Впервые в Ташкенте «I Симфонический OPEN AIR», концерт солистов ГАБТ имени А. Навои под открытым небом
Три
дня — 8, 9, 10 сентября, включая генеральную репетицию, — в узбекской столице продолжалось главное
музыкальное событие года: I Симфонический OPEN AIR, концерт солистов ГАБТ имени
А. Навои под открытым небом, открывший новый 88-ой театральный сезон.
На
генеральной репетиции по приглашениям присутствовали более двухсот человек, не
считая тех, кто наблюдал за концертом, стоя за ограждением. На каждом
гала-концерте – более тысячи человек, пришедших послушать популярную классическую
музыку и вокальные произведения разных народов на русском, узбекском,
английском, испанском и итальянском языках.Такое представление большинство зрителей видели раньше только по телевидению, ведь такие музыкальные праздники стали самыми запоминающимися шоу всемирно известных фестивалей в Эдинбурге, Берлине, Вене, Париже, Москве, Токио и Риме. И вот теперь этот праздник света и музыки дошёл до Ташкента. В центре площади разноцветными струями мерцал знаменитый фонтан в виде хлопковой коробочки, знакомый с детства. Перед глазами зрителей, освещённый софитами, во всём своём классическом величии и строгой простоте открывался праздничный фасад Государственного академического большого театра имени А. Навои, построенного по проекту архитектора А.В. Щусева в послевоенные годы пленными японцами. До чего же он был красив в эти вечерние часы: его гармоничные архитектурные формы сливались с музыкой и наполняли гордостью сознание зрителей за свой прекрасный город.
Ведущие
концерта благодарили организаторов OPEN AIR: Государственный академический
Большой театр оперы и балета Узбекистана, Министерство культуры Узбекистана,
ташкентскую компанию TOP Congress, поддержавшую этот мега-проект, и дирижёра
симфонического оркестра, лауреата международных конкурсов, Бобомурада
Худайкулова, каждый вечер без перерыва руководившего своим великолепным дружным
оркестром, вдохновенно, без устали, игравшем для зрителей. По признанию
дирижёра, этот проект в абсолютно новом формате был призван существенно усилить
внимание многих тысяч узбекистанцев к классической музыке, опере и балету, шедеврам
мировой классики. Театр надеется, что это послужит основой для дальнейшего
развития этих видов искусства во всех регионах страны.
Три
масштабных музыкальных вечера под открытым небом (OPEN AIR), в которых звучала
музыка самых разных жанров и стилей – от высокой классики до симфо-эстрады,
музыка к зарубежным кинофильмам, романсы и песни из репертуара Андреа Бочелли
и многое-многое другое — стали для истинных ценителей классики Ташкента
незабываемым событием. С удивительным смыслом проявилось именно здесь жанровое
своеобразие гала-концертов OPEN AIR, где горячее излучение исполнителей находит
не менее эмоциональный отклик переполненного открытого зала, а сам купол
звездного неба добавляет в эту энергетику нечто свое, не объяснимое никакими
«материальными» положениями. Артисты и музыканты театра оперы и балета долго
готовились к этому событию. А на каждом из этих трех концертов демонстрировали
полнейшую самоотдачу и полноту творческого «излучения». Важным показалось и то,
что на сцене предстали представители всех творческих поколений — от признанных
мастеров до молодежи, уверенно заявляющей о себе в искусстве. С другой стороны
— и зрительный зал органично сочетал практически все поколения слушателей — от
самого старшего — до юных ценителей классической музыки. И разнохарактерность
программы, целостно и контрастно составленной дирижером и режиссером —
позволила каждому зрителю увидеть и отметить в программе наиболее близкое ему
и органично воспринять весь концерт, в
его стилевом многообразии, оценив мастерство и индивидуальность каждого
исполнителя.
Очень
отрадно, что авторы концертов и исполнители намерены с разумным интервалом
обращаться к этой интереснейшей форме, представив в будущем многие варианты
программ, жанрового многообразия. Предполагается в будущем провести серию
аналогичных культурных мероприятий по всей стране и охватить ими как можно
больше людей.
Жители
Ташкента пришли на праздник классической музыки целыми семьями — с детьми,
молодёжь — со своими друзьями. В течение двухчасовой концертной программы
зрители долго и шумно выражали свой восторг долго незатихающими овациями. Не
исключено, что среди публики были и те, кто впервые соприкоснулся с живой
классикой и запомнил это яркое впечатление на всю жизнь. Примечательно, что
даже те жители Ташкента, кто не был приглашен, но оказался в эти вечера на
площади — присоединялись из-за ограждений к залу и сочетали с его реакцией свои
восторженные оценки. Все любители искусства нашего города, от мала до велика,
чувствовали себя в эти три вечера действующими лицами в этой уникальной
театральной постановке.
Программу
концерта прокомментировал режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный
деятель искусств А.Е.Слоним:
— Каждый вечер на открытой площадке перед
нашим театром в необычной обстановке на фоне декорированной панорамы
театральной площади прозвучали шедевры мировой классики; оригинальные
композиции национальной классической музыки Узбекистана и других стран;
чарующие балетные номера из спектаклей Большого академического театра имени
А.Навои. Солисты и мастера узбекского балета на открытии нового сезона
представили шедевры мировой классики: от вальса Штрауса и Адажио из балета
«Щелкунчик» Чайковского — до современных произведений Андреа Бочелли.
Солисты
оперы наряду с мировыми шедеврами представили самые знаменитые арии из
узбекской классической оперы. Зрители с восторгом приняли дуэт Тахира и
Зухры из оперы «Тахир и Зухра» (Т. Джалилов, Б. Бровцын) в исполнении ведущих
солистов театра: заслуженная артистка Узбекистана Маъсума Болтабаева (Зухра) и
Рустам Алимарданов (Тахир). Публика долго аплодировала ведущей солистке театра,
заслуженной артистке Узбекистана Маъсуме Болтабаевой, исполнившей арию Дилором
из одноимённой оперы М. Ашрафи, а также ведущему солисту театра, народному
артисту Узбекистана Авазу Раджабову, эмоционально преподнёсшему остроумные
куплеты Ходжи Дарга из оперы «Проделки Майсары" С. Юдакова.
Программу украсили
хиты советской и зарубежной эстрады. Среди них под высоким ночным ташкентским
небом совершенно по-новому торжественно прозвучал «Ноктюрн» А. Бабаджаняна из
репертуара Муслима Магомаева в интерпретации заслуженного артиста Узбекистана
Кирилла Борчанинова и артистов хора театра.
Молодые таланты внесли свою лепту в программу необычного шоу. Солист театра Бекзод Давронов покорил публику исполнением популярной песни на стыке
классики и эстрады «Памяти Карузо» (Л. Далла) на итальянском языке. Молодые
ведущие солисты театра — Азиза Мухамедова и лауреат Государственной Премии
«Нихол» Султан Абдурахимов, а также женская группа артистов хора театра
исполнили «Bésame Mucho» (Консуэла Веласкез Торрес) – публика скандировала
«Бис», «Браво» и свистела от восторга. В концерте прозвучала ария Сильвы из
популярной оперетты И. Кальмана «Королева Чардаша» в исполнении молодой
солистки театра, лауреата Государственной премии «Нихол» Ширин Маматовой,
артистов хора и группы балета Ташкентского Государственного театра музыкальной комедии
(оперетты) Узбекистана. Симфонический оркестр ГАБТ имени А. Навои вдохновенно
сыграл увертюру к оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса. Вальс И. Штрауса «Над
прекрасным голубым Дунаем…» под звуки оркестра артисты балета сумели воплотить
в чарующей пластике. Хореография – Василия Вайнонена в сценической редакции
главного балетмейстера театра, заслуженного артиста Узбекистана Шавката
Турсунова. Вальс И. Штрауса «Весенние голоса» по-весеннему свежо и радостно
исполнили ведущая солистка театра Лятифе Абиева (сопрано) и артисты балета (хореография заслуженного
артиста Узбекистана Замира Нурымбетова).
Страстный и
волнующий вальс из музыки к спектаклю «Маскарад» А. Хачатуряна напомнил мне мой
школьный выпускной вечер много десятков лет назад в 79-ой средней школе на
Чиланзаре. Тогда на сцене в актовом зале появились учащиеся 11 «б» класса нашей
школы: вчерашние школьницы в белых воздушных бальных платьях и их безусые
кавалеры. В этот раз впервые в практике нашего театра этот замечательный вальс был
представлен в прекрасном хореографическом решении в исполнении артистов балета.
Хореография – в сценической редакции главного балетмейстера театра,
заслуженного артиста Узбекистана Шавката Турсунова, кого хочется поблагодарить
от всей души за этот возврат в мою романтическую юность. Завершил концерт «Марш
Радецкого» И.Штрауса, под звуки которого все участники гала-концерта вышли на
поклон к благодарным зрителям, долго не отпускавшим со сцены своих кумиров.
Ещё много можно
было бы назвать неповторимых балетных и вокальных номеров мега-программы, но
важнее, на мой взгляд, обозначить главное достоинство и достижение концерта, о
котором говорили А.Е. Слоним, Бобомурад Худайкулов и многие участники концерта.
Этот
концерт, открывший новую страницу в истории ГАБТ имени А. Навои и, в целом,
музыкальной культуры Республики Узбекистан, продемонстрировал величайшую
потребность массовой аудитории в настоящем искусстве и открыл неизбывные
возможности коллектива Большого театра удовлетворять их таким образом. У многих
представителей молодёжи пробудилось сознание для того, чтобы впредь внимать и
понимать нечто большее, чем они невольно потребляют из хаотического потока
звуков, ежедневно идущего с экрана телевизоров и радиоэфира, оглушающего
массовое сознание. Оказывается, есть нечто большее и лучшее, истиннее нас самих
в нашем повседневье.
Гуарик Багдасарова
Фото: Михаил Левкович
Комментарии
Отправить комментарий