«Песня и стих, опалённые пламенем…» прозвучали в епархии в Ташкенте



Вечер незабываемых песен и лирики, великого мужества, веры и
надежд, проявленных советским народом на передовой и в далёком тылу в
грозные годы Второй мировой войны, состоялся 27 мая 2018 года в
Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви по
благословению митрополита Викентия.
По воле судьбы, музыкально-поэтический вечер совпал с великим
христианским праздником Святой Троицы. В этот день Свято-Успенский
храм традиционно был украшен зелёными свежими ветками деревьев и
майскими цветами. В нём с особой торжественностью проходили службы
со дня Св. Пасхи. Об этом событии рассказал Ташкентский и Узбекистанский митрополит Викентий, открывший праздничный концерт.
«Деяния святых апостолов, — поведал митрополит, — сообщают нам, что в то время ученики Христовы находились единодушно вместе и внезапно услышали с неба шум как бы от надвигающейся бури. Над их головами зажглись огненные языки — это был снизошедший на них Святой Дух. С того времени их слушатели, к какому бы народу каждый из них ни принадлежал, хорошо понимали апостолов. Слово их стало доступным простым рыбакам, плотникам, земледельцам. В нём находили пищу для души и люди образованные. Чувствуя в себе великую силу, данную им Духом Святым, апостолы вышли на площади Иерусалима и стали проповедовать.
В тот день к церкви присоединились около пяти тысяч человек. После
Пятидесятницы апостолы по повелению Господню разошлись в разные
концы вселенной, и везде им сопутствовал и укреплял их Дух Святой. В День Святой Троицы церковь совершает прославление третьего лица Св. Троицы — Св. Духа, наполнившего сердца учеников Христовых силой и радостью».


В этот вечер благодатное и светлое состояние духа излучалось и
проникало в души многочисленных зрителей не только речами
митрополита, — но и как явственно казалось, —  всеми  участниками концерта — ведущими солистами ГАБТ им. А. Навои: заслуженной артисткой Узбекистана Ольгой Александровой; лауреатами международных конкурсов — Рахимом Мирзакамаловым, Джабраилом Идрисовым, Лятифе Абиевой, Анастасией Юдиной, Надеждой Голендер-Банделет, Анжелой
Мухаметзяновой, музыкальным руководителем и концертмейстером —
Людмилой Слоним и, конечно, постоянным ведущим и режиссёром этих
благотворительных концертов — Андреем Слонимом.


Автор проекта и композиции — заслуженный деятель искусств
Узбекистана Андрей Слоним — подготовил для зрителей цельную
композицию как из популярных, так и весьма редко исполняемых
произведений. Она была построена как единый концерт-спектакль, в
котором в каждой из «ниш» нашлось место замечательным и знакомым
каждому задушевным лирическим песням: «В лесу прифронтовом», «Синий
платочек»  и многим другим. Своеобразно вплелись в это «фронтовое
братство» и песни, созданные намного позднее грозных военных лет, но с не меньшей силой раскрывающие главную тему противоречия войны и
человеческого духа. Эти совершенно разные песни —  эпические,
лирические, несущие глубинную суть роковой встречи Человека с
необходимостью нести смерть и встретиться с нею — и составили
многогранную ткань вечера.
На первый взгляд, было даже трудно представить, насколько можно было совместить в одной программе столь различные песни: «Если бы парни всей земли»  и грустно-лирическую «Два берега»! Приятно удивило, как воплощение оптимизма и жизнелюбия в марше из кинофильма
«Веселые ребята», песнях  «Смуглянка», «Катюша» закономерно и
органично оттенялось светлым лиризмом и теплом песни «Здравствуй,
мама». А рядом — новые контрастные сочетания высокопатриотических
песен-гимнов: «За того парня…» с надеждой на свет в романсе Р. Глиэра
«Жить! – Будем жить», встречи на «перекрёстках вечера» всеми любимых
шедевров «Хотят ли русские войны?», «Журавли», «Нам нужна одна
победа…». И, конечно же,  знаковый финал — «День Победы» Давида Тухманова. Вот тут-то, наверное, и родилась удивительная оценка особой идеи вечера.
Не только о великой и неоспоримой славе великого подвига наших дедов и отцов во имя свободы Родины и мира, но и о пагубности любой войны, о невозможности  пересечения её убийственной сути с человеческим миром поведали нам создатели и участники этого концерта-спектакля.
        У каждой песни есть своя история создания и существования: о ней в
течение программы доходчиво и образно рассказывал Андрей Слоним.
Созданные в суровые годы битв, они несли печать особого откровения,
посетившего души их создателей перед лицом трагического рубежа Жизни и Смерти. Другие созданы гораздо позднее. И одна из таких песен –
знаменитый «День Победы» Д. Тухманова.
Когда началась Великая Отечественная война, будущему
композитору Тухманову было только одиннадцать месяцев. Но рано
приобщившись к музыке, он воспитывался, прежде всего, в атмосфере
мелодий, которые постоянно звучали в первые послевоенные годы. И твёрдо осознав незыблемое величие неких высших начал духа, Тухманов создал истинный шедевр на все времена…
Получив от Владимира Гавриловича Харитонова стихи, автор сразу
же захотел сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо
именно такую музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом
провожали на вокзальных перронах бойцов, когда в сорок пятом их
встречали... Наверное, по всей стране звучали тогда старинные марши,
вальсы.
Композитор убеждён, что именно эти ассоциации, заложенные в
песне, и вызывают к ней особые чувства... Он сделал специальный
инструментальный вариант и для духового оркестра, так как для этой
песни это органично и в известной мере возвращает её к первоистокам.
Песня родилась быстро, за неделю, и уже потом композитор не изменил в песне ни одной ноты. Сам композитор относится к ней бережно и старается лишний раз не вспоминать, не петь даже про себя и
возвращается к ней лишь в очень редких случаях... Если говорить о её
официальном признании, то и здесь заключён некий «парадокс времени». С одной стороны, песня «День Победы» — триумфальный лауреат двух
телевизионных фестивалей. Разумеется, есть ещё и признание
«неофициальное», которое авторам не менее дорого.
Однако сейчас с трудом осознаётся, что поначалу некие рьяные «руководители» осудили полную трагизма строку: «Здравствуй, мама, возвратились мы не все…» — и весьма «директивно» пытались воспрепятствовать встрече этой замечательной песни с народом. Но жизнь расставила все на свои места…

Знаменитое «Прощание Славянки» в исполнении почти всех
участников вечера задало действу особый настрой и отозвалось в сердце
каждого слушателя. А потом, практически, каждый исполнитель внёс в свои номера и особенность отношения к великой теме, и свою индивидуальную проникновенность. С особой силой зрители чувствовали, что поколение певцов, выросших и возмужавших — слава Богу! — вне бедствий войн, — с особой силой осознаёт пагубную несовместимость любой войны с человеческими ценностями и горячо ратует за мир и братство людей на земле.
Разнообразными были песенные «соцветия» вечера. «В землянке» К.
Листова на стихи А. Суркова в проникновенном исполнении Джабраила
Идрисова сменяли «Журавли» Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова и
любимая всеми нами «За того парня» М.Фрадкина в чутком и тонком
«прочтении» Рахима Мирзакамалова. А после этого приношения Рахим Мирзакамалов в обаятельном дуэте с Джабраилом Идрисовым с блеском подарили нам незаслуженно забытую, но очень важную и нужную именно сегодня жизнеутверждающую песню "Если бы парни всей земли"... Скорбную поэму войны К. Молчанова на стихи М. Львовского «Солдаты идут…» с экспрессией и болью донесла до слушателей Ольга Александрова — как и вальс «В лесу прифронтовом», и солнечную «Смуглянку».





В светлый майский день Св. Троицы эти песни зазвучали опять — и с новым светом, и  с новой болью. «Синий платочек» Е. Петерсбургского на народные стихи в исполнении Лятифе Абиевой сменяла необыкновенно актуально звучащая в непростые сегодняшние дни песня «Хотят ли русские войны?» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко, подаренная Анастасией Юдиной вместе с монументально-трагическим ариозо Матери.  Надежда Голендер-Банделет вынесла всю подкупающую простоту знакомой песни «Два берега»  и лучезарность вечной «Катюши» (совместно с Л. Абиевой!).
Анжела Мухаметзянова своеобразно раскрыла скрытый драматизм редко звучащей сегодня песни А. Мажукова «Улетела птичья стая»,  трогательность романса-песни «За дальнею околицей…» А. Будашкина,  бодрый оптимизм известного марша из фильма «Весёлые
ребята». Песен было достаточно много. И все выступления поистине
пронзали наши сердца искренностью и высшей Правдой.


Особо стоит сказать о чутком и тонком ансамбле Людмилы Слоним с каждым из поющих артистов, ансамбле, в котором контрастная «симфоничность» звучания соседствовала с особой тонкостью нюанса, оттеняя мастерство певца, особенности его фразировки. Как и всегда, здесь ощущалась огромная скрупулезная работа, давшая столь внятный и самобытный результат – и каждая самая знакомая песня предстала в чем-то иной, новой, не совсем «привычной».
Поэтический ряд программы определялся всё той же основной идеей
вечера. Исповедально прозвучали лирико-патриотические стихи А. Слонима «Всё на войне – как на войне…» (написанное, кстати, в особом порыве вдохновения, буквально, за несколько часов перед концертом!), «Песня и стих, опалённые пламенем», «Вальс» и «Узел Времён».  «Бессмертный полк» Владимира Кудрявцева в авторском исполнении, а также почти забытое сегодня пронзительное стихотворение «За мир» Самуила Маршака предстали своеобразными сюрпризами этого концерта-спектакля.


Песня «День Победы» в епархии прозвучала в этот вечер весьма
своеобразно. Она была как бы и камерной – и одновременно очень торжественной под чуткий и трогательный аккомпанемент рояля, за
которым весь вечер концертировала Людмила Слоним. Она, как
праздничный салют, завершала концерт в исполнении солиста Рахима
Мирзакамалова и всех участников программы. Зал слушал стоя и долго
аплодировал артистам ГАБТ им. А. Навои за такое необычное вдохновенное исполнение песни, как будто она звучала впервые и никто никогда до них её не пел. Зрители не скрывали и не стыдились своих слёз, потому что песня была об этом:

Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках,
Это радость
Со слезами на глазах —
День Победы! День Победы! День Победы!


После концерта зрители подходили к Андрею Слониму и другим
участникам концерта и благодарили их за полученное очищение и
вдохновение души. «Песни и стихи, опалённые пламенем», прозвучавшие в
концерте, приняли не только те, кто добывал победу, но и совсем ещё
молодые ребята и девчата, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и
тем песням, которые были сложены ещё тогда, на фронтовых дорогах
Все номера, как один, звучали очень проникновенно, брали за душу и
не отпускали её долгое время. Публика встречала и провожала овациями
всех участников программы, благодаря которым за полтора часа люди
заново пережили состояние, точно схваченное в заключительном
стихотворении А. Слонима «Всё на войне — как на войне». Они  покидали зал, согревая души заветным желанием, прозвучавшим в строках этих авторских стихов:

…Но всем завещано хранить
Души ранимой лик,
Чтоб пенье струн не заглушить
В жестокой битвы миг!
Чтоб помнить тишь, и шум дождя,
Мир духа без тревог.
Чтоб оглянуться, уходя
За роковой порог –
Предел тот грозный! А за ним –
Святой любви пути,
Что вопреки войне храним,
И не дадим смести.
Сквозь горечи потери вдруг
Пробьётся к нам с высот
Простой и тихой песни звук,
Что доброту спасёт.
На вечной мужества броне –
Любви бессмертной след.
Всё на войне – как на войне! –
И смерть, и жизнь, и свет…


Гуарик Багдасарова

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма