Премьера документального фильма Али Хамраева «Солнечный Павел Беньков» во Дворце кино имени А. Навои вызвала взрыв позитивных эмоций у ташкентских зрителей






                            «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Вл. Ульянов.

Малый зал Дворца кино имени Алишера Навои 11 ноября 2017 года был заполнен до отказа представителями творческой интеллигенции: это были, в основном,  художники, кинематографисты, журналисты, студенческая молодёжь и среди них люди, гордо называющие себя «беньковцами». Предстоял премьерный показ документального фильма «Солнечный Павел Беньков», созданного известным узбекским кинорежиссёром Али Хамраевым о выдающемся живописце и педагоге с участием создателей документальной ленты, гостей столицы Узбекистана — режиссёра Али Хамраева, продюсера проекта, президента Фонда «Марджани» Рустама Сулейманова.



Восьмидесятилетний режиссер,  заслуженный деятель искусств Узбекистана Али Иргашевич  Хамраев — автор более двух десятков художественных и сорока документальных и телевизионных фильмов, во многих из которых он выступает и как сценарист, перед началом фильма сразу же заявил, что он вовсе не гость на узбекской земле. Здесь родные и близкие ему люди, могилы предков, а воздух старых улочек пропитан историей, дарующей ему новые сюжеты. Это его родина, ему бывает в Италии, где он проживает с 90-х годов прошлого века, или в Москве, где он часто бывает наездами по делам службы,  очень одиноко, особенно когда  за окном льёт монотонный осенний дождь. В такие часы он набирает  по телефону код Узбекистана: +998. Тогда он снова возвращается в Ташкент к своим друзьям и соратникам, с кем у него  никогда не прерывалась духовная связь.
— У меня две семьи. Одна — это мои дети, внуки и правнуки. Другая — фонд «Марджани» во главе с Рустамом Сулеймановым, с которым мы уже сняли пять фильмов. Я свободолюбивый и независимый человек, гражданин мира. Я люблю русскую литературу за то, что она говорит о маленьких людях. «Солнечный Павел Беньков»  — это только эскиз большого человека. Он, как и другие герои моих кинолент, помог мне выразить любовь к родному краю,
Эту истину подтверждают  и другие отснятые им последние документальные ленты. Они посвящены 100-летию заслуженного художника Узбекистана, создателя и первого директора Музея искусств в Нукусе Игоря Савицкого («Страсть Игоря Савицкого») и жизни и творческой деятельности выдающейся балерины, народной артистки Узбекистана  Галии Измайловой («Танец ценою в жизнь»).
Али Хамраев рассказал, что они сняли фильм по просьбе внучек  Татьяны и Марины выдающегося художника Павла Петровича Бенькова и трудились над ним на протяжении пяти лет.  За это время произошли  позитивные перемены в документальном узбекском кинематографе и, в целом, в художественной жизни Республики Узбекистан. В Ташкенте открылись Центр развития кинематографии и Государственный институт искусств и культуры РУ. Республиканский художественный колледж, созданный на основе слияния организованного в 1918 г. в Самарканде художественного училища и Ташкентского художественного техникума, 48 лет функционировал под названием «Республиканское художественное училище им. П. П. Бенькова». В сентябре этого года Республиканскому художественному колледжу  было вновь присвоено имя Павла Бенькова: историческая справедливость восстановлена. В Узбекистане значительно возрос интерес к работам известных мастеров документального кино не только у старшего поколения, но и у молодежи.
— Художественные фильмы последних лет  значительно уступают документальным лентам: в них слишком много вымысла и «развлекаловки», — посетовал мэтр кино. В своей документальной ленте, — признался режиссёр, — он следовал правде жизни и искусства. Быть может, именно поэтому вслед за реанимацией имени Павла Бенькова на экране произошло чудо в реальной жизни: художественному училищу Ташкента вернули имя его основателя.


— Мы учимся у таких гениев как Павел Петрович Беньков: небесный свет, который льётся  в наши души с его картин, внушает нам веру в жизнь и в наше будущее. В этом и заключается преемственность искусства. — Учась у этих гигантов, мы выращиваем из них новых молодых гигантов.  — Этот фильм будет показан в киноклубе «Восток» в Москве и потом будет выложен для бесплатного показа в интернете. —  О художнике больше всего могут сказать его картины. Фильм наш призывает вас, зрителей, часто посещать художественные музеи в Ташкенте, Самарканде, Нукусе, Москве, Казани,  где можно воочию общаться с произведениями Павла Бенькова: это тоже дань памяти великому мастеру света его  благодарных потомков.
—  Во все, даже  самые трудные времена,  наш народ был богат научной и творческой интеллигенцией  —  этим золотым запасом, визитной карточкой страны. — Я мечтаю снять документальный фильм «Я тебя не забыл» о своём отце — кинематографисте  Иргаше Хамраеве, погибшем в первую военную зиму 15 февраля 1942 года  в заснеженных полях под  Вязьмой. В мои планы входит сделать фильм о первом секретаре ЦК Узбекистана Шарафе Рашидове, с которым мне приходилось встречаться и кто мне помог осуществить мою заветную мечту — учиться на кинорежиссёра в Ташкенте. Есть надежда, что многие  великие имена, например, крупнейшего ташкентского живописца Александра Волкова;  ведущего художника Узбекистана, народного художника СССР Рахима Ахмедова и многих других  —  скоро появятся на экране и будут у всех на слуху. Мы, как и прежде, будем гордиться нашими учеными, художниками, артистами, писателями, поэтами, чьи имена незаслуженно забыты в последние годы.


Документальная лента "Солнечный Павел Беньков" на экране воскресает страницы биографии и творчества знаменитого художника, чьё имя высоко почитают ценители изобразительного искусства в Узбекистане. Художник Павел Петрович Беньков родился в 1879 году в Казани. Художественному мастерству учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1930 году судьба привела его в Самарканд, и живописец прожил в покорившем его своей красотой древнем городе до последнего дня своей жизни (1949). Его имя долгое время носила  улица в Самарканде, показанная в фильме, на которой жил мастер солнечной кисти.


В своём фильме А. Хамраев  использовал многие работы П. Бенькова, от самых ранних академических портретов его жены и коллег до  зрелых произведений пленэрной живописи в стиле «азиатского импрессионизма». На документальном материале режиссёр убедительно показал, что истинный художник  П. Беньков всегда пребывал в творческом поиске. После достижения одних творческих задач он тут же ставил новые. Художник не привык довольствоваться достигнутым и постоянно ощущал потребность в совершенствовании своего мастерства. Он остро ощущал тягу к новым живописным открытиям.



В Узбекистане художник был потрясен красотой природы, сердечностью и гостеприимством людей, их бережным отношением к традициям и обычаям. Обосновавшись в Самарканде, он выезжал в творческие командировки в Бухару и Хиву. В поисках «буйства красок» очень плодотворной была его поездка в Бухару» в 1928 г.;  В 1929-1930 гг. он работал в Хиве, а в 1931 г. принял решение навсегда остаться в Узбекистане, а именно — в Самарканде. Самарканд с его красочной сутолокой базаров, показанных в фильме, яркой бирюзой бездонного неба, белесой выжженной солнцем земли стал для Бенькова тем же, чем для импрессионистов соборы Руана и лондонские туманы, для П. Кузнецова — киргизские степи, для Гогена — загадочный остров Таити.


Несмотря на политическую ангажированность картин 1930-40 гг., включая образы вождя революции В.И. Ленина и идейного вдохновителя К. Маркса, самое крупное полотно «Провозглашение Узбекской республики» и многих других жанровых композиций, показанных в фильме, на создание которых было затрачено немало лет, они были на высоте и по своему композиционному решению, и по живописным качествам. В них художник смог сохранить свой индивидуальный почерк, широко используя метод пленэрной живописи. В 1938 г. П. Бенькову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Узбекистана.
Вторая мировая война застает художника в Самарканде. Суровые будни военной поры также находят отражение в документальном фильме Али Хамраева. Одновременно с активной общественной деятельностью художник написал в те годы такие картины, как “Встреча героя”, “Письмо с фронта”, “В новой семье”, “Подарок бойцу”, “Снова на Родине”. Его картина “Мать героя” воспевает духовную силу народа в образе простой узбечки. За 1943 – 1948 гг. им был создан цикл полотен, запечатлевших пейзажи Самарканда и повседневную жизнь города.



П. Беньков одним из первых в Узбекистане начал писать портреты на пленэре («Портрет старого колхозника», «Девушка с дутаром»), тем самым отражая одну из важных сторон бытия человека Востока — его гармонию с природой. В послевоенные годы вопрос об импрессионизме Бенькова не затрагивался, все его особенности не замечались, сглаживались различия с реалистической живописью из опасения того, что он может рассматриваться как проявление буржуазного влияния. Для молодых национальных живописцев — А. Абдуллаева, Л. Абдуллаева, А. Разыкова, Р. Тимурова, М. Набиева, позже — Р. Ахмедова, Ю. Елизарова —  освоение реализма в мастерской П. Бенькова проходило как важнейший этап, последовательное приобщение к профессионализму, к методу непосредственного живописно-пластического отображения окружающей действительности. Педагогическая деятельность П. Бенькова в Самаркандском художественном техникуме сыграла выдающуюся роль в формировании художественной школы Узбекистана. Лучшие традиции этого большого мастера передаются от поколения к поколению, сохраняя преемственность творческой классической национальной живописи. 

Значительное место в фильме занимает лучший портрет П. Бенькова, выполненный его верной ученицей, самаркандской художницей З.М. Ковалевской.  В нём реалистическое изображение портретных черт сочетается с импрессионистической манерой подачи облика любимого учителя и человека, поэтому спустя 70 лет он  воспринимается  таким живым и трепетным в наших глазах, словно создан сегодня на открытом воздухе.
О своем знаменитом наставнике Павле Петровиче Бенькове его ученик — известный узбекский художник Абдулхак Абдуллаев писал: «Редкому человеку удается оставить в сердце людей такой глубокий след, какой выпал на долю этого крупнейшего художника. Я не хочу этим сказать, что у нас нет, кроме Бенькова, хороших художников. Но все-таки Павел Петрович был среди нас один. Это, мне кажется, следует помнить, особенно нашим молодым, подрастающим художникам. Мы – ученики Бенькова – передадим им, как драгоценную эстафету, традиции школы Павла Петровича».



Али Хамраев использовал все доступные ему выразительные средства кинематографа  для полного представления не только исследуемой личности, но и того времени, в котором  жил и творил художник. В картине перемежаются съемки в городах и селах; сопоставляются кадры прошлого, сохранившиеся в виде черно-белых фотографий и  кадры кинохроники; яркие цветные полотна художника чередуются с теми же картинами современного города или села, дома или квартиры, в котором жил и работал Павел Беньков. Живые лица родных и друзей, биографов и искусствоведов, фрагменты личной переписки из семейного архива, озвученные Тамарой Санаевой,  тёплые воспоминания  внучек Татьяны и Марины о своём знаменитом дедушке в фильме концентрируют внимание зрителей на их рассказах о малоизвестных эпизодах жизни художника, о таких фактах, которые в своём большинстве нигде и никогда не освещались.
         Обычному человеку всегда интересна личная жизнь великих людей. Всегда нам хочется заглянуть за грань, разделяющую творчество и быт, узнать больше о наших кумирах, о судьбах их детей и внуков, услышать отрывки из личных писем, хотя бы с экрана увидеть их рукописи, какие-то личные предметы, к которым прикасалась рука писателя, ученого, художника. Этих артефактов в фильме предостаточно много!
         Бокал Павла Бенькова на столе в его бывшем доме в Самарканде  и плетёное кресло,  на котором он любил отдыхать во дворе,  бережно хранят новые нынешние хозяева. Этот же бокал зеркально изображён в натюрморте П. Бенькова. Открытую деревянную веранду  легко можно узнать в его  картине  с видом самаркандского двора с фигуркой юной девушки, глядящей вдаль, возможно, в сегодняшний  день.
      Али Хамраев включил в свой фильм художественные эпизоды, которые призваны пробудить эмоциональность зрителя, дать ему прочувствовать трагизм ухода художника из жизни, его последнюю "прогулку" из больницы в свой дом, когда он просит остановиться у озера и смотрит на его гладь, понимая, что это он делает в последний раз. Эти кадры вызвали слёзы у многих зрителей, уходивших из кинотеатра с мокрыми глазами.
Картины самого художника Павла Бенькова и классические произведения музыкальной эпохи барокко в сочетании с лирической музыкой современного узбекского композитора Румиля Вильданова, щедро использованные в документальной ленте Али Иргашевичем, делают её  вдвойне ещё  более визуально красочной и выразительно эмоциональной.
Фильм оставляет твёрдое убеждение,  что выдающееся художественное наследие П. Бенькова будет служить в качестве примера творческих исканий и обретений еще не одному поколению узбекистанских художников и кинематографистов.


     Первые отзывы о фильме высказали писатель Галина Долгая: 

— «Богатство любой страны — это ее люди. Узбекистан богат великими людьми! Но время стирает память о многих из них. Если не вспоминать, если не хранить достижения и образ людей уходящих эпох, новое поколение забудет тех, кто в свое время прославил страну на поприще культуры, науки, спорта, литературы, просветительства и всех тех областей нашей жизни, которые лежат в основе образования каждого человека и, в целом, имиджа всей страны. Большое дело по сохранению памяти известных людей и значимых событий прошлой эпохи делают наши документалисты —  Джасур Исхаков, Али Хамраев, Алиаскар Фатхуллин».

Любовь Безбах:

  — У нас многое было запрещено. Документальное кино практически умерло. Но вот случилось послабление режима, и старые документалисты ожили! Хотя не на все фильмы дали лицензии. Некоторые фильмы не разрешают показывать массовому зрителю по телеку. Всё никак не могут смириться с тем, что наука, искусство, литература Узбекистана уходят корнями в СССР. Но не отметить появление трех фильмов — Али Хамраев («Солнечный Павел Беньков»), Джасур Исхаков ("Судьба как эпоха"), Алиаскар Фатхуллин ("Явдат Ильясов. Человек с Марса") — нельзя. Они, действительно, всколыхнули общественность, интеллигентную ее творческую часть.
 
    Рифкат Азиханов, художник-график, член Творческого объединения  при АХ Уз, участник многочисленных международных выставок:
— Я сам лично подписывал коллективное письмо в Министерство культуры с просьбой вернуть имя Павла Бенькова художественному училищу. Глас народа был услышан: в сентябре этого года мы получили указ о присвоении Республиканскому художественному колледжу  имени Павла Бенькова. Именно в Республиканском художественном училище им. П. П. Бенькова получили азы знаний такие прославленные художники нашей республики  как Р. Ахмедов, А. Абдуллаев, Н. Кузибаев, Р. Чарыев, Б. Джалалов, Ж. Умарбеков, Т. Кузиев, А. Мирзаев, О. Файзуллаев, В. Бурмакин, Л. Ибрагимов, Р. Худойберганов и другие.
Документальное кино необходимо любой стране. Кино — это самый верный способ сохранения памяти, и не только сохранения, но и освежения. И это счастье для всех нас, что есть в нашем кинематографе мастера как Али Хамраев, Джасур Исхаков, Алиаскар Фатхуллин,  которыми движет не только профессиональный интерес, но и патриотическое чувство, любовь к своей стране. А любить свою страну, как и семью, надо такой, какая она есть — и в лихую годину, и в период расцвета, и в горе, и в радости.

Самые добрые слова в адрес режиссера и ташкентских зрителей прозвучали в этот вечер из уст продюсера ленты, президента "Фонда Марджани" Рустама Сулейманова, который дал высокую оценку картине. После премьеры фильма Али Хамраев дал интервью для сайта Kultura.uz:

 — Али Иргашевич, поздравляем вас с блестящей премьерой! Чем вам запомнится этот день?

 Конечно, сегодня для меня памятный день. Я представил зрителям, интеллигенции города новый фильм, который является итогом моей пятилетней работы. Такая прекрасная реакция зрителей мне очень приятна, я доволен этим. Высоко ценю эти встречи, солнце своей родины, общение со зрителями. Очень много времени заняли поиски архивных материалов, очень было трудно. Очень трудно было найти кадры в которых был запечатлен живой Беньков и это удалось сделать. Поиски нужных фотографий, эскизов, нужных кадров, процесс очень интересный. Потому мы так долго и кропотливо делали картину.
 Павел Петрович работал день и ночь, писал картины. В 50 лет совершил творческий подвиг, это был другой художественный стиль, другая манера рисования для того, чтобы создавать совершенно новую живопись. Он для меня открыл заново, по-настоящему Узбекистан. Это мне очень импонировало, я люблю работать в разных жанрах кинематографии. Он такой разносторонний и я тоже стремлюсь к этому. Создавая неповторимые узбекские дворики, такие впечатляющие портреты и другие уникальные произведения, он позволил нам на многое по-другому посмотреть.

 — Что вы могли бы пожелать вашим коллегам?

 Большого творческого вдохновения, упорства, смелости, терпения и не снимать фильмы за две-три недели. Снимать надо до тех пор, пока ты из своей темы не выжмешь все.

 Как называется ваш следующий фильм?

 Это фильм о Чингизе Ахмарове, и называется он "Рыцарь восточной дамы". Думаю, что смогу показать премьеру где-то в ноябре.


Гуарик Багдасарова



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма