Способы взаимодействия медиа с аудиторией изучали на семинаре «Школа реальной журналистики» в РЦНК в Ташкенте
Качественно
новый этап — информационное общество — предполагает новый этап развития
журналистики. Процесс становления систем
средств массовой информации и коммуникации в странах бывшего Союза на
современном этапе отличается
определённой долей стихийности и кратковременности. Сегодня в нашей
стране функционируют более 1500 средств массовой информации, но в этой сфере
все ещё не существует базового образовательного учреждения. Сегодня, считают
специалисты, уже важно исследовать не само информационное пространство, а способы взаимодействия медиасферы с
аудиторией. На первый план выходят проблемы эффективности информации, её
оперативности, актуальности и социальной значимости, рейтинга СМИ и
конкуренции.
Эти и другие вопросы процесса
создания журналистского текста как центрального структурного первоэлемента
медиасферы обсуждались 24-25 мая 2018 г.
в РЦНК в Ташкенте в рамках международного проекта «Школа реальной журналистики».
Он был направлен на обучение молодых русскоязычных журналистов и практикующих
студентов старших курсов факультетов журналистики Национального университета
Республики Узбекистан и Узбекского государственного университета мировых
языков. В течение двух дней ведущие российские журналисты и медиа-тренеры делились
с молодыми коллегами своим опытом и навыками создания материалов самого
сложного жанра — историй — от идеи до
технологии.
В мероприятии приняли участие
главный редактор творческой лаборатории «Однажды» Дмитрий Соколов-Митрич; мастер
курса режиссуры неигрового кино и телевидения, доцент Санкт-Петербургского
института культуры, главный редактор видеостудии «Горизонт-media» Людмила
Познякова; Генеральный директор АНО «Русские Репортеры», медиа-менеджер Дмитрий
Михайлин; фотодиректор журнала «Русский репортёр» Валерий Дзялошинский.
Дмитрий Соколов-Митрич
рассказывал о том, как создаются истории, какое значение имеет заголовок в
тексте, который несёт до половины информационной нагрузки журналистского
произведения, и о том, как моделирование
заключения формирует общественное мнение. Людмила Познякова заострила
внимание на создании видео-историй, в которых картинка может быть выразительней
текста и не требовать дополнительно авторского комментария. Валерий
Дзялошинский поделился секретами создания содержательных фотоисторий в
медиатекстах. Дмитрий Михайлин научил слушателей
семинара, как умело продвигать созданную
журналистом историю в сети Интернет.
В эксклюзивном интервью для сайта
«Культура. Уз» генеральный директор Автономной некоммерческой организации
«Русские репортёры» Дмитрий Михайлин поделился своими размышлениями о «семиотических
ресурсах» новейших СМИ и перспективных
целях нового международного проекта «Школа реальной журналистики», который
стартовал в этом году:
— У этого проекта две главных цели: во-первых, профессиональная поддержка
журналистов в странах СНГ. Узбекистан шестая по счёту страна, которую мы
посетили. Мы убеждены, чем более профессионально работают журналисты в СНГ, тем
больше мы узнаём друг о друге и, соответственно, достигаем лучшего взаимопонимания между нашими народами.
Во-вторых, это поддержка
русского языка — эффективного средства
межнационального и международного общения, объединяющего огромное постсоветское
пространство.
— На что вы делаете главный акцент на семинаре?
— Мы учим журналистов рассказывать истории, потому что сегодня это самый
востребованный жанр, которым, к сожалению, мало кто владеет хорошо. Вся жизнь
состоит из историй людей, событий, стран и т.д.
— В советские годы нас, студентов журналистского факультета МГУ,
учили не «создавать истории», а правдиво отражать жизнь: «Трое суток шагать,
трое суток не спать ради нескольких строчек в газете». Мы часто говорили об
универсальности профессии журналиста: он волей-неволей «и швец, и жнец, и на
дуде игрец». Что изменилось с тех пор?
— Журналист может жизнь препарировать под каким угодно углом зрения. Наша
задача — уметь увидеть эти необычные истории
в каждом обыденном случае и суметь донести их в новом свете до читателей,
зрителей, пользователей интернета. При этом необходимо, чтобы новомодным и
весьма опасным «упрощениям» противостоял профессионализм подлинный,
полнокровный.
К нашей беседе во время кофе-брейка присоединилась Людмила Познякова,
мастер курса режиссуры неигрового кино и телевидения, доцент
Санкт-Петербургского института культуры, главный редактор видеостудии
«Горизонт-media». Людмила Познякова на семинаре выделялась среди ораторов не столько
принадлежностью к «слабому полу», сколько, напротив, своей железной волей,
мужским характером и потрясающей способностью ни с кем не соглашаться и уметь аргументированно
доказывать свою правоту в горячих творческих
дискуссиях. Она выразила своё объективное отношение к проекту, ожидаемым и достигнутым результатам
внедрения его в сложный противоречивый процесс существенных изменений в структурах редакций и всего информационного
поля на постсоветском пространстве:
— Эта программа под эгидой
журнала «Русский репортёр», названная «Школа реальной журналистики» при поддержке президента РФ — Владимира
Путина — направлена на знакомство и объединение с русскоязычными журналистами,
проживающими в СНГ. Командировка в
Ташкент — наша шестая поездка по городам СНГ. До этого были: Алматы, Бишкек,
Тбилиси, Душанбе, Баку. В планах — Москва, Минск, Ереван, города Прибалтики. Мы
не только знакомимся с этими народами,
чтобы понять, чем дышат они сегодня, но главное и прежде всего, пытаемся объединить
наши профессиональные журналистские усилия вне политики, — это очень важно, —
чтобы рассказать об очень интересных, неравнодушных людях без географических
границ в разных уголках бывшего Союза. Мы с вами знаем, что человек всегда был главным объектом
журналистики, где бы он ни жил и к какой бы национальности и конфессии ни
принадлежал.
Объединяющим фактором, «опорой и поддержкой» нашего проекта является «великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык».
Вспоминая знаменитое утверждение Льва Николаевича Толстого о том, что «все
счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива
по-своему» в романе «Анна Каренина», позволю себе «похулиганить» и перефразировать русского классика применительно к
современной журналистике и сказать: «Мы все несчастны одинаково, а счастливы
по-своему» в нашей профессии. Те проблемы, сложности времени, которые нам
приходится решать в профессиональном труде,
— они у нас общие, касающиеся наших недостаточных навыков, невысокой компетенции, каких-то недоработок,
и поэтому размышлять и рассуждать вместе
об этом гораздо эффективнее. Такая
профессиональная кооперация, несомненно, даёт продуктивный результат. Чему мы
учим? Мы учим журналистов быть конкурентными в современном мире, где всё
меняется ежедневно.
Лучших участников семинара из
стран СНГ в ноябре 2018 года пригласят в Москву на недельный интенсив с
участием ведущих российских журналистов. Это один из самых масштабных за
последние годы международный журналистский проект.
В этот же день, 24 мая 2018 года, по счастливому
совпадению, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление об
образовании университета журналистики и массовых коммуникаций. Создаваемый в
системе высшего и среднего специального образования Узбекистана Университет
журналистики и массовых коммуникаций будет заниматься подготовкой
квалифицированных журналистских кадров, освоивших особенности сферы,
теоретико-практические, философские и эстетические аспекты журналистики, основы
современных медиатехнологий; широким привлечением студентов в научную
деятельность в области развития журналистского образования.
Вуз будет заниматься также развитием партнёрских
связей с отечественными и зарубежными вузами и научными центрами для реализации
учебных и научных программ; повышением педагогического потенциала университета
путем отправки перспективных молодых выпускников в зарубежные образовательные
учреждения и научные центры по программам магистратуры и докторантуры и другие.
Прошедший семинар "Школа реальной журналистики" доказал эффективность таких международных партнёрских связей. Высокий интерес представителей средств массовой информации к мероприятию показал крайне высокую актуальность и потребность в дополнительном образовании, да и просто в человеческом общении журналистов Республики Узбекистан и России.
Гуарик Багдасарова
Комментарии
Отправить комментарий