Экскурсия по весенней женской выставке в ГМИ Узбекистана



Дорогие  ценители живописи! Ради обозрения этих художественных шедевров стоит отложить все ваши дела и поспешить в Государственный музей искусств Узбекистана, пока ещё работает замечательная выставка под   названием «Цветы и образы», посвящённая весенним праздникам, выдающихся мастеров ХХ века — народных художников Узбекистана — Надежды Кашиной (1896-1977) и Зинаиды Ковалевской (1902-1979). В обширной экспозиции представлены их портреты, пейзажи, натюрморты, а также жанровые композиции 1940-1960 годов из собрания Музея искусств Узбекистана.


Нашим персональным гидом по выставочным залам была старший научный сотрудник ГМИ Уз Тамара Садридиновна Нуридинова. Кстати, необычное имя ей, коренной узбечке, дал отец из любви к народной артистке Узбекистана Тамаре Ханум. Высшее образование и степень кандидата искусствоведческих наук, полученные в Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры имени И.Е. Репина, навсегда породнило отечественного искусствоведа с большим стажем работы с русским искусством и одарило её особым тонким пониманием как  европейских, так и чисто национальных мотивов в евразийском искусстве.


Мы замедляем шаг  сразу же в фойе музея, потому что нас останавливают два больших красочных холста:  кисти Надежды Кашиной («Урок танца», 1958) и Зинаиды Ковалевской («Отдых», 1961).  Экскурсовод просит обратить внимание не только на композиционное и живописное мастерство автора жанровой картины —  «Урока танца», — но и на то, как могла художница передать звучание  дойры пластическими средствами. Зрители, глядя на картину, буквально, слышат, как тонкие крепкие пальцы девушки-музыканта на втором плане в  узбекском розовом платье отбивают ритм национальной пляски на дойре. Молодая мать сбоку в унисон ей отбивает такт ладонями, а её маленькая черноглазая дочурка в яркой тюбетейке в центре композиции пляшет и при этом прищёлкивает себе пальчиками в такт  мелодии. Действие происходит во дворе на открытом воздухе, на айване, увитом виноградником и освещённом щедрым азиатским солнцем. Надежда Кашина художественно-изобразительными средствами в этой картине достигает полного единения людей с природой и друг с другом и прославляет простые радости жизни под мирным азиатским небом.


Эту оптимистичную жанровую картину Н. Кашина написала в послевоенные годы.  Уроженка Перми, дочь потомственных иконописцев, получив художественное образование  в Пермском художественном техникуме (1920–1921) у А. В. Каплуна, в московских Вхутемасе — Вхутеине (1921–1927) у С. В. Герасимова, Р.Р. Фалька, Г.В. Фёдорова, она приехала в Узбекистан в 1930 году сложившимся художником и осталась здесь навсегда. Ей выпала честь стать одним из основоположников изобразительного искусства Узбекистана. Она создавала тематические картины, отображающие жизнь Узбекской республики: «Скачки» (1928), «Сдача хлопка» (1930), «Переправа через Сыр-Дарью», «Женщины в колхозе — большая сила» (1936), «Фархад строитель» (1939), «На освобождённой земле» (1942), а также многие другие живописные произведения по мотивам поэм Низами и А. Навои. Художница проявила себя большим мастером, тонким живописцем в работе "Девушка с бубном"(1945). Она находится в постоянной экспозиции ГМИ Узбекистана.


       Надежда Кашина была одним из лучших  мастеров натюрморта и портрета: особенное место в её живописи занимали женские образы. Картины  Н. Кашиной, представленные на выставке: «Натюрморт с перцем», "Баклажаны", «Фрукты», «Груши»,  «Весенние розы», «Гладиолусы»,  «Керамика», «Подсолнух», «Гранаты», а также избранные портретные образы: «Невеста»,  «Кукуруза»,  «Барашек»,  многие другие — выполнены, в основном, в техниках акварели и темперы. Её натюрморты, напоённые солнцем, воздухом, насыщенные горячими красками, передают красоту и изобилие нашего солнечного края, его прекрасные фрукты и овощи. В наши дни, по словам  старшего научного сотрудника ГМИ Узбекистана  Тамары Нуридиновой, они даже могут служить убедительной идейной агитацией для экотуризма. Они красивы своими контрастами цвета, мягкими очертаниями предметов, передачей световоздушной среды и призывают людей ценить и беречь щедрые дары узбекской природы.


Надежда Кашина  также автор многочисленных жанровых зарисовок, в которых запечатлены характерные типы и быт Узбекистана. Этим произведениям свойственны экспрессия, яркость колористических сочетаний. В годы Великой Отечественной войны Н. Кашина сотрудничала в Окнах УзбТАГ: создала плакаты патриотического содержания. Агитационно-политические плакаты Кашиной утверждают любовь к родине и ненависть к врагу. "Окна УзТАГа", выполненные Кашиной, чётки по графическому контуру и броски по цвету. В 1964 г.  вместе с А.В. Кедриным она выполнила керамическое панно «Колхозные работы» для павильона УзбССР на ВДНХ. Среди последних произведений следует отметить "Урожай" (1957). Тема изобилия, плодородия раскрывается художницей в образе молодой узбекской девушки, несущей на голове и в руках осенние плоды. Яркий национальный костюм, сверкающее голубое небо, красота девушки придают этой работе особую привлекательность.


         Н. Кашина экспонировалась на выставках группы «Тринадцать» (1929, 1930), картин художников Узбекистана (1934) и участвовала во многих всесоюзных художественных выставках  в Москве и за рубежом  —  в Амстердаме, Нью-Йорке, Вене, Берлине, Филадельфии. Её творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте.

         Зинаида Ковалевская, ученица П.П. Бенькова, оставила  большой след в развитии живописи Узбекистана. Она  в 1930 году была приглашена  на работу в качестве художника на кафедру этнографии Узбекского государственного научно-исследовательского института, и с этого времени навсегда связала  свою жизнь с Узбекистаном. З. Ковалевская, как и Н. Кашина, в своих картинах описывала жизнь и быт узбекского народа. В её творчестве особенно интересны портреты и натюрморты. По мнению специалистов, её лучшие портретные образы: это  художники Павел Петрович Беньков и М.В. Теплов, работавшие в Узбекистане — оба эти произведения представлены на выставке. Эту галерею  дополняет «Портрет декоративного скульптора С. Раковой», выполненный З. Ковалевской в импрессионистической манере.  На выставке здесь же рядом с портретом представлена фарфоровая статуэтка «Стоящей узбекской девочки» работы С. Раковой, дающая представление о пластическом таланте декоративного скульптора малых форм.


Посетителей выставки совершенно очаровывают натюрморты: «Жёлтые цветы», «Цветущий кактус», «Натюрморт (с грушами, виноградом и керамикой)»; многочисленные пейзажные зарисовки с детьми: «Дворик», «Чайхана», «Самарканд»; тематические картины:  «Мальчик у подоконника», «Отдых». Они наполнены жизнью, богаты игрой света и тени. Воздушные и светлые тона колорита придают работам Зинаиды Ковалевской объёмность, лёгкость и реалистичность изображения.




Судя по записям в Книге отзывов, посетителям выставки полюбилось жизнеутверждающее искусство Н. Кашиной и З. Ковалевской. Любители живописи, спешите получить истинное эстетическое наслаждение от картин этих замечательных художниц! Выставка «Цветы и образы» продлится до 27 апреля 2018 года.

Гуарик Багдасарова


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма