Открытие музыкального сезона в СКБ Узбекистана: «Вечер русского романса»





Союз композиторов и бастакоров после капитального ремонта
28 09 18 принял первых посетителей — любителей русского романса. Новый облик помещения этого замечательного творческого Союза порадовал всех собравшихся современными интерьерами, полностью обновлённым и необычайно уютным концертным залом, специально предусмотренным  для звучания прекрасной музыки.


У входа нас приветливо встречал председатель СКБ Уз, заслуженный
деятель искусств Рустам Абдуллаев. Открывая Вечер русского романса, он
тепло приветствовал гостей и отметил, какой ценный вклад внесли русские
композиторы, в частности, П.И. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов и
другие в мировую музыкальную культуру. Наряду с творчеством их старших
современников — композиторов «Могучей кучки» — их творчество
знаменует собой новый этап в развитии русской музыки. Этим был
определён выбор программы и его участников в честь открытия нового
музыкального сезона в СКБ РУ:
— Впереди любителей камерной музыки, — заверил Р. Абдуллаев, — ожидает знакомство со многими шедеврами классической и национальной музыкальной культуры.
В концерте были заняты любимцы публики, ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои, лауреаты международных конкурсов: Рахим Мирзакамалов (баритон) и Джабраил Идрисов (бас), за роялем — Лауреат Международных конкурсов Элнура Абдуллаева. А режиссёром проекта, его ведущим и исполнителем поэтической лирики стал заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним.


Как и на многих других своих вечерах, Андрей Слоним в течение всего полуторачасового концерта, по традиции, анонсировал каждое выступление, делая краткие экскурсы в историю русского романса и погружая слушателей в суть каждого произведения. Из этих лаконичных преамбул и талантливых выступлений наших солистов у зрителей сложилось общее представление, как развивался русский романс — жанр поэтического и вокально-инструментального искусства. Он сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. От вдохновенного творчества композиторов Алябьева, Варламова и Гурилёва — через самобытность Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, — сквозь искания Мусоргского, Чайковского, Рахманинова — до мятежного ХХ века и далее – к нашим дням простирается этот непростой и отнюдь не гладкий путь.
И вечер явился ощутимым воплощением этих путей русского романса.
Через всю ткань композиции вечера пронизывалась главная идея его
создателей. Уже с глинковских времён русский романс перестаёт быть
просто вокальным произведением — он становится своеобразным
моноспектаклем, раскрывающим драматизм порывов человеческой души. В
разное время композиторы, каждый по-своему, вносили в драматургию
романсов динамику и действенность, которые раскрывались именно
вокальной и артистической энергетикой исполнителя.
Как известно, Золотой век классического русского романса пришёлся на начало XX века. Именно в этом жанре, помимо творчества на оперной сцене, блистали и Ф. Шаляпин, и Л.Собинов, и А. Нежданова, и Н. Обухова. Наряду с классическим романсом активно жил салонный романс, и в разных его ответвлениях процветало мастерство таких самобытных исполнителей, как А. Вертинский А. Вяльцева и другие.
В советское время, особенно с конца 1930-х годов, судьба различных жанров романса складывалась по-разному. В развитии классических
романсовых традиций раскрывалось уникальное мастерство Ивана
Козловского, Сергея Лемешева (впервые исполнившего все 100
романсов П.И.Чайковского!), А. Пирогова и М. Рейзена и многих их
великих собратьев. За исполнение романсов большие певцы даже
награждались высокими государственными премиями. Позднее великие
певцы новых поколений, такие как И. Архипова, Е. Образцова, Е.
Нестеренко, А. Ведерников, с честью развивали эти высочайшие традиции.
А вот судьба «салонного» романса складывалась куда трагичнее. Этот
тип романса подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный
для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители
«салонного романса» замолчали, либо были репрессированы, либо
вынуждены были покинуть родину. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева,
Тамара Церетели и Вадим Козин. Все эти выдающиеся певцы, к счастью,
запечатлены в записях и до сих пор приобщают нас к высотам камерного
исполнительства.
Для тех, кто вложил свой творческий порыв в концерт в Союзе
композиторов и бастакоров Узбекистана, важно было продемонстрировать возможности драматургии русского романса как своеобразного моноспектакля, в котором не просто звучали бы народные (или «салонные!») напевные мотивы, но раскрывалась судьба человека, яркие эмоциональные моменты в его жизни, раскрывалась устремленность души к возвышенному, борьба светлого и тёмного начал и в мире, и в душе человеческой. Насыщенная программа помогла зрителям уловить эволюцию от нежных состояний человеческого духа – до высокотрагедийных смятений, до мучительных поисков совершенства, истины. Программа изобиловала контрастами, но предстала на редкость целостным полотном, в широком спектре которого исполнители излучали совершенно разные эмоции и проживали разные жизни. Сквозь мечтательную лиричность то и дело прорывались истинные эмоциональные взрывы, затишья духа сменялись душевными бурями.



Так, два молодых певца — лауреаты международных
конкурсов — Рахим Мирзакамалов и Джабраил Идрисов, неизменно радующие ташкентского зрителя яркими выступлениями в спектаклях ГАБТ имени А. Навои — вынесли на суд публики огромную «обойму» совершенно разных и неимоверно трудных для воплощения романсовых произведений. Не побоюсь утверждать, что далеко не всякий мастер решится и сумеет воплотить в одном вечере-концерте произведения столь ошеломляющей сложности, требующих не только детального осмысления, но и высокопрофессионального владения всем арсеналом исполнительских
средств.  По мнению зрителей, то, что Миразакамалов и Идрисов располагают яркими голосами красивых тембров, большой звучности – факт совершенно очевидный и в доказательстве не нуждается. Но в этот вечер оба этих певца сумели сделать свои голоса и весь неразрывно слитый с ними вокально-актёрский аппарат могучим средством для выражения самых различных чувств. Они двуедино и каждый сам по себе предстали перед  заворожённой внимательной публикой зрелыми и умными исполнителями, сумевшими подчинить внимание зала ни на миг не прекращающемуся «излучению» жизни своих  героев.



Рахим Мирзакамалов убедительно показал и умение вникнуть в
тончайшую трепетность души человеческой («В молчанье ночи тайной…»
С. Рахманинова, «Примирение» П. Чайковского), и мастерство раскрытия в
одном произведении двух разных образов в их драматичном противостоянии («Вчера мы встретились» С. Рахманинова), и  редкое в реальном молодом возрасте певца умение постигнуть трагизм одиночества человеческой души («Ночи безумные…» П. Чайковского, «О нет, молю, не уходи…» С. Рахманинова), и упоение совершенством женской красоты и обаяния («Она как полдень хороша…» С. Рахманинова – удивительный романс, пронизанный колоритом таинственного Востока!). Он же с убедительной остротой представил совершенно особый романс С. Рахманинова на стихи Д. Мережковского «Христос воскрес!..», раскрыв истинно современный драматизм разрозненности и драматичности людских судеб.
Именно в непростые 30-ые годы прошлого века раскрылся замечательный талант И. С. Козловского. Он смог возродить из небытия романс «Христос воскрес» С. Рахманинова на стихи Д. Мережковского. В связи с эмиграцией Сергея Рахманинова, его произведения в эти годы были официально запрещены. Ивану Козловскому своим  исполнением удалось
покорить не только закомплексованную атеистической пропагандой советскую публику, но и самого «Отца народов» — Иосифа
Висарионовича Сталина. Глава государства неожиданно для всех публично
одобрил опального композитора духовного романса и её легендарного
исполнителя, раз и навсегда реабилитировав имя Сергея Рахманинова в
советской стране.
Рахим Мирзакамалов в этот вечер со всей искренней заострённостью  смог донести до зрителей разноплановую новизну романсов Г.В. Свиридова,  лирично воплотив  «есенинский» романс «Есть одна хорошая песня у соловушки…» и совершенно по-иному романс  «Свадьба милой», в котором народный сарказм предстаёт с почти шукшинской остротой, чем неоднократно заслужил горячий отклик зала.


Джабраил Идрисов также сумел предстать в этот вечер с различных
сторон своей творческой индивидуальности. Он начал с драматического лиризма «Средь шумного бала…» П. Чайковского, по-своему раскрыв мир светлых воспоминаний о первом чувстве уже зрелого человека. Идрисов  убедительно показал в романсе Чайковского «Благословляю вас, леса…», что камерное произведение может стать не только симфонией души, но и гимном совершенству мироздания и человека в нём. В знаменитой «Блохе» М. Мусоргского он, напротив,  смог стать разяще саркастичным, воплощая насмешку над человеческими пороками «повелителя» самых тёмных сил. «Сонет» Д. Кабалевского на с тихи В. Шекспира в переводе С. Маршака, созданный в тревожные сороковые годы, — стал своеобразным реквиемом по всем ушедшим трагическими путями из этого мира. 


А озорная «песня пьяных» Т. Хренникова была исполнена этим же солистом ГАБТ им. А. Навои  в высшей степени раскованно — и надо было видеть  меняющееся выражение его лица и слышать обаятельно-«хмельные» интонации его героя, которые, буквально,  заворожили зал и вогнали его в гомерический хохот.




Сопереживающий зал горячо принял всю насыщенную, полную
контрастов, но на редкость цельную программу романсов этих выдающихся
композиторов и русские народные песни в исполнении двух ведущих
солистов ГАБТ им. А. Навои. Под занавес они дуэтом исполнили всеми
любимую русскую народную песню «Вдоль по Питерской» из репертуара Ф. Шаляпина и по-настоящему взорвали зал аплодисментами.


Заслуженную благодарность публика рукоплесканием выразила
тонкому концертмейстеру Элнуре Мирзакамаловой-Абдуллаевой.
Существует афоризм: «Не всякий одарённый пианист может быть
талантливым концертмейстером». В органическом музыкальном слиянии с
вокалистами из-под пальцев этой талантливой молодой пианистки рояль
издавал то светлую романтическую грусть и элегическую меланхолию, то
весёлый азарт и беспечность или призыв наслаждаться жизнью, несмотря
на её курьёзы. Элнура Мирзакамалова прекрасно прочувствовала
особенности драматургии каждого произведения и поистине жила «одним
дыханием» с каждым из двух солистов. В каждом произведении
чувствовалась тонкая глубокая проработка, каждая фраза солистов была
осмыслена, каждая музыкальная мысль вокала и аккомпанемента была
выявлена. Вообще, стоит сказать о том, что весь вечер — стараниями певцов, концертмейстера и, конечно же, режиссёра Андрея Слонима — носил черты хорошо поставленного и органически спетого и сыгранного спектакля-концерта – потому, по мнению зрителей, его художественная убедительность предстала в особой объёмности.


К этим ветвям романсного происхождения стараниями и
умением режиссёра и ведущего концерта Андрея Слонима органично
добавилось и «поэтическое слово», украсившее музыкально-вокальную
программу вечера. Андрей Слоним проникновенно воспроизвёл сцену
Моцарта и Сальери в кабачке из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»
А.С. Пушкина, ещё раз напомнив миру о том, что «гений и злодейство – две
вещи несовместные…». В его артистичной декламации публика также
услышала печальную историю странствующего певца-поэта из баллады А.
Майкова «Менестрель» и достаточно редко звучащие сегодня стихи А.
Блока «Сусальный ангел» и «В голубой далёкой спаленке…», в которых
проскальзывают драматургические мотивы зрелого поэта, для которого
именно в театральном искусстве «слово становится плотью». В этих трагических по звучанию стихах, несомненно, заложен образ мятежного и беспощадного ХХ века.




В заключение программы А. Слоним заверил всех, что минувший вечер, согревший и объединивший сердца людей, — это только начало
закладываемой в СКБ Уз доброй традиции музыкальных вечеров, ведь наше
культурное музыкальное наследие неисчерпаемое. Верные служители муз
Андрей Слоним и Рустам Абдуллаев пригласили всех любителей
классической музыки и впредь активно посещать дальнейшие планируемые
творческие вечера, чьё предназначение — дарить людям радость,
вдохновение и высокий полёт человеческих душ. Публика в ответ по
достоинству оценила это  приглашение  и доброе «приношение», вознаградив организаторов и участников концерта горячим приёмом в надежде на новые интересные встречи с Новым и Прекрасным…

Гуарик Багдасарова


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма