Музыкально-поэтическая программа «Под сенью липовых аллей» успешно завершила цикл просветительских вечеров в Епархии




В конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви 25 июня 2017 г. по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского, Главы Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия, состоялся вечер русского романса, дуэтов Серебряного века и лирической поэзии. Программу подготовил автор композиции, режиссёр и ведущий – режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Слоним (отдел «Сретенье» РПЦ). В вечере приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои: Надежда Банделет, Анастасия Юдина, Людмила Слоним (партия фортепиано).


А.Е. Слоним во вступительном слове обозначил основные задачи своего музыкально-поэтического проекта:
- Тематика вокально-поэтического вечера "Под сенью липовых аллей..." выбрана не случайно. Вокальные произведения, звучащие в нем. собраны мною в единую композицию, которая поведает нам о сложности душевных исканий на рубеже двух веков. Несмотря на смены эпох, душа человеческая остается неизменной в вечном поиске путей к свету через испытания. Таинственный мир усадеб с его особой жизнью устремлял душу к раздумьям и поискам выхода из многих непростых ситуаций - не сложившейся судьбы, драматичного несходства характеров в любви, разочарований в неосуществленных грёзах и мечтаниях. Таинственный шелест вековых лип как бы хранит эти тайны. приоткрывая их тем, кто очень стремится к поискам ответов на извечные вопросы бытия.
Ведущие солистки ГАБТ имени А.Навои Надежда Банделет и Анастасия Юдина в ансамбле с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним в многоцветной палитре русского романса, песен и дуэтов раскроют богатство духовного мира своих героинь, воплотят поиск душой исхода в своей устремлённости.
В программе главный "архипелаг" - это многоплановые романсы и дуэты П.И.Чайковского на стихи разнообразных русских поэтов. Среди них особое место занимает поэзия Великого Князя Константина Романова (подписывавшего свои произведения под известным псевдонимом "К.Р.") - и два романса Чайковского на стихи "К.Р." представят эту особую область творчества.
Среди обилия романсовой драматургии выделяются своеобразные романсы-песни: "Я ли в поле да не травушка была..." и "Кабы знала я, кабы ведала...", повествующие о драматизме женской доли во все времена. Каждый русский романс - это не просто вокальное произведение, а своеобразный моноспектакль о судьбе и жизни. Проживая эти судьбы и в сольных произведениях, и в дуэтах, Н.Банделет и А.Юдина предстали не только певицами, но и актрисами, воплотившими эти черты своих героинь. В классическую "ткань" программы органично вплетаются и два авторских приношения - это авторские романсы композитора Л.Слоним на стихи А. Блока и Б. Пастернака (которые уже неоднократно звучали и в Ташкенте, и в Москве на памятных вечерах великого тенора И.С. Козловского).
Поэтический ряд вечера - это мои авторские стихи, впрямую или косвенно связанные с тематикой вечера. Этот цикл пополнился еще одним - оно называется "Царский рояль" – написано, буквально, в день концерта - 25 июня и посвящено историческому роялю, до сих пор находящемуся в Центре "Царский"  Екатеринбурга, на сцене которого проходит традиционный фестиваль "Царские дни", посвященный дате убийства семьи последнего российского императора Николая II в 1918 году.

Программу открыл А. Слоним авторским стихотворением «Под сенью липовых аллей…». Оно сразу же ввело зрителей в особую поэтическую атмосферу Серебряного века:

Под сенью липовых аллей
Лишь лёгкий ветерок с полей
Задумчиво листвой играет.
Вот засыпает старый пруд,
А души всё чего-то ждут
И о несбыточном мечтают.
Под сенью липовых аллей
Есть комната. Но кто-то в ней
Забыться до зари не может.
Перо, чернильница – и свет
Свечи неяркой… Но в ответ –
Одно сомненье душу гложет…
Под сенью липовых аллей
Слова, тягучие как клей,
Бесстрастным «нет!» сковали душу.
И что ж ответить ей, когда
Порыв слепящий навсегда
Угаснет, грёзы все разруша?
Под сенью липовых аллей
В игре и бликов, и теней
Причудлив вид сплетённых веток.
Всему, что грёзой рождено, –
Свершиться в жизни не дано!
И чёток след тех горьких меток.
Под сенью липовых аллей
Бегут мгновенья жизни всей.
Миг счастья… Рядом - горе плачет.
В них дар любви, – и боль войны,
Луч правоты, печать вины,
И всё, что слишком много значит…
Под сенью липовых аллей
Все судьбы чередой своей
Пройдут, и свет, и тени сея.
Един и сумрак – и огни,
Что озаряли душам дни
Под сенью липовой аллеи…

Вслед за блестящим расцветом в 1870-е годы творчества композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского русская музыка в конце XIX в. вступает в новый период своего развития. В ней, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной композиторской школы, заметно начинают проявляться особенности, вызванные новыми условиями общественной жизни России на рубеже веков. В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Становится характерным перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой личности. Наряду с извечными проблемами добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, актуальной становится тематика, объединяемая под названием «русский космизм», с ее устремленностью к вершинам творческого отражения, к трансцендентальным мирам (А. Н. Скрябин), религиозно-мистическими мотивами (С. В. Рахманинов).
В творчестве композиторов этого периода «встречаются» фольклор и современность (С.В. Рахманинов), лиричность и героический пафос, реалистичность и сказочность (А. Н. Скрябин) и всё вместе - в музыке П.И.  Чайковского, наиболее исполнимого в наше время, а значит, современного. Музыкальная культура Серебряного века сложилась в общем художественном контексте конца XIX - начала XX века, сформировавшемся под влиянием многих факторов. Решающую роль в ее появлении имели весьма непростые события, определившие социальную и политическую жизнь в России этого периода, достижения западноевропейской и отечественной культуры. Образы народного быта, эпоса, истории, родной природы принимают лирическую окраску. Многое соприкасается здесь с общими процессами развития русской художественной культуры той поры. Утверждение прекрасного, неприязнь ко всему грубому, обывательскому, тонкое и глубокое погружение в жизнь человеческого духа пронизывают собой творчество многих русских писателей, художников, например А.Чехова, И. Левитана, впоследствии их продолжателей – В. Серова, П. Кончаловского, К. Петрова-Водкина.
Красота природы, человеческого сердца, право человека на счастье – ведущие темы и в русской музыке этого периода. В ней, как и в смежных искусствах, усиливается интерес к воплощению философских проблем, философских размышлений о жизни, возрастает роль интеллектуального начала, проявляются тенденции к синтезу с другими искусствами. С особой силой в искусстве Серебряного века преломилось и импрессионистическое устремление творцов воссоздавать неповторимую атмосферу момента, сиюминутность впечатлений разных мгновений человеческой жизни.


Эти характерные черты разнообразной вокально-музыкальной программы ярким чувственным исполнением смогли донести две ведущих солистки ГАБТ имени А.Навои – Надежда Банделет (сопрано) и Анастасия Юдина (меццо-сопрано) и талантливый концертмейстер Людмила Слоним (партия фортепиано). В концерте прозвучали редко исполняемые романсы П.И. Чайковского на стихи Великого Князя Константина Романова («К. Р.»): «Растворил я окно…», «Первое свидание» (Надежда Банделет); А. Алябьева
(стихи А. Бистрома – из И.-В. Гёте) «Я вижу образ твой…»; Ф. Мендельсона
(стихи Эм. Гейбеля в переводе С. Северцева) «Если должны расстаться…» (Анастасия Юдина) и многие другие классические произведения Серебряного века. И в сольном исполнении этих произведений этими двумя замечательными вокалистками, и в их дуэтных ансамблях они произвели особое впечатление на публику: поразили нас своими особыми неповторимыми тембрами и индивидуальной манерой исполнения – обострённо драматичной у Н. Банделет и более мягкой, оптимистичной – у А. Юдиной.
В концерте были представлены также известные русские народные песни «Травушка-Муравушка», «Чернобровый-черноокий» (Анастасия Юдина), «Калинка моя» (Надежда Банделет) и другие, вызвавшие бурный восторг и овацию в зале.

Нежно и задушевно прозвучали дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского; и два разных по настроению дуэта П. Чайковского: «Слёзы» на стихи Ф. Тютчева и «Рассвет» на стихи И. Сурикова (Надежда Банделет и Анастасия Юдина).


Впервые в конференц-зале епархии Надежда Банделет исполнила «Пейзаж» М. Минкова на стихи Ф.-Г. Лорки в переводе М. Цветаевой – вокально-музыкальное произведение, хотя и созданное в 70-е годы ХХ века, но органично вплетающееся в художественную ткань периода рубежа веков, в котором русские народные черты органично сплетались с западноевропейскими мотивами.
Музыка и поэзия – это всегда переплетающиеся явления, которые имеют своё развитие. В современной музыке много направлений: поп-музыка, рок, реп и др. В наш бурный век, когда стремительно развивается наука, увеличивается ритм жизни, вопрос о влиянии искусства на человека остается актуальным. Одним из видов искусства является музыка. Следует отметить, что в современной музыке развивается тенденция к использованию поэзии Серебряного века в связи с тем, что темы, затрагиваемые поэтами, актуальны и сейчас. Поэзия Серебряного века оказала ощутимое влияние на развитие современной музыки.
Серебряный век в литературе и музыке, несмотря на различие индивидуальных стилей и манер авторов, развивался в одном направлении. Основной темой был человек, его жизнь, внутренний мир, порывы дущи, поиски путей, мысли и деяния. В литературе и музыке появились различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Новое привнесли в эстетику современные поэты, писатели и композиторы, которые привнесли в культуру Серебряного века много нового и интересного, для будущего и настоящего.
Два авторских романса Людмилы Слоним: «Когда в листве, сырой и ржавой…» на стихи А. Блока и «Свеча горела…» на стихи Б. Пастернака (Надежда Банделет, партия ф-но – автор Людмила Слоним) органично сочетали в себе душевные порывы Серебряного века – и одновременно современное их прочтение и воспроизведение. Л. Слоним серьезное внимание уделяет вопросам раскрытия музыкальной драматургии, используя для этого все средства совершенствования профессиональной техники, мастерства; разработке средств музыкальной выразительности. Её сочинения неизменно обогащены яркими достижениями в области мелодики, гармонии, полифонии, фортепианного колорита. И надо сказать, что оба этих авторских романса композитора Людмилы Слоним оказались очень близкими исполнительской манере Надежды Банделет – и прозвучали экспрессивно и горячо.
Авторские стихотворения Андрея Слонима «Под сенью липовых аллей», «Пушкину», «Сосна», «Красным мерцает тлеющий уголь…», «Час дождя», «Следы», «Царский рояль» и другие поэтические произведения органично вписались в программу. Сам эпитет «серебряный» звучит как колокольчик. Серебряный век - это целое созвездие поэтов, музыкантов, художников. Стихи Серебряного века - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально. Этим традициям следует А. Слоним в своей поэзии.
Музыкально-поэтическая программа «Под сенью липовых аллей» завершила цикл просветительских вечеров в Ташкентской и Узбекистанской епархии, который возобновится большим концертом в сентябре этого года в честь праздника государственной Независимости - «Мустакилик».
Невозможно не сказать и о том, что творческая группа артистов ГАБТ имени А. Навои в третий раз приглашена в Екатеринбург на ежегодный Международный фестиваль "Царские дни", который уже в шестнадцатый раз проводится в дату трагической гибели царской семьи. Эта новая программа является третьей из тех, которые наши соотечественники представят на этом фестивале. Она тесно связана с утонченной духовностью царской семьи и рубежа XIX-XX вв. - переломной эпохи, в которую они жили.


Эта программа, по мнению А.Е. Слонима, совершенно отличается от двух прежних – 2015 и 2016 гг. Исполнив ее предварительно здесь в Ташкенте, ведущие солисты вместе с режиссёром-постановщиком ГАБТ имени А. Навои скоро представят эти произведения екатеринбуржцам в концертном зале Центра "Царский" 14 июля 2017 года. На 15 июля в рамках фестиваля назначена поэтическая творческая встреча А.Е. Слонима с россиянами. Будем надеяться, что наши отечественные артисты, представляя лучшие произведения русского музыкального искусства Серебряного века россиянам, ещё раз подтвердят высокий уровень исполнительского искусства Узбекистана.

Гуарик Багдасарова
Фото: М. Левкович


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма