Фёдор Шаляпин: «Я Божьей милостью певец…»

Валентин Серов. «Портрет Ф.И. Шаляпина», 1905
Холст, уголь, мел
Государственная Третьяковская галерея
Москва
В Ташкенте в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви большим концертом отметили 145–летие со Дня рождения великого певца Фёдора Ивановича Шаляпина (1873-1938). Проект был осуществлён по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, под эгидой отдела по культуре «Сретенье», ведущим режиссером ГАБТ имени А. Навои, заслуженным деятелем искусства А.Е. Слонимом, при содействии Представительства Россотрудничества в Узбекистане. В вечере приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты международных конкурсов: Джабраил Идрисов, Рахим Мирзакамалов, Султанбек Абдурахимов, Рада Смирных, музыкальный руководитель и концертмейстер Людмила Слоним.


Тринадцатого февраля мировая музыкальная общественность отмечает юбилей великого русского оперного певца Федора Ивановича Шаляпина от Москвы до Парижа: ташкентцы оказались в числе первых, отдавших дань памяти великому артисту. В зрительном зале свободных мест не было: люди стояли даже в проходе. На концерте присутствовали: руководитель РЦНК в Ташкенте В.Н. Шулика; народная артистка Узбекистана, обладатель медали Пушкина и Ордена Дружбы Галина Мельникова; руководство и представители русского, татарского, крымско-татарского, башкирского, греческого культурных центров, общественных организаций; заслуженные деятели науки, культуры и искусства Узбекистана; преподаватели и учащиеся столичных вузов; учащиеся лицеев, колледжей и школ Ташкента и Ташкентской области; слушатели курсов при РЦНК в Ташкенте; российские соотечественники, журналисты и просто любители классической и народной музыки.


Глава Среднеазиатского митрополичьего округа Викентий во вступительном слове поздравил всех присутствующих с Прощёным Воскресением, завершающим Широкую Масленицу, и пожелал всем здоровья и душевной крепости. Митрополит также поздравил всех с юбилейной датой «золотого баса» России, радующего своим голосом и репертуаром поклонников настоящего искусства как в XX, так и в XXI веках, ибо мастерство выдающегося певца надолго пережило его земной отрезок пути. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа Викентий поблагодарил инициатора проекта — Виктора Шулика; а также автора проекта, режиссёра и ведущего Андрея Слонима и всю его сплочённую талантливую команду артистов ГАБТа в распространении русской культуры и её гуманистических ценностей в Узбекистане во благо и духовное процветание народа.


Руководитель РЦНК в Ташкенте Виктор Шулика во вступительном слове поблагодарил отдел по культуре «Сретенье» РПЦ, коллектив солистов и руководителей ГАБТ имени А.Навои и лично владыку Викентия за поддержку совместных гуманитарных проектов Представительства Россотрудничества в Узбекистане и назвал Ташкентскую и Узбекистанскую епархию центром русской культуры в Ташкенте. Виктор Шулика сравнил выдающегося русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным: они были первыми и остаются на века гордостью Отечества! «Сегодня молодые таланты, — подчеркнул руководитель РЦНК в Ташкенте, — стараются равняться на Фёдора Шаляпина». Виктор Шулика пожелал всем приятного вечера с участием великолепных артистов ГАБТа.
«Ты в русском искусстве музыки — первый. Как в искусстве слова — Толстой», — писал Шаляпину Максим Горький. По его мнению, певец в русском искусстве стал «эпохой, как Пушкин». «Ни на что на земле не похожий! Он несется, как вестник божий, настигая нас вновь и вновь», — писала Анна Ахматова о неповторимом голосе Шаляпина. «Царь-бас. Богатырь. Чудо-артист с истинно сказочным дарованием», — так называли Фёдора Шаляпина современники.
Программа концерта была похожа на большое путешествие длиною в жизнь Ф.И. Шаляпина. Её открывал и завершал живой голос Маэстро: вначале прозвучала в записи старинная русская народная песня «Ноченька» и в конце программы — вдохновенный «Пророк» Н. Римского-Корсакова на стихи А. Пушкина.


Ведущий Андрей Слоним сказал, что в нарушение всех «традиций», в этом шаляпинском вечере не будет дат и фактов, а будет попытка осознать суть новации творчества Шаляпина. Во второй половине позапрошлого века в музыкальной культуре России назревал стремительный прорыв к освоению принципиально новых форм искусства. Драматурги и композиторы вступали в эру новой драматургической Правды, когда всё внимание было обращено на психологические мотивы жизни героев. И рожденный именно в этот период, Шаляпин осознал, что опера — это, прежде всего, Театр с его особой, обобщенной правдой. По сути, гений Шаляпина был усовершенствован интенсивным трудом Певца, его постижением тайн творчества, его теснейшими контактами с выдающимися художниками, писателями, композиторами, театральными деятелями. И здесь мы имеем пример создания Шаляпиным в своём лице основ искусства певца-актера, равносильных по значению учению К.С. Станиславского. Ведь и сама «система» Станиславского во многом была сформирована им в ориентирах именно на феномен шаляпинского творчества. В этой шаляпинской «системе» голос становится лишь одним из значительных выразительных средств, тесно сплетаясь с актерским началом, пластикой в неделимое целое. И все, кто шел «по живому следу» Шаляпина в оперном творчестве, —  стремились и стремятся представить оперное действие как неделимый синтез множества исполнительских начал. Шаляпин  сумел сделать оперу Театром особой силы и выразительности.
…Однако очень важно вспомнить,  что карьера великого певца не имела стремительного взлета. Сын вятского крестьянина, певчий в церковном хоре, ученик сапожника, выпускник казанского начального училища — отец мечтал вырастить из Фёдора ремесленника и гневно его ругал за увлечение театром. Фёдор Шаляпин, вышедший из народной глубинки, солировал в Большом и Мариинке, Метрополитен Опера и Ла Скала и везде имел оглушительный успех. Именно в труппе частного оперного театра известного мецената и купца Саввы Мамонтова в Москве талант Шаляпина раскрылся в полную силу. Иван Сусанин у Глинки, Мельник в «Русалке» Даргомыжского, Борис Годунов у Мусоргского, Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Досифей в «Хованщине» Мусоргского — в репертуаре Шаляпина, кроме блестящих оперных арий, были народные песни и романсы русских композиторов.
Двадцать девятого июня 1922 года Шаляпин уехал на гастроли за границу и не вернулся в советскую Россию. В августе 1927-го певца лишили звания народного артиста республики (по понятиям тогдашнего руководства СССР – «за измену Родине»!). В апреле 1938-го Шаляпин скончался от лейкоза. Его похоронили на небольшом кладбище недалеко от Парижа. На гранитной плите была сделана надпись: «Здесь покоится Федор Шаляпин — гениальный сын земли русской». Через 46 лет его прах перевезли в Москву.
Великий певец нашел последнее упокоение на Новодевичьем кладбище в окружении захоронений многих и многих его знаменитых коллег…
Шаляпин известен не только как оперный певец, но и как проникновенный исполнитель русских народных песен и романсов, оперный режиссер, актер кино. Известны его скульптурные, живописные и графические работы. Обладал Шаляпин и литературным даром. Его перу принадлежат «Страницы из моей жизни», написанные при дружеском участии Максима Горького. Они повествуют о детстве и поре возмужания певца. А другая книга — «Маска и душа», написанная уже вдали от Родины, но всем существом неотрывно связанная с ней, не просто автобиография — это книга-исповедь и одновременно книга-завещание. В ней Шаляпин размышляет об оперном искусстве и исполнительском мастерстве актера-певца.
Он стал первым народным артистом РСФСР и человеком, который изменил оперу. «В Москве — три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас», — писал о Шаляпине знаменитый театральный критик, журналист и драматург Юрий Беляев. При жизни Шаляпин покорил Париж, Лондон, выступал в Германии, Америке, гастролировал в Китае и Японии и стал всемирно известным артистом. Шаляпин могучею силою своей творческой фантазии покорил себе полмира.
Естественно, что программа вечера не ставила целью невозможное «состязание» могучего и единичного мастерства великого Певца с уровнем современного исполнительства. Однако в ней ярко и самобытно раскрылось умение наших певцов разных поколений раскрыть материал шаляпинских образов так, как сегодня они его воспринимают. Многое из шаляпинского репертуара было представлено на вечере. В концертных номерах сквозила  подлинная театральность в раскрытии различных характеров и обстоятельств разными певцами, а также захватывающая свежесть, эмоциональность и искренность исполнения. Был налицо редкий контакт с переполненным залом — слушатели  с  пристальным вниманием горячо принимали каждый номер с первой ноты  до последнего звука.
Как это всегда бывало, в ходе концерта происходило убеждающее единение культур: сложнейшие произведения русского, оперного и романсового искусства ярко раскрывали узбекистанские певцы самых разных национальностей. И в этом, наверное, был один из главных смыслов внятного и весомого приношения памяти великого Певца и артиста. Концерт включал в себя любимые арии из опер русских и зарубежных авторов; романсы, дуэты и русские народные песни. Солисты ГАБТ в едином душевном порыве и в неразрывном трепетном и утонченном ансамбле с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним смогли передать не только ушедшую эпоху, душу песен, но и свои эмоции, порождённые ими и артистично переданные зрителям, каждый номер встречавшим и провожавшим аплодисментами.


Артисты ГАБТ остались верны традиции, заложенной в театральном оперном искусстве Ф.И. Шаляпиным. Кроме великолепного голоса, безупречного вокального мастерства, Федор Иванович Шаляпин, как никто из оперных артистов, обладал умением перевоплощаться в образ того лица, которого он изображал на сцене. Его роли были идеальными в музыкальном и драматическом отношении, а также отличались редкой пластичностью. Артист показал, что не только не существует противоречия между безукоризненным пением и актёрской игрой, но и слияние их в неделимое целое и составляет истинную суть оперного исполнительства. И в опере необходимо создавать образы живых людей, а не выглядеть безликим манекеном, как, увы, нередко бывало и еще бывает на оперной сцене, — заметил ведущий А.Е. Слоним. Этот талант перевоплощения продемонстрировали ученики заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой, молодые солисты ГАБТ им. А. Навои.


Джабраил Идрисов каждое произведение подал публике как моноспектакль. Знаменитый романс «О, если б мог выразить в звуке» А. Малашкина; «Мельник» А. Даргомыжского; «Песня о Блохе» М. Мусоргского; речитатив и песня Владимира Галицкого из оперы «Князь Игорь» А. Бородина в исполнении молодого солиста вмещали бурю противоречивых чувств, характерных для каждого персонажа. Молодой артист с удивительной тонкостью и размахом передал истинно русское начало воплощаемых образов. Он был своеобразен в исполнении «от своего имени», без ненужных попыток копирования кумира. Отрадно отметить, что и все его коллеги в исполнении номеров отличались, каждый по-своему, именно этими свойствами.


Рахим Мирзакамалов внёс душевную философско-лирическую ноту в мужественную и драматичную арию Шакловитого из оперы «Хованщина» М. Мусоргского. Горестные размышления героя о непростой судьбе России предстали истинно современными, выпуклыми, живыми. Экспрессивную каватину Алеко из одноимённой оперы С. Рахманинова и его романс «Вчера мы встретились…» Мирзакамалов наполнил контрастами и драматизмом, наглядно представив разных героев в разных жизненных перипетиях. Полный трагического пафоса романс «Христос воскрес!..» С. Рахманинова на стихи Дм. Мережковского в его исполнении был исполнен пронзительного драматизма, накала страстей и тоже отражал противоречия сегодняшнего мира и драмы человечества.


В финале программы оба солиста дуэтом, широко и задорно, исполнили любимую русскую народную песню «Вдоль по Питерской», вызвавшую в зале заслуженные долгие овации. Эта замечательная, истинно «шаляпинская» песня несла собой безбрежный оптимизм, жизнелюбие и увлекала всех вперед — к радостям души, которые неизменно живы в душе любого народа.


Приятным сюрпризом для зрителей стало выступление молодого солиста ГАБТ им. А. Навои, лауреата международного конкурса Султанбека Абдурахимова. В декабре прошлого года в Москве на международном конкурсе «Романсиада»-2017 он покорил слушателей, заслуженно получив Первую премию и в заключительном акте выступил на сцене Кремлевского дворца (многим посчастливилось видеть трансляцию на ТВ-канале «Культура-Россия»). Султанбек покорил зрителей не только тембром и диапазоном своего голоса, но и «звучанием» своей чувствительной души. Молодой певец ярко представил разнохарактерные по настроению и интонации, на разных языках оригинала произведения из репертуара «золотого баса» России: это знаменитая «шаляпинская» «Элегия» М. Массне;  весьма редко звучащий романс «Смерть Дон Кихота» Ж. Ибера (специально написанный французским композитором для Ф.И.Шаляпина и сейчас практически не исполняемый!);  ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан» В.А. Моцарта. Тонкость исполнения молодого солиста ГАБТа в каждом случае убеждала и вызывала горячий отклик зала.
Свою неповторимую изюминку внесла в программу женская половина труппы театра. Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, как всегда, с максимальной полнотой экспрессии, представила сцену «Гадание Марфы» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского, полную трагического пророчества и сострадания к князю. В её интерпретации «Бубенцы» А. Бакалейникова были исполнены такого заразительного оптимизма и задора, что публика невольно аплодировала солистке во время припева. Романс «Проходит всё…» С. Рахманинова звучал так задушевно и убедительно, что многие зрители прослезились.


Рада Смирных оживила в памяти романсы Н. Римского-Корсакова и А. Даргомыжского, переложивших на музыку прекрасные пушкинские стихи: «На холмах Грузии лежит ночная мгла» и «Ночной зефир», которые мы помним со школьного детства, и только взрослея, научились воспринимать их по-новому, во многом благодаря их трактовке такими исполнителями как Рада Смирных и концертмейстер Людмила Слоним.
Андрей Слоним в прологе вечера прочитал знаменитое стихотворение Бориса Пастернака «Гул затих… Я вышел на подмостки…», завершающееся многозначительным финалом: «Жизнь прожить — не поле перейти». Оно с первого мгновения соединило весомую тяжесть судьбы Художника с образом самого Шаляпина, с перипетиями его непростой судьбы. Как  всегда, его краткие и ёмкие преамбулы к каждому номеру  зримо рисовали творческий портрет Шаляпина и помогали воспринять особый смысл исполняемых произведений. Вся композиция вечера, включившего в себя столь сложные, разнообразные и разнохарактерные произведения, благодаря ведущему программы, предстала цельной и весьма убедительной.


Так,  на протяжении более полутора часов в духовном единении вместе с ведущим Андреем Слонимом, концертмейстером Людмилой Слоним, артистами ГАБТа имени А. Навои и самим Фёдором Шаляпиным, незримо присутствовавшим на концерте,  с многоликой публикой, ставшей полноправной участницей этого вечера, — был пройден путь длиною в жизнь одного гения с вятской земли, сказавшего о себе: «Я Божьей милостью певец…».
Гуарик Багдасарова
Фото: Михаил Левкович



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма