Впервые в Узбекистане: Месса ди Глория для солистов, хора и оркестра (Messa di Gloria) Джакоммо Пуччини стала ярким событием в музыкальной жизни Ташкента


Впервые в Узбекистане 16 февраля 2018 г.  в Органном зале Государственной Консерватории Национальный симфонический оркестр Узбекистана (камерный состав) и Государственная хоровая капелла исполнили шедевр мировой музыкальной классики: произведение Дж. Пуччини — Месса ди Глория для солистов,  оркестра и хора.


Дирижер Алибек Кабдурахманов, художественный руководитель хора Анна Туркина и художественный руководитель оркестра, народный артист Узбекистана Исмаил Джалилов прокомментировали, что сложность исполнения одного из самых знаменитых и редко исполняемых произведений Джакомо Пуччини заключается в том, что требует большого количества артистов и, прежде всего, большого хора.  С этой задачей успешно справилась  Государственная хоровая капелла, вызвавшая в публике шквал одобрения и восторга.
Насыщенная мелодизмом,  месса в пяти частях написана на традиционный текст католического богослужения. Messa di Gloria   — это дипломная работа («la prova finale») Джакомо Пуччини в консерватории «Пачини» его родного города Люкка. Потомок старинного рода музыкантов, пятый из семи братьев, Джакомо, в шесть лет  потерял отца — органиста и регента Луккского собора.
Впервые Messa di Gloria была исполнена 12 июля 1880 года в Люкка на празднике Св. Полино, покровителя колоколов и, возымев огромный успех у публики, вызвала целую бурю противоречивых, порой скандальных, реакций в музыкальных и духовных кругах. Один из учителей Пуччини по композиции, маэстро Моско Карнер, охарактеризовал произведение как «не лишенное шарма». В то же время настоятель кафедрального собора г. Люкка считал  музыку Мессы «хулиганской и абсолютно не богослужебной» и не благословил исполнять её в церкви. Однако сокурсники композитора считали, что открыто новое направление в итальянской духовной музыке — «La musica puccinistica». Несмотря на противоречивые оценки, Месса, во многом, определила дальнейший творческий почерк композитора, а некоторые её фрагменты были потом использованы в его операх «Манон Леско», «Тоска» (кантата «Inno di Gloria»), «Эдгар» и даже в «Мадам Баттерфляй», большинство из которых с успехом много лет идут  у нас в Ташкенте на сцене ГАБТ им. А. Навои.
         По признанию самого Пуччини, Месса специально названа «Messa di Gloria» ввиду того, что носит скорее прославляющий, нежели богослужебный характер. С известной натяжкой это можно перевести как "Месса прославления": этим объясняется её светскость.



Национальный симфонический оркестр Узбекистана (камерный состав) передал в исполняемой музыке итальянский дух, оперность, даже маршевость. Зрители особенно тепло восприняли в  наиболее ярком месте («Quitollis peccata») мелодию популярной народной песни «Смотрю на небо», которую можно услышать и в наши дни на улицах Тосканы.


Судьба этого сочинения необычна. После первого исполнения Месса  на долгие годы была забыта и спустя более полувека вновь зазвучала, благодаря американскому исследователю творчества Пуччини — Данте Дофилантино. Хотел ли композитор конкретно сказать этим поступком что-нибудь? Скорее всего, нет — в прошлом веке редко употребляли многозначительное слово "концепция". Всё, скорее всего, было гораздо проще: если Ты молод, горяч и талантлив, то единственное, что Ты можешь сделать с устоявшейся традицией, так это её нарушить. И потом часто об этом жалеть. Но это ведь будет только потом... А пока — просто "шутка таланта", будущего гения, как позже выяснилось. И сейчас это дипломное сочинение Маэстро является известнейшим произведением духовной классики, судя по отзывам специалистов и любителей-меломанов.
         Борис Тараканов, дирижёр из России, рассказывает в одном из своих интервью журналистам о первом своём обращении к этому произведению:
С этим произведением меня связывает давняя дружба. Вплоть до того, что мне пришлось дирижировать им на дипломном концерте в Университете культуры. А это, пожалуй,  уже не дружба — это любовь!
1990 год, Италия, Пиза.... Мои итальянские друзья Франческа и Маурицио решили отвезти меня в маленький городок Torre dell'Lago, где Джакомо Пуччини жил последние годы жизни и был похоронен в собственном доме в домовой церкви. Раз в году по этому поводу в городке устраиваются грандиозные музыкальные праздники. В этот раз решили устроить исполнение пучиньевской "Messa di Gloria", так сказать, "в духе христианского братства". При ближайшем рассмотрении идея оказалась в следующем: в большой зал согнали хоры всех близлежащих церквей, плюс хоры из Пизы и небольшого близлежащего городка Люкка. Всю эту команду разбавили хором и оркестром театра "Verdi" из Пизы. Получилась огромная толпа. Мы прибыли как раз к началу репетиции. Франческа потрепала меня по плечу и поинтересовалась:
— Не хочешь попробовать подпеть?
— Это как, "с листа и наизусть", что ли? — хотя, по правде говоря, очень хотелось поучаствовать в этом странном мероприятии.
— Успокойся, — уверенно сказал Маурицио, — тут половина хора таких, как ты.
         Минутные переговоры с менеджером проекта, и я уже стою среди пёстрой толпы с партитурой в руках. Моим соседом справа оказывается высокий молодой негр — студент-хоровик из музыкального колледжа. Экзотика, прямо скажем...
         …Концерт прошёл на большом подъёме. Однако самое интересное было в том, что при входе в концертный зал каждому входящему было предложено за символическую плату приобрести хоровую партитуру некоторых фрагментов мессы для исполнения вместе со сводным хором. К моему удивлению, это сделала большая часть зала. Я уже не говорю о том, что было это просто здорово само по себе — ощущение какого-то единения, причастности к чему-то общему, очень хорошему и редкому. Помню, что произведение поразило меня своей относительной независимостью от законов католической музыки.
Наверное, технология жанра требует от меня восторгов по поводу того, как всё хорошо получилось в музыкальном плане. Но не буду вводить вас в приятное заблуждение — получилась лажа! Яркая, вдохновенная лажа, которая, тем не менее, снискала восторженные отклики в местной прессе — поскольку хоровые партитуры продавали всем желающим, и почтеннейшая публика с удовольствием подпевала, никаких претензий к исполнению быть не могло. А общий подъём (даже, выражаясь современным языком, — "драйв"!) и атмосфера праздника сделали своё дело.



         Дирижер Национального симфонического оркестра Узбекистана (камерный состав) Алибек Кабдурахманов смог придать  произведению строгий характер, старательно маскируя "хулиганские" места и при этом  —сохранил неповторимый пучиньевский шарм у "Agnus Dei" и  жизнеутверждающее начало в финале "Quitollis peccata". Талантливый  дирижёр органично совместил в одном духовном произведении элементы канонической мессы, светского величального пения, оперного хора и сельского мадригала. В итоге,  скандальное сочинение Дж. Пуччини, не способное по сей день вызвать однозначной реакции ни у слушателей, ни у критиков, ни у духовенства,  в трактовке Национального симфонического оркестра Узбекистана и Государственной  хоровой капеллы получило жизнелюбивый характер и вызвало у ташкентских меломанов единодушное:  «Виват!» :))

Гуарик Багдасарова

ФОТО: Михаил Левкович


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма