Город как судьба в фильме «Мама. Спасение в Ташкенте»


Новый показ документального фильма «Мама. Спасение в Ташкенте» производства  студии «Фаввора-фильм» 20 05 18 в галерее «ZERO-LINE» в центре узбекской столицы вызвал  оживлённую дискуссию в зрительном зале. Первый показ фильма режиссёра  Дениса Кодзаева по сценарию Бориса Бабаева о судьбах Анны Мишулиной, Анны Ахматовой, Корнея Чуковского в Ташкенте в годы их вынужденной эвакуации сюда во время Второй мировой войны состоялся в начале мая в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои и уже тогда вызвал большой интерес к теме, затронутой  в 2016 г. в документальном фильме «Большое сердце Ташкента» режиссёра Хаджимурата Валиева
Киновечер начался с показа телепередачи «Большое сердце Ташкента в Нью-Йорке». В нём сценарист Борис Бабаев  и  народная артистка Узбекистана Галина Мельникова  дают интервью на  русско-американском телевидении в Нью-Йорке в сентябре прошлого года во  время  их совместной творческой поездки в США и Израиль. Целью творческой командировки  было показать  на Западе фильм «Большое сердце Ташкента» о «городе спасения», как  ёмко и точно назвал наш город народный поэт Узбекистана Александр Файнберг.


Два фильма, по сути, составляют  один цельный документальный кинорассказ о том, как в годы  Второй мировой войны в Ташкенте нашли спасение не только тысячи эвакуированных людей, стариков, женщин и детей, которые бежали от преследований немецко-фашистских захватчиков, а также евреев, подвергавшихся  полному уничтожению. Здесь нашли приют и утешение тысячи ссыльных людей, невинных жертв сталинских репрессий, впоследствии реабилитированных и внёсших свой посильный вклад в экономику и культуру  Республики Узбекистан.
Новая жизнь беженцев с чистого листа в Узбекистане стала возможна не только  благодаря  действиям  местного руководства, но главным образом,   доброте и гостеприимству, неимоверным усилиям узбекского народа, который ничего не жалел, чтобы беженцы нашли здесь спасение, жильё, пищу и работу. Они хорошо помнят всё это  и преисполнены благодарности  нашему народу за помощь и спасение, а также свою духовную и гражданскую реабилитацию в нашем крае.


Открывая  презентацию нового документального фильма «Мама. Спасение в Ташкенте», — подчеркнул  его сценарист Б. Бабаев, —  он тематически и фактически логично продолжает первую   киноповесть, в которой создатели  рассказали о побратимстве народов России, Белоруссии, Украины  и Узбекистана в годы Второй мировой войны.
Интрига создания документального фильма о судьбе матери народного артиста СССР, известного актёра театра и кино  Спартака Мишулина — Анны Васильевны Мишулиной, — рассказал Б. Бабаев, — заключалась в том, что не было практически никаких биографических данных о ней и очень мало информации о детстве и отрочестве самого Спартака.
По современным понятиям, Спартака можно было бы считать мажором. Он появился на свет 22 октября 1926 г. в элитной московской семье. Его мать, Анна Васильевна, выполняла обязанности заместителя народного комиссара в золотодобывающей отрасли. Ответственная работа не оставляла времени на обычные семейные радости, и поэтому в раннем возрасте мать отдаёт маленького Спартака на воспитание в детский дом.
Мальчик два года проводит вдали от родных. Мать редко его навещает, а законного отца у ребёнка нет. Тайна рождения так и останется не раскрытой, хотя уже в зрелом возрасте Спартак Васильевич туманно намекает на возможное отцовство известного писателя Александра Фадеева, автора знаменитого романа «Молодая гвардия». Об этом упоминается и в документальном фильме «Мама. Спасение в Ташкенте».
Необычное имя для малыша, в честь римского борца за свободу рабов, придумал дядя, родной брат матери — Александр Васильевич Мишулин,  ректор академии общественных наук при ЦК партии, личный друг Суслова. Именно он забрал ребёнка из интерната и воспитывал в своей семье.
Дядя, увлекавшийся древней историей, и предложил назвать племянника в честь знаменитого римского гладиатора.
Семья Мишулиных жила в самом центре Москвы — в двух шагах от улицы Горького, в Настасьинском переулке. Спартак рос непоседливым, подвижным ребенком. С ранних лет он мечтал стать артистом и нередко бегал в Детский театр, который располагался на Тверской. В 10 лет в жизни Спартака произошли серьезные перемены. В 1937 г. мать становится жертвой сталинских репрессий и отправляется в ссылку в Узбекистан. Его маму арестовали как «врага народа» и сослали в Ташкент. На некоторое время мальчик остался на попечении отчима, человека пьющего и нередко распускавшего в отношении Спартака кулаки.
Спартак пытается жить вместе с матерью, но не находит взаимопонимания и возвращается в Москву, к дяде. Сразу после начала войны Мишулины выезжают в эвакуацию в г. Дзержинск Горьковской области. Мальчик сбегает из-под опеки родственников и попадает в Кемеровскую область, где поступает в артиллерийскую школу. Во время подготовки к выступлению драматического кружка Спартак крадёт лампочки для освещения клуба; его поступок раскрывают, но судьи смягчают наказание и приговаривают юношу по статье «хулиганство». После трёх  лет пребывания в местах заключения Спартак выходит на свободу и устраивается работать завклубом в с. Брусово Тверской области. Затем была работа на должности художественного руководителя Дома культуры в посёлке Удомля Калининской области. Здесь Спартак Мишулин организовал самодеятельный театр, в котором был сразу и автором, и режиссёром, и актёром, что очень пригодилось ему в будущей профессии.
Триумф артиста наступит только в конце 50-х гг прошлого века в Москве в театре Сатиры. В 70-е - 80-е годы Спартак Мишулин продолжал много и плодотворно работать в этом театре. Он неизменно блистал в роли Карлсона, играл в спектаклях: «Обыкновенное чудо» (Король), «Ревизор» (Хлопов), «Мамаша Кураж и её дети» (Повар), «Маленькие комедии большого дома» (Грабитель), «Ремонт» (Изобретатель), «Бег» (Чарнота), «Трехгрошовая опера» (Пичем), «Самоубийца» (Калабушкин), «Крамнэгел» (Крамнэгел) и др.
Спартак Васильевич Мишулин был необыкновенным: очень деятельным, открытым, весёлым, дружелюбным человеком. Его любили дети за его спектакли, его обожали взрослые, за то, что он мог вернуть им ощущение детства. Он был верным и преданным своей профессии актёром, более полувека проработав на подмостках театра Сатиры в Москве. Актёр умер 17 июля  2005 года после тяжёлой операции на сердце, но его до сих пор очень многие помнят и бесконечно любят его образы в театре и кино.
Фрагменты из знаменитых спектаклей и фильмов с его участием были показаны в документальном фильме о матери Спартака: «Белое солнце пустыни» (Саид), телесериал «Кабачок «13 стульев» (пан директор), «Нам всё ещё смешно» (Карлсон) и другие.


         — В какой-то мере наш фильм пытается возродить доброе имя Спартака Мишулина на фоне всех  семейных разборок, которые ведутся в последнее время на Центральном телевидении в Москве. Нас заинтересовала история матери Спартака, этой удивительной женщины, —  сказал Борис Бабаев, предваряя показ фильма. — Но поиски её пребывания в Ташкенте оказались сложными. Мы с трудом нашли людей, знакомых с Анной Васильевной. Об этом мы говорим в фильме с известными людьми республики — писателем, историком края Борисом Анатольевичем Голендером, подчеркнувшим, что здесь в Ташкенте Анна Васильевна в атмосфере  людского добра обрела себя в новом качестве; искусствоведом, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Турсунали Кузиевым, контактировавшим с Анной Васильевной в конце её жизни; народным артистом Узбекистана, режиссёром Баходыром Юлдашевым, актёром Романом Ткачуком, работавшим вместе со Спартаком Мишулиным в московском театре Сатиры, а также соседкой Анны Васильевны Мишулиной по дому — Светланой Абрамовой. С их помощью удалось узнать о многом: где проживала репрессированная мать Спартака, о некоторых особенностях её непростого характера, а также бытовых подробностях её замкнутой жизни. Живой и  домашний голос  народной артистки Узбекистана Галины Мельниковой за кадром без излишнего пафоса делает этот фильм особенно доверительным и искренним.



Так, из рассказа соседки зрители узнали, что Анна Васильевна была женщиной с железной силой воли, со своей точкой зрения на происходящее вокруг. В 50-тые годы прошлого века, после смерти Сталина, она была полностью реабилитирована, но не уехала из Ташкента и осталась здесь жить до самой смерти.
В фильме один из его участников режиссёр Баходыр Юлдашев высказал предположение, что так она поступила в знак благодарности Узбекистану, узбекскому народу, Ташкенту, ставшему для неё родным, за сердечный приём, доброту людей, их любовь и радушие.



         К сожалению, многое в судьбе этой женщины остаётся до сих пор загадкой. Отвечая на вопросы зрителей, удалось ли узнать, где и кем работала Анна Васильевна, Борис Бабаев ответил, что она работала простым инженером. Волею судьбы оказавшаяся в столице Узбекистана, практически сосланная сюда, Анна Мишулина осталась в солнечном городе и после своей реабилитации, прожив в нём полвека. Годы, проведённые вдали от родных мест, сделали далекий когда-то для Анны Мишулиной Ташкент главным городом её жизни, её судьбой. Творческая группа сумела разыскать дом, в котором жила героиня, соседей, которые помнят ее, как волевого человека с твердым характером. Среди них Светлана Абрамова, соседка по дому, и  художник Турсунали Кузиев, который в то время использовал подвал этого знаменательного дома под художественную мастерскую. Авторам фильма не удалось разыскать место захоронения Мишулиной, но удалось узнать, что она ушла из жизни в  1986 году.


Режиссёр фильма Денис Кодзаев на основе одной судьбы смог дать обобщённый портрет  эпохи, придал динамизм повествованию ленты, поднял и неординарно преподнёс зрителям необычную тему, создал яркую запоминающуюся ленту. Одна жизнь — и перед нами  рассказ о целой исторической эпохе; конкретный человек — и  открывается целый интереснейший пласт жизни Ташкента,  незабываемая страница его большой истории. По мнению заслуженного деятеля искусств Турсунали Кузиева, создателям фильма «Мама. Спасение в Ташкенте» удалось передать необыкновенную атмосферу любви и дружбы, царящую в нашем древнем и вечно молодом городе. Ташкент и сегодня остаётся  образцом необыкновенного братства людей самых разных национальностей, для которых человек, живущий или живший в Ташкенте, куда бы ни заносила его судьба, навсегда остаётся родным для узбекистанцев.
Автор сценария и вдохновитель картины, известный журналист Борис Бабаев, сумел создать динамичную ленту, которая смотрится на одном дыхании. Просто, начиная с нуля, по крупицам собирая сведения о судьбе героини, автор выходит через её индивидуальную судьбу к широкому обобщению, показывает роль Ташкента в судьбах многих выдающихся людей, в числе которых, например, известные литераторы Анна Ахматова и Корней Чуковский.
На новом показе картины в галерее Zero Line  зрители обсуждали эвакуацию в Узбекистан выдающегося русского поэта Серебряного века Анны Ахматовой и её достаточно широкого окружения, в которое входили наряду с российскими мэтрами — Ал. Козловским, А.Н. Толстым, Н.Я. Мандельштам, Вл. Луговским, Ксенией Некрасовой  — местные молодые жители Ташкента, всячески поддерживавшие  беженцев в суровом быту и их мужественном творчестве в южном тылу: это будущие известные литераторы, а тогда подростки — Эдуард Бабаев, Вал. Берестов, Зоя Туманова. Вот что писал К.И. Чуковский о  Ташкенте и его жителях того времени:
«Этого, действительно, никогда не бывало, чтобы люди другой национальности, другого быта, другого языка, другого климата, другой части света проявляли такую пылкую любовь  и уважение к беженцам. Это происходит  впервые  за всю нашу историю. Всегда знал, какое большое значение имеет дружба народов, но должен сознаться — мне и в голову не приходило, что эта дружба может дойти до такой взволнованной, задушевной, самоотверженной нежности…».


Диктор Национального ТВ Галина Мельникова на обсуждении фильма вспоминала, как её родители в Ташкенте приютили пожилую женщину из блокадного Ленинграда и ухаживали за ней, как за малым дитём. Она призвала зрителей  не  утрачивать этот дар, доставшийся нам в наследство от наших родителей, переживших войну,  — невероятную  чуткую душевность и любовь к людям, подтверждающие слова Л.Н.Толстого: «Любовь есть жизнь. Всё, что я понимаю, есть только потому, что есть Любовь».   


Другие зрители,  собравшиеся на просмотр этого фильма и активно участвовавшие в его обсуждении,  выразили  своё личное отношение к периоду эвакуации, подвигу узбекского народа в годы войны.  Журналист Юрий Черногаев признался, что испытывает  гордость за свой народ и родной город Ташкент, который в разное время справедливо называли: «Ташкент – город хлебный», «Город спасения», «Столица дружбы и тепла», а также гордость за создателей такого фильма. — Ведь мы живём и порой не осознаём, где мы живём и с кем рядом живём, — признался узбекистанский журналист. 
Посол Польши в Узбекистане Петр Ивашкевич в Ташкенте поблагодарил создателей двух документальных лент и пожелал, чтобы их, по заявкам зрителей,  показали ещё раз на ТВ более широкой аудитории. Ташкент, — подтвердил он, — богат своими историями. Только недавно, третьего мая 2018 г. ,  — рассказал он, — в Музее жертв сталинских репрессий была открыта выставка, рассказывающая про большую польскую армию (120 тысяч человек), которая была сформирована недалеко от Ташкента в годы Второй мировой войны. Сходите посмотреть — вам будет интересна эта история!
 В ходе дискуссии на патриотической волне зрители  выразили свои заветные пожелания: вернуть 9 мая его истинное историческое название —День Победы и Вторую мировую войну на территории бывшего Союза справедливо называть Великой Отечественной войной.
Главный редактор сайта «Письма о Ташкенте» Евгений Скляревский  поделился своими впечатлениями от просмотра и обсуждения фильма «Мама. Спасение в Ташкенте» в интернете:
 — У меня два потрясения. Первое — от фильма, от цепи совпадений — Tурсунали Кузиев работал 40 лет назад в мастерской в подвале дома, где жила Мишулина, сосланная в Ташкент в 1937 году. Удалось найти соседей и записать их воспоминания. И это штрих общей идеи о том, как Ташкент стал домом для эвакуированных, сосланных и приехавших на работу. Второе потрясение от услышанных речей при обсуждении. Кроме слов благодарности, мы обсудили важные проблемы взаимодействия культур и народов. Я просто наслаждался речами  Юрия Черногаева, Галины Витальевны Мельниковой, Турсунали Каримовича Кузиева, других гостей... Не просто речи —  обсуждали актуальные вопросы, повторно дополняли друг друга. Интересна была речь режиссёра Баходыра Юлдашева в фильме. Такие слова и мысли о чём-то важном каждый день не услышите, я просто блаженствовал от присутствия, от события, от обсуждения. Спасибо участникам, спасибо менеджеру галереи ZERO LINE Виктории Ерофеевой за гостеприимство: среди картин особенно хорошо мыслилось.
Ташкент во время войны и времена эвакуации в нулевые годы  становится модной актуальной темой в литературе и кинематографе. В 2000 году в Санкт-Петербурге  (издательство ИНАПРЕСС) вышла книга очевидца этих событий, наблюдательного и тонкого мемуариста  Эдуарда Бабаева «Воспоминания» тиражом полторы тысячи экземпляров.  Ещё в юности во время войны судьба свела его с выдающимися деятелями русской культуры ХХ века. Связь с ними не порывалась долгие годы. Анна Ахматова, Борис Пастернак,  Николай Харджиев, Надежда Мандельштам и другие персонажи обретают конкретные и противоречивые черты на страницах этой книги. Сумрак и свет эпохи, меняющиеся образы её городов, обаяние речи великих современников насыщают воспоминания  Эдуарда Бабаева волнением и искренностью.  
Эти и другие воспоминания наших земляков  дополняют ленты узбекских кинодокументалистов:  «Дети войны» Дж. Исхакова,  "Война... Тыл... Город спасения" Алиаскара Фатхуллина, «Большое сердце Ташкента» Хаджимурата Валиева, «Мама. Спасение в Ташкенте» Дениса Кодзаева — они  заставляют жить и мыслить светлей и чище,  достойно творить настоящее, помня о великом подвиге нашего народа, совершённом в годы войны на самом пределе человеческих возможностей.


В заключение презентации нового документального фильма Борис Бабаев сказал, что куда только ни оглянешься в Ташкенте, за каждым углом в каждом дворе таится неизведанная судьба незнакомых людей, так или иначе связанных с нашим городом. Здесь можно ещё о многих написать и сделать новые фильмы. Всегда что-то ещё новое откроется современникам из недр  нашего невероятного города. В перспективе мы хотим снять фильм о  Международном Вестминстерском университете в Ташкенте.
Думаю,  что всем нашим друзьям в Ташкенте,  и в целом, в  Узбекистане, в других странах мира наши фильмы понравятся. Наша главная тема  «Ташкент — город спасения» находит здесь своё продолжение. Спасибо всем,  кто пришёл и участвовал в обсуждении наших кинопрограмм.


Гуарик Багдасарова

Фото: Евгений Скляревский

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма