«Осенний аккорд – 2018» — к 25-летию ТТО «Арча»


        
XYIII Международный фестиваль авторской песни и поэзии 21-23 сентября 2018  года проходил в летнем оздоровительном лагере «Геолог» под Ходжакентом в особой праздничной обстановке не случайно. Ташкентское творческое объединение «Арча»  в этом году  отмечает своё 25-летие. Эстрадная площадка, где обычно проходят конкурсный концерт и выступления мэтров, была украшена цветными шарами, растительным  дизайном и большим баннером, посвящённым этой знаменательной дате. Активисты  клуба  Жанна и Александр  Симоновы разместили на нём фотографии действующих  участников и ветеранов  ТО «Арча» за четверть века: увы, «иных уж нет, а те далече», но в памяти  бардов они навсегда остались молодыми. Это им Лев Озеров в своё время посвятил такие стихи:

… В ваших строчках была повседневность
Необычная разлита,
В неуклюжести вашей — душевность,
В простоте вашей — чистота.

Ни наград не ждали, ни премий, —
На рабочих стояли местах,
И гудело железное время
В ваших строчках, как в проводах.

…………………………………………..
Не в архиве, а в арсенале
Живы строки народной молвы.
Вас поэтами не называли,
Но поэтами были вы.


         Председатель ТО «Арча» Тимур Валитов на открытии фестиваля коротко  рассказал историю «Осеннего аккорда» и подчеркнул его тесную связь с историей  Клуба самодеятельной песни (КСП):
         — История клубов самодеятельной песни (КСП) началась в конце 1950-х гг. За это время КСП приобретали структуру, традиции, состав участников клубов расширялся. КСП — это клубы, объединяющие людей, любящих песню под гитару и стихи.
Первый  «Осенний аккорд» состоялся в  «Геологе»  в двухтысячном году, когда  клуб авторской песни «Арча» решил отметить своё семилетие небольшим слётом из 60-70 человек. Начинался фестиваль с узкого круга единомышленников и позднее перешёл на международный уровень. Для многих любителей авторской песни и поэзии этот фестиваль стал не только площадкой для творческого самовыражения, но и местом встречи с близкими друзьями из сопредельных стран. Фестиваль стал составной частью общественной жизни  народа Узбекистана и личной жизни каждого из нас.
         Наши ежегодные фестивали «Чимганское эхо» в начале июня и «Осенний аккорд» в конце сентября  — это  горные фестивали. Этим они по характеру проведения принципиально отличаются от других на Западе. В Америке и Израиле, например, такие фестивали проводятся на берегу моря.
О востребованности жанра авторской песни лучше всего говорит то, что фестиваль, как правило, собирает не меньше пяти тысяч человек в урочище Чимгана и чуть меньше в горных окрестностях  Ходжакента. Количество людей, приезжающих на фестиваль, особенно сильно возросло за последние годы, причём большая часть этих людей — молодежь в возрасте от 17 до 35 лет. В этом году к нам приехала семья Филипповых в полном составе, вместе с шестимесячной дочуркой Златой, самым молодым участником  нынешнего фестиваля: яркий пример того, с какого возраста надо ребёнка  приобщать к авторской песне.))



         Авторская песня всегда была и будет интересна тем, что это «думающая» песня, это песня-размышление, отражающая мироощущение, миропонимание автора. Конечно, Высоцкий, Визбор, Окуджава, Галич – это очень громкие имена, и для того чтобы появился кто-то, достойный встать с ними в один ряд, наверное, должно пройти достаточно  много времени, наполненного  самоотверженным творческим трудом.
Я считаю, среди наших ребят есть талантливые авторы, чьи песни по-своему интересны. Многие из них выходят за пределы Узбекистана, получают признание в  Казахстане, Киргизии, России и даже во всём мире. К ним можно отнести ветеранов  авторского движения, к сожалению, ушедших,  — Владимира Баграмова, Степана Балакина; ныне здравствующих  Арнольда Смородина, Эдуарда Нурханова, Влада Маевского, Михаила Михелева и многих других.
На мой взгляд, в настоящее время  авторской песне не хватает вложения спонсорских средств в автора-исполнителя, его «раскрутки». Поэтому сегодня так много незаслуженно забытых имён. Мы стараемся, по возможности, поддерживать в нашем Творческом объединении  «Арча» достойный  музыкально-поэтический уровень песни. Девиз нашего клуба гласит, что слова — это душа песни, мелодия — это её крылья, а исполнение — полёт души. Именно из этих трех компонентов, по нашему мнению, должна складываться авторская песня.


Нынешний фестиваль «Осенний аккорд», по мнению его руководства,  авторитетного жюри, участников и многочисленных гостей из Казахстана и Киргизии, оправдал все ожидания. Об этом мы говорили с председателем жюри — ветераном движения авторской песни Владимиром Шабалиным:
 Я считаю, что фестиваль удался на славу. Было удивительно тепло и уютно. Жюри сработало профессионально. В состав жюри входили известные барды и поэты: Олег Бордовский, Светлана Шейко, Николай Ильин. По разным причинам не смогли приехать на фестиваль постоянные члены жюри  — Татьяна Хаматханова (Навои) и Константин Диссель (Алматы, Казахстан). Мы привлекли к работе замечательных узбекистанских бардов – Арнольда Смородина и Александра Болодурина, имеющих большой опыт работы в жюри фестивалей прошлых лет. В составе жюри также работал известный бард из Бишкека (Кыргызстан) Андрей Соколов.
Предварительно было прослушано более 80 номеров, к участию в конкурсе было допущено всего 66. Конкурсная программа, состоявшаяся 22 сентября,  продолжалась чуть более четырёх часов. Конкурсанты выступили достойно. По сравнению с прошлыми фестивалями,  улучшилось качество исполнения произведений. Тепло и радушие публики, встречающих каждое выступление бурными аплодисментами, придавало уверенности выступавшим бардам и поэтам.
При подведении итогов больших разногласий у членов жюри не возникало. Впервые за последние годы при определении обладателя Гран-при фестиваля не пришлось прибегать к перепевке. Единогласным решением главный приз фестиваля — гитара и грамота Гран-при фестиваля были вручены замечательному барду из Алматы (Казахстан) Ладе Лобановой.



Итоги Фестиваля авторской песни и поэзии «ОСЕННИЙ АККОРД – 2018»

Номинация: ДЕТСКАЯ ПЕСНЯ


Диплом 1 степени — ЛИЛИЯ ЗАКИРОВА
Номинация: БАРД СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ:
Диплом 1 степени — АНАСТАСИЯ ШЕЙКО
Номинация: ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
Специальный диплом фестиваля за хорошую песню, посвящённую памяти друга — ПАВЕЛ ТРОШКОВ. В этой номинации был заявлен всего один выступающий, поэтому ему был вручён специальный диплом.
Номинация: ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
Диплом 1 степени — ЛЮБОВЬ КУДРЯВЦЕВА
Диплом П степени — МАРИНА ТЕЛЕВНАЯ (Алматы, Казахстан)
Номинация: ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
Диплом 1 степени — ВАСИЛИЙ ЕРЁМИН
Диплом П степени — АЛЕКСЕЙ ЕФРЕМОВ


Номинация: ДУЭТЫ И АНСАМБЛИ
Диплом 1 степени — МАТЛЮБА ТУЛЕГАНОВА / ЗАФАР ЮСУПОВ


Диплом 1 степени — КСЕНИЯ БЕССОННАЯ (Кыргызстан) / АЛЕКСАНДР ПАЛАТИН
Диплом П степени — Ташкентский клуб «АРЧОНОК»
Номинация: ИСПОЛНИТЕЛЬ



Диплом 1 степени — ЛОБАНОВА ЛАДА (Алматы, Казахстан)
Диплом П степени — КИМ СЕРГЕЙ
Номинация: ЧТЕЦ


Диплом 1 степени — АЛЕКСЕЕВА ЕЛЕНА
Диплом П степени — УМИДА БЕРДЫЕВА
Автор этих строк получила  Специальный диплом «За художественную интерпретацию поэзии Расула Гамзатова».
Номинация: КОМПОЗИТОР



Диплом 1 степени — ЕЛЕНА ЖАЛНИНА


Диплом П степени — ЛИЛИЯ КАБАЧЕВА



Номинация: АВТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ
Диплом 1 степени — ЛАДА ЛОБАНОВА (Алматы, Казахстан)



Диплом П степени — МАРИЯ ДЕНИСОВА
Номинация: АВТОР-ПОЭТ


Диплом 1 степени — МУРАД ЯКУБЖАНОВ


Диплом П степени — ВИКТОР ИГНАТИКОВ
Номинация: МЭТРЫ (победители фестивалей прошлых лет)
Диплом 1 степени — АЛЕКСАНДР БЛАК (Алматы, Казахстан) и ЯРОСЛАВ КОРОЧКИН (Ташкент)




ПОЧЁТНЫЕ ТИТУЛЫ ФЕСТИВАЛЯ:
МИСС «ОСЕНЬ» — МАРИНА ТЕЛЕВНАЯ (Алматы, Казахстан)
ГЛАВНЫЙ ГЕОЛОГ ФЕСТИВАЛЯ — ЮСУП ОБИДОВИЧ САЙДАКБАРОВ



ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ — АНДРЕЙ ЦОЙ и НИКОЛАЙ ЗВЕРЕВ (Шымкент).






         Жанр бардовской песни зародился в специфических условиях тотального контроля всех сфер культуры. Он зародился как социальный протест, как струя свежего воздуха, причём, на совершенно некоммерческой основе. Эти песни звучали в горах и на кухнях лучших друзей, а не со сцены и на всю страну. Запретность и «крамольность» лишь добавляли им особую притягательность. Сегодня, когда происходит полная коммерциализация любого творчества, когда нет никакого ограничения в доступе к любой музыке, бардовская песня, увы, уходит на второй план. Многие знатоки-меломаны сегодня разделяют мнение, что она трансформируется в рок-поэзию и рок-музыку. При всей кажущейся разнице,  у этих музыкальных направлений есть общее начало —  это идейная нагрузка на текст, яркий, жёсткий, дерзкий, образный. По мнению знатока авторской песни Валентины Прокофьевой, «принадлежность к року определяется общим отношением к жизни: мир по своей природе жесток и бесчеловечен — отсюда воющие и скрежещущие звуки — крик человека, выброшенного в чудовищный, лишенный Бога мир». У истоков бард-рока стоят Александр Градский, Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой и другие известные рок-музыканты.


         В этом году неожиданно для всех фестиваль «Осенний аккорд» принял акцент рок-музыки, который поклонники авторской песни восприняли далеко не однозначно. Произведения  такого характера продемонстрировали вне основной программы ансамбль «Арчонок» и единичные исполнители из молодёжи. Новое явление на фестивале вызвал противоречивые толки. Будущее покажет, кто идёт правильной  неизведанной тропой в поисках выражения истины, а кто застрял на распутье пройденных дорог.



Барды и поэты ТО «Арча»  (Ташкент),  «Фламинго» (Самарканд), «Южный ветер» (Шымкент) часто приезжают на фестиваль «Осенний аккорд», прежде всего, приобщиться к  духовным высотам авторской песни и поэзии. Дирекция  лагеря «Геолог», предоставила  для гостей необходимую инфраструктуру:  обновлённую эстраду под надёжным новым навесом, уютные павильоны,  душевые, обустроенные туалеты,  калорийное вегетарианское питание.


Надо отметить, что истинные подвижники  движения бардовской песни  ратуют за отрезвление  фестивалей авторской песни и поэзии, за ломку старых варварских,  по своей сущности, традиций «ритуального» употребления алкоголя и воспитание молодёжи в духе не потакания их  низменным потребностям, а уважения к трезвости,  трезвым непьющим людям и отвращения к пьянству. Мы «За трезвость», потому что в ответе за тех, кого приручили к авторской песне, за преданных поклонников этого неумирающего вида самодеятельного  искусства, наших «братьев по крови», приезжающих на фестиваль за десятки и сотни километров от дома послушать качественную музыку и хорошие стихи, жить и наслаждаться жизнью по велению совести.
    Среди таких паломников  были выступавшие Олег Бордовский, автор восьми поэтических сборников, поэт Александр и бард Жанна Симоновы, дуэты Михаил Михелев и  Любовь Кудрявцева, Матлюба Тулеганова и  Зафар Юсупов  из Ташкента, а также Людмила Ромашкина из Алматы, выпустившая у себя на родине пять книг, повествующих о движении авторской песни, и в частности, о Творческом объединении «Арча». Вот что нам рассказала постоянная участница  и летописец «Чимганского эха» и «Осеннего аккорда»:









— Я впервые встретилась с руководителем  клуба «Арча» Тимуром Шангареевичем Валитовым 18 июня 2002 года. Это был  день рождения барда, актёра, режиссёра Пулата Маликова, накануне этого события ставшего лауреатом Гран-при фестиваля авторской песни «Горное эхо», проводимого Театром авторской песни «ВИГУС» в Алматы. Высокая встреча произошла за праздничным столом и оказалась судьбоносной, хотя я сильно сомневалась в продолжении отношений… Ташкент? Где это? Что это? Небольшой рассказ на страницах школьного учебника.


На нынешний фестиваль Людмила Ромашкина привезла в подарок своим закадычным друзьям новую книгу-фотолетопись «Осенний аккорд» «Арчи», в которой она признаётся в своей любви  к клубу, отмечающему в этом году свой юбилей: «Клубу авторской песни «Арча» — 25 лет?! В рамках человеческой жизни  это более-менее понятно. Юношеский возраст! И невозможно такими же  мерками мерить количество прошедших лет для огромно-разнообразнейшего коллектива творческих ЧЕЛОВЕКОВ, пишущих, читающих, поющих и просто восторженно слушающих оных.
Может, нужно сложить возраст каждого, кто когда-либо был вхож в этот творческий конгломерат… Этого сделать невозможно… Но если бы это произошло, то цифры поразили бы своей  невероятно большущей величиной… Да что там считать… Какие там года…».  





Бард Александр Чумаченко из Казахстана поделился своим впечатлением о XYIII фестивале «Осенний аккорд»:
         — В Узбекистан на бардовские фестивали «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд» я езжу уже  лет десять. Но именно в этот раз я получил от фестиваля истинное наслаждение. Лагерь "Геолог" под Ходжакентом  значительно преобразился после ремонта,  но не это главное.
А главное, что изменилось настроение зрителей — жителей Узбекистана. Прошедший год ознаменовался большими переменами в стране. Новый президент Шавкат Миромонович Мирзиёев взял курс на рывок в углублении демократизации Узбекистана и реформирование экономики, создание достойных условий для жизни народа.
Это было видно сразу от самой границы, на которой увеличили количество проверочных кабин, отменили совершенно ненужные иммиграционные карточки. Приятно было видеть чёткую быструю профессиональную работу узбекистанских таможенников. В результате на обратном пути узбекскую сторону перехода «Майский» мы проскочили за 10 минут, а нашу проходили ровно час в давке и неразберихе.
По дороге к  лагерю «Геолог»  по обе стороны дороги красовались огромные площади свежих посадок: орех, капуста, виноград... Водитель с гордостью говорил о развитии страны, о курсе Президента на омоложение власти, о стремительном развитии туристического кластера… — и  эти слова простого человека вселяли надежды на то, что это всё в скором времени обязательно сбудется.
А фестиваль... на нас обрушил теплый вал любви: чуткие зрители жарко аплодировали "своим" и "не своим", поддерживали, если выступающий забывал слова... Я не член жюри и не анализирую творческую компоненту конкурса, а все же приятно, что оно так высоко оценило необыкновенную Ладу Лобанову, выдавшую внешне неброскую, но какой-то бездонной глубины песню. Что касается меня, то мне вручили очень интересный и, можно сказать, знаковый диплом "За лучшее посвящение В. Высоцкому" — вот чего не ожидал...
         Для меня главным  было то, что проходило ПОСЛЕ конкурсных выступлений. А после  мы распевали  песни в дружеских посиделках до утра. Где я только не пел: и чем больше пел — тем больше хотелось ещё петь…Для меня истинным подарком оказалось послушать за столом необыкновенных бардов Владислава Маевского, Михаила Михелева, Любу Кудрявцеву, Алексея Ефремова...
Владимир Шабалин,   внешне суровый председатель жюри, не только добрейший человек, но и тончайший бард, и, похоже, нашей с ним общей любовью является Юрий Визбор, которого Владимир знает, по-моему, всего.
Ещё хочу сказать слова восхищения командой организаторов фестиваля: под руководством мощного Тимура Валитова он катился как суперсовременный экспресс —  всё было без сучка и задоринки.
Отгорел фестиваль. Но в памяти остались эти чудесные дни, чудесные люди, чудесные песни. И чудесная страна. Процветай, Узбекистан! До новой встречи с тобой!
Своё  благоговейное отношение к клубу  «Арча» и фестивалю  «Осенний аккорд» выразили в своих авторских песнях ветеран ТО «Арча» Арнольд Смородин, бард Роман Мусин, а также дебютант фестиваля, поэт  Евгения Абалян, чьё стихотворное выступление жюри отметило специальным дипломом.










Под занавес все участники конкурсной программы  коллективно исполнили знаменитую песню «Солнышко» одного из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни —  Юрия  Визбора. Его душевные песни звучали возле походных костров, во время отдыха в пионерских лагерях или в студенческих компаниях, на концертах авторской песни и во многих кинофильмах. Наследие Юрия Иосифовича и сегодня согревает души тех, чья молодость прошла в СССР и навсегда сроднилась с авторской песней.

Гуарик Багдасарова



Комментарии

  1. Отличная статья! Автор отразила все основные яркие моменты фестиваля!
    И всё повествование сопровождается галереей замечательных фоторграфий!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма