Впервые: шедевры портретной фотографии в ТДФ
Шестнадцатого
февраля 2018 года в Ташкентском доме фотографии открылась совместная выставка «Портрет современника» членов «Секции фотохудожников» Творческого
объединения художников Узбекистана —
трёх Владимиров: Жирнова, Соколова и
Шлосберга.
Выставка
организована Академией художеств Узбекистана и Ташкентским Домом фотографии и проводится
в рамках мероприятий, посвященных «Году поддержки активного
предпринимательства, инновационных идей и технологий». В экспозиции
представлены работы в жанре портрета — одного из самых сложных и
распространенных жанров художественной фотографии, как и многих других видов
искусства.
На
церемонии открытия вернисажа выступил Председатель секции фотохудожников, член
АХ Уз Рустам Шарипов:
— Каждая отчётная выставка в ТДФ проходит как
праздник души. Недавно у нас стартовала XXIII отчётная фотовыставка выпускников студии творческой
фотографии, в которой каждый автор прожил изнутри свою тему и потом выставил
свой свежий молодой взгляд на обозрение и суд зрителей. Нынешняя выставка
художественного фотопортрета проводится в Ташкенте впервые. Их авторы — наши отечественные зрелые мастера, открывающие новую страницу в
истории фотоискусства Узбекистана. Они перед вами сами расскажут о себе и
феномене эволюции фотографии в наши дни.
Главная
цель этого проекта, по мнению выступившего на церемонии открытия необычной
фотовыставки председателя Академии художеств Узбекистана Акмаля
Нуритдинова, достигнута:
— Фотоискусство наследует вековые принципы
искусства вообще, в котором портрет всегда занимал особое место. Я тоже начинал
с портретного жанра, но со временем отошёл от него. Каждый фотограф,
разумеется, пробовал и пробует себя в этом жанре. В портрете изображаемый
человек считается главным «объектом» жанра. К этому объекту каждый подходит
по-своему. Представлять портрет только
лишь в форме внешнего облика свидетельствует о том, что фотограф не уловил
значение объекта. Внутренний мир портретируемого, его чувства, отношение к
жизни нужно передать через мимику, душевное состояние, выражение глаз.
Это зависит от мастерства, и во многом, от
используемой техники. Участники данной выставки Владимир Соколов, Владимир
Жирнов, Владимир Шлосберг много работают
в «коронном» жанре художественной фотографии — портрете, но их работы, как мы
видим, отличаются друг от друга, как это
бывает и в изобразительном искусстве.
В ближайшей перспективе АХ Уз планирует
провести мега-выставку современного искусства, в которой художественная
фотография, портрет в частности, займёт достойное место в обширной экспозиции.
Пожелаем удачи нашим
коллегам-фотохудожникам в их творческих исканиях в жанре фотопортрета!
Три
мастера на вернисаже рассказали о том, что в жизни они товарищи и соратники, но в искусстве фотографии
каждый из них идёт своим неизведанным путём. Их снимки выхватывают из
потока стремительной жизни сгусток духовной материи: они отражают внутренний
мир человека, характер или даже судьбу человека. Самый интересный объект для
фотографа — это человек. На выставке можно было убедиться, как три фотографа снимут одного и того же
человека совершенно по-разному. В работе портретного фотографа нет мелочей.
Правильно выбранный момент, фон, свет и еще десятки немаловажных факторов
являются необходимым условием хорошего снимка. Чтобы портрет получился,
действительно, интересным и правдивым, фотографу необходимо «прочесть»
человека, выразить его индивидуальность и душевное состояние. У
профессиональных фотографов-портретистов не стоит задача запечатлеть человека
просто красивым, они идут за грань внешнего и пытаются передать внутреннее
состояние своей модели. Судьба их моделей — в их глазах, повороте головы,
складке губ и ещё в десятке нюансов художественного образа.
Владимир Соколов долгие годы считал себя мастером пейзажа и только в
последнее время увлёкся фотопортретом. Он сторонник того, чтобы в портрете
«полностью отходить от классической формы и привычных состояний, предлагать
свободное и живое решение». Для него привычное изображение человека и
сложившиеся шаблоны в формате фотографии мешают свободному творчеству. В. Соколова
больше привлекает неповторимость фотообъекта и его состояний. Вне зависимости
от возраста, рода занятий, места в социуме, Соколов мастерски и увлечённо находит
и отражает объединяющие качества в своих героях: живость, правдоподобие,
подвижность, восторженность. Внимание зрителей на вернисаже привлекли его живые
портретные образы молодых улыбчивых людей, влюблённых в жизнь и открытых её
новым веяниям, заражающих жизнерадостным чувством и верой в будущее.
В
основе концепции портретов Владимира
Жирнова лежит мысль о том, что «в рамках стремительного времени и глобального
пространства люди стали отдаляться друг от друга: они часто становятся чужими».
В фотообъектах В. Жирнова нашли отражение современники, которые в эпоху
развивающейся компьютерной техники, электроники, прячутся в свои футляры,
заняты собой. Их взгляды сосредоточены на
себе, своём внутреннем мире. «Фотопортрет, — признаётся мастер, —
помогает ему проникнуть во внутренний мир человека». В его портретной галерее зрителей
особенно привлекла серия чёрно-белых фотографий, которая выделяется на
вернисаже как чёрно-белый манифест «поэзии света и тени» на фоне технически
превосходных цветных фотографий.
Владимир Шлосберг в двадцати пяти чёрно-белых и цветных фотопортретах на
выставке сложный внутренний мир человека
передал с внутренним спокойствием и со свойственной художнику
созерцательностью. В них он классифицирует, прежде всего, социальное положение и творческое состояние современников. Его
привлекают, прежде всего, люди творческих профессий. По мнению В. Шлосберга «художник, обращаясь к портретному жанру, на
самом деле, трактует его в качестве «автопортрета». В этом проявляется его
стремление отражаемый мир незаметно трансформировать в творимый, созидаемый им
мир. Зрителей на вернисаже привлекли знакомые образы известных деятелей
искусства Узбекистана: Акмаля Нуритдинова, Владимира Бурмакина, Баходыра Джалалова, Александра
Батыкова, Виктора Ана и многих других. Посетители
выставки, во многих случаях, имели счастливую возможность сравнить фотомодели с
их реальными прототипами на вернисаже и увидеть их заново, а значит, и узнать поближе, чуточку лучше.
В мировом фотоискусстве преобладает тема «Планета страха». В ней представлены такие болезненные темы
сегодняшнего мира, как Сирия, Ирак, терроризм, экологические бедствия,
сексуальное и этническое насилие, проявляющиеся в разных уголках планеты. Здесь
каждая работа — законченное произведение, жаль только, не подчиняющееся законам
гуманизма и не гарантирующее счастливый конец. На этом фоне «Портрет
современника» — это триумф мирной созидательной жизни в реальных лицах её
творцов-созидателей. В итоге, три фотографа-художника на совместной выставке в
ТДФ представили свой гуманистический индивидуальный взгляд на решение актуальной
темы: «Портрет современника», чтобы люди не забывали о высшем нравственном
назначении человека на этой земле в наше неспокойное противоречивое время. Судя
по заинтересованной и восторженной реакции первых посетителей, им её
удалось раскрыть в превосходной степени.
P.S. Жаль только, что под снимками талантливых мастеров отсутствуют
названия работ, имена их героев, взятых из жизни, но сотворённых по-новому, по
законам портретного фотоискусства. Они, поверьте, заслуживают большего внимания
к себе со стороны организаторов уникальной экспозиции шедевров портретной
фотографии в ТДФ.
Гуарик Багдасарова
Комментарии
Отправить комментарий