Московский поэт из Ташкента Вадим Муратханов
В Узбекистане поэта, прозаика, переводчика и литературного критика Вадима Муратханова (1974 г.р.), автора семи стихотворных сборников: «Воскресенье», «До сумерек», «Непослушная музыка», др. - хорошо знает и любит весь литературный бомонд. Вадим один из основателей альманаха «Малый шёлковый путь» (1999–2004) и Ташкентского открытого фестиваля поэзии (2001–2008). В 2006–2013 гг. зав. отделом поэзии журнала «Новая Юность», с 2006 г. ответственный секретарь журнала «Интерпоэзия».
Приехав в Москву в конце мая-начале июня 2025 г. всего на две недели для встречи с выпускниками факультета журналистики МГУ, я созвонилась с нашим земляком Вадимом Муратхановым, уже почти 20 лет проживающим в Московской области и работающим в российской столице. По традиции мы встретились на Пушкинской площади. Кругом с большим размахом шли строительные работы: Москва готовилась отметить 12 июня День России. Мы с трудом уединились на ближайшем Тверском бульваре напротив памятника Сергею Есенину, возле которого с шумом проходили бульдозеры, воронкой кружилась пыль над гравийной дорожкой бульвара и вовсю гремел экскаватор, так что пришлось перекрикивать этот шум, не помешавший нам поговорить по душам о высоком и важном, о простом и сложном на фоне кипучей будничной жизни столицы.
Поэзия Вадима Муратханова всегда отличалась характерной особенностью. Мотивы и образы, встречающиеся у поэта на раннем этапе творчества, находили более глубокое развитие в стихах зрелого периода. Поэтому он был всегда узнаваем и одновременно нов в жизни и своих стихах. Наша беседа была о старых и свежих мотивах в творчестве нашего соотечественника, охотно поделившегося соображениями о своём призвании, сбывшихся на сегодня сокровенных надеждах и мечтаниях о будущем.
- Вадим! Вы родились во Фрунзе (ныне Бишкек). В 1990 г. переехали в Ташкент, где окончили факультет зарубежной филологии Ташкентского государственного университета. С 2006 г. живёте в Московской области. Что для вашей успешной творческой биографии означает московский период жизни по сравнению с ташкентским?
- После отъезда из Ташкента в 2004 г. я долго, два года, проживал в городе Волжский Волгоградской области, работал там журналистом. Мне было тогда 30 лет. Для меня этот период жизни был дан для осмысления предыдущего творческого опыта. Он был достаточно плодотворным для меня: ничто не отвлекало от работы, несмотря на достаточно суровые бытовые условия. Самым значительным произведением за этот период был цикл моих рассказов «Долгие жизни в самане». Он был опубликован в журнале «Дружба народов» в 2006 году. С 2006 г. я переехал в Подмосковье, сперва в г. Железнодорожный, а с 2007 года живу в г. Электроугли по той же знаменитой ветке: «Москва-Петушки», больше известной читателю по постмодернистской поэме в прозе Венедикта Васильевича Ерофеева. Сейчас я работаю на удалёнке в формате on-line.
- Как повлиял переезд на ваше творчество?
- Здесь , с одной стороны, у меня значительно больше собратьев по перу хотя бы потому, что в Москве и Московской области меня окружает густонаселённая творческая среда литераторов, и общение с ними куда более интенсивное. С другой стороны, здесь более напряжённый ускоренный темп жизни, поэтому мне иногда не хватает каких-то зазоров – передышки – которые были у меня в Узбекистане. Здесь приходится с усилием выкраивать время для литературной работы. Но презентовать плоды своего труда значительно проще: в Москве много литературных салонов, клубов, издательств и журналов для обнародования творчества пишущих людей.
Что для Вас в творческом плане означает без года 20-летняя эпоха развития как в поэзии, так и в прозе?
- Это касается и поэзии, и прозы. Всё это время ушло у меня на то, чтобы откристаллизовать опыт своей жизни в Средней Азии. Я дорабатывал свои старые тексты, отложенные на время, с учётом новых ощущений и прозрений нынешней жизни. Я думаю, что сейчас я пишу о себе, 30-35-летнем молодом человеке. Старые темы, связанные с моим детством, уже исчерпали себя: такова жизнь. Когда я приезжаю в Узбекистан или Киргизию в наши дни, я смотрю по-новому на города и их жителей из моего детства и отрочества. Мои новые впечатления когда-нибудь во что-нибудь переплавятся в будущем, а сегодня я испытываю полное чувство удовлетворения от того, что уже претворено в слово.
Альбом
Свет. Черно-белая вода.
Лицо, пока еще не в фазе
старенья. Бледный карандаш
проводит родственные связи.
Там, на канале, мой отец,
желтеющий с собой в разлуке
и забывающий о тех,
на чьих плечах он держит руки.
А я за кадром, мал на вид,
стою с лопаткой и вещами
и не могу остановить
бумаги ломкой обветшанье.
* * *
Вдали от капель, что наперебой
подробно разлетаются на жести,
ты где-нибудь становишься другой,
все дальше, непонятней в каждом жесте.
Но слушать дождь мне хочется с тобой.
И значит, мы наполовину вместе.
* * *
Пока вы не отвыкли от дыханья
и речи близких в памяти свежи,
нет ни души вокруг. Киномеханик
бесплатно крутит прожитую жизнь.
Вот входите вы с робостью ребёнка
в пустынный зал на сорок мест.
Стрекочет и потрескивает плёнка,
пока смотреть не надоест.
Прохлада
Лето. Людей покинули силы.
Кружку губам донести – и ладно.
Где-то там, за горами синими
ходит вдали от людей прохлада.
Ходит вдали белоснежным телёнком.
И от нее получает лето
только с трудом узнаваемый голос
на пленке арычной ленты
* * *
Цветные рыбки по обоям
плывут судьбе наперерез.
Переселиться нам обоим
в их нежилой подводный лес.
Вот я – ушел прозрачным боком
в нестройно мыслящий тростник.
Вот ты – большим янтарным оком
косящая на мой плавник.
В ночь на микрон, на миллиметр
сближаемся. Текут века,
жильцы проходят незаметно,
и не кончается река.
Город
В кабинке шаткой чужака
напрасно к небу поднимают –
необозримые века
лукавой сказкой подменяет
обманщик-город. В свой черёд
и я бродил по тёплой пыли.
И разум спал. И ничего
глаза в пыли не находили.
Состарившись, приду опять
в чинар высокое собранье
босыми пятками читать
развернутую книгу Брайля.
* * *
Легко оторвусь от постели
в преддверии долгого дня,
и купол хрустальный апреля
внезапно накроет меня.
Как влажная роспись, подробны
сплетенья дорожек и троп,
и голубя голос утробный,
и дятла далекая дробь.
Но – днем, словно веком, наполнен, –
запомнив его наизусть,
пройду лабиринтами комнат
и к тёплой постели вернусь,
где формы моей не теряла
покинутая простыня,
где старость стеклянным футляром
от мира спасает меня.
- А что Вас волнует сегодня больше всего?
- Наверное, больше всего, это чувство ответственности за свою жизнь и того, что происходит вокруг нас. И ещё любой литератор должен задумываться о смерти. Чем дольше живёшь – тем больше задумываешься над этой границей между жизнью и смертью. В моём возрасте я уже сформировался и не боюсь потерять своё «Я». Моя задача – довоплотить старые замыслы.
- Кто Вам интересен из литераторов сегодня?
- Я наблюдаю за творчеством старых друзей: как они эволюционируют. Мне интересен московский поэт Дмитрий Тонконогов, с которым мне пришлось поработать в журнале «Арион» до его закрытия, - представитель новой философской лирики. В Москве много интересных поэтов и мало читателей, по сравнению с прошлыми годами. Наши читатели – это пишущие люди, в основном, они сами поэты. Современный молодой москвич предпочтёт видео поэтической книге – это люди с клиповым сознанием, их большинство. Я дорожу мнением нескольких людей, к которым я прислушиваюсь.
- Как Вы относитесь к литературной критике?
- Нам необходима квалифицированная критика. В последние годы это, скорее, обзоры, а не анализ произведения, это больше путеводитель по современной литературе. Хотелось бы более профессиональной глубокой критики современного литературного процесса...
Так за увлекательной беседой мы снова вернулись к станции метро «Пушкинская» и попрощались до новых встреч в Ташкенте, куда Вадим Муратханов приезжает навестить свою маму и старых друзей, с которыми он периодически выступает в Государственном литературном музее Сергея Есенина, арт-галерее Human house и других литературных площадках. Пожелаем нашему земляку новых творческих открытий и достижений!
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Комментарии
Отправить комментарий