Вечная «Сильва» Имре Кальмана закрыла 45-й театральный сезон в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана


            В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 30 июня 2018 года состоялось закрытие 45-го театрального сезона опереттой  в двух действиях «Сильва» Имре Кальмана. Перед началом спектакля исполняющая обязанности художественного  руководителя театра  Гульрух Нажидова вместе с коллегами вышла на помост и поблагодарила зрителей, что на протяжении всего театрального сезона они разделяли волнения, трудности и творческие удачи их коллектива. Теперь ненадолго зрители прощаются с полюбившимися артистами до сентября этого года, когда будет открыта новая страница летописи старейшего театра в  узбекской столице. Гульрух Нажидова напомнила зрителям о ярких премьерных постановках и культурно-массовых мероприятиях минувшего 45-го театрального сезона за 2017-2018 гг.:
10 марта 2017 г. состоялась премьера спектакля-концерта «Очарован тобой» Г. Нажидовой (инсценировка по произведению Т. Тулы);
13 мая 2017 г. прошла премьера нового спектакля «Ребёнок напрокат» (А. Эргашев, Ж. Летраз).
26 мая 2017 г. прошла премьера нового спектакля, музыкальной комедии в двух действиях «Ханума» (Г. Канчели). «Ханума» — классическая комедия-водевиль с национальной музыкой, легендами, тостами, полными своеобразного юмора.
—  Девятого июня 2017 г. состоялась премьера внеплановой музыкальной сказки «Шахматная страна» (Р. Шерезданов).
Второго декабря 2017 г. прошла премьера нового спектакля музыкальной комедии в двух действиях «Невеста Хлестакова»  А. Эргашева и С. Каприелова. Пьеса написана по мотивам произведений Н. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба».
20 декабря 2017 г. была представлена премьера новогодней музыкальной сказки «Светофор- 2 — Заморозка» (Р. Шерезданов).
— 21 декабря 2017 г. состоялась премьера музыкальной сказки «Приключения Симбы» (Э. Уринов). Эта сказка о взаимосвязи природы и человека.


Государственным театром музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана за  текущий 2018 год  были поставлены новые спектакли и проведены следующие важнейшие культурно-массовые мероприятия:
          — Со второго по 11 января прошли показы новогодней сказки для детей:  «Светофор-2 — Заморозка» (Р. Шерезданов).  Шестого января на благотворительный показ были приглашены дети из Юнусабадского отдела «Мехрибонлик», «Русского культурного центра», Международного благотворительного фонда «Соглом авлод учун», «Бадий гимнастика спорт мактаби», Сергелийского районного отделения «Мехрибонлик, городского правления общества инвалидов «Мехрибонлик», Ташкентского городского общества «Мехрибонлик», малообеспеченных семей Сергелийского района, «Республика болалар ижтимоий маслашувчи маркази».
        — В соответствии с утверждённым графиком общенародного празднования Нового года, в период новогодних праздничных дней ежедневно с первого по седьмое января 2018 г. были организованы выступления театра с новогодним представлением «Спасти Деда Мороза»  (С. Артыков, И. Бухаидзе) на открытой площади «Алгоритм» Учтепинского района и «Сергели».
             — 14 января в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в День защитника Родины были приглашены курсанты Министерства обороны Республики Узбекистан на спектакль-концерт «Это было в махалле» (Г. Нажидова), где прозвучали мелодии, увековечившие национальные традиции и любовь к родному краю.
            —  21 января  2018 г. состоялась премьера новой музыкальной сказки «Дружба спасёт мир» (У. Салихов, Э. Уринов). Эта сказка о взаимовлиянии  природы и человека. Природа и человек тесно взаимосвязаны друг с другом. Задача человека — сохранить и приумножить богатства природы.
          — Седьмого февраля коллектив Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана посетил Научно-просветительский мемориальный комплекс имени Ислама Каримова, в рамках Постановления Президента Республики Узбекистан от 27 ноября 2017 года о праздновании 80-летия со дня рождения Первого Президента Республики Узбекистан, выдающегося государственного и политического деятеля И.А. Каримова.
               — 20 февраля были организованы выездные гастроли в Сырдарьинскую область в Гулистан. Студентам и преподавательскому составу (600 чел.) Гулистанского государственного университета был показан спектакль-концерт «Это было в махалле» (Г. Нажидова).
           — Восьмого марта был проведён театрализованный праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню. На  благотворительной основе приглашены женщины  махаллинских комитетов «Навбахор», «Дустлик», Халклар дустлиги» Чиланзарского района, общественных организаций ветеранов Сергелийского, Шайхантаурского, Учтепинского районов.    
       — 21 марта был организован большой праздничный театрализованный концерт, посвящённый празднованию «Навруз». На благотворительной основе на мероприятие были приглашены зрители из общественного объединения фонда «APLA», отдела «Мехрибонлик» Сергелийского района, махаллей Чиланзарского и Учтепинского районов.
        — 20, 21 и 22 марта артисты театра приняли активное участие в мероприятиях, посвящённых празднику «Навруз». 
       —  27 марта театр принял участие в праздновании всемирного Дня театра.                    
         —  С 24 по 28 апреля 2018 г. были организованы выездные гастроли в Самаркандскую область со спектаклем «Это было в махалле» (Г. Нажидова). Было показано шесть сеансов, обслужено  более двух тысяч зрителей на благотворительной основе.
          — Девятого мая были организованы выездные мероприятия, посвящённые Дню памяти и почестей. Девятого и одиннадцатого мая в театре состоялся показ театрализованного спектакля-мемориала Матери, посвященный Дню памяти и почестей.
        — 19 мая 2018 г. прошла премьера нового спектакля, оперетты в трёх действиях «Марица» И. Кальмана. История любви, и даже не одна, которая открывает всю красоту человеческих отношений. В основе сюжета лежит социальное неравенство главных героев, которые хотят, но считают, что не могут быть вместе. Герои, пройдя сквозь недоверие, обман, недомолвки, тяжёлые объяснения, находят путь к сердцу любимого человека и обретают своё счастье рядом с дорогими людьми.
               — 24 мая в театре было организовано культурно-просветительское мероприятие совместно с Министерством культуры Республики Узбекистан и Республиканским центром просвещения и духовности в форме беседы с коллективом театра. С докладом выступила кандидат юридических наук,  профессор кафедры Истории государства и права Ташкентского государственного юридического университета Ф.А. Мухитдинова. Вниманию собравшихся была представлена информация о современном развитии нашей республики,  осуществлении масштабных реформ по построению правового демократического государства.
         —  С 1 по 3 июня прошли показы детских музыкальных сказок, таких как «Дружба спасёт мир» Э. Уринова; «Волшебная лампа Аладдина»  А. Икрамова; «Василиса Супер Стар» А. Ахмедова; «Светофор» и «Улётные каникулы» Р. Шерезданова; «Бременские музыканты» Г. Гладкова. В день были показаны по два сеанса. На каждый из них были приглашены на благотворительной основе дети из малообеспеченных семей Чиланзарского, Учтепинского райнов, домов «Мехрибонлик» Сергелийского района и др.
       — Третьего июня 2018 г. состоялась премьера новой музыкальной сказки «Бременские музыканты» Г. Гладкова. Сказка о красивой любви Трубадура к юной принцессе и о дружбе  Трубадура и его друзей — Кота, Петуха, Осла, Собаки. Спектакль поставлен по известной сказке «Бременские музыканты». На протяжении всей сказки Трубадур пытается быть рядом с Принцессой, но ему в этом мешает атаман и глупый король.
           —  9 июня 2018 г. состоялась премьера новой музыкальной сказки «Мой добрый папа» В. Орлова. История про то, как Лиса и Волк украли у деда с бабой яичко, которое снесла Курочка Ряба. Из него размечтавшаяся Лиса надеется высидеть новую курицу, несущую золотые яйца. Она заставляет Волка высиживать яйцо, и он долго сидит и греет его. Однако вылупляется цыплёнок-петушок, и все надежды Лисы рушатся. Расстроенная Лиса предлагает съесть цыплёнка. Но волк так полюбил этого вылупившегося наивного желтенького малыша, что неожиданно для всех берёт на себя роль его папы и защитника.
В репертуаре Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана всегда была задействована классика —  по мнению  Гульрух Нажидовой, это главный экзамен профессионального мастерства для всего коллектива. Сегодня на сцене театра идут такие оперетты, как: «Баядера», «Сильва», «Марица» (И. Кальман); «Летучая мышь» (И. Штраус); «Весёлая вдова» (Ф. Легар); «Аршин Мал Алан» (У. Гаджибеков). С  театральной афиши не сходят лучшие произведения современной мировой оперетты, в их числе: «Любовный вертеж» (Д. Ильин и В. Лукашов), «Украденная невеста» (Г. Канчели) и другие.



 На закрытие сезона в театр пришло много народа, в фойе и зрительном зале усиленно работали кондиционеры, спасая зрителей от  летней жары и духоты. Для закрытия 45-го театрального сезона Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана была выбрана одна из самых ярких оперетт в истории лёгкой музыки — «Сильва» венгерского композитора Имре Кальмана. Кальману был тридцать один год, он уже обрёл композиторское имя, когда венские либреттисты Бела Йенбах и Лео Штейн предложили ему немецкое либретто «Да здравствует любовь» («Es lebe die Liebe»). Пьеса эта, при соответствующей музыке, должна была соединить в себе всё лучшее из того, что завоевал Легар и что успел уже сделать Кальман. В ней была сильная, притом вполне правдивая драматическая коллизия, обаятельный женский образ, богатые возможности развернуть мелодию. Кальмана увлекла гуманистическая идея оперетты: любовь сметает  всякое различие сословий и рангов.
Сочинение музыки пошло быстро, и 17 ноября 1915 года в венском «Иоганн Штраус-театре» состоялась триумфальная премьера «Княгини чардаша», которая затем шла два года подряд ежедневно. Толпы венцев ежевечерне штурмовали кассы театра, и казалось, что страстные любовные мелодии Сильвы и Эдвина заглушают залпы пушек первой мировой войны.
Сценическую судьбу «Сильвы» можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей, а в Берлине, где главную роль играла знаменитая Фрицци Массари, спектакль шёл ежедневно в течение двух лет. Так, больше ста лет назад «Сильва» начала своё триумфальное шествие по миру, которое продолжается по сей день.


Оперетта Имре Кальмана «Сильва» — всемирно известная классика жанра. Несколько лет назад в постановке С. Каприелова она успешно открывала 40-й театральный сезон. В авторской редакции она называлась «Княгиня чардаша», и новое имя получила в России, куда партитура Кальмана попала почти сразу после венской премьеры, состоявшейся в 1915 году. На сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана она  была показана несколько раз, но сейчас представлена публике в  обновлённой версии в постановке молодого режиссёра-новатора Гульрух Нажидовой в сопровождении мощного звучания оркестра под руководством заслуженного деятеля искусств Узбекистана Батыра Расулова.


В нынешней обновлённой и помолодевшей постановке Гульрух Нажидовой верность традициям жанра сочетается с сегодняшними веяниями в музыкальном театре. Ныне творческий ансамбль театра заметно помолодел, но есть здесь место и ветеранам сцены. Постановщики сумели найти оригинальную трактовку для широко известной оперетты. Они создали на сцене образ романтического мира с его условностью, блеском и шиком.
Красавица-певица из кабаре «Орфеум» Сильва Вареску (заслуженная  артистка Узбекистана и Татарстана Д. Миняева) смертельно влюблена в князя Эдвина (М. Рузиев). Но разве может богатый и родовитый юноша жениться на легкомысленной девушке из кабаре?! Завсегдатай «Орфеума» дядюшка Ферри — администратор в варьете (В. Юлдашев) считает, что может. В доказательство он расскажет один случай из жизни, который всех удивит…


Офицер Эдвин Воляпюк и эстрадная певица Сильва Вареску любят друг друга. Но старый князь Леопольд Воляпюк (его великолепно, с тонким юмором, играет заслуженный артист  Узбекистана С. Артыков), мечтая о выгодной партии, решает женить единственного наследника на своей племяннице Стасси. В роли невесты, как всегда, непосредственно, озорно, энергично, с хорошо поставленным звонким голосом, очень убедительно играет  Н. Лапкова. Граф Бони Кониславу — друг Эдвина — вводит Сильву под видом аристократки в салон князя Леопольда Воляпюка и княгини  Юлианы Воляпюк (этот слаженный комический дуэт внёс свои яркие краски в мелодраматическое действие, то и дело вызывающие смех в  зале). Граф Бони Кониславу (талантливый молодой артист Р. Шерезданов) обаял зрителей не только тем,  что он легко и пластично двигается по сцене, танцует и поёт, но ещё  непринуждённо смешит всех своими блестящими остротами и шутками-прибаутками, запутывая окончательно действие. Однако обман вскоре раскрывается, но, тем не менее, после шквала невинных ссор и обид влюблённые соединяют свои судьбы под торжественные мелодичные залпы симфонического оркестра театра под руководством главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств Батыра Расулова, которому зрители после спектакля отдельно вручили цветы и аплодировали стоя.


Как много лет назад, «Сильва» И. Кальмана  ещё раз доказала, не умирает Её Величество Оперетта, ибо во все времена любовь, верность, жажда счастья и прекрасная музыка — вечные общечеловеческие ценности.

Гуарик Багдасарова


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма