Впервые в Узбекистане: Месса ди Глория для солистов, хора и оркестра (Messa di Gloria) Джакоммо Пуччини стала ярким событием в музыкальной жизни Ташкента
Впервые в Узбекистане 16 февраля 2018 г . в Органном зале Государственной Консерватории
Национальный симфонический оркестр Узбекистана (камерный состав) и
Государственная хоровая капелла исполнили шедевр мировой музыкальной классики:
произведение Дж. Пуччини — Месса ди Глория для солистов, оркестра и хора.
Дирижер Алибек Кабдурахманов,
художественный руководитель хора Анна Туркина и художественный руководитель
оркестра, народный артист Узбекистана Исмаил Джалилов прокомментировали, что
сложность исполнения одного из самых знаменитых и редко исполняемых
произведений Джакомо Пуччини заключается в том, что требует большого количества
артистов и, прежде всего, большого хора.
С этой задачей успешно справилась
Государственная хоровая капелла, вызвавшая в публике шквал одобрения и
восторга.
Насыщенная мелодизмом, месса в
пяти частях написана на традиционный текст католического богослужения. Messa di
Gloria — это дипломная работа («la prova finale») Джакомо Пуччини в
консерватории «Пачини» его родного города Люкка. Потомок старинного рода
музыкантов, пятый из семи братьев, Джакомо, в шесть лет потерял отца — органиста и регента Луккского
собора.
Впервые Messa di Gloria была исполнена 12 июля 1880 года в
Люкка на празднике Св. Полино, покровителя колоколов и, возымев огромный
успех у публики, вызвала целую бурю противоречивых, порой скандальных, реакций
в музыкальных и духовных кругах. Один из учителей Пуччини по композиции,
маэстро Моско Карнер, охарактеризовал произведение как «не лишенное шарма». В
то же время настоятель кафедрального собора г. Люкка считал музыку Мессы
«хулиганской и абсолютно не богослужебной» и не благословил исполнять её в
церкви. Однако сокурсники композитора считали, что открыто новое направление в
итальянской духовной музыке — «La musica puccinistica». Несмотря на
противоречивые оценки, Месса, во многом, определила дальнейший творческий
почерк композитора, а некоторые её фрагменты были потом использованы в его
операх «Манон Леско», «Тоска» (кантата «Inno di Gloria»), «Эдгар» и даже в
«Мадам Баттерфляй», большинство из которых с успехом много лет идут у нас в Ташкенте на сцене ГАБТ им. А. Навои.
По
признанию самого Пуччини, Месса специально названа «Messa di Gloria» ввиду
того, что носит скорее прославляющий, нежели богослужебный характер. С
известной натяжкой это можно перевести как "Месса прославления": этим
объясняется её светскость.
Национальный симфонический
оркестр Узбекистана (камерный состав) передал в исполняемой музыке итальянский дух, оперность, даже маршевость. Зрители
особенно тепло восприняли в наиболее
ярком месте («Quitollis peccata») мелодию популярной народной песни «Смотрю на
небо», которую можно услышать и в наши дни на улицах Тосканы.
Судьба этого сочинения необычна.
После первого исполнения Месса на долгие годы была забыта
и спустя более полувека вновь зазвучала, благодаря американскому
исследователю творчества Пуччини — Данте Дофилантино. Хотел ли
композитор конкретно сказать этим поступком что-нибудь? Скорее всего, нет — в
прошлом веке редко употребляли многозначительное слово "концепция".
Всё, скорее всего, было гораздо проще: если Ты молод, горяч и талантлив, то
единственное, что Ты можешь сделать с устоявшейся традицией, так это её
нарушить. И потом часто об этом жалеть. Но это ведь будет только потом... А
пока — просто "шутка таланта", будущего гения, как позже выяснилось. И
сейчас это дипломное сочинение Маэстро является известнейшим произведением
духовной классики, судя по отзывам специалистов и любителей-меломанов.
Борис Тараканов, дирижёр из России, рассказывает в одном из своих интервью журналистам о первом своём обращении к этому произведению:
Борис Тараканов, дирижёр из России, рассказывает в одном из своих интервью журналистам о первом своём обращении к этому произведению:
— С этим произведением меня связывает давняя дружба. Вплоть до того, что
мне пришлось дирижировать им на дипломном концерте в Университете культуры. А
это, пожалуй, уже не дружба — это
любовь!
1990 год, Италия, Пиза.... Мои итальянские друзья Франческа и Маурицио
решили отвезти меня в маленький городок Torre dell'Lago, где Джакомо Пуччини
жил последние годы жизни и был похоронен в собственном доме в домовой церкви.
Раз в году по этому поводу в городке устраиваются грандиозные музыкальные
праздники. В этот раз решили устроить исполнение пучиньевской "Messa di
Gloria", так сказать, "в духе христианского братства". При
ближайшем рассмотрении идея оказалась в следующем: в большой зал согнали хоры всех
близлежащих церквей, плюс хоры из Пизы и небольшого близлежащего городка Люкка.
Всю эту команду разбавили хором и оркестром театра "Verdi" из Пизы.
Получилась огромная толпа. Мы прибыли как раз к началу репетиции. Франческа
потрепала меня по плечу и поинтересовалась:
— Не хочешь попробовать подпеть?
— Это как, "с листа и наизусть", что ли? — хотя, по правде
говоря, очень хотелось поучаствовать в этом странном мероприятии.
— Успокойся, — уверенно сказал Маурицио, — тут половина хора таких, как
ты.
Минутные переговоры с менеджером
проекта, и я уже стою среди пёстрой толпы с партитурой в руках. Моим соседом
справа оказывается высокий молодой негр — студент-хоровик из музыкального
колледжа. Экзотика, прямо скажем...
…Концерт прошёл на большом подъёме.
Однако самое интересное было в том, что при входе в концертный зал каждому
входящему было предложено за символическую плату приобрести хоровую партитуру
некоторых фрагментов мессы для исполнения вместе со сводным хором. К моему
удивлению, это сделала большая часть зала. Я уже не говорю о том, что было это
просто здорово само по себе — ощущение какого-то единения, причастности к
чему-то общему, очень хорошему и редкому. Помню, что произведение поразило меня
своей относительной независимостью от законов католической музыки.
Наверное, технология жанра требует от меня восторгов по поводу того,
как всё хорошо получилось в музыкальном плане. Но не буду вводить вас в
приятное заблуждение — получилась лажа! Яркая, вдохновенная лажа, которая, тем
не менее, снискала восторженные отклики в местной прессе — поскольку хоровые
партитуры продавали всем желающим, и почтеннейшая публика с удовольствием
подпевала, никаких претензий к исполнению быть не могло. А общий подъём (даже,
выражаясь современным языком, — "драйв"!) и атмосфера праздника
сделали своё дело.
Дирижер Национального
симфонического оркестра Узбекистана (камерный состав) Алибек Кабдурахманов смог придать произведению строгий характер, старательно
маскируя "хулиганские" места и при этом —сохранил неповторимый пучиньевский шарм у
"Agnus Dei" и
жизнеутверждающее начало в финале "Quitollis peccata".
Талантливый дирижёр органично совместил
в одном духовном произведении элементы канонической мессы, светского
величального пения, оперного хора и сельского мадригала. В итоге, скандальное сочинение Дж. Пуччини, не
способное по сей день вызвать однозначной реакции ни у слушателей, ни у
критиков, ни у духовенства, в трактовке
Национального симфонического оркестра Узбекистана и Государственной хоровой капеллы получило жизнелюбивый
характер и вызвало у ташкентских меломанов единодушное: «Виват!» :))
Гуарик Багдасарова
ФОТО: Михаил Левкович
Комментарии
Отправить комментарий