Секреты успешного тандема Карен Аванесян - Обид Асомов в юмористическом шоу «Армянин и Узбек» во Дворце искусств «Туркистон»
Последнее время, к великой радости ташкентцев, участились гастрольные поездки в Узбекистан
российских артистов эстрады, сатиры и юмора. На днях заслуженный артист России Карен Аванесян вместе с заслуженным
артистом Узбекистана Обидом Асомовым
выступили во Дворце искусств «Туркистон». Они заверили любителей сатиры и юмора, что
скоро и Евгений Петросян погостит в
Узбекистане со своей юмористической
программой.
Уже на подходе к
Дворцу искусств «Туркистон» вечерние огни,
праздничная трёхцветная иллюминация, струящиеся фонтаны, подсвеченные
триколером (синий-белый-зелёный) узбекского национального флага, — всё поднимало настроение и обещало незабываемую встречу
с творческим тандемом «Карен-Обид». Они выступали вместе на
сцене Дворца искусств "Туркистон" в
течение двух вечеров — 24-25
октября 2018 г. — с чудесным юмористическим шоу с привлекательным названием: «Армянин
и Узбек – два часа весёлого смеха». Вместе с ними выступила продюсер
проекта и популярная пародистка Аллы
Пугачевой, Верки Сердючки, Лолиты Милявской — Луиза Арипова. В жанре женской пародии
она выступает более 15 лет и успешно совмещает свою артистическую карьеру с
обязанностями директора
компании по организации торжеств. Вопреки заявленному программному времени на
афишах, на самом деле зрители аплодисментами, возгласами «Браво!» и
заразительным смехом не отпускали со сцены полюбившихся артистов, работавших
вживую без фонограммы (за исключением «минусовок» в музыкальных номерах, украсивших концерт) не
менее трёх часов.
Накануне
их концертного выступления состоялась пресс-конференция с журналистами,
где оба артиста поделились секретами
своего успеха на эстрадных площадках российских городов, ближнего и дальнего
зарубежья. Совсем недавно с
большим успехом тандем Асомова и Аванесяна выступал с концертами в Казахстане,
Америке, Израиле.
Нашего
земляка, известного в Узбекистане юмориста,
киноактёра, комика Обида Асомова на пресс-конференции и после концерта во Дворце искусств «Туркистон»
поздравили с его 55-летием, которое он отмечал 22 октября вместе со своим
другом и партнёром по сцене Кареном Аванесяном в кругу близких родных у себя на
родине. На концерте артист неоднократно заявлял, что он живёт по-прежнему
в Ташкенте, а зарабатывает деньги в
Москве. По просьбе зрителей, артист не
без самоиронии рассказал на сцене
коротко о себе.
Своё детство Обид провёл в ташкентской махалле: ни в детском саду, ни в
школе русский язык он не изучал. Его отец работал проводником на поезде и
часто привозил из рейсов книги и журналы на русском языке, оставшиеся от
пассажиров: «Советский экран», «Искусство кино», «Крокодил». Обид вместе с братом Сабитом читали
периодическую литературу запоем и
постепенно познавали чужой для себя язык. Отец всегда поощрял чтение, говоря,
что русский язык нужно учить обязательно. Обид рано увлёкся артистической деятельностью и был главным
юмористом на всех школьных мероприятиях,
частенько переводил на узбекский язык монологи М. Жванецкого и А. Райкина
и выступал с ними на вечерах самодеятельности в школе. После школы поступил в
художественное училище имени П. Бенькова в Ташкенте.
К
концу 80-х годов прошлого века Обид Асомов был уже известным в Узбекистане юмористом
и имел определённую популярность не только в Узбекистане, но и далеко за
его пределами. Обид всегда гордится, что его любят и ждут на родной земле. Здесь
московских артистов из театра Евгения
Петросяна «Кривое зеркало» особенно радует, что Ташкент — город толерантный, в
нём единой и дружной семьей живут люди самых разных национальностей. Особенно
приятно, по словам Обида и Карена, что ташкентцы по достоинству могут оценить
лучшие образцы сатиры и юмора, так как все, как один, билингвы в речевом обиходе и
интернационалисты по сложившемуся образу жизни.
Усвоив два языка, узбекский
артист в своих выступлениях откровенно и добродушно смеётся над своими
земляками, недоучившими в своё время «великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык», как никогда востребованный в наши дни на большом пространстве
СНГ. После развала бывшего Союза язык
межнационального общения помогает насильно отчуждённым народам не только
понимать друг друга, но и зарабатывать на хлеб далеко от своего дома и родной
махалли. Монологи Обида с
условными названиями:
«Гастарбайтер», «Кривое Зеркало»,
«Узбекская женщина», «Спортсмен», «Встреча с земляком в Венеции» и другие пестрели
на концерте национальными идиомами и поговорками, тонким юмором с восточным
узбекским колоритом. На трёхчасовом концерте каждый выход Обида в
одиночку или со сценическим партнёром сопровождался и часто даже прерывался рукоплесканием
зрителей и несмолкаемым смехом и ещё раз подтвердил, что, во всяком случае, у себя на родине он по-прежнему пользуется широкой популярностью.
Узбекский комедиант Обид Агзамович Асомов — смехотворец, сатирик-юморист, а
по-узбекски, просто «аскиячи». Обид-ака талантливый мастер-художник и артист. Он
вырос на фундаменте узбекской народной школы сатиры и юмора, хотя называет своим
учителем Е.В. Петросяна, так как в
российской эстраде он выступал в программах «Аншлаг» и «Кривое зеркало» под руководством
Евгения Вагановича. Ныне Обид Асомов занимает высокую государственную
должность. Он стал директором единственной Студии мультипликационных фильмов
Узбекистана. До этого он несколько лет выступал на свадьбах и концертных
мероприятиях в Узбекистане, Америке, Израиле, России и в других странах мира.
Ташкентские зрители всегда очень
хорошо принимают и понимают мастеров пародии, особенно, когда их впервые
знакомят с первым подобным русскоязычным
проектом, прославляющим незыблемые человеческие ценности — дружбу и
взаимопонимание наших братских народов,
вышедших из СССР. В течение всей программы артисты неоднократно
возвращались к теме дружбы и духовного родства выходцев из бывшего Союза, живущих
в эмиграции по разным причинам, и всюду
находили горячий отклик эмигрантов с их извечной ностальгией — тоской по
родине. Обид Асомов в своих зарубежных гастролях мог по-доброму пошутить над ними, так что людям
становилось на душе светлее и теплее от этого
доброжелательного юмора, связывающего их с покинутой родиной
неразрывными узами, «ведь в современной жизни на всех географических широтах
есть место для юмора и сатиры», — утверждают в своих монологах артисты из
Москвы.
— Мне, в свою очередь, тоже очень приятно, и слава
Аллаху, что я оказался в своё время в программе Евгения Петросяна «Кривое зеркало»
и нашёл там своего друга, — отметил Обид
Агзамович на встрече с журналистами. — Хотя могу сказать, что все артисты, с
которыми я работаю в этой программе, —
мои друзья. Это такой маленький союз, где есть почти все национальности
постсоветского пространства — латыши, украинцы, русские и т. д. Единственный
узбек в этой передаче — это я и первый человек, который стал для меня самым
близким другом – это Карен. У нас с ним много общего, мы давно дружим семьями.
И я горжусь тем, что наш с ним творческий тандем весьма успешен и куда бы мы ни
приехали, мы собираем полные залы.
Карен Аванесян появился на свет 18 сентября 1957 г. в Баку. Будущий
популярный комик появился на свет на улице Торговой, которую нередко называют «бакинским
Арбатом». Отец Карена в своих мечтах видел сына успешным известным художником.
И только мать будущего прославленного артиста, действительно, верила, что её
ребёнок добьётся успешной сценической карьеры.
Сам Карен с ранних пор знал, чего
хочет: смешить людей. Ещё в детстве к нему прикрепилось забавное прозвище
«Карлуша», которым пользуются многие родные и близкие Аванесяна до сих пор. В отрочестве артист занимался в
детской театральной студии, где получал огромное наслаждение от занятий. В этой
студии он понял, насколько любит выходить на сцену, и окончательно решил
связать с ней своё будущее. Одарённый школьник решил не ограничиваться
театральными подмостками и занялся пародиями. Без особого опыта ему успешно
удавалось спародировать любого человека, вне зависимости от того, знал ли он
его долгие годы или увидел в первый раз. Поначалу Карен просто забавлялся,
«передразнивая» других людей и даже сказочных персонажей.
Параллельно с этим увлечением мальчику приходилось
посещать кружки лепки и рисования, потому что отец по-прежнему хотел сделать из
него великого художника. После окончания школы Карен был призван в Советскую
Армию. На службе он не переставал травить анекдоты и байки и развлекать
сослуживцев умелыми пародиями на них самих или на командиров. На концерте
прозвучал юмористический эпизод из его армейской службы, в котором он удачно
пародировал своего командира и однополчан. Отдав святой долг родине, Аванесян
решил во что бы то ни стало поступить в Бакинский институт искусств –
национальное образовательное учреждение, преподавание в котором велось на
армянском языке.
Карен с рождения говорил по-русски, но умудрился за
один год изучить родной язык и поступить
на режиссёрский факультет Бакинского института искусств, который он успешно
окончил в 1985 году. Ещё в студенческие
годы он начал работать в популярной шоу-программе
под названием «Парад звёзд». В 1987 году Карен Аванесян получил диплом YIII Всесоюзного
конкурса артистов эстрады и решил переехать в Первопрестольную. В первые годы
после переезда в Москву артист работал в качестве конферансье на концертах
прославленных исполнителей: Валерия Леонтьева, Филиппа Киркорова, Маши
Распутиной и других звёзд советской эстрады.
Колоритный восточный акцент Аванесяна, его умение
забавно расставлять интонации и говорить без пауз обеспечили артисту неизменную
любовь публики. Армянский акцент Карена также является частью сценического имиджа:
на самом деле артист говорит по-русски чисто и грамотно, в чём я ещё раз
убедилась во время беседы с ним. На переломе двух веков артисту, наконец,
начала подворачиваться более интересная работа. Ему удалось проявить свой яркий
юмористический талант в таких телевизионных передачах, как «Смехопанорама»,
«Аншлаг», «Устами младенца», «Ах, анекдот, анекдот…», «Шоу-досье» и многих
других. Однако наибольшую известность Карен Аванесян получил благодаря работе в
Московском театре юмора «Кривое зеркало». Юмористические спектакли театра
транслировались в период с 2003-го по 2014-ый годы. Руководителем передачи, как
и исполнителем множества главных ролей в выступлениях был и остаётся известный
юморист Евгений Петросян.
Мы помним, что телевизионная программа «Кривое
зеркало» неоднократно подвергалась критике, однако именно эта передача до сих
пор успешно идёт на канале Россия-1 и остаётся
по-прежнему самой популярной
среди массового зрителя. В рамках гастрольных туров театра Аванесян объездил
практически всю Россию. В «Кривом зеркале» нередко звучали лучшие монологи
артиста, при этом его компаньоном по разыгрыванию сценок часто становился
Алексей Буховцев. С 2006 года, — подчёркивает Карен Аванесян, — его творческим партнёром
становится Обид Асомов. С ним он уже
объездил полсвета. В Ташкент артист приехал со своей молодой обаятельной
женой-красавицей Нонной. Их свадьба состоялась в 2010 году. У Карена двое
взрослых дочерей от первого брака и любимый внук Марсель.
Карен Гарегинович обожает кино. Артист является
большим поклонником отечественного и зарубежного кинематографа: у себя дома он
собрал целую видеотеку любимых кинокартин. За годы своей творческой карьеры он
успел сняться в фильмах: «Импотент», «Мерзавец», «Украли жениха», «Семь раз
отмерь», «Оперативный псевдоним», «Курортный роман», «Чары», «Ультиматум».
Кроме того, артист исполнил одну из ключевых ролей в телевизионном сериале под
названием «Жизнь – поле для охоты». Карен
Аванесян, постоянный участник многих юмористических телепрограмм, продолжает
активно сниматься в кино. Обид Асомов пригласил своего друга поработать с ним в
анимационных фильмах, на что Карен охотно согласился испытать себя в этом виде
кинематографа, тем более, что он с детства с удовольствием озвучивал и
пародировал голоса зверей и домашних животных.
Два
концерта подряд в Ташкенте прошли с
аншлагом. Перед началом заключительного концерта мне удалось встретиться в
тесной артистической гримёрной Дворца «Туркистон» с Кареном Аванесяном и
побеседовать с ним.
—
Барев цез (Здравствуйте! – пер.
с арм. – Г.Б.), Карен Гарегинович! Расскажите подробней о себе!
… Родился я в
Баку. Мой отец был коренной бакинец, окончивший русскую школу. Мама родом с
Карабаха. Отцовские корни берут начало тоже в Зангезуре. Его родители переехали на заработки в промышленный
развитый Баку, убегая от разрушительного землетрясения, забравшего у них детей,
ещё до рождения моего отца. В Баку жила
двоюродная сестра моей мамы, у которой
она остановилась после учёбы, приехав туда из Карабаха. Там мои будущие
родители познакомились и полюбили друг
друга. В этом семейном союзе родились я
и моя сестрёнка, которая сейчас замужем и живёт в Краснодаре. Я приехал из Баку
в российскую столицу с хорошим русским языком, мне несложно было быстро вписаться в московский ритм жизни.
…Мои приятели
Игорь Саруханов, Алексей Чумаков сразу догадались, что я с Карабаха по моему
особенному говору, характерному для карабахского диалекта — говорить правильно
и красиво. Меня этому произношению научила моя мама, уроженка Карабаха.
Карабахские армяне легко вписываются в русскоязычную среду, поэтому среди моих
московских друзей у меня много армян из интеллигентной прослойки —
профессора-филологи, историки-академики, учёные-физики и, конечно, артисты.
«Кривое
зеркало» раньше всегда выступало в помещении Российской академии наук. Там
висели портреты академиков, среди которых было много лиц армянской
национальности карабахского происхождения. Потом мне объяснили: в Карабахе,
когда при сталинском режиме стали закрывать армянские школы, дети рванули в
русские школы, в которых учились дети служащих в погранотряде. Там преподавали жёны русских офицеров. Они
терпеливо за годы учёбы выправляли армянским детям их кавказский акцент,
приобщая своих учеников к чистоте, богатству и интонационному разнообразию
русской речи. В итоге, закончив
десятилетку, армянские дети прямым ходом уезжали в Москву и с карабахским упорством оканчивали
столичные технические и гуманитарные вузы, впоследствии служа российской и
мировой науке, — об этом мне рассказал директор Московского института механики МГУ,
академик Российской академии наук Самвел Самвелович Григорян (1930-2015).
— Как
сложился ваш творческий тандем с нашим земляком?
— Я очень долго
ждал этого момента — приезда в Узбекистан, несмотря на то, что с Обидом Асомовым
мы довольно часто встречаемся в Москве. Мне
очень приятно отметить, что цель моей поездки с женой была, прежде всего, не
концертная. Я приехал на день рождения своего друга Обида, который, буквально,
на днях, 22 октября, отметил свой 55-летний юбилей. А в организации концерта
нам помогла Луиза Арипова, когда уже знала, что мы обязательно будем в Ташкенте
в эти дни. Мне очень приятно, что нас с Обидом последнее время воспринимают как
творческий тандем. С этой программой мы выступали в Израиле, Нью-Йорке, дали 12
концертов в Казахстане, и вот теперь мы выступаем в Узбекистане, а затем
предстоят гастроли в Москве, Минске, Ереване, других городах СНГ.
…Наконец-то я
нашёл такого партнёра, который заполняет ползала (это, как правило, бухарские
евреи, уроженцы Ташкента, и зрители, которых он начал уже успешно завоёвывать в России). Вторую
половину зала заполняю я представителями армянской диаспоры. Театр «Кривое зеркало» появился в 2002 году. Я пришёл туда в 2003 году. Обид – в 2005 г. Наш творческий дуэт возник в
2006 г. Наш репертуар постоянно обновляется, — заверил
Карен. — Сегодня, например, вы впервые в
полном объёме в сатирическом ключе услышите монолог «Телевизор» о различных негативных тенденциях современного
телевещания. Я на сценической площадке абсолютно свободен.
Когда
Обид появился в нашем театре, внеся в его репертуар яркую
свежую восточную краску, мы с ним решили сделать несколько контрольных
гастролей. Первый концерт в Казахстане состоялся в Павлодаре: там особенно тепло нас
встретила и проводила армянская диаспора. К ним подключилась узбекская община,
так что мы, особенно Обид, были этим приёмом приятно поражены. Далее в других
городах нас уже встречали так же по-царски, или точнее, по-братски. Нас с Обидом объединяет Восток, как говорят
в народе: «Мы пили воду из одного арыка». Вековые восточные традиции живут в наших домах, в наших семьях, в наших детях.
— Вы не
первый раз в Ташкенте? Поделитесь Вашими
свежими впечатлениями о нашем
городе и наших людях!
— Да, 7-8 лет
назад я посетил Ташкент. У нас были два концерта во Дворце дружбы народов.
Мы тогда собрали два аншлага – это девять тысяч человек, и я этим очень
горжусь. Тогда мы смогли побывать в Самарканде, где с представителями армянской общины я посетил
Армянскую церковь святой Богородицы. Мы работали в оперном театре и общались с
нашими армянскими и узбекскими друзьями.
В то время Ташкент,
который я очень люблю, на меня не произвёл такое радостное впечатление, как в
этот раз. Всё сильно изменилось за последние годы – от праздничного яркого освещения улиц, особенно
в центре города, до радостных улыбчивых
лиц прохожих. Ташкент был всегда хлебным городом, сейчас он стал ещё более
красивый, современный город-праздник. Это, несомненно, связано с приходом новых
людей в правительство и совершенствованием системы государственного и
общественного управления гражданским обществом. Я убедился, что ташкентская
публика тоже изменилась, и её отношение к нам, российским артистам. У меня было
ощущение, что я попал в современный
продвинутый многонациональный, интернациональный мегаполис, и вот это солидарное с нами дыхание зала я ощущал полной грудью.
В Ташкенте наши карабахские друзья – Ашот, двоюродный брат пятикратного
чемпиона мира по боксу, вашего земляка, Артура Григоряна, и его близкие — пригласили нас в гости в «армянскую
махаллю», где сосредоточены рестораны
«Аракс», «Диана». У нас с Нонной было ощущение, что мы с ней неожиданно
оказались в Ленинакане (сейчас называется Гюмри) или в предгорном районе Пятигорска
«Карапуз», где живут армяне, — те же каменные дома, уютные тенистые дворики с виноградниками
и коваными железными воротами и гостеприимные хозяева – настоящий Айкакан.
— Какие ближайшие
Ваши творческие планы?
— Я после
Ташкента поеду на один день в Москву.
Обид сейчас занят на посту директора Студии мультипликационных фильмов
Узбекистана, он не так часто может выезжать на гастроли. Из Москвы я выезжаю в Белоруссию с театром
«Кривое зеркало»: там я выступлю вместе с писателем Леоном Измайловым, пародистом и юмористом Николаем
Лукинским и другими российскими артистами разговорного жанра из «Аншлага». Там
мы дадим 8-9 концертов. Потом гастроли в Ставрополе и в Армении. Там я надеюсь
договориться с продюсерами, чтобы в будущем реализовать наш проект «Армянин и
Узбек» на моей исторической родине.
— Успехов
Вам! Шнуракалицюн («Спасибо» – пер. с
арм. – Г.Б.)!
Артисты с первых же минут выхода на сцену и встречи со
зрителями задали своему выступлению
непринуждённый тон. Они не только читали
юмористические монологи, в течение всей программы травили байки и сыпали шутками и анекдотами и интересными
случаями из своей творческой жизни, по-доброму веселили людей три часа подряд
без перерыва.
На концерте зрители горячо аплодировали московскому артисту за старые и новые
монологи, т.к. юмор не стареет, а постоянно обновляется в выступлениях Карена
Аванесяна. Монологи артиста: «Лицо кавказской национальности», «Подарок тёще»,
«Наши везде», «Точно по расписанию», «Примета чёрная кошка», «Тамада» и многие
другие обеспечили артисту всенародную славу и популярность. К большой радости
ташкентской публики, пародист блестяще изобразил Никулина, Акопяна, Задорнова,
Папанова, Горбачёва, Ливанова, Джигарханяна, Мкртчяна и многих других известных
людей советской эпохи.
Программа в целом была весьма
разнообразной и интересной. Интересное всё, что сверх нормы, сверх ведома,
сверх запрета, всё, что нарушает норму, тайну, запрет и при этом остаётся в
рамках нравственного закона. Скучен трафарет: вечно одно и то же — банальное,
нудное, серое, штамп. Глупость не интересна. Интересное требует обязательного
наличия ума. Карикатура интересна. Юмор интересен: он трагичен — у него
трагическое навыворот. «Человек, который смеётся» Гюго также трагически
интересен. Смех над собой нравственно исцеляет человека и укрепляет веру в жизнь.
Концертный проект, включая декорацию и внутреннюю драматургию сценария, носил
театрализованный характер и был похож на необычайный комедийный спектакль, в
котором два главных героя с искромётным юмором рассказывали о нашем времени и о
себе с большой долей самоиронии.
В
программу вошли не только известные номера, но и совершенно новые, которые были
подготовлены совсем недавно, затрагивающие
не только бытовые, но и политические, и культурные события в России и
Узбекистане. Один из номеров посвящён сатирическому обзору телепередач, которые
сегодня идут по российскому телевидению и которые смотрят также в нашей стране.
Было также множество пародий и песен разного сатирического характера на
злободневные темы нашей современности в исполнении всех участников театрализованного
концерта-спектакля.
В заключение концерта два главных
героя юмористического шоу были одарены бухарскими златошвейными халатами и
букетами роскошных осенних цветов. Хотя всяческие награды никогда не были важны
для Карена и Обида так, как улыбки и симпатии зрителей, всё же они греют душу
любому артисту. Карен Аванесян признался, что был очень тронут, когда на первом
концерте в «Туркистоне» армянская
диаспора Узбекистана преподнесла ему огромную корзину алых роз, обтянутую Государственным
армянским флагом. В целом, у артистов создалось ощущение, что они гастролируют
в России, так как публика очень тонко и горячо реагировала на каждую шутку. Под
занавес Карен Аванесян выразил
задушевную думу о том, что настоящий
артист тот, кто не только присутствует на сцене во время действия, но и после
концерта остаётся со зрителем. Интересный
необычайный концерт-спектакль надолго запомнится ташкентским любителям
сатиры и юмора.
Гуарик Багдасарова
Комментарии
Отправить комментарий