«Песня и стих, опалённые пламенем…» прозвучали в епархии в Ташкенте
Вечер незабываемых песен и
лирики, великого мужества, веры и
надежд, проявленных советским народом на передовой и в
далёком тылу в
грозные годы Второй мировой войны, состоялся 27 мая 2018
года в
Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви по
благословению митрополита Викентия.
По воле судьбы,
музыкально-поэтический вечер совпал с великим
христианским праздником Святой Троицы. В этот день
Свято-Успенский
храм традиционно был украшен зелёными свежими ветками
деревьев и
майскими цветами. В нём с особой торжественностью проходили
службы
со дня Св. Пасхи. Об этом событии рассказал Ташкентский и
Узбекистанский митрополит Викентий, открывший праздничный концерт.
«Деяния святых апостолов, —
поведал митрополит, — сообщают нам, что в то время ученики Христовы находились
единодушно вместе и внезапно услышали с неба шум как бы от надвигающейся бури.
Над их головами зажглись огненные языки — это был снизошедший на них Святой
Дух. С того времени их слушатели, к какому бы народу каждый из них ни
принадлежал, хорошо понимали апостолов. Слово их стало доступным простым
рыбакам, плотникам, земледельцам. В нём находили пищу для души и люди
образованные. Чувствуя в себе великую силу, данную им Духом Святым, апостолы
вышли на площади Иерусалима и стали проповедовать.
В тот день к церкви
присоединились около пяти тысяч человек. После
Пятидесятницы апостолы по повелению Господню разошлись в
разные
концы вселенной, и везде им сопутствовал и укреплял их Дух
Святой. В День Святой Троицы церковь совершает прославление третьего лица
Св. Троицы — Св. Духа, наполнившего сердца учеников Христовых силой и
радостью».
В этот вечер благодатное и
светлое состояние духа излучалось и
проникало в души многочисленных зрителей не только речами
митрополита, — но и как явственно казалось, — всеми
участниками концерта — ведущими солистами ГАБТ им. А. Навои: заслуженной
артисткой Узбекистана Ольгой Александровой; лауреатами международных конкурсов
— Рахимом Мирзакамаловым, Джабраилом Идрисовым, Лятифе Абиевой, Анастасией
Юдиной, Надеждой Голендер-Банделет, Анжелой
Мухаметзяновой, музыкальным руководителем и концертмейстером
—
Людмилой Слоним и, конечно, постоянным ведущим и режиссёром
этих
благотворительных концертов — Андреем Слонимом.
Автор проекта и композиции —
заслуженный деятель искусств
Узбекистана Андрей Слоним — подготовил для зрителей цельную
композицию как из популярных, так и весьма редко исполняемых
произведений. Она была построена как единый
концерт-спектакль, в
котором в каждой из «ниш» нашлось место замечательным и
знакомым
каждому задушевным лирическим песням: «В лесу прифронтовом»,
«Синий
платочек» и многим
другим. Своеобразно вплелись в это «фронтовое
братство» и песни, созданные намного позднее грозных военных
лет, но с не меньшей силой раскрывающие главную тему противоречия войны и
человеческого духа. Эти совершенно разные песни — эпические,
лирические, несущие глубинную суть роковой встречи Человека
с
необходимостью нести смерть и встретиться с нею — и
составили
многогранную ткань вечера.
На первый взгляд, было даже
трудно представить, насколько можно было совместить в одной программе столь
различные песни: «Если бы парни всей земли» и грустно-лирическую «Два берега»! Приятно удивило,
как воплощение оптимизма и жизнелюбия в марше из кинофильма
«Веселые ребята», песнях «Смуглянка», «Катюша» закономерно и
органично оттенялось светлым лиризмом и теплом песни
«Здравствуй,
мама». А рядом — новые контрастные сочетания
высокопатриотических
песен-гимнов: «За того парня…» с надеждой на свет в романсе
Р. Глиэра
«Жить! – Будем жить», встречи на «перекрёстках вечера» всеми
любимых
шедевров «Хотят ли русские войны?», «Журавли», «Нам нужна
одна
победа…». И, конечно же,
знаковый финал — «День Победы» Давида Тухманова. Вот тут-то, наверное, и родилась удивительная оценка особой
идеи вечера.
Не только о великой и неоспоримой
славе великого подвига наших дедов и отцов во имя свободы Родины и мира, но и о
пагубности любой войны, о невозможности пересечения её убийственной сути с
человеческим миром поведали нам создатели и участники этого концерта-спектакля.
У каждой песни есть своя история создания и существования: о
ней в
течение программы доходчиво и образно рассказывал Андрей
Слоним.
Созданные в суровые годы битв, они несли печать особого
откровения,
посетившего души их создателей перед лицом трагического
рубежа Жизни и Смерти. Другие созданы гораздо позднее. И одна из таких
песен –
знаменитый «День Победы» Д. Тухманова.
Когда началась Великая
Отечественная война, будущему
композитору Тухманову было только одиннадцать месяцев. Но
рано
приобщившись к музыке, он воспитывался, прежде всего, в
атмосфере
мелодий, которые постоянно звучали в первые послевоенные
годы. И твёрдо осознав незыблемое величие неких высших начал духа, Тухманов
создал истинный шедевр на все времена…
Получив от Владимира Гавриловича
Харитонова стихи, автор сразу
же захотел сделать эту песню в жанре старинного русского
марша, ибо
именно такую музыку разносили духовые оркестры, когда в
сорок первом
провожали на вокзальных перронах бойцов, когда в сорок пятом
их
встречали... Наверное, по всей стране звучали тогда
старинные марши,
вальсы.
Композитор убеждён, что именно
эти ассоциации, заложенные в
песне, и вызывают к ней особые чувства... Он сделал
специальный
инструментальный вариант и для духового оркестра, так как
для этой
песни это органично и в известной мере возвращает её к
первоистокам.
Песня родилась быстро, за неделю,
и уже потом композитор не изменил в песне ни одной ноты. Сам композитор
относится к ней бережно и старается лишний раз не вспоминать, не петь даже про себя и
возвращается к ней лишь в очень редких случаях... Если
говорить о её
официальном признании, то и здесь заключён некий «парадокс
времени». С одной стороны, песня «День Победы» — триумфальный лауреат
двух
телевизионных фестивалей. Разумеется, есть ещё и признание
«неофициальное», которое авторам не менее дорого.
Однако сейчас с трудом осознаётся,
что поначалу некие рьяные «руководители» осудили полную трагизма строку:
«Здравствуй, мама, возвратились мы не все…» — и весьма «директивно» пытались
воспрепятствовать встрече этой замечательной песни с народом. Но жизнь
расставила все на свои места…
Знаменитое «Прощание Славянки» в
исполнении почти всех
участников вечера задало действу особый настрой и отозвалось
в сердце
каждого слушателя. А потом, практически, каждый исполнитель внёс
в свои номера и особенность отношения к великой теме, и свою
индивидуальную проникновенность. С особой силой зрители чувствовали, что
поколение певцов, выросших и возмужавших — слава Богу! — вне бедствий войн, — с
особой силой осознаёт пагубную несовместимость любой войны с человеческими ценностями
и горячо ратует за мир и братство людей на земле.
Разнообразными были песенные
«соцветия» вечера. «В землянке» К.
Листова на стихи А. Суркова в проникновенном исполнении
Джабраила
Идрисова сменяли «Журавли» Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова
и
любимая всеми нами «За того парня» М.Фрадкина в чутком и
тонком
«прочтении» Рахима Мирзакамалова. А после этого приношения
Рахим Мирзакамалов в обаятельном дуэте с Джабраилом Идрисовым с блеском
подарили нам незаслуженно забытую, но очень важную и нужную именно сегодня
жизнеутверждающую песню "Если бы парни всей земли"... Скорбную поэму
войны К. Молчанова на стихи М. Львовского «Солдаты идут…» с экспрессией и болью
донесла до слушателей Ольга Александрова — как и вальс «В лесу прифронтовом», и
солнечную «Смуглянку».
В светлый майский день Св. Троицы
эти песни зазвучали опять — и с новым светом, и
с новой болью. «Синий платочек» Е. Петерсбургского на народные стихи в
исполнении Лятифе Абиевой сменяла необыкновенно актуально звучащая в непростые
сегодняшние дни песня «Хотят ли русские войны?» Э. Колмановского на стихи Е.
Евтушенко, подаренная Анастасией Юдиной вместе с монументально-трагическим
ариозо Матери. Надежда Голендер-Банделет
вынесла всю подкупающую простоту знакомой песни «Два берега» и лучезарность вечной «Катюши» (совместно с Л.
Абиевой!).
Анжела Мухаметзянова своеобразно
раскрыла скрытый драматизм редко звучащей сегодня песни А. Мажукова «Улетела
птичья стая», трогательность
романса-песни «За дальнею околицей…» А. Будашкина, бодрый оптимизм известного марша из фильма
«Весёлые
ребята». Песен было достаточно много. И все выступления
поистине
пронзали наши сердца искренностью и высшей Правдой.
Особо стоит сказать о чутком и
тонком ансамбле Людмилы Слоним с каждым из поющих артистов, ансамбле, в котором
контрастная «симфоничность» звучания соседствовала с особой тонкостью нюанса,
оттеняя мастерство певца, особенности его фразировки. Как и всегда, здесь
ощущалась огромная скрупулезная работа, давшая столь внятный и самобытный
результат – и каждая самая знакомая песня предстала в чем-то иной, новой, не
совсем «привычной».
Поэтический ряд программы определялся
всё той же основной идеей
вечера. Исповедально прозвучали лирико-патриотические стихи
А. Слонима «Всё на войне – как на войне…» (написанное, кстати, в особом
порыве вдохновения, буквально, за несколько часов перед
концертом!), «Песня и стих, опалённые пламенем», «Вальс» и «Узел Времён». «Бессмертный полк» Владимира Кудрявцева в
авторском исполнении, а также почти забытое сегодня пронзительное стихотворение «За мир» Самуила Маршака предстали своеобразными сюрпризами этого концерта-спектакля.
Песня «День Победы» в епархии
прозвучала в этот вечер весьма
своеобразно. Она была как бы и камерной – и одновременно
очень торжественной под чуткий и трогательный аккомпанемент рояля, за
которым весь вечер концертировала Людмила Слоним. Она, как
праздничный салют, завершала концерт в исполнении солиста
Рахима
Мирзакамалова и всех участников программы. Зал слушал стоя и
долго
аплодировал артистам ГАБТ им. А. Навои за такое необычное
вдохновенное исполнение песни, как будто она звучала впервые и никто
никогда до них её не пел. Зрители не скрывали и не стыдились своих слёз,
потому что песня была об этом:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках,
Это радость
Со слезами на глазах —
День Победы! День
Победы! День Победы!
После концерта зрители подходили
к Андрею Слониму и другим
участникам концерта и благодарили их за полученное очищение
и
вдохновение души. «Песни и стихи, опалённые пламенем»,
прозвучавшие в
концерте, приняли не только те, кто добывал победу, но и
совсем ещё
молодые ребята и девчата, знакомые с войной лишь по книгам,
фильмам и
тем песням, которые были сложены ещё тогда, на фронтовых
дорогах
Все номера, как один, звучали очень проникновенно, брали за
душу и
не отпускали её долгое время. Публика встречала и провожала
овациями
всех участников программы, благодаря которым за полтора часа
люди
заново пережили состояние, точно схваченное в заключительном
стихотворении А. Слонима «Всё на войне — как на войне». Они покидали зал, согревая души заветным
желанием, прозвучавшим в строках этих авторских стихов:
…Но всем завещано
хранить
Души ранимой лик,
Чтоб пенье струн не
заглушить
В жестокой битвы миг!
Чтоб помнить тишь, и
шум дождя,
Мир духа без тревог.
Чтоб оглянуться, уходя
За роковой порог –
Предел тот грозный! А
за ним –
Святой любви пути,
Что вопреки войне
храним,
И не дадим смести.
Сквозь горечи потери
вдруг
Пробьётся к нам с
высот
Простой и тихой песни
звук,
Что доброту спасёт.
На вечной мужества
броне –
Любви бессмертной
след.
Всё на войне – как на
войне! –
И смерть, и жизнь, и
свет…
Гуарик Багдасарова
Комментарии
Отправить комментарий