Музыкально-поэтический вечер
«Но и любовь – мелодия…»
…Из
наслаждений жизни
Одной
любви музыка уступает.
Но и
любовь – мелодия…
А.С. Пушкин
Великая и вечная тема Любви в ариях, романсах, песнях и
поэзии
прозвучала 25 ноября 2018 г. в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ по благословению
главы Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия. Автор
проекта и композиции, ведущий – режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои,
заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и солисты
ГАБТ перед концертом поздравили митрополита Викентия с его Днём
рождения и пожелали ему здравия и доброй энергии духа на долгие годы. Во
вступительном слове владыка поблагодарил артистов за их благородную
просветительскую миссию и ещё раз напомнил всем, что история
свидетельствует, что Православная церковь сохраняла себя в самых сложных
исторических ситуациях. Ныне Православие объединяет людей разного
воспитания и образования, представителей разных культур и национальностей,
приверженцев разных идеологий и политических доктрин.
— Новый Завет говорит,
что «Бог есть Любовь»; санскритские
сутры признают Бога «источником всех знаний и всякой
любви»; даосизм
отмечает, что «Дао – существо нежное», а Коран утверждает,
что Аллах «милостив, милосерден». Это означает, что в истоках бытия
находится Божественная Любовь, и предполагает, что приблизиться к
Богу можно только развивая в себе всё более совершенную любовь: «Сие
заповедую вам, да любите друг друга «(Ин. 15.17), — учил Иисус, а для
мистиков ислама Всевышний «есть Любовь, Любящий и Возлюбленный».
Каждая религия
предлагает свои подробные разъяснения
относительно того, как следует развивать в себе совершенную
любовь.
Такая любовь развивается по мере того, как человек учится
любить весь
окружающий мир и видеть в каждом человеке и событии
проявление воли и Любви Бога. Другие, вытекающие из этого главного завета
всех религий,
предписания и правила также очень похожи: «Не убий», «Не
укради» и т.д.
Церковь видит свою миссию не в общественном устройстве… а в
единственном от Бога заповеданном служении спасению душ
человеческих. Это своё предназначение она выполняла во все времена, при
любых государственных формациях. Этой цели, думаю, служат и все
участники концерта, проповедующие Любовь к истине, к подлинным
ценностям жизни, к тому, что её одухотворяет, наполняет смыслом и делает нас
всех богоподобными, — таким
воззванием к прихожанам митрополит Викентий благословил
предстоящий музыкально-поэтический вечер.
В концерте приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А.
Навои:
заслуженная
артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты
международных
конкурсов: Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Лятифе
Абиева
(сопрано), Рада Смирных (контральто), Анжелика Мухаметзянова
(сопрано)
и молодые солисты — Султанбек Абдурахимов (бас) и Хислат
Камилов (баритон). Музыкальный руководитель и концертмейстер
Людмила
Слоним.
Обширная и беспредельная тема вечера определилась
известными
знаковыми
строками А.С.Пушкина: «Из наслаждений
жизни одной любви
музыка уступает, но и любовь – мелодия…». В слиянии высоты
полета
духа на уровне излучения энергетики великой Музыки, неразрывно
связанной
с Поэзией, – и происходило в полноводном
течении всего вечера
многогранное
и многокрасочное приношение Любви как Мелодии, или
вернее, – целой Симфонии возвышенных чувств человека,
подаренных нам свыше. Программа концерта охватила широкие границы вокальной
музыки на тему любви разных жанров и эпох — от народной песни, салонного
русского романса Серебряного века, классических оперных и опереточных арий
XIX-XX столетий, а также незабвенных лирических хитов советской эпохи.
Главным действующим лицом вокальной музыки остаётся
исполнитель. Каждое выступление в концерте отличалось не только утончённым своеобразием
содержания, богатством мелодии, напевностью выбранного произведения, но и
индивидуальным искусством владения вокалом, неповторимым стилем исполнения
каждого солиста, словно
соревновавшихся
друг с другом не только в технике, но и во вдохновенной
самоотдаче
пению, в выразительности интонаций и фразировки, вне которых невозможен
подлинный артистизм. Успех артистов и признание у зрителей был
обеспечен, во многом, благодаря концертмейстеру Людмиле Слоним, чей
аккомпанемент на фортепиано всегда звучит на одном дыхании с вокалом,
с рефреном, паузами, необходимой модуляцией. И в этом нерушимом
ансамбле, полном тонких нюансов и выразительности,
развивалось
действие всей композиции вечера.
Так, органично и возвышенно прозвучал дуэт Лятифе Абиевой и
Анастасии
Юдиной «Хочу молиться…» (стихи и музыка С. Чичагова),
открывший
программу концерта. Публика особо оценила то, что этот
«номер-эпиграф»
бы специально посвящен Владыке Викентию и органично довершал
праздничное поздравление в его адрес. Их же чарующий дуэт открыл
новые краски в палитре чувства любви в редко звучащем романсе-песне П.
Чайковского «В огороде возле броду» на стихи И. Сурикова. В этом номере
сквозили широта, свобода и распевность, идущие от мелодики народной
песни. Не менее захватывающими и сокровенными были их сольные
номера в этом вокальном цикле: трепетные и экспрессивные «Колокольчики
мои» П. Булахова на стихи А.К.Толстого и полный испанской
страстности романс Д. Шостаковича (русский текст Т. Сикорской)
«Звёздочки» в исполнении А. Юдиной. А «восточный» по особой
мелодике томления романс Н. Римского-Корсакова на стихи А. Кольцова
«Пленившись розой, соловей…», исполненный Лятифе Абиевой, оттенил
палитру вечера новой краской. Ведущий А. Слоним в преамбуле к этому романсу, в
котором затронута вечная тема Соловья и Розы, драматизм недопонятого и
недооценённого чувства, – особо подчеркнул, что влияние А.С. Пушкина на автора
текста А.Кольцова здесь не случайно и предстаёт основой особой драматургии
этого романса.
Ольга Александрова покорила публику
особым драматизмом
исполнения
романсов П. Чайковского на стихи А. Апухтина «Забыть так
скоро…»; «Полюбила
я на печаль свою…» С. Рахманинова (стихи А.
Плещеева)
и ещё одного творения П. Чайковского — «Закатилось солнце…». В первом романсе
боролись два чувства — протест и отчаяние покинутой женщины о безвозвратно
ушедшей любви. Во втором звучала истинно народная тоска из-за утраты грёз, а в
третьем – восторг упоения страстью.
В знаменитую «Элегию» Ж. Массне (стихи Галле) Султанбек
Абдурахимов
вложил смирение и покорность судьбе со всей мощью и
нежностью
своего неповторимого баса. А в знаменитой песне Арно
Бабаджаняна
«Благодарю тебя» на стихи Р. Рождественского этот солист выразил необъятный
спектр душевных эмоций, заставивший вспомнить неповторимое исполнение этой
песни в своё время народным артистом Муслимом Магомаевым, и этим заслужил восторженные
аплодисменты и возгласы «Браво!» от признательной публики. При этом
примечательно, что молодой певец не пытался копировать исполнительскую манеру
великого певца Магомаева, а стремился найти собственные краски и штрихи в этом произведении.
И отрадно, что очень молодой возраст С. Абдурахимова, с
одной
стороны, вовсе не является препятствием для демонстрации его уже
вполне сложившегося
мастерства, а с другой – вселяет радующие надежды на полноценное развитие своеобразной и яркой творческой
личности.
Другой молодой певец – Хислат Камилов – сумел передать весь
диапазон чувств — от сдержанной трогательной
сентиментальности (С.
Рахманинов,
стихи А.Фета — «В молчанье ночи тайной») до страстной
мольбы
(С. Рахманинов, стихи Д. Мережковского — «О, нет, молю, не
уходи!..»)
— характерный для русских романсов рубежа XIX -XX веков. Не
может не
радовать и тот очевидный факт, что оба этих весьма молодых
исполнителя
узбекского происхождения отлично прочувствовали и
убедительно
раскрыли непростые особенности стиля исполняемых русских романсов.
Анжелика Мухаметзянова (сопрано), виртуозно владея вокалом,
многогранно
проявила себя и в озорно-романтических куплетах Адели из
оперетты
«Летучая мышь» И. Штрауса, и комических куплетах
Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» в потрясающем юмористическом образе заводной
куклы.
Рада Смирных своим глубоким контральто донесла тайну любви – загадки,
от которой порой зависит жизнь человека, в романсе, полном душевной
неги, композитора Серебряного века — В. Борисова (стихи Е. Дитерикс)
«Звёзды на небе»; испанской, полной страсти и огня, песне П. Сарасате
(русский текст Г. Гнесина) «Чёрный веер» и в искромётной шуточной
партии кокетливой дамы «Но я вас всё-таки люблю…» в дуэте с А.
Слонимом, обаятельно, с юмором исполнившим роль её незадачливого партнёра.
Андрей Евсеевич дополнил и тем самым обогатил музыкальную
программу
лирико-философским объёмным циклом своих стихов о любви, в котором
совершенно особое место занимало его авторское
стихотворение
под условным названием «Письмо к Татьяне» («Я к Вам пишу…»). Неожиданность
содержания и формы этого стихотворения прозвучала, буквально, как гром среди
ясного дня. Это было не
просто
очень трогательно, но и знаменательно в наш компьютерный век,
когда в
современном мире высокая любовь нередко профанируется и
опошляется,
когда мы больше говорим об иллюзиях, подделках, искажениях
любви, о
том, что не является любовью «на самом деле». Автор в этот вечер
выразительно
прочёл девять совершенно разных стихотворений о
Любви –
от философских, просветлённо-лирических – до полных иронии,
Юмора и
сарказма.
Так весь вечер со сцены, как в прежние времена, звучали в
стихах и музыке нетленные слова о Любви. И во всём своём могуществе предстал
своеобразный
нерушимый мост, соединивший века минувшие с веком
нынешним,
построенный на вечных незыблемых устоях Любви, которая, по
словам
Данте, «движет солнца и светила».
Вечер логически завершил истинный гимн Любви – один из самых просветлённых романсов П.И.Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей…» — в проникновенном и обаятельном воплощении Лятифе Абиевой. Но точка в этой бескрайней и неисчерпаемой теме, конечно же, не была – да и не могла – быть поставлена. И слова Андрея Евсеевича о том, что надо бережно и неизменно хранить в душе основы Любви – великого дара свыше, и что только с этим заветным чувством каждый может пробиться сквозь морозную зиму к своей Весне – одарили благодарный зал светом, надеждой и радостью…
Вечер логически завершил истинный гимн Любви – один из самых просветлённых романсов П.И.Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей…» — в проникновенном и обаятельном воплощении Лятифе Абиевой. Но точка в этой бескрайней и неисчерпаемой теме, конечно же, не была – да и не могла – быть поставлена. И слова Андрея Евсеевича о том, что надо бережно и неизменно хранить в душе основы Любви – великого дара свыше, и что только с этим заветным чувством каждый может пробиться сквозь морозную зиму к своей Весне – одарили благодарный зал светом, надеждой и радостью…
Гуарик Багдасарова
Фото: Михаил Левкович
Комментарии
Отправить комментарий