительского искусства Узбекистана.
Гуарик Багдасарова
Фото: М. Левкович
Комментарии
Отправить комментарий