Премьера «Марица» в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана имела оглушительный успех



                Зрители, побывавшие 19 мая 2018 г. на премьере короля оперетты Имре Кальмана (1882—1953) «Марица» в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана на выходе из него подробно изучали афишу, чтобы снова 25 мая прийти на этот головокружительный  музыкальный спектакль в постановке  молодого режиссёра Гульрух Нажидовой. «Марица» — оперетта венгерского композитора Имре Кальмана, написанная в 1924 году. Либретто было написано Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом. Премьера состоялась 28 февраля 1924 года в Театре Ан дер Вин в Вене. В январе 1925 года состоялась премьера на русском языке в Ленинграде. В России оперетта чаще всего шла под названием «Марица». Что принесло такой оглушительный успех премьерному спектаклю, вызвавшему единодушное признание зрителей, долго аплодировавших действующим лицам и исполнителям, одаривших их под занавес цветами и возгласами «Браво!», что это одна из лучших постановок  в репертуаре ташкентского театра оперетты.


         На этот вопрос попыталась объективно ответить режиссёр-постановщик Гульрух Нажидова, за семь лет работы в театре выпустившая на сцену 12 музыкальных спектаклей:

                —   В 1930-х годах имя этого композитора было на устах у всех меломанов мира. Его мелодии напевали даже приверженцы классики. Как Имре Кальману, который работал в легком жанре венской оперетты, удалось достичь такого небывалого успеха? Всё просто — его произведения считают беспроигрышным вариантом для всех музыкальных театров. Достаточно поставить на сцене его оперетту, и театр гарантированно будет иметь своего зрителя. Кальман преодолел немало трудностей, испытал величайший успех и встретил настоящую любовь.
         Одна из самых популярных его оперетт «Марица» до сих пор  не утратила своей современности, ибо во все времена любовь, верность, жажда счастья — вечные общечеловеческие ценности.

       Имре Кальман жил, в основном, в Вене, где были созданы его лучшие оперетты: «Цыган-премьер», «Княгиня Чардаш» (Сильва), «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка» (Мистер Икс) и «Фиалка Монмартра» — мелодии из этих оперетт, после премьер, распевались в Вене на каждом углу, а через короткое время звучали уже по всему миру. Его имя теперь ассоциируется с расцветом венской оперетты, ведь он создал яркие, оптимистичные и весёлые произведения, хотя его жизнь часто не была столь радостной.
Имре Кальман создал оперетту «Марица», уже будучи всемирно известным композитором, автором "Сильвы", «Баядеры» и «Цыгана-премьера». Его новое творение с первых дней шествия по театральным подмосткам было просто обречено на успех! Публика, плененная красотой мелодий, поэтичностью, полным любовных интриг сюжетом, сразу же полюбила и саму оперетту, и её  героев.


Имре Кальман — имя, ставшее легендой ещё при жизни — автор бессмертных мелодий, ставших абсолютными бестселлерами у публики всего мира. Музыка Кальмана, — по признанию зрителей, — не имеет равных в оперетте по своей праздничности, роскоши, потрясающей мелодичности и оркестровке. Зажигательная оперетта Имре Кальмана «Марица» считается самым «венгерским» произведением автора.
Интересно, что Кальман считал своим учителем великого итальянского оперного композитора Джузеппе Верди, который создал сложную психологическую трагедию. В своей музыке Кальман впервые стал применять интермеццо — музыкальные вставки для характеристики героев и передачи их психологического состояния. По его мнению, все элементы спектакля должны были подчиняться музыкальному решению, что создавало единую тональность действия.
Требования венгерского композитора к своему сочинению, — убеждены все участники спектакля, —  полностью были  выполнены  коллективом театра оперетты в Ташкенте. Прежде всего, это заслуга симфонического оркестра, вдохновенно игравшего праздничную музыку Имре Кальмана. Весь вечер романтические венгерско-цыганские мотивы с их мечтательностью, капризностью, изысканным блеском импровизационных украшений как нельзя лучше рассказывали зрителям о чувствах главной героини  Марицы Самоши и влюблённого в неё героя — Тасилло Эрдеди..
Музыка к спектаклю «Марица» в жанре рапсодии  полна национальных цыганских танцев, песенного фольклора, лирических мелодий, характерных типажей. Действие предваряла захватывающая увертюра к оперетте в исполнении симфонического оркестра под управлением Дильшода Муталова. В течение всего спектакля плакали и ликовали скрипки, ревели трубы, мечтательно  волновали  душу флейта и гобой. Знакомые мелодии-вставки — арии Тасилло и Марицы: «Ты, Марица, будь спокойна», "Красотки кабаре", «Песня цыгана» («Пой, цыган, пой»),  «Весенняя песня» (Марица и хор), «Парень девушку любил» (Зупан, Лиза) тихо под нос перепевались публикой вместе с любимыми персонажами под звучание оркестра.


 Зажигательные венгерские танцы на сцене (балетмейстер — заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева) под аккомпанемент  оркестра вызывали  безудержную овацию в зале.  Оркестр театра  словно сам наслаждался этой зажигательной чувственной музыкой и подтверждал  в XXI веке, что  Кальман остался в истории музыки родоначальником новой венской оперетты. По сравнению с Оффенбахом и Штраусом, его музыка отличалась психологической глубиной и реализмом. Таким образом, со времени Кальмана оперетта перестала быть чисто развлекательным жанром.


Действительно, публика  живо реагировала на все перипетии классического сюжета, разворачивающегося на фоне роскошной декорации художника-постановщика Натальи Глубокиной. Герои постановки выходили на сцену в ярких костюмах (художник по костюмам  —  Лола Новкович) начала прошлого столетия, ещё вкратце повторявших  историю одежды за несколько предыдущих веков, в которых были воссозданы вслед за музыкой  И. Кальмана романтический  дух былого и  его цыганский размах.
Молодой граф Тассило (в этот вечер его великолепно играл Нодыр Ханов — примеч. авт.), разорившись, продаёт своё имение молодой и привлекательной графине Марице. В премьерном спектакле была занята одна из трёх исполнительниц (Гульнара Самыкова и Наталья  Лапкова) — заслуженная артистка Узбекистана и Татарстана Динара Миняева, в роли которой всё было органично выверено: аристократическая поза графини, поставленный голос, сдержанная жестикуляция и мимика и её последующее перевоплощение в простую непринуждённую служанку.
Юная и взбалмошная сестра Лиза — её в этот вечер непосредственно, живо играла Ифода Ганиева (это был  успешный дебют начинающей многообещающей актрисы в театре оперетты) — не догадывается о том, на что идет её брат, чтобы обеспечить её положенным приданым, и её потенциального партнёра. Комичного и очаровательного барона Зупана,  который изначально намерен жениться на самой Марице, представил молодой артист Константин Морозов. Он  нисколько не боялся быть очаровательно смешным и наивным на сцене.


Вот именно здесь и начинаются все хитросплетения истинно опереточного сюжета, через интриги, недомолвки, недоразумения и объяснения, ведущего главных героев к любовному хэппи-энду на самых последних минутах действия, такому предсказуемому, но от этого не менее трепетному, искреннему и долгожданному! Марица меняет свою точку зрения и мирится с любимым Тасилло. При этом соединяются ещё два любящих сердца: Лизы и барона Зупана. Финал оперетты: влюблённые пары наслаждаются счастьем.


Как справедливо заметила режиссёр постановки Гульрух Нажидова, в спектакле нет героев второго плана: Мориц Драгомир  Популеску —  Игорь Бухаидзе, Цецилия Божена —  Тамара Мадонова, Пенижек  —  Валерий Юлдашевочаровательная                                             
Цыганка — Олеся Зварцева, Чекко Марат Бухаров  — они все  были на высоте и играли в слаженном ансамбле — каждый свою персональную роль, сохраняя неподражаемую характерную изюминку своего комического типажа. 




   Добиться этого единения было нелегко, поэтому напрашивался вопрос к режиссёру-постановщику Гульрух Нажидовой: — В чём заключались  трудности постановки «Марица»?

Гульрух Нажидова:

Эта оперетта ставится уже седьмой раз за 45 лет существования театра. Это самый большой по составу занятых действующих лиц и исполнителей  спектакль. В постановке заняты около  ста человек, включая оркестр, артистов хора (хормейстер Яна Карабанова) и балета театра (балетмейстер — заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева). Это один из самых моих любимых спектаклей не только потому,  что он яркий, красочный, насыщенный характерными образами, острыми поворотами и психологическими коллизиями. Помимо этого, он требует большой работы от всех участников спектакля, включая живое звучание оркестра и хора (хормейстер  — Яна Карабанова).
В спектакле звучит сложная динамичная музыка, в которую композитор ввёл развернутые монологи и дуэты. Солисты, среди которых много молодых артистов наряду с мэтрами, помогавшими в подготовке материала, —  все поют только голосово, часто в дуэте или терцете, беря самые высокие ноты,  в унисон музыке Кальмана. Комиссия из Министерства культуры РУ на приёме спектакля обещала помочь театру организовать возможные гастрольные поездки за рубеж, где хорошо знают и любят европейский материал оперетты. Я надеюсь, что этот спектакль ещё долгое время будет радовать любителей лёгкой музыки Узбекистана и ближнего зарубежья.

— Какой ещё приятный сюрприз ожидает зрителей в нынешнем театральном сезоне?

Сейчас наш молодой режиссёр  Руслан Шерезданов готовит мюзикл  «Моя прекрасная леди» (основан на пьесе «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу) композитора Фредерика Лоу. Его премьера состоится в конце июня перед нашим уходом на летние каникулы. В новом сезоне  я  приступаю к опере «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, основанной на одноимённой комедии Пьера Огюста де Бомарше. Классика нас вдохновляет всегда.

Гуарик  Багдасарова









Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма