Посмертные издания Гюнтера Тюрка «Письма другу» и М.И. Горбунова-Посадова «Воспоминания» увековечили их дружбу


Восьмого февраля 2016 года в Научной библиотеке НГУ прошел литературный вечер, посвящённый Гюнтеру Тюрку (1911-1950). На встрече, подготовленной Юлией Виллиевной Лихачевой, была представлена книга «Письма другу» Гюнтера Тюрка, вышедшая в 2016 году в издательстве «Свиньин и сыновья» (Новосибирск), и показаны фильмы обо всех событиях, связанных с именем Г. Тюрка за последние двадцать лет.
Многие из тех, кто был причастен все эти годы к сохранению творчества Гюнтера Тюрка, откликнулись на приглашение библиотеки и пришли 08 02 16 на литературный вечер «Я в этом мире неслучайно…». Юлия Вилиевна Лихачёва тепло приветствовала всех, кто собрался отметить двадцатилетний юбилей. Среди собравшихся были директор библиотеки Л. А. Лягушина, художники Антон Гайдаенко и Елена Юдина, поэт Майя Шереметева, издатель Михаил Янушевич.
Итак, двадцать лет спустя после выхода в издательстве НГУ в 1997 году  первого сборника стихов Гюнтера Тюрка «Тебе, моя звезда…» в Новосибирске  вышла книга «Письма другу. Коммуна «Жизнь и труд» в Сибири. Годы заключения и ссылки»», содержащая новые материалы о жизни и судьбе участника толстовской коммуны, поэта Гюнтера Тюрка. В книге опубликованы письма Г. Тюрка своему московскому другу и учёному М.И. Горбунову-Посадову (1908-1991) из тюрем,  сибирских лагерей, в которых он провёл после ареста остаток  своей недолго жизни. Письма охватывают период с начала 1933 года по 19 марта 1950 года с небольшим перерывом во время первого ареста (02 04 1936 – 05 11 1936) и второго (15 01 1940 - 03 08 1940). В распоряжении читателя оказался новый уникальный источник, необычайно расширяющий наше знание о поэте и человеке Гюнтере Тюрке и об исторической эпохе, в которую ему довелось жить. Эти письма после кончины М.И. Горбунова-Посадова были переданы его родственниками в Государственный музей Л.Н. Толстого в Москве. И вот, наконец, благодаря инициативе директора музея Н.А. Калининой, письма были отсканированы и любезно предоставлены для публикации редколлегии в составе: Ю.В. Лихачёва, И.В. Павлова, В.И. Каледин, Н.А. Калинина. Письма – потрясающей силы документ не только о личности Тюрка, который писал замечательные стихи, но и о времени, в котором он жил. Вся короткая жизнь Тюрка – яркое воплощение жизненного принципа: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет» - принципа, с которым умирал великий русский мыслитель Лев Николаевич Толстой, не думая о последствиях своих благородных душевных порывов,  и завещал его своим последователям.


Эту  бесценную книгу ко дню моего рождения в этом году мне прислала моя приятельница, преподаватель кафедры истории НГУ и ведущий библиотекарь культурно-просветительского отдела научной библиотеки НГУ Алла Фёдоровна  Победина, с автографом Ю.В. Лихачёвой: «Дорогой Гуарик – соратнику и сподвижнику, одновременно с любимой НБ НГУ отметившей 20-летие первого появления Г. Тюрка на арене мировой культуры. Обнимаю. Юля. (08 02 16).
Действительно, заседание ЛТО «Данко» в доме-музее Сулеймана Юдакова в Ташкенте 08 04 16, посвящённое  20-летию со дня выхода  первой книги стихов поэта-толстовца Гюнтера Тюрка, войдёт в анналы Хроники основных событий  и фактов, связанных с именем поэта, которая ведётся в Научной библиотеке НГУ  с 2000-го года.
История на этом не закончилась. В жаркие июльские дни 2017 года мы, вновь случайно встретившись с Еленой  Алексеевой Тюрк на пляже Волгоградского озера – так называют любители летнего плавания искусственное озерцо в парке Гафура Гуляма в Ташкенте – снова разговорились о её знаменитых предках-толстовцах. Елена Тюрк родилась пятого мая 1952 года в Бийске Алтайского края в семье Густава Тюрка. В зиму 1949-1950 гг братьям Тюркам пришлось расстаться. Гутя и Таня поселились в самом Бийске, купив там хибарку. Гитя (Гюнтер Тюрк) в то время уже с двумя дочурками – Наташей и Кларочкой – оставался на усадьбе под Бийском и приходил в город пешком только давать частные уроки математики и немецкого языка. Положение обеих семей, по воспоминаниям М.И. Горбунова-Посадова, стало различным. В Гутиной – более обеспеченно, у Гити – хуже. Вскоре Гитя слёг в больницу. Его здоровье было подорвано в лагерях: туберкулёз  обострился и принял скоротечную форму. Вскоре 20 марта 1950 года его не стало. Отец вдовы Гали приехал за ней и её двумя дочурками и увёз их под Фрунзе, где их семья поселилась после уничтожения коммуны. Семья Грицайчуков (Гали) была чрезвычайно дружная, и лучшего места для бедной вдовы в это время нельзя было найти, - пишет в своих мемуарных записках М.И. Горбунов-Посадов[1]. Впоследствии семья переехала в США, и в настоящее время  потомки Густава Тюрка процветают в Нью-Йорке в общине, строго соблюдая устав толстовской коммуны, заложенный на рубеже XIX-XX вв. в царской России.


Гутя (Густав Тюрк) недолго прожил в Бийске и вскоре с женой Таней, сыном-первенцем  Сашей  и дочуркой  Леночкой переехал в Джеты-Огуз, киргизское село невдалеке от Пржевальска на Иссык-Куле. Туда его позвал Дмитрий Егорович Моргачёв, один из основных алтайских коммунаров, перенёсший в прошлом, как братья Тюрки,  все ужасы сталинских лагерей. Здесь у Густава в 1965 году в 62-хлетнем возрасте родился младший сын Михаил, в настоящее время проживающий в Геленджике на Черноморском побережье. После смерти Густава в 1968 году его семья переехала  в Ташкент, с которым у Татьяны-вдовы были связаны самые благоприятные воспоминания её молодости. Здесь Елена  Тюрк в 16 лет пошла работать на завод «Электроаппарат», окончила вечерний техникум по специальности «технолог», вышла замуж, родила двоих сыновей, долгие годы работала на производстве бухгалтером-экономистом и ушла на заслуженный отпуск.


 Сейчас Елену Тюрк  часто можно видеть в ТО «Арча» и ЕОЦ «Хесед», где она прекрасно декламирует стихи своего дяди Гюнтера Тюрка и современных поэтов. Ведя активную общественную жизнь, Елена поддерживает тесные контакты со своими детьми, проживающими в Подмосковье,  племянниками в  США, родным братом и его семьёй  в Геленджике, а также Михаилом Михайловичем Горбуновым-Посадовым в Москве, автором и составителем уникальной книги воспоминаний своего отца (на фото: встреча в 2012 году Елены Тюрк с Михаилом Горбуновым-Посадовым в Москве  через 48 лет после первой встречи в 1964 году).
Я с радостью дала почитать Елене новую книгу Гюнтера Тюрка «Письма другу» (Новосибирск, 2016), а она мне в благодарность за это – двухтомник М.И. Горбунова-Посадова «Воспоминания» (М., 1995/2008). Первый том был выпущен в 1995 году. Второй том воспоминаний своего отца сын известного учёного, профессора, действительного  члена Академии строительства и архитектуры ныне здравствующий и проживающий в Москве М.М. Горбунов-Посадов выпустил к его столетию (1908-1991), за что ему низкий поклон. Таким образом, судьбоносный круг родственных душ замкнулся, увековеченный в литературных памятниках.


Познакомившись с эпистолярным наследием М.И. Горбунова- Посадова, в котором переплетены хроника научной деятельности автора и события его личной жизни, открываешь для себя неизвестные страницы, связанные с деятельностью издательства  «Посредник», организованного в конце XIX века по инициативе Л.Н.Толстого и его единомышленников. Воспоминания охватывают  историю семьи Горбуновых-Посадовых, их отношения с Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, В.Г. Короленко, Н.К. Крупской, братьями Тюрками и другими яркими людьми того времени.
И.И. Горбунов-Посадов, выступая с докладом «Толстой и судьбы человечества» на торжественном собрании, посвящённом 100- летию Л.Н. Толстого (14 сентября 1928 года) в Политехническом музее, отмечает  важнейшие призывы Л.Н. Толстого к последователям его учения, которые даю в сокращении, т.к. их нельзя обойти стороной в наше время:
 - У  Л.Н. Толстого есть книжечка с великим названием «Одна душа во всех» - одна душа во всём человечестве. Но Толстой идёт дальше. Он утверждает, что одна душа во всех живых существах, и потому нельзя убивать животных. Весь мир есть единое живое братское целое. «Ты – это Я, Я- это ты», - говорит каждая душа в мире каждой другой душе, всем душам.
Все разъединённые люди, все разделённые народы должны соединиться в одну семью:Мицкевич, Пушкин, Толстой мечтали «… о временах грядущих, / Когда народы, распри позабыв, / В великую семью соединятся».
Лозунг Толстого: «Не убивай, не насилуй  ни в каком случае». Есть три слова, три понятия, драгоценные для людей: Братство, Равенство, Свобода. Толстой наполняет их глубоким содержанием.
Братство должно быть истинное, полное, исключающее всякое разделение людей и народов.
Свобода истинная, полная, исключающая всякое насилие человека над человеком, народов над народами.
Весь мир должен быть превращён в единый свободный братский союз всех людей, всех народов, который может быть основан только на неразрывно связанных вместе истинном братстве и истинной свободе.
Толстой говорил: «Я работал и буду работать до самого моего последнего дня над уничтожением неравенства в мире». Он сам берётся за соху и пашет. В течение тридцати лет после его духовного переворота он выясняет и развивает новый метод борьбы – метод противления силе зла силою добра.
Спасение мира – в осуществлении идеалов Толстого. Толстой горячо верил в величайшие силы человека - разум и любовь. И человечество оправдает и осуществит эту веру Толстого в человека, направив все свои усилия на превращение нашего мира в Царство Всемирного Братства. Иначе человечеству грозит ужаснейшая судьба – кровавая всеобщая взаимная борьба и гибель в самоистреблении.



М.И. Горбунов-Посадов, выступая  на открытии выставки «Л.Н. Толстой и издательство «Посредник» в библиотеке им. В.И. Ленина 11 декабря 1984 года, дал высокую оценку его просветительской деятельности.
Издательство «Посредник» было заметным общественным явлением в дореволюционной России, объединив в своей работе крупнейших писателей, художников, учёных, педагогов того времени. Оно, действительно, стало посредником между интеллигенцией и народом и по массовости распространения книг, просвещающих рабочих и крестьян, стояло на втором месте после издательства И.Д. Сытина.
Выставка продолжалась один месяц. В музей Л.Н. Толстого ушли сохранившиеся семейные коллекции книг «Посредника», два оригинальных письма Толстого, одно большое деловое письмо Софьи Андреевны, шесть писем старшей дочери Толстого – Марии Львовны.
Автор двухтомника признаётся, что писал «Воспоминания» не для печати, а как какой-то отчёт о своей жизни («для кого – не знаю»). Но был доволен тем,  что «Воспоминания» тоже уйдут в архив музея.
Автора двухтомника порадовал выход хоть и малым тиражом книги «Л.Н. Толстой и его близкие», в которой сохранились задушевные воспоминания его мамы Елены Евгеньевны Горбуновой. Долгие годы вместе с мужем И.И. Горбуновым-Посадовым они руководили издательством «Посредник», сменив В. Г. Черткова и П. И. Бирюкова.
В мемуарной книге  просвечивает история толстовцев, и в частности, толстовских коммун на основе документальных данных и братское сочувственное отношение автора к судьбам братьев Тюрков, вышедших из толстовской коммуны «Жизнь и труд» и пострадавших за свои убеждения. Главы восьмая «Тюрки» и семнадцатая «Семейные дела» во втором томе дают читателю понять, какую огромную роль сыграли в жизни  М.И. Горбунова-Посадова знакомство и дружба с братьями Тюрками и их сестрой Еленой, крепко вошедшими в его жизнь. Знакомство с эпистолярной книгой Гюнтера Тюрка  «Письма другу»  и с двухтомником воспоминаний адресата этих писем – М.И. Горбунова-Посадова значительно расширило  представление читателей  об  этом драматическом периоде нашей общей истории и его скромных героев. Они до конца своих дней сохранили своё человеческое лицо и стойкое нравственное отношение к жизни, способность любить, сострадать и быть преданными дружбе. Им можно не только сочувствовать, но и завидовать…

2017

 Гуарик Багдасарова




[1] Указ. Соч. Глава XYII Семейные дела. С. 162 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма