Концерт памяти Заслуженного наставника молодёжи Виталия Львовича Мелкомини в Государственной консерватории Узбекистана


         Двадцать восьмого марта 2018 г. в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт, посвящённый светлой памяти Заслуженного наставника молодёжи, профессора  Виталия Львовича Мелкомини (1926-2016).  Прекрасный музыкант и талантливый педагог Виталий Львович прожил  долгую жизнь,  в которой 70 лет посвятил самоотверженному служению духовой музыке. В память о нём кафедра «Оркестровых инструментов» ГКУз подготовила тематическую программу концерта. Её сопровождала слайд-панорама о жизни и творчестве В.Л. Мелкомини. В зале среди  зрителей присутствовали преподаватели консерватории и ученики Мелкомини.


         Ведущая программы, профессор ГКУз  Дилора Мурадова хорошо знала Виталия Львовича Мелкомини, и теперь на концерте между  музыкальными номерами  рассказывала о нём публике:
         — Почти 60 лет Виталий Львович проработал на кафедре оркестровых инструментов Государственной консерватории. При его непосредственном участии были созданы первые учебники. Один из них — «Начальная школа обучения на гобое и блок-флейте». В.Л.  Мелкомини заложил традиции педагогов — концертирующих музыкантов. Одной из первых в консерватории кафедра оркестровых инструментов стала посылать воспитанников на престижные международные музыкальные фестивали и конкурсы, где они и в настоящее время  продолжают завоёвывать призовые места.
В.Л. Мелкомини говорил: «Очень важно любить то, чем ты занимаешься в жизни — свое дело, отдавать ему всего себя. Музыкант может быть только настоящим. — Он должен не просто играть произведение по нотам, а исполнять его вдохновенно, пропустив через серд­це и душу!
Этому он всегда учил своих воспитанников, прививал им любовь к музыке, стремление, чтобы они поняли и исполнили произведение так, как исполнил бы его сам композитор; передали то, что он вложил в него и хотел донести до слушателей. В.Л. Мелкомини виртуозно исполнял произведения  мировой классики и  отечественных композиторов: Г. Мишеля, А. Козловского, Ф. Янов-Яновского, И. Акбарова, М. Бурханова и других.


Рассказ  Дилоры Мурадовой дополнили воспоминания племянницы В.Л. Мелкомини —  журналиста Инны Глебовны Коваль. Она рассказала о семейной династии музыкантов Мелкомини. Отец Виталия Лев Мелкомини окончил Миланскую консерваторию и обладал уникальным лирическим тенором. Мама Анна Даниловна тоже прекрасно пела в домашнем кругу. Отец много гаст­ролировал, делал записи на радио, изучал макомы, ставил голоса будущим знаменитостям — солистам оперы и народным певцам, в том числе Тамаре Ханум. Ему принадлежит заслуга в образовании первых национальных театральных студий. В их доме часто собирались известные певцы, танцоры, драматиче­ские артисты, музицировали, вели беседы об искусстве.


Отец Виталия, репрессированный в 1939 году и позднее реабилитированный, подорвал своё здоровье в сталинском ГУЛАГе и ушёл рано из жизни, в 50 лет, перед самым началом войны. Несмотря на бронь, ушел добровольцем на фронт и погиб старший брат Виталика Юрий, работавший в Русском драматическом театре Узбекистана имени АМ. Горького. Молодому талантливому артисту, который, кроме того, прекрасно играл на контрабасе, рисовал, было всего 19 лет. Талантливой пианисткой была и сестра Виталия Львовича — Руфина Львовна. О Виталии  и Юрии  Мелкомини рассказывает режиссёр Джасур Исхаков в своём документальном  фильме «Дети войны», выпущенном на экран в 2010 году к 65-летию Победы над фашизмом во Второй мировой войне.
В 1939 году  Лев Мелкомини привёл Виталика в музыкальную школу. Позднее она стала учебным заведением для одарённых детей при консерватории. Мальчик выбрал гобой и позднее объяснял свой выбор так:
Этот удивительный инструмент по тембру ближе всего к человеческому голосу, он по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана. Гобой — инструмент, создающий музыкальные образы, передающий мечтательное, задумчивое настроение, протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно.


Обучение, а затем преподавательскую деятельность на оркестровом факультете Государственной консерватории Узбекистана Виталий Львович продолжал совмещать с исполнительством, был солистом симфонического оркестра радио Узбекистана, Театра музыкальной комедии (оперетты), Узбекского государственного музыкального театра имени Мукими, Государственной филармонии, Государственного академического Большого теа­тра имени Алишера Навои. Его коллеги утверждают, что В. Мелкомини можно считать основателем гобойной школы сольного исполнения в Узбекистане, системы воспитания талантливых музыкантов и педагогов. Многие его ученики  — лауреаты республиканских и международных конкурсов, работают в школах музыки и искусства, колледжах и лицеях, Государственной консерватории Узбекистана, ведущих музыкальных коллективах страны и мира. Очевидно, потому и присвоено музыканту звание «Заслуженный наставник молодёжи Республики Узбекистан».


В программе концерта были исполнены классические  камерные произведения европейских и  современных узбекских композиторов: Ф. Гендель, Е. Боцца, Г. Силвестрини, А. Лебрун, Р. Шуман, Н. Норхужаев,  Л. Бетховен. Молодые исполнители достойно представили нашу исполнительскую школу игры на гобое. Тепло, меланхолично и  задумчиво прозвучала салонная музыка XIX в.  чешского композитора Яна Вацлава Каливоды в исполнении дуэта Садыка Сабирова (гобой) и концертмейстера  Нилуфар Сабитовой (фортепиано). Три пьесы для  гобоя широко известного как одного из выдающихся немецких композиторов эпохи романтизма XIX в. —  Роберта Шумана — солист А. Кучкоров исполнил лирически нежно в сопровождении чуткого концертмейстера Нилуфар Сабитовой. Трио У. Джумадиев,  А. Акбаров,  Т. Насиров в финале концерта играли вдохновенно, трогательно, трепетно, искренне, волнуя слушателей до глубины души, редко исполняемое произведение крупнейшего австрийского композитора XYIII-XIX вв. Людвига Бетховена для двух гобоев и рожка.


В концерте прозвучали стихи народного поэта Узбекистана Александра  Файнберга, посвящённые  семье Мелкомини:


Есть на свете один удивительный дом.
Там друзья собрались за весёлым столом.

 Там в окошке весна. Там сирень и жасмин.
Кто-то песню поет. Зажигают камин.

Там вино на столе. Там душа не во мгле.
Дай, Господь, чтобы помнили там обо мне.


         В заключение концерта его ведущая Дилора Мурадова произнесла очень важные слова: «Жить ради музыки, педагогики, на благо искусства своей Родины — по-настоящему!» —  этот творческий девиз и секрет жизненного долголетия Виталий Львович  оставил в наследие своим многочисленным ученикам, новым поколениям музыкантов нашей страны.
Иоганн Вольфганг Гёте говорил: «Жизнь талантливого человека —  это целый век, который с ним рождается и умирает». Мы позволим себе, — подчеркнула Дилора Мурадова, ­ —  не согласиться с этим изречением немецкого поэта, потому что надвременный музыкальный и педагогический талант Виталия Львовича пережил его земной век и  ещё проявится в вечности. Он будет жить, покуда есть его продолжатели–ученики и покуда в Узбекистане будет звучать духовая музыка. В этом его величие и бессмертие.

Гуарик Багдасарова

Использованная литература:
Ирина Рибар. Рыцарь служения Музе искусств. - //Правда Востока, 07 10 16

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма