Насреддин из Коканда - Сулейман Юдаков
14 апреля 1916 года
родился создатель первой узбекской комической оперы "Проделки
Майсары", народный артист Узбекской ССР Сулейман (Соломон) Юдаков.
Сулейман Александрович Юдаков
(1916-1990) - советский композитор, музыкально-общественный деятель. С.А. Юдаков
внёс большой вклад в становление узбекского профессионального музыкального
искусства. Ему принадлежит первая узбекская комическая опера «Проделки Майсары»
(1959). Он автор музыки Государственного
гимна Таджикской ССР (1944). Сулейманом Юдаковым написана музыка к балетам и
музыкальным драмам, кантатам, вокально-симфоническим сюитам, а также музыка к
спектаклям и кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1951) и
Государственной премии имени Хамзы Узбекской ССР (1977). Награждён орденами
«Трудового Красного Знамени» и «Знак Почёта» и медалями.
С.А. Юдаков родился 14
апреля 1916 г. в Коканде в бедной семье бухарских евреев. Рано оставшись без
отца, с 12-летнего возраста воспитывался в детском доме. Здесь начались его
первые систематические занятия музыкой: обучение нотной грамоте, игре на
балалайке, мандолине, гитаре, духовых инструментах. По собственному признанию
самого Юдакова, эти занятия сыграли
важную роль в расширении его музыкального кругозора и воспитании гармонического
слуха.
Музыкальное дарование
мальчика не осталось незамеченным его наставниками. В 1932 г. Юдаков получает
направление в Москву для дальнейшего профессионального обучения музыкой. Он
поступает на музыкальный рабфак при Московской государственной консерватории,
где учится игре на флейте. Первые опыты сочинения музыки привлекают внимание
однокурсников и преподавателей. В 1934 г. Юдаков поступает на композиторское
отделение музыкального училища при Московской консерватории, в класс композиции
М.Ф. Гнесина. Получив среднее музыкальное
образование, в 1938 г. Юдаков поступает в консерваторию, в класс композиции
Р.М. Глиэра. Однако война прервала учебные занятия, и в 1941 году юный
композитор возвращается в Узбекистан.
В 1943-1946 гг. Юдаков работает в Душанбе художественным
руководителем Таджикской государственной филармонии. Помимо работы с людьми,
эти годы также были насыщены композиторской деятельностью. В 1946 году Сулейман
Юдаков возвращается в Ташкент, и теперь его творчество связано с периодом
становления нового музыкального искусства Узбекистана. Его многогранная
деятельность охватывает широкий круг жанров: от песни, инструментальной
миниатюры до произведений крупных форм, таких как симфоническая поэма, опера,
балет. Впоследствии Сулейман Юдаков явился одним из зачинателей таких жанров
узбекской музыки, как романс, струнный квартет, фортепианный дуэт, кантата.
Особое место в этом списке занимает первая узбекская комическая опера
"Проделки Майсары" и первый комедийно-сатирический балет "Юность
Насреддина".
Главное место в его
творчестве отводится образам, связанным с современной ему эпохой. Об этом
свидетельствуют такие произведения, как вокально-симфоническая сюита
"Мирзачуль", посвящённая освоению Голодной степи, кантата "Моя
Родина", хореографическая сюита "Голубь мира",
"Торжественная увертюра" и "Молодёжная поэма" для
симфонического оркестра, музыкальная комедия "Светлый путь", музыка к
спектаклям "Шёлковое сюзане", "Дочь Ганга".
Характерной чертой
творчества С. Юдакова является связь с песенно-танцевальной музыкой узбекского
и таджикского народов. В основе некоторых произведений композитора лежат
подлинные народные мелодии, но чаще Юдаков лишь опирается на интонации и ритмы
народной музыки, создавая на этой основе свои оригинальные мелодии, наполненные
особой жизненностью и проявлением яркого национального своеобразия. Именно так
была создана музыка к государственному гимну Таджикистана в 1946 году,
исполняемая до сих пор. Музыка национального гимна Республики Таджикистан (1994)
была позаимствована из государственного гимна Таджикской ССР. Музыка С. Юдакова
– удивительно искренняя, всегда идущая от сердца. В этом и заключается её сила
и неувядаемость. Она захватывает сердца людей разных национальностей и культур.
Творчество С. Юдакова
отражает преимущественно мир положительных человеческих эмоций, воспевает
радость жизни. Она исполнена пафоса высокой гражданственности и патриотизма.
Отсюда и отличительный апофеозно-гимнический или комедийно-юмористический тон
многих его произведений, оптимистичность мироощущения, яркие солнечные краски
его палитры. Глубокое своеобразие и неповторимость стиля Сулеймана Юдакова
проявляется в сочетании классических и фольклорных традиций, в органичном
соединении разнообразных элементов многонационального Востока. В своём
творчестве композитор успешно использовал азербайджанские, таджикские,
уйгурские, иранские, индийские и другие интонационные истоки.
Сулейман Александрович
Юдаков в своём творчестве постоянно выражал оптимистическую концепцию жизни. Премьера
комической оперы С. Юдакова «Проделки Майсары» состоялась в ГАБТе имени А.
Навои в январе 1959 г. и прочно вошла в репертуар Большого театра Узбекистана. Премьера
комического балета С. Юдакова «Проделки Насреддина» (в первой редакции «Юность
Насреддина») состоялась 16.03.1997. «Фестивальную увертюру» узбекского
композитора музыковеды ставят в один ряд с «Праздничной увертюрой» Дмитрия
Шостаковича (А. Григорьева. - //Советская музыка).
Решением правительства Узбекистана
мемориальный музей Сулеймана Юдакова в его квартире был открыт 14 декабря 2008
года при Доме композиторов Узбекистана; уже много лет работает общественный
фонд его имени. Мемориальный музей, общественным директором которого является
известный журналист и сценарист Борис Бабаев, – один из символов вечной жизни
Сулеймана Юдакова и его музыки. Уютная атмосфера мемориальной квартиры
композитора с его семейными реликвиями: музыкальная библиотека,
пианино, патефон, старые афиши оперы «Проделки Майсары», чёрно-белые
фотографии, запечатлевшие его великих современников, крупнейших
деятелей музыкальной культуры — Мухтара Ашрафи, Арама
Хачатуряна, Манаса Левиева, Халимы Насыровой,
Галии Измайловой; живописный академический
портрет Сулеймана Юдакова кисти Файзуллы Ахмадалиева
— всё это способствует живому общению литераторов,
музыкантов, художников, искусствоведов с великим наследием
советской эпохи, породившей бесценные художественные и человеческие
ценности, и вдохновляет людей на создание новых
произведений искусства в слове и музыке.
При музее создан
литературно-музыкальный клуб «Майсара»; здесь проходят творческие встречи ЛТО
«Данко» при РКЦ РУз; работает семинар «Литэффект» при Союзе писателей
Узбекистана. Совсем недавно, 22.04.25, в пасхальную неделю, за большим накрытым
столом данковцы отметили в стенах музея дни рождения: великого классика узбекской
музыки ХХ века - Сулеймана Александровича Юдакова; русского поэта-переводчика
Ивана Ивановича Козлова (1779-1840), автора вольного перевода стихотворения
«Вечерний звон» Томаса Мура, ставшего знаменитым одноимённым романсом на музыку
Александра Алябьева. В этот же вечер в
музыкально-поэтической обстановке мы праздновали 50-летие узбекского поэта и
барда, лауреата Международного фестиваля авторской песни «Чимганское эхо»,
обладателя Гран-при, Мурада Якубжанова. «Не зарастёт народная тропа» к уютному очагу культуры
и вдохновения.
Насреддин из Коканда
Где голос
взять, чтобы звучал века?
В. Шекспир
При
жизни был весёлым композитор.
Он
сыпал шутками на свой пюпитр.
Без
перца прибауток хлеб-соль не ел.
В
балете обессмертил Насреддина,
Проделки
Майсары в комедии воспел.
Дорога
к славе терниста и длинна.
Воспитанник
кокандского детдома
Усвоил
уроки жизни, мастерства
В
Ташкенте и Москве престольной.
Учился
он у мастеров достойных.
Гнесин и Глиэр обучали молодца
«Искусству интонируемого смысла»:
В
узбекском фольклоре искать голоса,
Чтобы
с искренним смехом звучали века.
Их
нашёл и воспел Сулейман-аския.
Аксакалы
смеялись на премьере в партере.
Пошутил
надо всеми Сулейман Юдаков.
Вспомнить
молодость призвал стариков.
Майсара, Карнавальный вальс, Увертюра
Поныне
чаруют сердца музыкального мира.
Ташкент, 2015
Гуарик Багдасарова,
искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото из музейной экспозиции и Татьяны Грушиной
Комментарии
Отправить комментарий