Премьера «Марица» в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана имела оглушительный успех
Зрители,
побывавшие 19 мая 2018 г. на премьере короля оперетты Имре Кальмана (1882—1953) «Марица»
в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана на выходе
из него подробно изучали афишу, чтобы снова 25 мая прийти на этот
головокружительный музыкальный спектакль
в постановке молодого режиссёра Гульрух Нажидовой. «Марица» — оперетта
венгерского композитора Имре Кальмана, написанная в 1924 году. Либретто было
написано Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом. Премьера состоялась 28
февраля 1924 года в Театре Ан дер Вин в Вене. В январе 1925 года состоялась
премьера на русском языке в Ленинграде. В России оперетта чаще всего шла под
названием «Марица». Что принесло такой оглушительный успех премьерному
спектаклю, вызвавшему единодушное признание зрителей, долго аплодировавших
действующим лицам и исполнителям, одаривших их под занавес цветами и возгласами
«Браво!», что это одна из лучших постановок в репертуаре ташкентского театра оперетты.
На
этот вопрос попыталась объективно ответить режиссёр-постановщик Гульрух Нажидова, за семь лет работы в
театре выпустившая на сцену 12 музыкальных спектаклей:
— В 1930-х годах имя этого композитора было на
устах у всех меломанов мира. Его мелодии напевали даже приверженцы классики.
Как Имре Кальману, который работал в легком жанре венской оперетты, удалось
достичь такого небывалого успеха? Всё просто — его произведения считают беспроигрышным
вариантом для всех музыкальных театров. Достаточно поставить на сцене его
оперетту, и театр гарантированно будет иметь своего зрителя. Кальман преодолел
немало трудностей, испытал величайший успех и встретил настоящую любовь.
Одна из самых популярных его оперетт «Марица»
до сих пор не утратила своей современности,
ибо во все времена любовь, верность, жажда счастья — вечные общечеловеческие
ценности.
Имре
Кальман жил, в основном, в Вене, где были созданы его лучшие оперетты:
«Цыган-премьер», «Княгиня Чардаш» (Сильва), «Баядера», «Марица», «Принцесса
цирка» (Мистер Икс) и «Фиалка Монмартра» — мелодии из этих оперетт, после
премьер, распевались в Вене на каждом углу, а через короткое время звучали уже
по всему миру. Его имя теперь ассоциируется с расцветом венской оперетты, ведь
он создал яркие, оптимистичные и весёлые произведения, хотя его жизнь часто не
была столь радостной.
Имре Кальман создал
оперетту «Марица», уже будучи всемирно известным композитором, автором "Сильвы", «Баядеры» и
«Цыгана-премьера». Его новое творение с первых дней шествия по театральным
подмосткам было просто обречено на успех! Публика, плененная красотой мелодий,
поэтичностью, полным любовных интриг сюжетом, сразу же полюбила и саму
оперетту, и её героев.
Имре
Кальман — имя, ставшее легендой ещё при жизни — автор бессмертных мелодий,
ставших абсолютными бестселлерами у публики всего мира. Музыка Кальмана, — по
признанию зрителей, — не имеет равных в оперетте по своей праздничности,
роскоши, потрясающей мелодичности и оркестровке. Зажигательная оперетта Имре
Кальмана «Марица» считается самым «венгерским» произведением автора.
Интересно,
что Кальман считал своим учителем великого итальянского оперного композитора
Джузеппе Верди, который создал сложную психологическую трагедию. В своей музыке
Кальман впервые стал применять интермеццо — музыкальные вставки для
характеристики героев и передачи их психологического состояния. По его мнению,
все элементы спектакля должны были подчиняться музыкальному решению, что
создавало единую тональность действия.
Требования
венгерского композитора к своему сочинению, — убеждены все участники спектакля,
— полностью были выполнены коллективом театра оперетты в Ташкенте. Прежде
всего, это заслуга симфонического оркестра, вдохновенно игравшего праздничную музыку
Имре Кальмана. Весь вечер романтические венгерско-цыганские мотивы с их
мечтательностью, капризностью, изысканным блеском импровизационных украшений
как нельзя лучше рассказывали зрителям о чувствах главной героини Марицы Самоши и влюблённого в неё героя —
Тасилло Эрдеди..
Музыка
к спектаклю «Марица» в жанре рапсодии полна
национальных цыганских танцев, песенного фольклора, лирических мелодий,
характерных типажей. Действие предваряла захватывающая увертюра к оперетте в
исполнении симфонического оркестра под управлением Дильшода Муталова. В течение всего спектакля плакали и ликовали
скрипки, ревели трубы, мечтательно
волновали душу флейта и гобой.
Знакомые мелодии-вставки — арии Тасилло и Марицы: «Ты, Марица, будь спокойна»,
"Красотки кабаре", «Песня цыгана» («Пой,
цыган, пой»), «Весенняя песня»
(Марица и хор), «Парень девушку любил» (Зупан, Лиза) тихо под нос перепевались
публикой вместе с любимыми персонажами под звучание оркестра.
Зажигательные венгерские танцы на сцене
(балетмейстер — заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева) под аккомпанемент оркестра вызывали безудержную овацию в зале. Оркестр театра словно сам наслаждался этой зажигательной
чувственной музыкой и подтверждал в XXI
веке, что Кальман остался в истории
музыки родоначальником новой венской оперетты. По сравнению с Оффенбахом и
Штраусом, его музыка отличалась психологической глубиной и реализмом. Таким
образом, со времени Кальмана оперетта перестала быть чисто развлекательным
жанром.
Действительно,
публика живо реагировала на все
перипетии классического сюжета, разворачивающегося на фоне роскошной декорации
художника-постановщика Натальи Глубокиной.
Герои постановки выходили на сцену в ярких костюмах (художник по костюмам — Лола Новкович) начала прошлого столетия,
ещё вкратце повторявших историю одежды
за несколько предыдущих веков, в которых были воссозданы вслед за музыкой И. Кальмана романтический дух былого и его цыганский размах.
Молодой граф Тассило (в этот вечер его
великолепно играл Нодыр Ханов —
примеч. авт.), разорившись, продаёт своё имение молодой и привлекательной
графине Марице. В премьерном спектакле была занята одна из трёх исполнительниц
(Гульнара Самыкова и Наталья Лапкова) —
заслуженная артистка Узбекистана и Татарстана Динара Миняева, в роли которой всё было органично выверено:
аристократическая поза графини, поставленный голос, сдержанная жестикуляция и мимика
и её последующее перевоплощение в простую непринуждённую служанку.
Юная и взбалмошная сестра Лиза — её в этот вечер
непосредственно, живо играла Ифода
Ганиева (это был успешный дебют
начинающей многообещающей актрисы в театре оперетты) — не догадывается о том,
на что идет её брат, чтобы обеспечить её положенным приданым, и её
потенциального партнёра. Комичного и очаровательного барона Зупана, который изначально намерен жениться на самой
Марице, представил молодой артист Константин
Морозов. Он нисколько не боялся быть очаровательно смешным и наивным на сцене.
Вот именно здесь и начинаются все хитросплетения
истинно опереточного сюжета, через интриги, недомолвки, недоразумения и
объяснения, ведущего главных героев к любовному хэппи-энду на самых последних
минутах действия, такому предсказуемому, но от этого не менее трепетному,
искреннему и долгожданному! Марица меняет свою точку зрения и мирится с любимым
Тасилло. При этом соединяются ещё два любящих сердца: Лизы и барона Зупана.
Финал оперетты: влюблённые пары наслаждаются счастьем.
Как справедливо заметила режиссёр постановки
Гульрух Нажидова, в спектакле нет героев второго плана: Мориц Драгомир Популеску — Игорь
Бухаидзе, Цецилия Божена — Тамара Мадонова, Пенижек — Валерий
Юлдашев, очаровательная
Цыганка — Олеся Зварцева, Чекко — Марат Бухаров — они все
были на высоте и играли в слаженном ансамбле — каждый свою персональную
роль, сохраняя неподражаемую характерную изюминку своего комического типажа.
Добиться этого единения было нелегко, поэтому напрашивался вопрос к
режиссёру-постановщику Гульрух Нажидовой: — В чём заключались трудности
постановки «Марица»?
Гульрух Нажидова:
— Эта оперетта ставится уже седьмой раз за 45 лет существования
театра. Это самый большой по составу занятых действующих лиц и исполнителей спектакль. В постановке заняты около ста человек, включая оркестр, артистов хора
(хормейстер Яна Карабанова) и балета
театра (балетмейстер — заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева). Это один из самых моих любимых спектаклей не только
потому, что он яркий, красочный,
насыщенный характерными образами, острыми поворотами и психологическими
коллизиями. Помимо этого, он требует большой работы от всех участников спектакля,
включая живое звучание оркестра и хора (хормейстер — Яна Карабанова).
В спектакле звучит сложная динамичная музыка, в которую
композитор ввёл развернутые монологи и дуэты. Солисты, среди которых много
молодых артистов наряду с мэтрами, помогавшими в подготовке материала, — все поют только голосово, часто в дуэте или
терцете, беря самые высокие ноты, в
унисон музыке Кальмана. Комиссия из Министерства культуры РУ на приёме
спектакля обещала помочь театру организовать возможные гастрольные поездки за
рубеж, где хорошо знают и любят европейский материал оперетты. Я надеюсь, что
этот спектакль ещё долгое время будет радовать любителей лёгкой музыки Узбекистана и ближнего зарубежья.
— Какой ещё приятный сюрприз ожидает зрителей в нынешнем театральном
сезоне?
— Сейчас наш молодой
режиссёр Руслан Шерезданов готовит
мюзикл «Моя прекрасная леди» (основан на
пьесе «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу) композитора Фредерика Лоу. Его премьера
состоится в конце июня перед нашим уходом на летние каникулы. В новом сезоне я
приступаю к опере «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта,
основанной на одноимённой комедии Пьера Огюста де Бомарше. Классика нас
вдохновляет всегда.
Гуарик Багдасарова
Комментарии
Отправить комментарий