Музыкально-поэтический вечер «Но и любовь – мелодия…»






…Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает.
Но и любовь – мелодия…
А.С. Пушкин



Великая и вечная тема Любви в ариях, романсах, песнях и поэзии
прозвучала 25 ноября 2018 г. в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ по благословению главы Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия. Автор проекта и композиции, ведущий – режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и солисты ГАБТ перед концертом поздравили митрополита Викентия с его Днём рождения и пожелали ему здравия и доброй энергии духа на долгие годы. Во вступительном слове владыка поблагодарил артистов за их благородную просветительскую миссию и ещё раз напомнил всем, что история свидетельствует, что Православная церковь сохраняла себя в самых сложных исторических ситуациях. Ныне Православие объединяет людей разного воспитания и образования, представителей разных культур и национальностей, приверженцев разных идеологий и политических доктрин.


Новый Завет говорит, что «Бог есть Любовь»; санскритские
сутры признают Бога «источником всех знаний и всякой любви»; даосизм
отмечает, что «Дао – существо нежное», а Коран утверждает, что Аллах «милостив, милосерден». Это означает, что в истоках бытия находится Божественная Любовь, и предполагает, что приблизиться к Богу можно только развивая в себе всё более совершенную любовь: «Сие заповедую вам, да любите друг друга «(Ин. 15.17), — учил Иисус, а для мистиков ислама Всевышний «есть Любовь, Любящий и Возлюбленный».
Каждая религия предлагает свои подробные разъяснения
относительно того, как следует развивать в себе совершенную любовь.
Такая любовь развивается по мере того, как человек учится любить весь
окружающий мир и видеть в каждом человеке и событии проявление воли и Любви Бога. Другие, вытекающие из этого главного завета всех религий,
предписания и правила также очень похожи: «Не убий», «Не укради» и т.д.
Церковь видит свою миссию не в общественном устройстве… а в
единственном от Бога заповеданном служении спасению душ человеческих. Это своё предназначение она выполняла во все времена, при любых государственных формациях. Этой цели, думаю, служат и все участники концерта, проповедующие Любовь к истине, к подлинным ценностям жизни, к тому, что её одухотворяет, наполняет смыслом и делает нас всех богоподобными, — таким воззванием к прихожанам митрополит Викентий благословил предстоящий музыкально-поэтический вечер.
В концерте приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои:
заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты
международных конкурсов: Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Лятифе
Абиева (сопрано), Рада Смирных (контральто), Анжелика Мухаметзянова
(сопрано) и молодые солисты — Султанбек Абдурахимов (бас) и Хислат
Камилов (баритон). Музыкальный руководитель и концертмейстер
Людмила Слоним.
Обширная и беспредельная тема вечера определилась известными
знаковыми строками А.С.Пушкина: «Из наслаждений жизни одной любви
музыка уступает, но и любовь – мелодия…». В слиянии высоты
полета духа на уровне излучения энергетики великой Музыки, неразрывно
связанной с Поэзией,  – и происходило в полноводном течении всего вечера
многогранное и многокрасочное приношение Любви как Мелодии, или
вернее,  – целой Симфонии возвышенных чувств человека, подаренных нам свыше. Программа концерта охватила широкие границы вокальной музыки на тему любви разных жанров и эпох — от народной песни, салонного русского романса Серебряного века, классических оперных и опереточных арий XIX-XX столетий, а также незабвенных лирических хитов советской эпохи.


Главным действующим лицом вокальной музыки остаётся исполнитель. Каждое выступление в концерте отличалось не только утончённым своеобразием содержания, богатством мелодии, напевностью выбранного произведения, но и индивидуальным искусством владения вокалом, неповторимым стилем исполнения каждого солиста, словно
соревновавшихся друг с другом не только в технике, но и во вдохновенной
самоотдаче пению, в выразительности интонаций и фразировки, вне которых невозможен подлинный артистизм. Успех артистов и признание у зрителей был обеспечен, во многом, благодаря концертмейстеру Людмиле Слоним, чей аккомпанемент на фортепиано всегда звучит на одном дыхании с вокалом, с рефреном, паузами, необходимой модуляцией. И в этом нерушимом ансамбле, полном тонких нюансов и выразительности,
развивалось действие всей композиции вечера.


Так, органично и возвышенно прозвучал дуэт Лятифе Абиевой и
Анастасии Юдиной «Хочу молиться…» (стихи и музыка С. Чичагова),
открывший программу концерта. Публика особо оценила то, что этот
«номер-эпиграф» бы специально посвящен Владыке Викентию и органично довершал праздничное поздравление в его адрес. Их же чарующий дуэт открыл новые краски в палитре чувства любви в редко звучащем романсе-песне П. Чайковского «В огороде возле броду» на стихи И. Сурикова. В этом номере сквозили широта, свобода и распевность, идущие от мелодики народной песни. Не менее захватывающими и сокровенными были их сольные номера в этом вокальном цикле: трепетные и экспрессивные «Колокольчики мои» П. Булахова на стихи А.К.Толстого и полный испанской страстности романс Д. Шостаковича (русский текст Т. Сикорской) «Звёздочки» в исполнении А. Юдиной. А «восточный» по особой мелодике томления романс Н. Римского-Корсакова на стихи А. Кольцова «Пленившись розой, соловей…», исполненный Лятифе Абиевой, оттенил палитру вечера новой краской. Ведущий А. Слоним в преамбуле к этому романсу, в котором затронута вечная тема Соловья и Розы, драматизм недопонятого и недооценённого чувства, – особо подчеркнул, что влияние А.С. Пушкина на автора текста А.Кольцова здесь не случайно и предстаёт основой особой драматургии этого романса.


         Ольга Александрова покорила публику особым драматизмом
исполнения романсов П. Чайковского на стихи А. Апухтина «Забыть так
скоро…»; «Полюбила я на печаль свою…» С. Рахманинова (стихи А.
Плещеева) и ещё одного творения П. Чайковского — «Закатилось солнце…». В первом романсе боролись два чувства — протест и отчаяние покинутой женщины о безвозвратно ушедшей любви. Во втором звучала истинно народная тоска из-за утраты грёз, а в третьем – восторг упоения страстью.


В знаменитую «Элегию» Ж. Массне (стихи Галле) Султанбек
Абдурахимов вложил смирение и покорность судьбе со всей мощью и
нежностью своего неповторимого баса. А в знаменитой песне Арно
Бабаджаняна «Благодарю тебя» на стихи Р. Рождественского этот солист выразил необъятный спектр душевных эмоций, заставивший вспомнить неповторимое исполнение этой песни в своё время народным артистом Муслимом Магомаевым, и этим заслужил восторженные аплодисменты и возгласы «Браво!» от признательной публики. При этом примечательно, что молодой певец не пытался копировать исполнительскую манеру великого певца Магомаева, а стремился найти собственные краски и штрихи в этом произведении. И отрадно, что очень молодой возраст С. Абдурахимова, с
одной стороны, вовсе не является препятствием для демонстрации его уже
вполне сложившегося мастерства, а с другой – вселяет радующие надежды на  полноценное развитие своеобразной и яркой творческой личности.


Другой молодой певец – Хислат Камилов – сумел передать весь
диапазон  чувств — от сдержанной трогательной сентиментальности (С.
Рахманинов, стихи А.Фета — «В молчанье ночи тайной») до страстной
мольбы (С. Рахманинов, стихи Д. Мережковского — «О, нет, молю, не
уходи!..») — характерный для русских романсов рубежа XIX -XX веков. Не
может не радовать и тот очевидный факт, что оба этих весьма молодых
исполнителя узбекского происхождения отлично прочувствовали и
убедительно раскрыли непростые особенности стиля исполняемых русских романсов.


Анжелика Мухаметзянова (сопрано), виртуозно владея вокалом,
многогранно проявила себя и в озорно-романтических куплетах Адели из
оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, и  комических куплетах Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» в потрясающем юмористическом образе заводной куклы. 


      Рада Смирных своим глубоким контральто донесла тайну любви – загадки, от которой порой зависит жизнь человека, в романсе, полном душевной неги, композитора Серебряного века — В. Борисова (стихи Е. Дитерикс) «Звёзды на небе»; испанской, полной страсти и огня, песне П. Сарасате (русский текст Г. Гнесина) «Чёрный веер» и в искромётной шуточной партии кокетливой дамы «Но я вас всё-таки люблю…» в дуэте с А. Слонимом, обаятельно, с юмором исполнившим роль её незадачливого партнёра.


Андрей Евсеевич дополнил и тем самым обогатил музыкальную
программу лирико-философским объёмным циклом своих стихов о любви, в котором совершенно особое место занимало его авторское
стихотворение под условным названием «Письмо к Татьяне» («Я к Вам пишу…»). Неожиданность содержания и формы этого стихотворения прозвучала, буквально, как гром среди ясного дня. Это было не
просто очень трогательно, но и знаменательно в наш компьютерный век,
когда в современном мире высокая любовь нередко профанируется и
опошляется, когда мы больше говорим об иллюзиях, подделках, искажениях
любви, о том, что не является любовью «на самом деле». Автор в этот вечер
выразительно прочёл девять совершенно разных стихотворений о
Любви – от философских, просветлённо-лирических – до полных иронии,
Юмора и сарказма.


Так весь вечер со сцены, как в прежние времена, звучали в стихах и музыке нетленные слова о Любви. И во всём своём могуществе предстал
своеобразный нерушимый мост, соединивший века минувшие с веком
нынешним, построенный на вечных незыблемых устоях Любви, которая, по
словам Данте, «движет солнца и светила».



      Вечер логически завершил истинный гимн Любви – один из самых просветлённых романсов П.И.Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей…» — в проникновенном и обаятельном воплощении Лятифе Абиевой. Но точка в этой бескрайней и неисчерпаемой теме, конечно же, не была – да и не могла – быть поставлена. И слова Андрея Евсеевича о том, что надо бережно и неизменно хранить в душе основы Любви – великого дара свыше, и что только с этим заветным чувством каждый может пробиться сквозь морозную зиму к своей Весне – одарили благодарный зал светом, надеждой и радостью…

Гуарик Багдасарова

Фото: Михаил Левкович
  





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ташкентская премьера вокально-поэтической композиции «Царские дни» в Екатеринбурге

«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма