Пресс-конференция с Диной Рубиной в Национальной библиотеке Узбекистана: «Я просто девочка, которая почти 65 лет назад родилась в Ташкенте»


        
Дина Рубина на днях прилетела в Ташкент, где  она родилась 19 сентября 1953 года и с которым связаны 35 лет её сознательной жизни. Известная писательница Дина Рубина живёт и работает в Израиле, куда она эмигрировала в 1990 году, однако её книги пользуются неизменной популярностью на всём русскоязычном постсоветском пространстве. Она приехала на съёмки документального фильма о жизни и творчестве известного писателя. Вместе с ней в узбекскую столицу прибыла съёмочная группа первого российского ТВ-канала с автором сценария и режиссёром  будущего фильма о Дине Рубиной — супругами  Эллой и Станиславом Митиными. С нашим городом 1940-1960 годов связаны сюжет и жизнь главных героев известного её романа "На солнечной стороне улицы", над которым автор работала  26 лет. Причудливы судьбы героев романа: в "высоковольтном" сюжете переплелись любовь и преступления, талант и страсть, способная уничтожить личность или вознести к вершинам творчества. Ни одного читателя вавилонское столпотворение характерных типов в романе  не оставило равнодушным: городские безумцы и алкаши, русские дворяне, ссыльные и отбывшие срок зэки, "белые колонизаторы" и "охотники за гашишем".




В Ташкенте будут сниматься кадры, рассказывающие о времени, когда здесь она родилась и выросла, училась в музыкальном лицее им. В. Успенского, окончила Ташкентскую государственную консерваторию. Будущий фильм расскажет также  о её отце, художнике Илье Рубине. По словам  заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, академика Т.К.  Кузиева, выступившего на пресс-конференции, он  оставил значительный след в истории  изобразительного искусства Узбекистана. В Государственном музее искусств Узбекистана наряду с другими пастелями художника хранится портрет совсем молодой Дины Рубиной. На пресс-конференции в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои Турсунали Кузиев вручил Дине Ильиничне  ценные артефакты: автобиографию художника, написанную его собственной рукой, и его личный листок  с двумя фотографиями из архива АХУз. Эти кадры тоже займут своё достойное место в будущем фильме, с которым наше знакомство ещё только предстоит в ближайшем будущем.




Четырнадцатого апреля 2018 года  читальный зал библиотеки А. Навои бушевал в ожидании Дины Рубиной представителями творческой интеллигенции, обожателями её писательского таланта. Гостью из  Израиля представил публике  известный журналист, автор  сценария документального фильма "Большое сердце Ташкента» Борис Бабаев. Совсем недавно на экранах Узбекистана и  зарубежных стран был показан достоверный фильм о жизни Ташкента военных лет, когда здесь нашли спасение 1, 5 миллиона беженцев из оккупированных фашистами районов России, Украины, Белоруссии. В фильме Дина Ильинична Рубина даёт интервью Б. Бабаеву о событиях того военного времени, которые она описывает в своём романе «На солнечной стороне улицы».


Дина Рубина, уехав из солнечного Ташкента, решила увековечить свои воспоминания в прозе. Главная героиня Катя, попав еще ребёнком в Ташкент из блокадного Ленинграда, начала свой тяжелый жизненный путь, перепробовав всё. Одноимённый телесериал, созданный по мотивам романа,  начинается с истории Кати, девочки, умирающей от голода во время блокады Ленинграда. Катя спасается, благодаря эвакуации в сравнительно безопасный Ташкент, который стал вторым домом для тысяч советских граждан, бежавших от нацистского вторжения. Молодой девушкой Катя попадает в ташкентскую криминальную среду, превращается в талантливую аферистку и «работает» на ташкентских рынках. Позже вне брака у неё рождается дочь Вера. Маленькая Вера не подозревает о материнском бизнесе. Девочка растёт в окружении людей разных национальностей — русских, узбеков, евреев, украинцев. Однажды она спасает пьяницу, которого называет дядей Мишей, и именно он угадывает в ней художественный талант и начинает развивать его. Вера становится художницей. Она оценила драматизм судьбы матери  слишком поздно, когда её уже не стало. У многих читателей это одна из самых любимых книг писательницы. Две истории — матери и дочери. Два отношения к жизни. Что выбрать — солнечную сторону или мрак? Вместе с Диной Рубиной мы выбираем счастье радоваться жизни и быть благодарными ей даже за маленькие подарки, как творческая встреча с любимой писательницей в библиотеке им. А. Навои.


Дина Рубина оказалась не просто прекрасным эмоциональным оратором с хорошей дикцией и высокой культурой речи. Она на редкость талантливая и обаятельная рассказчица,  мастер, поразительно умеющий видеть, слышать, вникать в окружающую атмосферу, в данном случае,  любви и доверия к выступавшей. Первый вопрос, волновавший всех присутствовавших в зале, хорошо знакомых с документальным фильмом «Большое сердце Ташкента», с романом Дины Рубинной «На солнечной стороне улицы» и телевизионной одноимённой мелодрамой, созданной по мотивам эпопеи, задал редактор популярного сайта «Письма о Ташкенте» Евгений  Скляревский.


Он поблагодарил писателя за роман «На солнечной стороне улицы». Вспомнил, что в одном из интервью Дина Рубина сказала, что этим романом подвела черту воспоминаниям о Ташкенте. Так ли это? Дина Ильинична ответила, что и так и не так. С одной стороны, она  «освободилась» от запомнившихся и рассказанных отцом бесконечных эпизодов из ташкентской жизни... С другой стороны — многие персонажи романов написаны с ташкентских знакомых... и в междугородних автобусах, покупая иногда билет, задумавшись, она говорит: «В Ташкент…».

Ирина Рибар, корреспондент «Правды Востока» спросила, какое впечатление на уроженку Ташкента с шестого квартала Чиланзара произвёл современный  город. Дина Рубина с первых минут её пребывания в столичном аэропорту восторженно отметила бросающиеся в глаза архитектурные красоты  мегаполиса, широкие проспекты, акведуки, освещённые витрины супермаркетов на чистых улицах  узбекской столицы, а также значительно выросший вместе с промышленностью и сельским хозяйством уровень жизни её земляков. Но при этом — призналась она на пресс-конференции, —  ей предстоит  за эти несколько дней узнать новый, по сути незнакомый для неё город,  с его высотками, вместо одноэтажных домов и хрущёвок её детства и  молодости; современной инфраструктурой и  практичными и надёжными автомобилями третьего поколения Део Нексиа местной сборки, абсолютно новой модели для узбекского рынка.




Было ещё много вопросов от  творческих людей, касающихся писательского мастерства, плодотворности Дины Рубинной, чьи книги большими тиражами расходятся во многих странах мира: «Где черпает она темы для творчества? В чём секрет её популярности?» На эти вопросы писатель  отвечала совершенно просто и откровенно: «Я ремесленник… Вижу — думаю — пишу"».  Вдохновляет её сама жизнь. Любая увиденная ситуация или услышанный разговор может найти своё отражение на страницах её книг. Главные темы: жизнь, вечная борьба добра и зла и многое другое, о чём она заранее не может знать, но в зачатке эти темы  уже существуют в её интервью, отдельных наблюдениях и зарисовках. Главное, — считает Рубина, — не переусердствовать и вовремя поставить точку, как это бывает в музыкальном произведении с его неизбежной кодой. Искусству композиции она научилась в музыкальном училище, потом в консерватории и у её родного отца, который готовым картинам всегда давал отдохнуть, повернув их лицом к стене, а потом уже объективно мог оценить, что удалось, а что нет и требует дорисовки.



Первые вещи, написанные в 16 лет и опубликованные журналом «Юность», принесли ташкентской школьнице всесоюзную известность. Проза, созданная в выпускных классах музыкальной школы и во время учёбы в консерватории, открывает нам ранимую душу человека, способного к состраданию, ярчайший талант, словно пропитанный солнцем, светом и гомоном южной столицы. Она много путешествует, и каждое новое впечатление рождает новую  эмоцию в пространстве души, новое географическое наименование в литературе, новые поэтические формулы городов, местечек, стран, национальных языков.
Дина Рубина убеждена, что всякая судьба достойна рассказа, если к ней обращены острый глаз и чуткий слух писателя. Она сравнивает себя со своим героем «На Верхней Масловке». Художник, герой этой книги, тревожный, мнительный, вздорный, трагичный... —  личность, как правило, необаятельная, как и писатели в своём большинстве люди эгоистичные и замкнутые, — и всё же для людей привлекательная! То, что у обывателя зовётся "творчеством" и подразумевает богемную лёгкость жизни, безделье, пренебрежение приличиями, то для художника оборачивается тяжким ярмом таланта, вечным мятежом и той бесконечной битвой за Жизнь, которую он ведёт со Смертью.
Как герои  Дины Рубинной «О любви», писатель верит: «что когда-нибудь всё устроится. И со мной, и с остальными... Вот верю и верю, вопреки здравому смыслу и тому, что видят мои собственные глаза... Верю и верю, что бы со мной ни делали...". Этот оптимизм писателя и оратора передался всем слушателям, внимавшим её бодрому голосу, заряжавшимся её кипучей энергией и внутренней свободой совершенно независимого человека-творца, не терпящего, по её словам, никогда  никакого прессинга со стороны издательства, редактора, властей, или ещё кого-нибудь.
На пресс-конференции она  говорит словами автора сборника интервью разных лет «Больно только когда смеюсь»: "Не относитесь так серьёзно к литературным текстам, это не боговдохновенная Библия. Мало что писателю взбредёт в голову вспомнить?! — Хороший писатель всегда врун в самом ослепительном смысле этого слова. К тому же я отношусь к тому роду людей, которые любят свое настоящее, а не прошлое. И детство, и юность у меня были трудны. И когда все это трепетное барахло осталось в прошлом, я вздохнула полной грудью и поняла, что ничем не обязана самой себе — своим воспоминаниям, детским привязанностям, детским мечтам".
А ещё в её книгах много юмора и сарказма, уже даже в самих парадоксальных названиях («Теплые штаны для вашей мамы»). Их автор это объясняет так: "Не люблю профессиональных остряков, эстрадные скетчи, заготовленные шутки и каламбуры... Никогда не помню анекдотов. Но меня неизменно восхищает "улыбка Бога", которой пронизана любая человеческая жизнь. Сколько порой юмора, остроты и сарказма в самой обычной повседневной ситуации; нужно только уметь всё это разглядеть, выудить из котомки жизни и изобразить на бумаге. Ибо никакой юморист по изобретательности сюжета не может сравниться с самой жизнью. Именно она неизменно вызывает слёзы, будто Создателю совершенно всё равно, от чего человек плачет: от смеха или от горя. Ибо в любом случае разве для Него это не славное развлечение — вся наша жизнь?".


Классическим примером для Дины Рубинной такого отношения к жизни и творчеству в русской литературе являются «Письма Антона Павловича Чехова» за период с 1875 по 1904 годы, которые она перечитывает неоднократно. Чеховская краткость подразумевает способность читателя откликнуться на слово активной душевной работой, мобилизацией всего своего житейского, морального, культурного опыта. В биографии Чехова нет, кажется, ничего яркого, значительного: помогал людям, лечил больных, строил сельские школы на свои средства, ездил на Сахалин. Но кодекс порядочного человека из письма русского писателя брату Николаю  Дина Рубина усвоила навсегда: «В человеке всё должно быть прекрасно». Быть может, отсюда в прозе Дины Рубиной всякая жизнь полна красок, музыки и отчетливой пульсации подлинности, всякое воспоминание оживает и дышит, всякая история остаётся с читателем навсегда. Совмещение разных жанров иногда даже в одном произведении объединяет яркий живой язык, внимание к деталям, динамичность развития сюжета.


После окончания встречи поклонники Дины Рубинной выстроились в длинную живую очередь за автографами. В руках они держали её книги: «Когда же пойдет снег?»; «Дом за зелёной калиткой»;  «Отлично поёт товарищ прозаик!...»; «Сквозь сеточку шляпы»; «Почерк Леонардо»; «Синдром Петрушки»; «Вид из окна съемной квартиры»; "Еврейская невеста", «Бабий яр», роман-трилогия «Русская канарейка» и самую любимую «На солнечной стороне улицы». Михаил Гар (опосредованно) и автор этих строк  подарили писателю с ташкентскими  корнями свои сборники стихов.


Впереди несколько дней напряжённой и очень интересной работы над будущей картиной. Модератор  пресс-конференции Борис Бабаев заверил всех присутствующих,  что можно не сомневаться, что будущая картина привлечёт самое пристальное внимание телезрителей и станет хорошим творческим подарком к предстоящему 65-летнему юбилею популярной и всенародно любимой писательницы. Поклонники творчества Дины Рубиной ждут выхода не только новых книг, но и документального фильма о замечательной писательнице, сказавшей о себе на пресс-конференции в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои: «Я просто девочка, которая почти 65 лет назад родилась в Ташкенте».

Гуарик  Багдасарова  

Фото автора и Евгения Скляревского                  

        

                    


          


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма