Город как судьба в фильме «Мама. Спасение в Ташкенте»
Новый показ документального
фильма «Мама. Спасение в Ташкенте» производства
студии «Фаввора-фильм» 20 05 18 в галерее «ZERO-LINE» в центре узбекской столицы вызвал оживлённую дискуссию в зрительном зале.
Первый показ фильма режиссёра Дениса Кодзаева
по сценарию Бориса Бабаева о судьбах Анны Мишулиной, Анны Ахматовой, Корнея Чуковского
в Ташкенте в годы их вынужденной эвакуации сюда во время Второй мировой войны
состоялся в начале мая в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои и уже
тогда вызвал большой интерес к теме, затронутой в 2016 г. в документальном фильме «Большое
сердце Ташкента» режиссёра Хаджимурата Валиева
Киновечер начался с показа телепередачи «Большое
сердце Ташкента в Нью-Йорке». В нём сценарист Борис Бабаев и народная
артистка Узбекистана Галина Мельникова дают
интервью на русско-американском
телевидении в Нью-Йорке в сентябре прошлого года во время
их совместной творческой поездки в США и Израиль. Целью творческой
командировки было показать на Западе фильм «Большое сердце Ташкента» о
«городе спасения», как ёмко и точно назвал
наш город народный поэт Узбекистана Александр Файнберг.
Два фильма, по сути, составляют один цельный документальный кинорассказ о том,
как в годы Второй мировой войны в
Ташкенте нашли спасение не только тысячи эвакуированных людей, стариков, женщин
и детей, которые бежали от преследований немецко-фашистских захватчиков, а
также евреев, подвергавшихся полному
уничтожению. Здесь нашли приют и утешение тысячи ссыльных людей, невинных жертв
сталинских репрессий, впоследствии реабилитированных и внёсших свой посильный
вклад в экономику и культуру Республики
Узбекистан.
Новая жизнь беженцев с чистого
листа в Узбекистане стала возможна не только
благодаря действиям местного руководства, но главным образом, доброте и гостеприимству, неимоверным
усилиям узбекского народа, который ничего не жалел, чтобы беженцы нашли здесь
спасение, жильё, пищу и работу. Они хорошо помнят всё это и преисполнены благодарности нашему народу за помощь и спасение, а также
свою духовную и гражданскую реабилитацию в нашем крае.
Открывая презентацию нового документального фильма
«Мама. Спасение в Ташкенте», — подчеркнул
его сценарист Б. Бабаев, — он тематически
и фактически логично продолжает первую
киноповесть, в которой создатели рассказали о побратимстве народов России,
Белоруссии, Украины и Узбекистана в годы
Второй мировой войны.
Интрига создания документального
фильма о судьбе матери народного артиста СССР, известного актёра театра и
кино Спартака Мишулина — Анны Васильевны
Мишулиной, — рассказал Б. Бабаев, — заключалась в том, что не было практически
никаких биографических данных о ней и очень мало информации о детстве и
отрочестве самого Спартака.
По современным понятиям, Спартака
можно было бы считать мажором. Он появился на свет 22 октября 1926 г. в элитной
московской семье. Его мать, Анна Васильевна, выполняла обязанности заместителя
народного комиссара в золотодобывающей отрасли. Ответственная работа не
оставляла времени на обычные семейные радости, и поэтому в раннем возрасте мать
отдаёт маленького Спартака на воспитание в детский дом.
Мальчик два года проводит вдали от родных. Мать редко его
навещает, а законного отца у ребёнка нет. Тайна рождения так и останется не
раскрытой, хотя уже в зрелом возрасте Спартак Васильевич туманно намекает на
возможное отцовство известного писателя Александра Фадеева, автора знаменитого
романа «Молодая гвардия». Об этом упоминается и в документальном фильме «Мама.
Спасение в Ташкенте».
Необычное имя для малыша, в честь
римского борца за свободу рабов, придумал дядя, родной брат матери — Александр
Васильевич Мишулин, ректор академии
общественных наук при ЦК партии, личный друг Суслова. Именно он забрал ребёнка
из интерната и воспитывал в своей семье.
Дядя, увлекавшийся древней историей, и предложил назвать
племянника в честь знаменитого римского гладиатора.
Семья Мишулиных жила в самом
центре Москвы — в двух шагах от улицы Горького, в Настасьинском переулке.
Спартак рос непоседливым, подвижным ребенком. С ранних лет он мечтал стать
артистом и нередко бегал в Детский театр, который располагался на Тверской. В
10 лет в жизни Спартака произошли серьезные перемены. В 1937 г. мать становится
жертвой сталинских репрессий и отправляется в ссылку в Узбекистан. Его маму
арестовали как «врага народа» и сослали в Ташкент. На некоторое время мальчик
остался на попечении отчима, человека пьющего и нередко распускавшего в
отношении Спартака кулаки.
Спартак пытается жить вместе с
матерью, но не находит взаимопонимания и возвращается в Москву, к дяде. Сразу
после начала войны Мишулины выезжают в эвакуацию в г. Дзержинск Горьковской
области. Мальчик сбегает из-под опеки родственников и попадает в Кемеровскую
область, где поступает в артиллерийскую школу. Во время подготовки к
выступлению драматического кружка Спартак крадёт лампочки для освещения клуба;
его поступок раскрывают, но судьи смягчают наказание и приговаривают юношу по
статье «хулиганство». После трёх лет
пребывания в местах заключения Спартак выходит на свободу и устраивается
работать завклубом в с. Брусово Тверской области. Затем была работа на
должности художественного руководителя Дома культуры в посёлке Удомля
Калининской области. Здесь Спартак Мишулин организовал самодеятельный театр, в
котором был сразу и автором, и режиссёром, и актёром, что очень пригодилось ему
в будущей профессии.
Триумф артиста наступит только в
конце 50-х гг прошлого века в Москве в театре Сатиры. В 70-е - 80-е годы
Спартак Мишулин продолжал много и плодотворно работать в этом театре. Он
неизменно блистал в роли Карлсона, играл в спектаклях: «Обыкновенное чудо»
(Король), «Ревизор» (Хлопов), «Мамаша Кураж и её дети» (Повар), «Маленькие
комедии большого дома» (Грабитель), «Ремонт» (Изобретатель), «Бег» (Чарнота),
«Трехгрошовая опера» (Пичем), «Самоубийца» (Калабушкин), «Крамнэгел»
(Крамнэгел) и др.
Спартак Васильевич Мишулин был
необыкновенным: очень деятельным, открытым, весёлым, дружелюбным человеком. Его
любили дети за его спектакли, его обожали взрослые, за то, что он мог вернуть
им ощущение детства. Он был верным и преданным своей профессии актёром, более
полувека проработав на подмостках театра Сатиры в Москве. Актёр умер 17
июля 2005 года после тяжёлой операции на
сердце, но его до сих пор очень многие помнят и бесконечно любят его образы в
театре и кино.
Фрагменты из знаменитых спектаклей и фильмов с его участием
были показаны в документальном фильме о матери Спартака: «Белое солнце пустыни»
(Саид), телесериал «Кабачок «13 стульев» (пан директор), «Нам всё ещё смешно» (Карлсон)
и другие.
— В какой-то мере наш фильм пытается
возродить доброе имя Спартака Мишулина на фоне всех семейных разборок, которые ведутся в
последнее время на Центральном телевидении в Москве. Нас заинтересовала история
матери Спартака, этой удивительной женщины, — сказал Борис Бабаев, предваряя показ фильма. —
Но поиски её пребывания в Ташкенте оказались сложными. Мы с трудом нашли людей,
знакомых с Анной Васильевной. Об этом мы говорим в фильме с известными людьми
республики — писателем, историком края Борисом Анатольевичем Голендером,
подчеркнувшим, что здесь в Ташкенте Анна Васильевна в атмосфере людского добра обрела себя в новом качестве; искусствоведом,
заслуженным деятелем искусств Узбекистана Турсунали Кузиевым, контактировавшим
с Анной Васильевной в конце её жизни; народным артистом Узбекистана, режиссёром
Баходыром Юлдашевым, актёром Романом Ткачуком, работавшим вместе со Спартаком
Мишулиным в московском театре Сатиры, а также соседкой Анны Васильевны Мишулиной
по дому — Светланой Абрамовой. С их помощью удалось узнать о многом: где
проживала репрессированная мать Спартака, о некоторых особенностях её непростого
характера, а также бытовых подробностях её замкнутой жизни. Живой и домашний голос народной артистки Узбекистана Галины
Мельниковой за кадром без излишнего пафоса делает этот фильм особенно
доверительным и искренним.
Так, из рассказа соседки зрители узнали,
что Анна Васильевна была женщиной с железной силой воли, со своей точкой зрения
на происходящее вокруг. В 50-тые годы прошлого века, после смерти Сталина, она
была полностью реабилитирована, но не уехала из Ташкента и осталась здесь жить
до самой смерти.
В фильме один из его участников режиссёр
Баходыр Юлдашев высказал предположение, что так она поступила в знак
благодарности Узбекистану, узбекскому народу, Ташкенту, ставшему для неё родным,
за сердечный приём, доброту людей, их любовь и радушие.
К
сожалению, многое в судьбе этой женщины остаётся до сих пор загадкой. Отвечая
на вопросы зрителей, удалось ли узнать, где и кем работала Анна Васильевна,
Борис Бабаев ответил, что она работала простым инженером. Волею судьбы
оказавшаяся в столице Узбекистана, практически сосланная сюда, Анна Мишулина
осталась в солнечном городе и после своей реабилитации, прожив в нём полвека. Годы,
проведённые вдали от родных мест, сделали далекий когда-то для Анны Мишулиной
Ташкент главным городом её жизни, её судьбой. Творческая группа сумела
разыскать дом, в котором жила героиня, соседей, которые помнят ее, как волевого
человека с твердым характером. Среди них Светлана Абрамова, соседка по дому,
и художник Турсунали Кузиев, который в
то время использовал подвал этого знаменательного дома под художественную мастерскую.
Авторам фильма не удалось разыскать место захоронения Мишулиной, но удалось
узнать, что она ушла из жизни в 1986
году.
Режиссёр фильма Денис Кодзаев на основе
одной судьбы смог дать обобщённый портрет
эпохи, придал динамизм повествованию ленты, поднял и неординарно
преподнёс зрителям необычную тему, создал яркую запоминающуюся ленту. Одна
жизнь — и перед нами рассказ о целой
исторической эпохе; конкретный человек — и открывается целый интереснейший пласт жизни
Ташкента, незабываемая страница его
большой истории. По мнению заслуженного деятеля искусств Турсунали Кузиева, создателям
фильма «Мама. Спасение в Ташкенте» удалось передать необыкновенную атмосферу
любви и дружбы, царящую в нашем древнем и вечно молодом городе. Ташкент и
сегодня остаётся образцом необыкновенного
братства людей самых разных национальностей, для которых человек, живущий или
живший в Ташкенте, куда бы ни заносила его судьба, навсегда остаётся родным для
узбекистанцев.
Автор сценария и вдохновитель картины,
известный журналист Борис Бабаев, сумел создать динамичную ленту, которая
смотрится на одном дыхании. Просто, начиная с нуля, по крупицам собирая
сведения о судьбе героини, автор выходит через её индивидуальную судьбу к
широкому обобщению, показывает роль Ташкента в судьбах многих выдающихся людей,
в числе которых, например, известные литераторы Анна Ахматова и Корней
Чуковский.
На новом показе картины в галерее
Zero Line зрители обсуждали эвакуацию в
Узбекистан выдающегося русского поэта Серебряного века Анны Ахматовой и её
достаточно широкого окружения, в которое входили наряду с российскими мэтрами —
Ал. Козловским, А.Н. Толстым, Н.Я. Мандельштам, Вл. Луговским, Ксенией
Некрасовой — местные молодые жители
Ташкента, всячески поддерживавшие
беженцев в суровом быту и их мужественном творчестве в южном тылу: это
будущие известные литераторы, а тогда подростки — Эдуард Бабаев, Вал. Берестов,
Зоя Туманова. Вот что писал К.И. Чуковский о
Ташкенте и его жителях того времени:
«Этого, действительно, никогда не
бывало, чтобы люди другой национальности, другого быта, другого языка, другого
климата, другой части света проявляли такую пылкую любовь и уважение к беженцам. Это происходит впервые
за всю нашу историю. Всегда знал, какое большое значение имеет дружба
народов, но должен сознаться — мне и в голову не приходило, что эта дружба
может дойти до такой взволнованной, задушевной, самоотверженной нежности…».
Диктор Национального ТВ Галина
Мельникова на обсуждении фильма вспоминала, как её родители в Ташкенте приютили
пожилую женщину из блокадного Ленинграда и ухаживали за ней, как за малым
дитём. Она призвала зрителей не утрачивать этот дар, доставшийся нам в
наследство от наших родителей, переживших войну, — невероятную
чуткую душевность и любовь к людям, подтверждающие слова Л.Н.Толстого:
«Любовь есть жизнь. Всё, что я понимаю, есть только потому, что есть
Любовь».
Другие зрители, собравшиеся на просмотр этого фильма и
активно участвовавшие в его обсуждении,
выразили своё личное отношение к
периоду эвакуации, подвигу узбекского народа в годы войны. Журналист Юрий Черногаев признался, что испытывает
гордость за свой народ и родной город
Ташкент, который в разное время справедливо называли: «Ташкент – город
хлебный», «Город спасения», «Столица дружбы и тепла», а также гордость за
создателей такого фильма. — Ведь мы живём и порой не осознаём, где мы живём и с
кем рядом живём, — признался узбекистанский журналист.
Посол Польши в Узбекистане Петр Ивашкевич в Ташкенте поблагодарил создателей двух
документальных лент и пожелал, чтобы их, по заявкам зрителей, показали ещё раз на ТВ более широкой аудитории.
Ташкент, — подтвердил он, — богат своими историями. Только недавно, третьего
мая 2018 г. , — рассказал он, — в Музее жертв
сталинских репрессий была открыта выставка, рассказывающая про большую польскую
армию (120 тысяч человек), которая была сформирована недалеко от Ташкента в
годы Второй мировой войны. Сходите посмотреть — вам будет интересна эта
история!
В ходе дискуссии на патриотической волне
зрители выразили свои заветные
пожелания: вернуть 9 мая его истинное историческое название —День Победы и
Вторую мировую войну на территории бывшего Союза справедливо называть Великой
Отечественной войной.
Главный редактор сайта «Письма о
Ташкенте» Евгений Скляревский поделился
своими впечатлениями от просмотра и обсуждения фильма «Мама. Спасение в
Ташкенте» в интернете:
— У меня два потрясения. Первое — от фильма,
от цепи совпадений — Tурсунали Кузиев работал 40 лет назад в мастерской в
подвале дома, где жила Мишулина, сосланная в Ташкент в 1937 году. Удалось найти
соседей и записать их воспоминания. И это штрих общей идеи о том, как Ташкент
стал домом для эвакуированных, сосланных и приехавших на работу. Второе
потрясение от услышанных речей при обсуждении. Кроме слов благодарности, мы
обсудили важные проблемы взаимодействия культур и народов. Я просто наслаждался
речами Юрия Черногаева, Галины
Витальевны Мельниковой, Турсунали Каримовича Кузиева, других гостей... Не просто речи —
обсуждали актуальные вопросы, повторно дополняли друг друга. Интересна
была речь режиссёра Баходыра Юлдашева в фильме. Такие слова и мысли о чём-то
важном каждый день не услышите, я просто блаженствовал от присутствия, от
события, от обсуждения. Спасибо участникам, спасибо менеджеру галереи ZERO LINE Виктории
Ерофеевой за гостеприимство: среди картин особенно хорошо мыслилось.
Ташкент во время войны и времена
эвакуации в нулевые годы становится
модной актуальной темой в литературе и кинематографе. В 2000 году в Санкт-Петербурге (издательство ИНАПРЕСС) вышла книга очевидца
этих событий, наблюдательного и тонкого мемуариста Эдуарда Бабаева «Воспоминания» тиражом
полторы тысячи экземпляров. Ещё в юности
во время войны судьба свела его с выдающимися деятелями русской культуры ХХ
века. Связь с ними не порывалась долгие годы. Анна Ахматова, Борис
Пастернак, Николай Харджиев, Надежда
Мандельштам и другие персонажи обретают конкретные и противоречивые черты на
страницах этой книги. Сумрак и свет эпохи, меняющиеся образы её городов,
обаяние речи великих современников насыщают воспоминания Эдуарда Бабаева волнением и искренностью.
Эти и другие воспоминания наших
земляков дополняют ленты узбекских кинодокументалистов: «Дети войны» Дж. Исхакова, "Война... Тыл... Город спасения"
Алиаскара Фатхуллина, «Большое сердце Ташкента» Хаджимурата Валиева, «Мама.
Спасение в Ташкенте» Дениса Кодзаева — они
заставляют жить и мыслить светлей и чище, достойно творить настоящее, помня о великом
подвиге нашего народа, совершённом в годы войны на самом пределе человеческих возможностей.
В заключение презентации нового
документального фильма Борис Бабаев сказал, что куда только ни оглянешься в
Ташкенте, за каждым углом в каждом дворе таится неизведанная судьба незнакомых
людей, так или иначе связанных с нашим городом. Здесь можно ещё о многих
написать и сделать новые фильмы. Всегда что-то ещё новое откроется
современникам из недр нашего
невероятного города. В перспективе мы хотим снять фильм о Международном Вестминстерском университете в
Ташкенте.
Думаю, что всем нашим друзьям в Ташкенте, и в целом, в Узбекистане, в других странах мира наши фильмы
понравятся. Наша главная тема «Ташкент —
город спасения» находит здесь своё продолжение. Спасибо
всем, кто пришёл и участвовал в
обсуждении наших кинопрограмм.
Гуарик Багдасарова
Фото: Евгений Скляревский
Фото: Евгений Скляревский
Комментарии
Отправить комментарий