Дни Москвы впервые проходят в Ташкенте



Москва! Как много в этом звуке
 Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось...
А.С. Пушкин. Евгений Онегин

         Строки Александра Сергеевича Пушкина не утратили своей актуальности по сей день далеко за пределами Первопрестольной. В Ташкенте  18-22 октября  2018 г. впервые проходят Дни Москвы в Узбекистане. Делегацию Москвы возглавляет руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин. В составе делегации — генеральный директор телеканала «Большая Азия» и сайта Bigasia.ru Александр Лебедев. Этот праздник совпал с Первым российско-узбекским форумом межрегионального сотрудничества. Стороны намерены организовать культурные и спортивные мероприятия, форум посетили президенты обеих стран. Кроме того, в следующем году в Москве также состоятся Дни Ташкента.
          В рамках деловой программы — подписание Меморандума о сотрудничестве между Правительством Москвы и хокимиятом города Ташкента на 2018-2020 годы с целью развития двустороннего сотрудничества между столицами, а также углубления дружбы и взаимопонимания между жителями двух городов. В рамках культурного проекта — выступление кадетского корпуса, открытие выставки-презентации Московского зоопарка, презентация русской кухни и продуктов, официальный приём от имени правительства Москвы в концертном зале «Туркистон» и творческие встречи с  деятелями культуры и литературы.
Об актуальных тенденциях в современной литературе и уходе писателей в блогосферу беседовал ректор российского Литературного института имени А.М. Горького, профессор МГУ Алексей Варламов на творческой встрече с читателями 16 октября 2018 г. в конференц-зале Духовно-административного центра Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ. Эта встреча проходила в рамках Дней Москвы в Ташкенте.
Для настоящего писателя прошлое и традиции есть ступеньки лестницы, по которой он поднимается к подлинному осмыслению жизни. Иногда под национальной традицией подразумевают национальное самовосхваление, крикливые лозунги, которые возбуждают национальные чувства. Подлинно национальное, по мнению известного армянского поэта Геворга Эмина[1], — это не просто восхваление своего народа, а разговор поэта со своим народом и со всем человечеством, разговор, в котором на национальном материале поднимаются вопросы, касающиеся всех.
Вопросы о литературе и национальной форме, национальных традициях и художественном своеобразии произведения весьма сложны. Глубокое изучение современного литературного процесса вдобавок осложнён разрывом вековых литературно-культурологических связей между народами бывших республик распавшегося Союза. Однако обмен мнениями, творческий подход к этим проблемам помогут современной литературе более широко представить миру наше национальное достояние.
В поэзии и прозе, как впрочем, в литературоведении, всё определяет масштаб личности пишущего. По мнению знаменитого сибирского писателя ХХ века Фёдора Абрамова, литература требует полной самоотдачи. Она ревнива и не терпит соперничества, раздвоения, другого дела. Что такое талант? — рассуждает писатель, — это верность себе, избранному пути, но
это обязательно — самоограничение! Ф. Абрамов в статье «Кое-что о писательском труде»[2] прослеживает соотношение художественной прозы и публицистики. Он утверждает, что публицистика — это наличие интеллектуального начала в прозе, в отличие от некой «селезёночной теории», согласно которой писать надобно, как подсказывает тебе твоё богатое талантливое писательское «нутро», а всё остальное — от лукавого.
Русские классики XIX в. – начала ХХ вв.: А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов — донесли до нас энциклопедию русской жизни, протекающую во внутреннем пространстве дворянских и купеческих домов, усадеб и петербургских трущоб. Одно уникальное качество объединяет всех русских писателей, при всём различии их талантов: бесстрашная, небывалая исповедальность, нравственный максимализм, необычайные взлёты духа и мысли. Этой национальной традиции остались верны лучшие советские литераторы, передавшие точное доскональное воспроизведение примет эпохи: реалии быта и обязательное обращение к живой истории.
Документализм властно заявил о себе в эпоху оттепели, в конце 50-х –70-х годов прошлого века в романах, повестях и рассказах К. Симонова, М. Шолохова, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Белова, Б. Васильева, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Распутина и других советских писателей. Они писали для народа, чтобы помочь ему понять свои силы и слабости, своё прошлое и настоящее и своё назначение в нём.
Простой голый факт потрясает сегодняшнего человека больше, чем любые ухищрения художественного вымысла. Ф. Абрамов охотно использовал документ в романе «Две зимы и три лета», куда включил содержание «Обязательства», по которому колхозник в послевоенное время должен был сдавать мясо, молоко и другие продукты, часто их не имея и заменяя откупной ценой. Писатель-документалист включил в свой роман отрывки из газет, которые передавали колорит, индивидуальные черты и запах времени. Исследование жизни литературой, — считал Ф. Абрамов, — не должно замедлять темпа...
К этой продвинутой когорте писателей можно отнести Алексея Николаевича Варламова. Русский писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века А.Н. Варламов родился 23 июня 1963 года в Москве. Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1985). Защитил кандидатскую и докторскую диссертации (диссертация «Жизнь как творчество в дневнике и художественной прозе М. Пришвина»). Доктор филологических наук, профессор МГУ, преподаёт русскую литературу начала XX века и одновременно ведёт творческий семинар в Литературном институте им. Горького. Член Союза российских писателей (с 1993). Был членом общественного совета «Литературной
газеты» (до 1997), редакционного совета ежемесячника «Накануне» (1995). Член редакционных коллегий журналов «Литературная учеба», «Октябрь», «Роман-газета» (с 1998). Читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США. Визитинг-профессор университета Айовы (США, 1998).
А.Н. Варламов дебютировал как прозаик рассказом «Тараканы» в журнале «Октябрь» (1987, № 12). Первая книга «Дом в Остожье» вышла в 1990 году. Известность автору принесли роман «Лох» (журнал «Октябрь», 1995) и повесть «Рождение» (журнал «Новый Мир», 1995), которая победила в конкурсе «Антибукер». Роман «Одиннадцатое сентября» вызвал неоднозначные оценки критики (он вышел в журнале «Москва» в 2003 году). Автор многих острых публицистических и литературоведческих статей. Член жюри литературной премии «Ясная Поляна». Постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей». В серии ЖЗЛ Алексей Варламов выпустил книги о М. Пришвине, А. Грине, А. Н. Толстом, Г. Распутине, М. Булгакове, А. Платонове.
Алексей Николаевич особенно дорожит премией Александра Солженицына «за тонкое исследование в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, её судьбы в современном мире; за осмысление путей русской литературы XX века в жанре писательских биографий» (2006), а также международной премией «Писатель XXI века» (2015) и другими.
На встрече с читателями московский гость ответил на главные вопросы, которые волнуют сегодня общественность: куда исчезли из современной литературы, и в целом, культуры «Герои нашего времени»?
— Сегодня в нашей литературе и жизни нет «властителей дум» (А. Пушкин), сравнимых с Иоанном Кронштадтским и Львом Толстым, их место заняли политики: сначала Владимир Путин, теперь — Дональд Трамп, — считает ректор российского Литературного института имени Горького Алексей Варламов. Более ста лет назад антагонистов Льва Толстого и Святого Иоанна Кронштадтского считали очевидными властителями дум в обществе.
Кроме того, аналогично складывалась ситуация в советский период, — убеждён А.Н. Варламов:
— В советское время художники и музыканты в меньшей степени, но писатели уж точно, были «властителями дум». Это Горький, Симонов и Шолохов, для кого-то — Ахматова, Пастернак и Солженицын. Сегодня в нашей литературе и в нашей жизни фигуры такого масштаба просто нет, — сказал Варламов.
По мнению профессора, современными «властителями дум» сегодня нельзя назвать даже тех писателей, которые очень остро заявляют о своих политических взглядах и своей жизненной позиции. "Захар Прилепин, с одной стороны, Людмила Улицкая — с другой, Дмитрий Быков — с третьей, но сказать, чтобы эти люди были «властителями дум», — нет, они
авторитеты для какой-то определённой аудитории", — отметил А.Н. Варламов на творческой встрече с читателями.
По мнению Варламова, «властитель дум» — это человек, на которого реагирует всё общество, вне зависимости от того, принимает оно его или нет. "Информационное поле сегодня заточено на политику больше, чем на культуру. Но даже в мировой литературе есть ли сегодня какой-то писатель, которого можно назвать «властителем дум»? Даже если говорить о нобелевских лауреатах — есть очень хорошие писатели. Но в России я такого не вижу", — уточнил Варламов. По мнению российского профессора, современная литература обладает точечным воздействием: во многом это происходит благодаря интернету.
«Есть много людей, которые подписываются на блоги современных писателей. Акунин очень популярен среди определённой части блогосферы. Или лекции Дмитрия Быкова: многие на них ходят, читают его книги. Это есть, но всё же это несколько другая история, чем была раньше", — считает Варламов. Выступавший литератор отметил, что современное общество в значительной степени дифференцированное. При этом общественное мнение в большинстве случаев пытаются выстроить через какие-то потребительские стандарты. Так что «герои нашего времени» — эта ниша в современном литературном процессе — пока свободна…» — заключил писатель.
Встреча с российским литератором и учёным А.Н. Варламовым, знакомство с его смелыми взглядами на современный литературный процесс и с его писательским творчеством напомнило лестницу, ведущую к небу, с которой сравнивал литературу Г. Эмин. Важнейшее назначение такой литературной и общественной деятельности было и остаётся — просвещение народа. Важнейшее назначение такой литературы… правда о Человеке. Такая литература исследует жизнь, её цель – увеличение Добра и Дни Москвы впервые проходят в Ташкенте

Гуарик  Багдасарова



[1]  Эмин Г. «Поэт говорит о времени и о себе». — //ВЛ, №3, 1974. С. 63-84
[2]Указ. Соч. — //ВЛ, №3, 1974. С. 180-195


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма