Как в музее Тамары Ханум в Ташкенте отметили древний праздник Навасард




         Армянская община Узбекистана в минувшую субботу – 12 08 17 -  в мемориальном музее Тамары Ханум  отпраздновала День национальной идентичности  (Навасард). В узбекской столице стало доброй традицией с 2009 года, как и на исторической родине в Армении,  отмечать этот праздник музыкой, песнями и  историческими экскурсами в прошлое - в память о наших предках и наших близких, которые всю жизнь поддерживают нас – даже уйдя, незримо – и делают нас теми, кто мы есть. В празднике приняли участие  активисты АНКЦ, люди разных возрастов и профессий; представители творческой интеллигенции из разных культурных национальных центров; журналисты.
Свои поздравления с праздником от имени армянской общины Узбекистана выразил Председатель  правления АНКЦ Уз Мартин Сетян. Он напомнил собравшимся, что в декабре этого года исполнится 27 лет со дня создания Армянского культурного центра  Узбекистана и заметил: «Всегда основной целью общественного объединения армян Узбекистана было распространение наших  национальных духовно-культурных ценностей среди членов общины в дружном многонациональном сообществе Узбекистана. Мы стремимся  оставаться опорой  для нашего молодого поколения, обеспечивать его верное направление и ориентацию. Накопив в своих душах и сердцах вековой потенциал духа и мысли, присущих армянскому народу, они уверенно шагают как первопроходцы, выполняя миссию носителей высоких национальных и общечеловеческих ценностей. Наши национальные корни простираются из глубины веков, а древо армянской культуры  цветёт и плодоносит всякий раз, когда мы  проявляем веру в собственные силы, совместные усилия, внутреннее согласие, взаимное уважение и великодушие».


 Организатор и ведущий праздничной программы, главный редактор журнала «Апага» («В будущее») Георгий  Сааков рассказал предысторию Навасарда и заверил присутствующих, что она будет отражена в новом очередном номере  армянского журнала на русском языке, который уже свёрстан и на днях выйдет в свет.
Навасард — старинный армянский праздник Нового года (толкуется как «нав» — «новый», «сард» — «год»). На протяжении многих веков армяне отмечали Новый год в первом месяце армянского календаря, именно 11 августа. Навасард был посвящен семи армянским языческим богам: Арамазду (верховный армянский бог, отец всех богов и богинь), Анаит (верховная богиня), Астхик (богиня любви, красоты и воды), Нане (богиня войны), Ваагну (бог грома и молнии), Михру (бог солнца и небесного света) и Тиру (бог мудрости, науки и исследования).
У месяца Навасард было 30 дней, он начинался 11 августа и заканчивался 9 сентября. Бог Навасарда — Аманор в армянской мифологии считался защитником культуры и питателем голодных. Первоначально торжества проводились в Багаване, но затем они были перемещены в регион Аштишат. Празднования также включали поклонение воде и рекам, поэтому были выбраны эти два региона, которые также расположены на берегу Арацани (ныне известная как река Мурат). Статуя в настоящее время находится в Багаване и считается святилищем язычников.
Как гласит древняя армянская мифология, в этот день боги спускались на Землю, чтобы искупаться в священной реке Арацани, а затем наблюдали за народным празднеством.  Согласно описаниям, сохранившимся в древних книгах, праздник Навасард длился неделю, каждый день которой был исполнен особого смысла, так как он заключался не только в веселье, но и в единении народа.
Вдоль берега Арацани устанавливались яркие палатки, где праздновали торжество, смотрели спектакли. Танцы, пение, интеллектуальные и спортивные соревнования составляли основную праздничную программу. Проводились соревнования по верховой езде не только на лошадях, но и на оленях. В течение праздника во имя богов приносили в жертву голубей и оленей. В ночное время устраивали также большой костер, через который дети и молодые люди прыгали, чтобы напугать и выгнать плохих духов. Празднующие приносили свой первый сбор урожая года и делились с другими, отпускали сотни голубей в воздух для удачи. Среди зрителей всегда присутствовала королевская семья, полководцы, войска страны: королеве принадлежала золотая палатка. Эти игры напоминают знаменитые Олимпийские игры, только проводились они в Аштишате — духовном центре древнего языческого армянства.
Параллельно со спортивными соревнованиями поэты и музыканты исполняли свои песни, читали стихи, художники же изображали происходящее мероприятие. Проводился водный фестиваль, сохранившийся по сей день и известный как Вардавар, обычай взаимного обливания водой.
Праздновать Новый год первого января в Армении начали в XVIII веке при Католикосе Симеоне Ереванци, но в армянских колониях Венеции и Польши армяне уже отмечали Новый год первого января согласно григорианскому календарю, введенному в обиход в XVI веке Папой Римским Григорием XIII.
С 2008 года началось более широкое празднование Навасарда, уже на государственном уровне в день славной победы прародителя армян Айка над тираном Бэлом (11 августа 2492 года).
В качестве Дня национальной идентичности Навасард был установлен решением Парламента Армении в 2009 году. С этой законодательной инициативой выступила фракция АРФ «Дашнакцутюн», а представил законопроект депутат Арцвик Минасян.



Помощники ведущего праздничного вечера  – молодые ребята из АНКЦ - Виктор Вартанян и Елена Мирзоян кратко осветили историю Армении. История Армении насчитывает более двух тысячелетий.  Среди шести стран, изображенных на древнейшей в мире звездообразной Вавилонской карте (V в. до н. э.), есть и Армения — страна жаркого солнца, горных массивов и плодородных долин. Одно из библейских наименований страны — «Тогарма» или «дом Тогармы», кроме того, различные области Армении называли «Арарат» и «Минни». По преданиям армян, страна их была центром древнего мира, из которого вытекали четыре величайшие реки (Евфрат, Тигр, Кура и Аракс), раем, и, по сказанию библейскому и ассирийскому, после потопа сделалась вторично колыбелью рода человеческого (на «горах Араратских» остановился Ноев ковчег).
Столица Армении — Ереван — один из древнейших городов мира, ровесник Рима, Карфагена и Самарканда. Он был основан в 782 году до н.э. как военный и административный центр под названием Эребуни. Развалины крепости Эребуни сохранились до наших дней на юго-востоке Еревана. Свою свободу и независимость армяне всегда отстаивали с оружием в борьбе с Мидийским царством, ахеменидской Персией, греко-македонскими завоевателями, Селевкидами, Римской империей, Багдадским халифатом, Византией, турками-сельджуками, монголами. Поэтому, неудивительно, что история Армении так богата войнами, что иногда кажется, им не будет конца. В ХХ веке многие армяне в разные годы были вынуждены покинуть родину. Так было, например, когда Армения находилась под властью турецких завоевателей, после геноцида армян. Эмигрировали, как правило, в Россию, во Францию и Америку. Сейчас насчитывается около шести  миллионов армян, живущих за пределами своей исторической родины.
В жизни всегда есть место подвигу. Один подвиг – решиться на эмиграцию. Второй – принять и полюбить свою новую родину такой, какая она есть, со всеми плюсами и минусами. Тогда она обязательно ответит вам взаимностью.
Молодые соведущие праздника Виктор Вартанян и Елена Мирзоян продолжили беседу в виде викторины и диалога с аудиторией. На их принципиальные  вопросы: «Какие  факторы определяют идентичность армян?»; «Важно ли помнить историю своего народа и следовать духу традиций?»; «Считаете ли важным знание армянского языка?»; «Какие пять слов у вас ассоциируются с Арменией?» и другие  дружно  и вразнобой отвечали слушатели, приводя интересные факты из своей личной жизни и  семейной хроники.



Так, братья Сафаровы, известные в нашей стране и за рубежом джазмены  – Геннадий и Владимир -  рассказали о том, как их семья, вообще, попала в Ташкент.
В конце XIX века царское правительство России решило строить железную дорогу из Ташкента в Красноводск. Привлечённые для этой цели инженеры из Германии советовали начать строительство из Красноводска с доставкой  рельсов, шпал и необходимого оборудования на паромах из Баку и Астрахани.  Генеральным подрядчиком строящейся дороги был назначен известный бакинский предприниматель меценат  Александр Манташев, армянин по национальности. По рекомендации Манташева, который знал, что армяне мастеровитые люди, рабочую силу на строительство набирали в Нагорном Карабахе. Среди отозвавшихся на клич молодых ребят  оказался дед  наших  славных соотечественников - Айрапет Сафаров, поехавший в Красноводск. Деда, плотника по специальности, определили в геодезическую партию, где он должен был изготавливать  и забивать на трассе колышки.
Дед рассказывал своим внукам, что дойдя до одного оазиса, руководитель стройки инженер-генерал, осмотрев местность, сказал: «Здесь можно основать город». По его распоряжению Айрапет Сафаров забил столб с табличкой «Асхабадъ». Тем временем у деда закончился контракт, он вернулся в Кагардзы за своей шестнадцатилетней невестой Тазягюль и вместе с друзьями вернулся в Ашхабад, где он прожил в многодетном  браке (у них было семеро детей) счастливую жизнь.
Родители – дед и бабушка - по материнской линии - Александр и Феруза Захарьян попали в Узбекистан  на волне революции в двадцатых годах, вначале жили в Коканде, потом в Ташкенте. Дед по материнской линии был личным поваром  Юлдаша Ахунбабаева. В 1935 году  в Москве проводился  Всесоюзный съезд рационализаторов, на который от Туркменистана поехал будущий отец  Владимира Сафарова Ашот. Остановившись в Ташкенте в доме Захаровых (Захарьян), познакомился с 20-летней Анной. Через год была сыграна свадьба, и Ашот увёз невесту в Ашхабад. Там родились Геннадий,  Владимир и Вячеслав. После землетрясения в Ашхабаде в 1948 году, которое унесло 150 тысяч жизней,  семья Сафаровых переехала в Ташкент. Здесь  пострадавшим от землетрясения выделили земельный участок и выдали ссуду на строительство дома. В Ташкенте у братьев Сафаровых началась новая полоса жизни -  пожизненное родство с джазом, но это уже  другая история.
На празднике  идентичности братья Владимир (рояль) и Геннадий (саксофон) Сафаровы порадовали слушателей, сыграв «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна в джазовой обработке  и знаменитую мелодию  из кинофильма «Крестный отец». Музыкальную часть вечера продолжил  дудукист-самородок  Вячеслав Каграманян. Он исполнил на  самодельном дудуке  в дуэте с Владимиром Сафаровым (рояль) произведение  ашуга XYIII века Саят-Новы и под собственный аккомпанемент на рояле популярную армянскую песню «Сирун».
Профессиональный строитель и художник-абстракционист по призванию Саркис Петросян поделился своим ярким впечатлением от посещения Ереванского исторического музея в далёком детстве, где его поразил необычный экспонат –  старинный фаэтон на колёсах с откидным верхом. С тех пор Армения для него ассоциируется с Колесом времени. Он считает: «Если бы история имела сослагательное наклонение, то никто бы ею не занимался. Чем малочисленней нация, тем больший интерес она испытывает к истории своего народа. История – прикладная наука - работает на человека. Идентичность не создаётся – она есть. Её надо открывать в себе и в других людях, а главное условие её сохранения – это национальная безопасность, поэтому  армяне в нашей стране благодарны правительству Узбекистана за  возможность сохранять и развивать свою национальную идентичность.

Ташкентский поэт и рок-музыкант Ашот Даниелян рассказал о своих впечатлениях от армянской диаспоры в Чехословакии, в которой ему пришлось не так давно побывать. Западные армяне, в отличие от наших соотечественников из Узбекистана, не забыли свой родной язык и прекрасно разбираются в тонкостях  богослужения  Армянской апостольской церкви. Армяне,  принявшие первыми в мире  в 301 году христианство и присоединившиеся в Y веке к монофизитству,  богословскому направлению в христианстве в Византии, отрицают человеческую ипостась Иисуса Христа и признают только его божественную сущность.


В ходе открытой дискуссии были затронуты и болевые точки диаспоральной нации. Выступавшие, в частности, публицист Татьяна Егиян,  отмечали следующие проблемы.
В настоящее время армяне являются классической диаспоральной нацией. Двадцать с лишним лет новейшей истории показали, что армянское государство и нация взаимосвязаны, словно сообщающиеся сосуды. Спюрк продолжает  оставаться разбросанным и среди множества проблем всеармянской значимости  текущего момента  можно выделить несколько направлений:
- в странах СНГ у армян отход от родного языка и идентичности происходит быстрыми темпами;
- российская армянская община (более 2,5 млн) , имеющая самую длительную и прочную связь с Арменией, сегодня самая децентрализованная из всех общин;
- из-за неоднородности диаспоры, две составляющие всемирного армянства – восточная и западная – не дополняют друг друга, а взаимосвязи диаспоры  с Арменией достаточно ограничены.
Несмотря на высокую степень  ассимиляции  армянского эмигранта, такие исторические составляющие как единая цивилизация, язык, религия, культура помогают армянам сохранять свою национальную идентичность. Она опирается на организационное противодействие ассимиляции и расслоению армян созданием единой всеармянской системы морального и культурного воспитания армянских детей и молодёжи, проживающих в разных странах и говорящих на разных языках. Каждый армянин, живущий вдали от своей исторической родины, – посол армянства, представитель  нравственности, ценностей и духовного уклада своего  народа.
Для автора этих строк таким послом стала книга «Люди, которые всегда со мной» современной армянской писательницы Наринэ Абгарян, уроженки города Берд (Нагорный Карабах), по образованию лингвиста и преподавателя русского языка в национальной школе, в настоящее время проживающей в Москве. О её творчестве я рассказала на вечере армянской идентичности в музее Тамары Ханум. Простая школьная учительница на русском языке смогла рассказать семейную сагу, историю нескольких поколений одной семьи; историю людей, переживших немало тяжёлых испытаний, но сохранивших в сердце доброту, человечность и любовь друг к другу – это и есть, на мой взгляд,  высшее выражение национальной идентичности любого народа.


Гуарик  Багдасарова

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма