Секреты успешного тандема Карен Аванесян - Обид Асомов в юмористическом шоу «Армянин и Узбек» во Дворце искусств «Туркистон»


         Последнее время, к великой радости ташкентцев,  участились гастрольные поездки в Узбекистан российских артистов эстрады, сатиры и юмора. На днях  заслуженный артист России Карен Аванесян вместе с заслуженным артистом Узбекистана Обидом Асомовым выступили во Дворце искусств «Туркистон». Они заверили любителей сатиры и юмора, что скоро и  Евгений Петросян погостит в Узбекистане со своей  юмористической программой.


         Уже на подходе к Дворцу  искусств «Туркистон» вечерние огни, праздничная трёхцветная иллюминация, струящиеся фонтаны, подсвеченные триколером (синий-белый-зелёный) узбекского национального флага, — всё  поднимало настроение и обещало незабываемую встречу с  творческим тандемом «Карен-Обид». Они выступали вместе на сцене Дворца искусств "Туркистон" в  течение двух вечеров  — 24-25 октября 2018 г. — с чудесным юмористическим шоу с привлекательным названием: «Армянин и Узбек – два часа весёлого смеха».  Вместе с ними выступила  продюсер проекта и популярная пародистка  Аллы Пугачевой, Верки Сердючки, Лолиты Милявской — Луиза Арипова. В жанре женской пародии она выступает более 15 лет и успешно совмещает свою артистическую карьеру с обязанностями  директора компании по организации торжеств. Вопреки заявленному программному времени на афишах, на самом деле  зрители аплодисментами, возгласами «Браво!» и заразительным смехом не отпускали со сцены полюбившихся артистов, работавших вживую без фонограммы (за исключением «минусовок» в  музыкальных номерах, украсивших концерт) не менее трёх часов.


         Накануне их концертного выступления состоялась пресс-конференция с журналистами, где  оба артиста поделились секретами своего успеха на эстрадных площадках российских городов, ближнего и дальнего зарубежья.  Совсем недавно с большим успехом тандем Асомова и Аванесяна выступал с концертами в Казахстане, Америке, Израиле.
         Нашего земляка, известного в Узбекистане юмориста, киноактёра, комика  Обида Асомова на пресс-конференции и  после концерта во Дворце искусств «Туркистон» поздравили с его 55-летием, которое он отмечал 22 октября вместе со своим другом и партнёром по сцене Кареном Аванесяном в кругу близких родных у себя на родине. На концерте артист неоднократно заявлял, что он живёт по-прежнему в  Ташкенте, а зарабатывает деньги в Москве. По просьбе зрителей,  артист не без  самоиронии рассказал на сцене коротко о себе.
         Своё детство Обид провёл в ташкентской махалле: ни в детском саду, ни в школе русский язык он не изучал. Его отец  работал проводником на поезде и часто привозил из рейсов книги и журналы на русском языке, оставшиеся от пассажиров: «Советский экран», «Искусство кино», «Крокодил». Обид вместе с братом Сабитом читали периодическую  литературу запоем и постепенно познавали чужой для себя язык. Отец всегда поощрял чтение, говоря, что русский язык нужно учить обязательно. Обид рано увлёкся артистической деятельностью и был главным юмористом на всех школьных мероприятиях,   частенько переводил на узбекский язык монологи М. Жванецкого и А. Райкина и выступал с ними на вечерах самодеятельности в школе. После школы поступил в художественное училище имени П. Бенькова в Ташкенте.
К концу 80-х годов прошлого века Обид Асомов был уже известным в Узбекистане юмористом и имел определённую популярность не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Обид всегда гордится, что его любят и ждут на родной земле. Здесь московских артистов  из театра Евгения Петросяна «Кривое зеркало» особенно радует, что Ташкент — город толерантный, в нём единой и дружной семьей  живут люди самых разных национальностей. Особенно приятно, по словам Обида и Карена, что ташкентцы по достоинству могут оценить лучшие образцы сатиры и юмора, так как  все, как один, билингвы в речевом обиходе и интернационалисты по сложившемуся образу жизни.
Усвоив два языка, узбекский артист в своих выступлениях откровенно и добродушно смеётся над своими земляками, недоучившими в своё время «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», как никогда востребованный в наши дни на большом пространстве СНГ. После развала  бывшего Союза язык межнационального общения помогает насильно отчуждённым народам не только понимать друг друга, но и зарабатывать на хлеб далеко от своего дома и родной махалли. Монологи Обида с условными названиями:  «Гастарбайтер»,  «Кривое Зеркало», «Узбекская женщина», «Спортсмен», «Встреча с земляком в Венеции» и другие пестрели на концерте национальными идиомами и поговорками, тонким юмором с восточным узбекским колоритом. На трёхчасовом концерте каждый выход Обида в одиночку или со сценическим партнёром сопровождался  и часто даже прерывался рукоплесканием зрителей и несмолкаемым смехом и ещё раз подтвердил, что, во всяком случае, у себя на родине он по-прежнему  пользуется широкой популярностью.
Узбекский комедиант Обид Агзамович Асомов  — смехотворец, сатирик-юморист, а по-узбекски, просто «аскиячи». Обид-ака талантливый мастер-художник и артист. Он вырос на фундаменте узбекской народной школы сатиры и юмора, хотя называет своим учителем Е.В. Петросяна, так как  в российской эстраде он выступал в программах  «Аншлаг» и «Кривое зеркало» под руководством Евгения Вагановича. Ныне Обид Асомов занимает высокую государственную должность. Он стал директором единственной Студии мультипликационных фильмов Узбекистана. До этого он несколько лет выступал на свадьбах и концертных мероприятиях в Узбекистане, Америке, Израиле, России и в других странах мира.
Ташкентские зрители всегда очень хорошо принимают и понимают  мастеров пародии, особенно, когда их впервые знакомят с  первым подобным русскоязычным проектом, прославляющим незыблемые человеческие ценности — дружбу и взаимопонимание наших братских народов,  вышедших из СССР. В течение всей программы артисты неоднократно возвращались к теме дружбы и духовного родства выходцев из бывшего Союза, живущих в эмиграции по разным причинам, и  всюду находили горячий отклик эмигрантов с их извечной ностальгией — тоской по родине. Обид Асомов в своих зарубежных гастролях мог  по-доброму пошутить над ними, так что людям становилось на душе светлее и теплее от этого  доброжелательного юмора, связывающего их с покинутой родиной неразрывными узами, «ведь в современной жизни на всех географических широтах есть место для юмора и сатиры», — утверждают в своих монологах артисты из Москвы.
            — Мне, в свою очередь, тоже очень приятно, и слава Аллаху, что я оказался в своё время в программе Евгения Петросяна «Кривое зеркало» и нашёл там своего друга, —  отметил Обид Агзамович на встрече с журналистами. — Хотя могу сказать, что все артисты, с которыми я работаю в этой программе,  — мои друзья. Это такой маленький союз, где есть почти все национальности постсоветского пространства — латыши, украинцы, русские и т. д. Единственный узбек в этой передаче — это я и первый человек, который стал для меня самым близким другом – это Карен. У нас с ним много общего, мы давно дружим семьями. И я горжусь тем, что наш с ним творческий тандем весьма успешен и куда бы мы ни приехали, мы собираем полные залы.
         Карен Аванесян появился на свет 18 сентября 1957 г. в Баку. Будущий популярный комик появился на свет на улице Торговой, которую нередко называют «бакинским Арбатом». Отец Карена в своих мечтах видел сына успешным известным художником. И только мать будущего прославленного артиста, действительно, верила, что её ребёнок добьётся успешной сценической карьеры.
Сам Карен с ранних пор знал, чего хочет: смешить людей. Ещё в детстве к нему прикрепилось забавное прозвище «Карлуша», которым пользуются многие родные и близкие Аванесяна  до сих пор. В отрочестве артист занимался в детской театральной студии, где получал огромное наслаждение от занятий. В этой студии он понял, насколько любит выходить на сцену, и окончательно решил связать с ней своё будущее. Одарённый школьник решил не ограничиваться театральными подмостками и занялся пародиями. Без особого опыта ему успешно удавалось спародировать любого человека, вне зависимости от того, знал ли он его долгие годы или увидел в первый раз. Поначалу Карен просто забавлялся, «передразнивая» других людей и даже сказочных персонажей.
Параллельно с этим увлечением мальчику приходилось посещать кружки лепки и рисования, потому что отец по-прежнему хотел сделать из него великого художника. После окончания школы Карен был призван в Советскую Армию. На службе он не переставал травить анекдоты и байки и развлекать сослуживцев умелыми пародиями на них самих или на командиров. На концерте прозвучал юмористический эпизод из его армейской службы, в котором он удачно пародировал своего командира и однополчан. Отдав святой долг родине, Аванесян решил во что бы то ни стало поступить в Бакинский институт искусств – национальное образовательное учреждение, преподавание в котором велось на армянском языке.
Карен с рождения говорил по-русски, но умудрился за один год  изучить родной язык и поступить на режиссёрский факультет Бакинского института искусств, который он успешно окончил в 1985 году.  Ещё в студенческие годы он начал работать в  популярной шоу-программе под названием «Парад звёзд». В 1987 году Карен Аванесян получил диплом YIII Всесоюзного конкурса артистов эстрады и решил переехать в Первопрестольную. В первые годы после переезда в Москву артист работал в качестве конферансье на концертах прославленных исполнителей: Валерия Леонтьева, Филиппа Киркорова, Маши Распутиной и других звёзд советской эстрады.
Колоритный восточный акцент Аванесяна, его умение забавно расставлять интонации и говорить без пауз обеспечили артисту неизменную любовь публики. Армянский акцент Карена также является частью сценического имиджа: на самом деле артист говорит по-русски чисто и грамотно, в чём я ещё раз убедилась во время беседы с ним. На переломе двух веков артисту, наконец, начала подворачиваться более интересная работа. Ему удалось проявить свой яркий юмористический талант в таких телевизионных передачах, как «Смехопанорама», «Аншлаг», «Устами младенца», «Ах, анекдот, анекдот…», «Шоу-досье» и многих других. Однако наибольшую известность Карен Аванесян получил благодаря работе в Московском театре юмора «Кривое зеркало». Юмористические спектакли театра транслировались в период с 2003-го по 2014-ый годы. Руководителем передачи, как и исполнителем множества главных ролей в выступлениях был и остаётся известный юморист Евгений Петросян.


         Мы помним, что телевизионная программа «Кривое зеркало» неоднократно подвергалась критике, однако именно эта передача до сих пор успешно идёт на канале Россия-1 и остаётся  по-прежнему самой  популярной среди массового зрителя. В рамках гастрольных туров театра Аванесян объездил практически всю Россию. В «Кривом зеркале» нередко звучали лучшие монологи артиста, при этом его компаньоном по разыгрыванию сценок часто становился Алексей Буховцев. С 2006 года, — подчёркивает Карен  Аванесян, — его творческим партнёром становится  Обид Асомов. С ним он уже объездил полсвета. В Ташкент артист приехал со своей молодой обаятельной женой-красавицей Нонной. Их свадьба состоялась в 2010 году. У Карена двое взрослых дочерей от первого брака и любимый внук  Марсель.
Карен Гарегинович обожает кино. Артист является большим поклонником отечественного и зарубежного кинематографа: у себя дома он собрал целую видеотеку любимых кинокартин. За годы своей творческой карьеры он успел сняться в фильмах: «Импотент», «Мерзавец», «Украли жениха», «Семь раз отмерь», «Оперативный псевдоним», «Курортный роман», «Чары», «Ультиматум». Кроме того, артист исполнил одну из ключевых ролей в телевизионном сериале под названием «Жизнь – поле для охоты». Карен Аванесян, постоянный участник многих юмористических телепрограмм, продолжает активно сниматься в кино. Обид Асомов  пригласил своего друга поработать с ним в анимационных фильмах, на что Карен охотно согласился испытать себя в этом виде кинематографа, тем более, что он с детства с удовольствием озвучивал и пародировал голоса зверей и домашних животных.


Два концерта подряд в Ташкенте прошли  с аншлагом. Перед началом заключительного концерта мне удалось встретиться в тесной артистической гримёрной Дворца «Туркистон» с Кареном Аванесяном и побеседовать с ним.
 —  Барев цез (Здравствуйте! – пер. с  арм. – Г.Б.), Карен Гарегинович! Расскажите подробней о себе!
… Родился я в Баку. Мой отец был коренной бакинец, окончивший русскую школу. Мама родом с Карабаха. Отцовские корни берут начало тоже в Зангезуре. Его родители  переехали на заработки в промышленный развитый Баку, убегая от разрушительного землетрясения, забравшего у них детей, ещё  до рождения моего отца. В Баку жила двоюродная сестра моей  мамы, у которой она остановилась после учёбы, приехав туда из Карабаха. Там мои будущие родители  познакомились и полюбили друг друга. В этом семейном союзе  родились я и моя сестрёнка, которая сейчас замужем и живёт в Краснодаре. Я приехал из Баку в российскую столицу с хорошим русским языком, мне несложно было  быстро вписаться в московский ритм жизни.
…Мои приятели Игорь Саруханов, Алексей Чумаков сразу догадались, что я с Карабаха по моему особенному говору, характерному для карабахского диалекта — говорить правильно и красиво. Меня этому произношению научила моя мама, уроженка Карабаха. Карабахские армяне легко вписываются в русскоязычную среду, поэтому среди моих московских друзей у меня много армян из интеллигентной прослойки — профессора-филологи, историки-академики, учёные-физики и, конечно, артисты.
«Кривое зеркало» раньше всегда выступало в помещении Российской академии наук. Там висели портреты академиков, среди которых было много лиц армянской национальности карабахского происхождения. Потом мне объяснили: в Карабахе, когда  при сталинском режиме стали  закрывать армянские школы, дети рванули в русские школы, в которых учились дети служащих в  погранотряде. Там  преподавали жёны русских офицеров. Они терпеливо за годы учёбы выправляли армянским детям их кавказский акцент, приобщая своих учеников к чистоте, богатству и интонационному разнообразию русской  речи. В итоге, закончив десятилетку, армянские дети прямым ходом уезжали в  Москву и с карабахским упорством оканчивали столичные технические и гуманитарные вузы, впоследствии служа российской и мировой науке, — об этом мне рассказал директор Московского института механики МГУ, академик Российской академии наук Самвел Самвелович Григорян (1930-2015).
— Как сложился ваш творческий тандем с нашим земляком?
Я очень долго ждал этого момента — приезда в Узбекистан, несмотря на то, что с Обидом Асомовым мы довольно часто встречаемся в Москве. Мне очень приятно отметить, что цель моей поездки с женой была, прежде всего, не концертная. Я приехал на день рождения своего друга Обида, который, буквально, на днях, 22 октября, отметил свой 55-летний юбилей. А в организации концерта нам помогла Луиза Арипова, когда уже знала, что мы обязательно будем в Ташкенте в эти дни. Мне очень приятно, что нас с Обидом последнее время воспринимают как творческий тандем. С этой программой мы выступали в Израиле, Нью-Йорке, дали 12 концертов в Казахстане, и вот теперь мы выступаем в Узбекистане, а затем предстоят гастроли в Москве, Минске, Ереване, других городах СНГ.
…Наконец-то я нашёл такого партнёра, который заполняет ползала (это, как правило, бухарские евреи, уроженцы Ташкента, и зрители, которых он начал уже  успешно завоёвывать в России). Вторую половину зала заполняю я представителями армянской диаспоры. Театр «Кривое зеркало» появился в 2002 году. Я  пришёл туда в 2003 году.  Обид – в 2005 г. Наш творческий дуэт возник в 2006 г. Наш репертуар постоянно обновляется, — заверил Карен. — Сегодня, например, вы впервые в полном объёме в сатирическом ключе услышите монолог «Телевизор»  о различных негативных тенденциях современного телевещания. Я на сценической площадке абсолютно свободен.
Когда Обид  появился  в нашем театре, внеся в его репертуар яркую свежую восточную краску, мы с ним решили сделать несколько контрольных гастролей. Первый концерт в Казахстане  состоялся в Павлодаре: там особенно тепло нас встретила и проводила армянская диаспора. К ним подключилась узбекская община, так что мы, особенно Обид, были этим приёмом приятно поражены. Далее в других городах нас уже встречали так же  по-царски, или точнее, по-братски. Нас с Обидом объединяет Восток, как говорят в народе: «Мы пили воду из одного арыка». Вековые восточные традиции живут в наших домах, в наших семьях, в наших детях.
— Вы не первый раз в Ташкенте? Поделитесь Вашими  свежими впечатлениями  о нашем городе и наших людях!
— Да, 7-8 лет назад я посетил  Ташкент. У нас были два  концерта во Дворце дружбы народов. Мы тогда собрали два аншлага – это девять тысяч человек, и я этим очень горжусь. Тогда мы смогли побывать в Самарканде, где  с представителями армянской общины я посетил Армянскую церковь святой Богородицы. Мы работали в оперном театре и общались с нашими армянскими и узбекскими друзьями.
В то время Ташкент, который я очень люблю,  на меня не  произвёл такое радостное впечатление, как в этот раз. Всё сильно изменилось за последние годы – от  праздничного яркого освещения улиц, особенно в центре города, до радостных улыбчивых  лиц прохожих. Ташкент был всегда хлебным городом, сейчас он стал ещё более красивый, современный город-праздник. Это, несомненно, связано с приходом новых людей в правительство и совершенствованием системы государственного и общественного управления гражданским обществом. Я убедился, что ташкентская публика тоже изменилась, и её отношение к нам, российским артистам. У меня было ощущение, что я попал в современный  продвинутый многонациональный,  интернациональный  мегаполис, и вот это солидарное  с нами дыхание зала я ощущал полной грудью.
В Ташкенте наши карабахские друзья – Ашот, двоюродный брат пятикратного чемпиона мира по боксу, вашего земляка, Артура Григоряна, и его близкие — пригласили нас в гости в «армянскую махаллю», где сосредоточены  рестораны «Аракс», «Диана». У нас с Нонной было ощущение, что мы с ней неожиданно оказались в Ленинакане (сейчас называется Гюмри) или в предгорном районе Пятигорска «Карапуз», где живут армяне, — те же каменные дома, уютные тенистые дворики с виноградниками и коваными железными воротами и гостеприимные хозяева – настоящий Айкакан.
— Какие ближайшие Ваши творческие планы?
— Я после Ташкента поеду  на один день в Москву. Обид сейчас занят на посту директора Студии мультипликационных фильмов Узбекистана, он не так часто может выезжать на гастроли. Из  Москвы я выезжаю в Белоруссию с театром «Кривое зеркало»: там я выступлю вместе с писателем  Леоном Измайловым, пародистом и юмористом Николаем Лукинским и другими российскими артистами разговорного жанра из «Аншлага». Там мы дадим 8-9 концертов. Потом гастроли в Ставрополе и в Армении. Там я надеюсь договориться с продюсерами, чтобы в будущем реализовать наш проект «Армянин и Узбек»  на  моей исторической родине.
— Успехов Вам! Шнуракалицюн («Спасибо» – пер. с арм. – Г.Б.)!


Артисты с первых же минут выхода на сцену и встречи со зрителями  задали своему выступлению непринуждённый тон. Они не только читали  юмористические монологи, в течение всей программы травили байки и  сыпали шутками и анекдотами и интересными случаями из своей творческой жизни, по-доброму веселили людей три часа подряд без перерыва.
На концерте зрители горячо аплодировали  московскому артисту за старые и новые монологи, т.к. юмор не стареет, а постоянно обновляется в выступлениях Карена Аванесяна. Монологи артиста: «Лицо кавказской национальности», «Подарок тёще», «Наши везде», «Точно по расписанию», «Примета чёрная кошка», «Тамада» и многие другие обеспечили артисту всенародную славу и популярность. К большой радости ташкентской публики, пародист блестяще изобразил Никулина, Акопяна, Задорнова, Папанова, Горбачёва, Ливанова, Джигарханяна, Мкртчяна и многих других известных людей советской эпохи.
    Программа в целом была весьма разнообразной и интересной. Интересное всё, что сверх нормы, сверх ведома, сверх запрета, всё, что нарушает норму, тайну, запрет и при этом остаётся в рамках нравственного закона. Скучен трафарет: вечно одно и то же — банальное, нудное, серое, штамп. Глупость не интересна. Интересное требует обязательного наличия ума. Карикатура интересна. Юмор интересен: он трагичен — у него трагическое навыворот. «Человек, который смеётся» Гюго также трагически интересен. Смех над собой нравственно исцеляет человека и укрепляет веру в жизнь. Концертный проект, включая декорацию и внутреннюю драматургию сценария, носил театрализованный характер и был похож на необычайный комедийный спектакль, в котором два главных героя с искромётным юмором рассказывали о нашем времени и о себе с  большой долей самоиронии.


         В программу вошли не только известные номера, но и совершенно новые, которые были подготовлены совсем недавно, затрагивающие  не только бытовые, но и политические, и культурные события в России и Узбекистане. Один из номеров посвящён сатирическому обзору телепередач, которые сегодня идут по российскому телевидению и которые смотрят также в нашей стране. Было также множество  пародий и  песен разного сатирического характера на злободневные темы нашей современности в исполнении всех участников театрализованного концерта-спектакля.


В заключение концерта два главных героя юмористического шоу были одарены бухарскими златошвейными халатами и букетами роскошных осенних цветов. Хотя всяческие награды никогда не были важны для Карена и Обида так, как улыбки и симпатии зрителей, всё же они греют душу любому артисту. Карен Аванесян признался, что был очень тронут, когда на первом концерте в «Туркистоне»  армянская диаспора Узбекистана преподнесла ему огромную корзину алых роз, обтянутую Государственным армянским флагом. В целом, у артистов создалось ощущение, что они гастролируют в России, так как публика очень тонко и горячо реагировала на каждую шутку. Под занавес  Карен Аванесян выразил задушевную думу о том,  что настоящий артист тот, кто не только присутствует на сцене во время действия, но и после концерта остаётся со зрителем. Интересный  необычайный концерт-спектакль надолго запомнится ташкентским любителям сатиры и юмора.


Гуарик Багдасарова
  

                                                                                         

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма